Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей ФГБУ "Северо-Западный окружной научно-клинический центр имени Л.Г. Соколова Федерального медико-биологического агентства" (далее - Заказчик):; ООО "Комбинат социального питания" (далее - Заявитель):,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 20318-ЭП/22 от 08.08.2022) на действия Заказчика при определении исполнителя путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по организации лечебного питания пациентов ФГБУ СЗОНКЦ им. Л.Г. Соколова ФМБА России (извещение N 0372100011722000392) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 22.07.2022 в единой информационной системе, номер извещения 0372100011722000392. Начальная (максимальная) цена контракта - 135 157 279, 00 рублей.
В жалобе Заявитель указал на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по его мнению, в утверждении ненадлежащего порядка оценки заявок.
Согласно представленным в порядке ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства:
1. Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
По смыслу ч.ч. 1, 2 и 4 ст. 24 Закона о контрактной системе открытый конкурс в электронной форме является конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), победителем которого признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе).
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать электронные документы, содержащие порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о контрактной системе.
Частью 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п.п. 1 и 2 ч. 1 настоящей статьи.
Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение) установлено Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
При этом согласно п. 2 Положения, "оценкой заявок" являются действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки (п. 3 Положения).
В соответствии с п. 16 Положения об оценке заявок для оценки заявок для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено Положением об оценки заявок, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) качественные характеристики объекта закупки;
б) функциональные характеристики объекта закупки;
в) экологические характеристики объекта закупки.
Как установлено ч. 5.1 ст. 106 Закона о контрактной системе представление информации и документов, предусмотренных ч. 5 настоящей статьи, не требуется в случае их размещения в соответствии с настоящим Федеральным законом на официальном сайте. При этом, если информация и документы, предусмотренные ч. 5 настоящей статьи и размещенные на официальном сайте, не соответствуют информации и документам, составленным в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или аккредитации участника закупки на электронной площадке, специализированной электронной площадке, приоритет имеют информация и документы, размещенные на официальном сайте.
В соответствии с извещением о проведении закупки Заказчиком для оценки заявок участников закупки использован, в том числе, критерий "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
Согласно электронному документу "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах.docx" к извещению о проведении закупки показателем названного критерия является "характеристика N 1 (качество товаров (работ, услуг) показателя "качественные характеристики объекта закупки" критерия "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
В вышеуказанном приложении Заказчиком установлен следующий порядок оценки заявок на участие в рассматриваемой части:
Для оценки заявок по показателю установлена шкала оценки.
Уровень шкалы |
Значение показателя |
Количество баллов |
а |
Предложение о качестве услуг*(1) не представлено или не соответствует уровням шкалы б - е |
0 |
б |
Представлено предложение о качестве услуг тип 1 |
20 |
в |
Представлено предложение о качестве услуг тип 2 |
40 |
г |
Представлено предложение о качестве услуг тип 3 |
60 |
д |
Представлено предложение о качестве услуг тип 4 |
80 |
е |
Представлено предложение о качестве услуг тип 5 |
100 |
Предложение о качестве, представленное участником закупки, соответствует предложению о качестве тип 1 в случае наличия в нем описания базового раздела.
Предложение о качестве, представленное участником закупки, соответствует предложению о качестве тип 2 в случае наличия в нем описания базового раздела и дополнительного раздела 1.
Предложение о качестве, представленное участником закупки, соответствует предложению о качестве тип 3 в случае наличия в нем описания базового раздела, дополнительного раздела 1 и дополнительного раздела 2.
Предложение о качестве, представленное участником закупки, соответствует предложению о качестве тип 4 в случае наличия в нем описания базового раздела, дополнительного раздела 1, дополнительного раздела 2 и дополнительного раздела 3.
Предложение о качестве, представленное участником закупки, признается предложением о качестве тип 5 в случае наличия в нем описания базового раздела, дополнительного раздела 1, дополнительного раздела 2, дополнительного раздела 3 и дополнительного раздела 4.
Заказчиком выделяются следующие разделы:
- базовый раздел, содержащий описание оказываемых услуг;
- дополнительный раздел 1, содержащий описание документов, регулирующих оказание услуг по объекту закупки;
- дополнительный раздел 2, содержащий описание материального обеспечения процесса оказания услуг;
- дополнительный раздел 3, содержащий описание производственного контроля при оказании услуг, осуществляемого участником закупки;
- дополнительный раздел 4, содержащий описание технологии приготовления блюд лечебного питания.
По мнению Заявителя, вышеуказанная шкала оценки является непропорциональной.
В соответствии с ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. При этом возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее рабочего дня, предшествующего дню рассмотрения жалобы по существу.
На заседании Комиссии УФАС Заказчик пояснил, что количество баллов по шкале оценки предусматривает наиболее высокую оценку за максимально полное описание качественных характеристик объекта закупки по установленному показателю в предложении о качестве, представляемого участником закупки.
Комиссия УФАС констатирует, что в рассматриваемом случае, установленная Заказчиком шкала оценки является пропорциональной, поскольку содержит в себе зависимость, которая определяется посредством шкалы и выражается во взаимном соотношении представленных сведений.
Довод жалобы признан необоснованным.
2. Порядком рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке предусмотрены следующие положения:
Предложение о качестве считается предоставленным участником закупки в отношении технологии приготовления блюд лечебного питания при наличии: описания процесса обработки сырья и производства продукции лечебного питания, требования к которым установлены нормативно-правовыми актами и стандартами, действующими в Российской Федерации (далее - СП), описания технологии приготовления каждого блюда лечебного питания, перечень которых указан в приложении N 2 к техническому заданию, описания процесса подачи блюд согласно требованиям, установленным СП (в случае если техническим заданием предусмотрена подача блюд), указания дополнительных технических характеристик и потребительских свойств (конкретных показателей) товаров, используемых при оказании услуг кроме показателей (характеристик) товара, установленных в приложении N5 к техническому заданию, сведения о которых должны быть указаны с учетом инструкции, представленной в Требованиях к содержанию, составу заявки на участие.
По мнению Заявителя, вышеуказанный порядок оценки является ненадлежащим, поскольку не позволяет определить порядок предоставления сведений в отношении дополнительных характеристик.
Вместе с тем, Комиссия УФАС отмечает, что извещение об осуществлении закупки содержит инструкцию по заполнению заявки, которая в свою очередь определяет порядок предоставления сведений и имеет ссылки на стандарты, указанные Приложении N 5 к техническому заданию в соответствии с которыми необходимо предоставлять характеристики.
Таким образом, довод жалобы признан необоснованным.
3. Извещением об осуществлении закупки предусмотрены следующие положения:
При предоставлении в Предложении о качестве перечня локальных нормативных актов участник закупки, в том числе, должен указать наименования форм, журналов и т.д., обязательных к применению по направлению объекта закупки.
Предложение о качестве в отношении описания порядка производственного контроля при оказании услуг считается предоставленным участником закупки надлежащим образом в случае наличия в нем инструкций, применяемых в рамках системы управления качеством и безопасностью пищевых продуктов на основе принципов ХАССП (инструкции по отбору суточных проб, мытью посуды и инвентаря, по гигиене персонала и т.д.).
Согласно представленным на заседание Комиссии УФАС возражениям, вышеуказанный порядок оценки соответствует положениям Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии УФАС Заказчика пояснил, что в соответствии с Порядком рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе предоставленные в Предложении о качестве в том числе:
- меры по охране труда должны быть отражены участником закупки в отношении видов выполняемых на пищеблоке работ, к которым относятся, в том числе, работа на различных видах оборудования, используемого при приготовлении блюд (например, картофелечистка, овощерезка, электромясорубка и т.п ), а также различные действия, осуществляемые работниками участника закупки при приготовлении блюд лечебного питания (работа с ножом, рубка мяса и т.п.);
описание порядка производственного контроля при оказании услуг считается предоставленным участником закупки надлежащим образом в случае наличия в нем инструкций. применяемых в рамках системы управления качеством и безопасностью пищевых продуктов на основе принципов ХАССИ (инструкции по отбору суточных проб, мытью посуды и инвентаря, по гигиене персонала и т.д.).
Меры по охране труда при выполнении видов работ и действий на оборудовании при приготовлении блюд лечебного питания определяются и указываются в составе заявки по критерию потенциальным участником закупки самостоятельно исходя из схемы технологического процесса и действий работников при приготовлении указанных блюд (см. Приложение N2 к ТЗ карточки+меню), инструкций производителя (руководства пользователя) оборудования, также в приложении N 1 к договору аренды в том числе справочно представлен перечень установленного оборудования на пищеблоке Заказчика (см. Приложение N4 к ТЗ Сопутствующие договоры и документы), предоставляемого в аренду.
Согласно ГОСТ Р 51705.1-2001 Системы качества. Управление качеством пищевых продуктов на основе принципов ХАССП. Общие требования ХАССП (анализ рисков и критические контрольные точки): Концепция, предусматривающая систематическую идентификацию, оценку и управление опасными факторами, существенно влияющими на безопасность продукции.
Внедрение и поддержание системы ХАССП на предприятии по производству пищевой продукции, а также в сфере общественного питания является обязательной мерой, которая напрямую прописана в ТР ТС 021/2011 Технический регламент Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" в статье 10 - "Обеспечение безопасности пищевой продукции в процессе ее производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования), реализации", а также в пункте 2.1 статьи II СанПиН 2.3/2.4.3590-20 (вступил в действие 01.01.2021) "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения":
2.1. Предприятия общественного питания должны проводить производственный контроль, основанный на принципах ХАССП ... в соответствии с порядком и периодичностью (включая организационные мероприятия, лабораторные исследования и испытания), установленными предприятием общественного питания, - таким образом, участник настоящей закупки имеет возможность представить указанные инструкции в полном объеме в соответствии с программой производственного контроля, перечень которых предусмотрен требованиями выше указанной системы и размещен в открытом доступе.
Принципы ХАССП изложены в выше указанном ГОСТ Р 51705.1-2001:
1 - идентификация потенциального риска или рисков (опасных факторов), которые сопряжены с производством продуктов питания, начиная с получения сырья (разведения или выращивания) до конечного потребления, включая все стадии жизненного цикла продукции (обработку, переработку, хранение и реализацию) с целью выявления условий возникновения потенциального риска (рисков) и установления необходимых мер для их контроля;
2 - выявление критических контрольных точек в производстве для устранения (минимизации) риска или возможности его появления, при этом рассматриваемые операции производства пищевых продуктов могут охватывать поставку сырья, подбор ингредиентов, переработку, хранение, транспортирование, складирование и реализацию;
3 - в документах системы ХАССП или технологических инструкциях следует установить и соблюдать предельные значения параметров для подтверждения того, что критическая контрольная точка находится под контролем;
4 - разработка системы мониторинга, позволяющая обеспечить контроль критических контрольных точек на основе планируемых мер или наблюдений;
5 - разработка корректирующих действий и применение их в случае отрицательных результатов мониторинга;
6 - разработка процедур проверки, которые должны регулярно проводиться для обеспечения эффективности функционирования системы ХАССП;
7 - документирование всех процедур системы, форм и способов регистрации данных, относящихся к системе ХАССП.
Участник закупки самостоятельно определяет перечень инструкций, применяемых им в рамках системы управления качеством и безопасностью пищевых продуктов на основе принципов ХАССП и представляет их в своей заявке, не ограничиваясь приведёнными Заказчиком примерами.
Изучив вышеуказанный порядок оценки, установленный в рамках показателя "Качество услуг" критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", Комиссия УФАС приходит к выводу, что он установлен в соответствии с требованиями Положения.
Спорный порядок оценки не препятствует участию в конкурсе, не предрешает исхода закупки, не создает преимуществ конкретному лицу, а в данной ситуации направлен, прежде всего, на определение победителя конкурса - лица, наиболее соответствующего потребностям Заказчика при выполнении работ по объекту закупки.
Анализ оспариваемого Заявителем порядка оценки позволяет прийти к выводу, что он не противоречит требованиям Закона о контрактной системе и направлен на выявление лучшего предложения по исполнению контракта.
Довод жалобы не нашел своего подтверждения в ходе заседания Комиссии УФАС.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Комбинат социального питания" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
-------------------------------------------
*(1) предложение участника закупки о качественных характеристиках объекта закупки
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 14 сентября 2022 г. N 44-3113/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.09.2022