Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_";
"_";
"_",
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "МК Ольга" (далее - ООО "МК Ольга", общество, заявитель) на действия бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Тевризская центральная районная больница" (далее - БУЗОО "Тевризская ЦРБ", заказчик) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на поставку установки для электрохимического синтеза моющих, дезинфицирующих и стерилизующих растворов (Реестровый номер 2022.063002) (извещение N 0352300041122000027) (далее - электронный аукцион, аукцион),
в отсутствие представителей заявителя, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы,
при участии посредством видео-конференц-связи представителей заказчика - "_" (доверенность N 026-Д от 20.09.2022), "_" (доверенность N 027-Д от 20.09.2022)
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 9045э от 14.09.2022) жалоба заявителя на положения извещения об осуществлении закупки, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 06.09.2022 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком было размещено извещение о проведении электронного аукциона с начальной (максимальной) контракта 89333,33 руб.
12.09.2022 размещены разъяснения положений извещения об осуществлении закупки N РИ1.
Согласно протоколу подачи ценовых предложений от 14.09.2022 ценовые предложения были поданы 2 участниками закупки, лучшее ценовое предложение 75039,89 руб. подано участником закупки с идентификационным номером заявки 112579283 (порядковый номер 1, присвоенный оператором).
Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 15.09.2022 свидетельствует о том, что электронный аукцион признан несостоявшимся в связи с тем, что комиссией по осуществлению закупок принято решение о соответствии требованиям, установленным извещением о проведении электронного аукциона, только одной заявки на участие в закупке. При этом заявка ООО "МК Ольга" была отклонена.
Победителем электронного аукциона признан участник, заявка на участие в закупке которого соответствовала требованиям, установленным в извещении о проведении электронного аукциона, и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений цену контракта (ООО НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФИРМА "ИСТОК ПКС").
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и пояснений заказчика, в результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки установлено следующее.
Заявитель полагает, что извещение об осуществлении закупки размещено с нарушением положений Федерального закона о контрактной системе по причине включения в описание объекта закупки избыточной характеристики товара, согласно которой медицинское изделие должно быть отнесено в зависимости от степени потенциального риска его применения в медицинских целях к 1 классу (низкая степень риска). Закупаемое оборудование, по мнению общества, относится к иному классу - 2а (средняя степень риска).
БУЗОО "Тевризская ЦРБ" представлены (вх. N 9275 от 21.09.2022) пояснения на доводы жалобы, из которых следует, что извещение об осуществлении закупки размещено в полном соответствии Федеральному закону о контрактной системе, сформированная заказчиком потребность отвечает требованиям безопасности работающего персонала и, как следствие, рационального расходования денежных средств.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона о контрактной системе установлено, что данный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) и состоит из данного закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 такого закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать данному закону.
Согласно статье 6 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона о контрактной системе регламентировано, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных таким законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии со статьей 34 БК РФ одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является эффективность использования бюджетных средств, согласно которому при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Таким образом, заказчики (уполномоченные органы, уполномоченные учреждения) их комиссии по осуществлению закупок должны исходить из целей максимального удовлетворения, как потребностей заказчика, в том числе потребности в качественном товаре, так и результатов расходования бюджетных средств с момента размещения извещения о закупке до исполнения обязательств по контракту.
Вместе с тем реализация обозначенного выше принципа контрактной системы в сфере закупок не должна умалять развитие добросовестной конкуренции, нивелировать принцип обеспечения конкуренции.
Частями 1 и 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе регламентировано, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям такого закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Правила, которыми должен руководствоваться заказчик при описании объекта закупки, установлены в статье 33 Федерального закона о контрактной системе.
Согласно пунктам 1 и 2 части 1 указанной статьи:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Толкование приведенных норм в совокупности позволяет прийти к выводу, что указание заказчиком в описании объекта закупки особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Однако включение заказчиком в извещение об осуществлении закупки требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений статьи 33 Федерального закона о контрактной системе (пункты 1 и 2 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017).
Надлежащим исполнением требований Федерального закона о контрактной системе при описании объекта закупки является наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в извещении об осуществлении закупки.
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено таким законом, должно содержать в виде электронного документа описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 такого закона.
Объектом рассматриваемой закупки выступает поставка установки для электрохимического синтеза моющих, дезинфицирующих и стерилизующих растворов.
Характеристики закупаемого товара были конкретизированы заказчиком в электронном документе "Технические характеристики (задание)".
По мнению заявителя, необоснованной и ограничивающей конкуренцию является характеристика, требование о наличии которой предусмотрено пунктом 13 размещенного документа, а именно: "Потенциальный риск: класс низкий по ГОСТ 31508-2012, подтверждённый регистрационным удостоверением на оборудование".
Оценивая правомерность определенных БУЗОО "Тевризская ЦРБ" требований к закупаемому товару, Комиссия исходила из следующего.
Согласно части 2 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинские изделия подразделяются на классы в зависимости от потенциального риска их применения и на виды в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий.
В части пункте 5 части 11 названной нормы также предусмотрено, что в государственный реестр медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий (далее - реестр медицинских изделий), вносятся сведения о классе потенциального риска применения медицинского изделия.
Основным нормативно-техническим документом, которым руководствовался заказчик при установлении в описании объекта закупки оспариваемой заявителем характеристики выступает "ГОСТ 31508-2012. Межгосударственный стандарт. Изделия медицинские. Классификация в зависимости от потенциального риска применения. Общие требования" (далее - ГОСТ 31508-2012).
Разделом 1 ГОСТ 31508-2012 предусмотрены положения об области применения данного стандарта, в том числе о том, что он устанавливает правила и порядок классификации медицинских изделий в зависимости от потенциального риска их применения. При этом требования стандарта являются обязательными.
Согласно пункту 4.1 раздела 4 ГОСТ 31508-2012 все медицинские изделия (далее также МИ) подразделяют в зависимости от степени потенциального риска их применения в медицинских целях на четыре класса. Классы имеют обозначения 1, 2а, 2б и 3. Степень потенциального риска применения медицинского изделия возрастает в указанном порядке перечисления классов. Каждое медицинское изделие может быть отнесено (см. приложение Б) только к одному классу:
- к классу 1 - МИ с низкой степенью риска (некоторые неинвазивные электроды, ряд хирургических инструментов, некоторое медицинское оборудование и т.д.);
- к классу 2а - МИ со средней степенью риска (диагностическое ультразвуковое оборудование, некоторые перевязочные средства, некоторые реагенты крови, физиотерапевтическая аппаратура и т.д.);
- к классу 2б - МИ с повышенной степенью риска (аппараты для анестезии, аппараты для введения лекарств и т.д.);
- к классу 3 - МИ с высокой степенью риска (имплантируемые кардиостимуляторы, искусственные сердечные клапаны, аппаратура для гемодиализа и т.д.).
В приложение В к ГОСТ 31508-2012, в свою очередь, включена ориентировочная классификация медицинских изделий по степени риска применения с перечислением некоторых видов медицинских изделий по каждому классу.
По мнению Комиссии, формулировки рассматриваемых пунктов ГОСТ 31508-2012 "некоторое медицинское изделие", "ориентировочная классификация медицинских изделий" не позволяют прийти к однозначному выводу о том, что закупаемое заказчиком оборудование не относится к 1 классу потенциального риска, а равно может быть отнесено безусловно к классу 2а.
В соответствии с пунктом 3.21 раздела 3 ГОСТ 31508-2012 термину "заявитель" дано соответствующее определение: физическое или юридическое лицо, которое подает в установленном порядке заявку в на регистрацию медицинского изделия.
Пунктами 4.3.1 и 4.3.3 ГОСТ 31508-2012 определено, что класс медицинского изделия указывает заявитель при представлении в уполномоченную организацию государства, упомянутого в предисловии, как проголосовавшее за принятие настоящего межгосударственного стандарта, заявки и документов на регистрацию медицинского изделия (см. ГОСТ 15.013).
Класс медицинского изделия устанавливает уполномоченная организация государства, упомянутого в предисловии, как проголосовавшее за принятие настоящего межгосударственного стандарта, по результатам экспертизы представленных заявителем документов с учетом методик медицинского применения.
Таким образом, присвоение конкретного класса потенциального риска применения медицинского изделия осуществляется уполномоченной организацией на основании указанного заявителем в своей заявке и документах, представленных для его регистрации. В связи с тем, что регистрация носит заявительный характер, заявитель не лишен возможности указать тот класс медицинского изделия, степенью потенциального риска применения которого оно обладает.
Заказчиком в пояснениях на доводы жалобы было сообщено о том, что формирование начальной (максимальной) цены контракта и описание объекта закупки осуществлены после проведенного анализа рынка, по результатам которого были получены предложения на поставку товара с требуемыми характеристиками от трех поставщиков. Более того, по мнению БУЗОО "Тевризская ЦРБ", закупка товара с большим риском его применения является нерациональной, создает больший потенциальный риск для работающего персонала притом, что достоверно известно о существовании оборудования с наименьшим потенциальным риском применения, решение о закупке которого и было принято.
Комиссией в рамках рассмотрения настоящей жалобы было установлено, что на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (Режим доступа: https://roszdravnadzor.gov.ru/services/misearch) имеются сведения о двух разных производителях, вопреки утверждению заявителя, требуемых заказчику медицинских изделий, которым присвоен 1 класс потенциального риска их применения: общество с ограниченной ответственностью "СЭЛ" и открытое акционерное общество Научно-производственное объединение "Химавтоматика".
Доказательств того, что эти две установки для электрохимического синтеза моющих, дезинфицирующих и стерилизующих растворов не соответствуют установленным требованиям извещения заявителем не представлено.
В части довода жалобы ООО "МК Ольга" об отсутствии в описании объекта закупки обоснования использования оспариваемой им характеристики Комиссия отмечает, что заказчиком использован стандартный показатель (техническая характеристика) в соответствии с документом, применяемым в национальной системе стандартизации, в связи с чем обоснование его использования по смыслу пункта 2 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе отсутствует.
Комиссия также отмечает, что действующее законодательство о контрактной системе в сфере закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком объекта закупки, исходя из целей ее осуществления и потребностей такого заказчика. В частности, при описании объекта закупки.
Заказчик самостоятельно с учетом действующего законодательства формирует объект закупки, в том числе устанавливает требования к объекту закупки, при условии, что такие требования не влекут за собой ограничение количества участников закупки (данные выводы согласуются с позицией Минфина России, изложенной в письме от 29.11.2019 N 24-03-07/93070).
В соответствии с пунктом 1 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Заказчик вправе указывать качественные, технические параметры к товарам, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающие количество потенциальных участников закупок.
Комиссия не может в данном случае признать ограничивающими конкуренцию действия учреждения при формировании требований к товару, в том числе приводящими к необоснованному ограничению числу участников закупки.
Кроме того, заявителем не было учтено следующее.
В силу части 1 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 такого закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном данной главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. При этом обжалование действий (бездействия) субъекта (субъектов) контроля в порядке, установленном настоящей главой, не является препятствием для обжалования таких действий (бездействия) в судебном порядке.
В соответствии с частью 4 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Согласно позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020), утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.06.2020, механизм защиты прав участников закупки в административном порядке путем рассмотрения их жалоб контрольным органом в сфере закупок, установленный главой 6 Федерального закона о контрактной системе, должен применяться в случаях действительных, а не мнимых нарушений прав и законных интересов участников закупки и не должен создавать предпосылки для нарушения публичных интересов.
Заявителем при подаче жалобы и в рамках ее рассмотрения не представлено доказательств невозможности приобретения товара, соответствующего требованиям извещения о проведении электронного аукциона, а также свидетельствующих о том, что содержащиеся в описании объекта закупки положения создали преимущество отдельным участникам перед другими либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, в том числе для общества.
По мнению Комиссии, в настоящем случае заявителем не представлены безусловные доказательства, подтверждающие факт наличия нарушений при описании заказчиком объекта закупки и что требования, установленные в извещении об осуществлении закупки, приводят к ограничению количества ее участников, а равно нарушают права и законные интересы заявителя.
Обществом также не представлены документальные доказательства несоответствия товаров иных производителей характеристикам, установленным заказчиком.
Объектом спорной закупки является поставка товара, а не его производство.
Поставщиком может выступить любое лицо, соответствующее требованиям извещения об осуществлении закупки и действующего законодательства, готовое поставить продукцию, отвечающую положениям данного извещения и удовлетворяющую потребности заказчика. Заказчик не обязан и не имеет возможности при описании объекта закупки установить требования к функциональным и техническим характеристикам товара, которые бы удовлетворили абсолютно всех участников рынка.
Таким образом, Комиссией установлено, что требования к закупаемому товару являются необходимыми и достаточными для определения потребностей учреждения и полностью соответствуют положениям законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Доказательств обратного заявителем не представлено. Иных жалоб от участников закупки не поступало. В связи с указанным жалоба ООО "МК Ольга" признана необоснованной.
4. В результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
4.1. В соответствии с частью 5 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
Комиссией установлено, что разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, размещенные БУЗОО "Тевризская ЦРБ" 12.09.2022 в нарушение вышеприведенной нормы указания предмета запроса, направленного участником закупки, не содержали.
4.2. Частями 5 и 6 статьи 23 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 такого закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования каталога товаров, работ, услуг).
В соответствии с пунктами 4, 5, 6 и 7 Правил использования каталога товаров, работ, услуг заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев, установленных Правилами использования каталога товаров, работ, услуг.
В случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.
В отношении приобретаемого товара согласно извещению об осуществлении закупки определен код ОКПД2 28.99.39.190 "оборудование специального назначения прочее, не включенное в другие группировки".
Комиссией установлено, что в КТРУ имеются сведения о товаре "установка для электрохимического синтеза дезинфицирующих растворов" (код ОКПД2 32.50.50.190 "изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие, не включенные в другие группировки" и соответствующий ему код позиции 32.50.50.190-00001405), наименование которого и соответствует самому наименованию объекта закупки. Следовательно, товар, обусловленный потребностями заказчика, в КТРУ присутствует, представлен самостоятельной позицией, но не имеет описания.
Таким образом, для отражения в полном объеме качественных, технических и функциональных характеристик товара, которые отвечают потребностям БУЗОО "Тевризская ЦРБ" с учетом специфики его деятельности и во исполнение пунктов 5 и 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг, надлежало осуществить самостоятельное описание товара.
Вместе с тем положения пункта 7 Правил использования каталога товаров, работ, услуг в данном случае применению не подлежат по причине наличия соответствующей позиции в КТРУ, имеющей обязательную для применения заказчиком информацию о наименовании товара и единице измерения.
В связи с указанным заказчиком при описании объекта закупки были нарушены положения части 6 статьи 23, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 5 части 1 статьи 42, пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе и постановления Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145.
Дополнительно Комиссия обращает внимание на разночтения между наименованием объекта закупки "поставка установки для электрохимического синтеза моющих, дезинфицирующих и стерилизующих растворов", содержащемся в извещении об осуществлении закупки, сформированном средствами официального сайте ЕИС, и указанными в электронном документе "проект контракта" наименованием такого проекта "на поставку установки для электрохимического синтеза дезинфицирующих растворов", сведениями о предмете контракта в соответствии пунктом 1.1 проекта "установка для электрохимического синтеза дезинфицирующих растворов".
4.3. Перечень оснований отклонения заявки перечислен в части 12 статьи 48 Федерального закона о контрактной системе.
В силу указанной нормы при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных таким законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 данного закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 такого закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 данного закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 такого закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 данного закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 такого закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 данного закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 такого закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 данного закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 такого закона;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 такого закона.
На основании пункта 17 части 2 статьи 48 Федерального закона о контрактной системе протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) должен содержать информацию о принятом в отношении каждой заявки (каждой части заявки), поданной на участие в закупке, решении о соответствии извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным данным законом, с обоснованием такого решения и указанием положений такого закона, извещения об осуществлении закупки, которым не соответствует такая заявка, положений заявки на участие в закупке, которые не соответствуют извещению об осуществлении закупки.
Согласно подпункту "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Федерального закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 такой статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 данного закона.
При этом в силу пункта 2 указанной части заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 Федерального закона о контрактной системе. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Из представленных электронной площадкой ООО "РТС-тендер" (вх. N 9179э от 19.09.2022) на запрос Омского УФАС России (исх. N 03-7282э от 14.09.2022) заявок участников закупки с приложением документов, содержащихся на дату и время окончания срока подачи заявки на участие в аукционе, участником закупки с идентификационным номером заявки 112604292 (ООО "МК Ольга") в качестве документа, подтверждающего соответствие товара требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, была приложена копия регистрационного удостоверения от 17.11.2010 N ФСР 2009/05490, выданного на медицинское изделие с классом потенциального риска его применения 2а.
Из протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0352300041122000027 от 15.09.2022 следует, что заявка общества отклонена в связи со следующим: "Выявление недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке (Отклонение по п. 8 ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ)".
В нарушение пункта 2 части 17 статьи 48 Федерального закона о контрактной системе в содержании протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), размещенного заказчиком, информация об обосновании решения об отклонении заявки на участие в закупке и указании положений извещения об осуществлении закупки, которым не соответствует такая заявка, а также информация о положениях заявки на участие в закупке, которые не соответствуют извещению об осуществлении закупки, не приведена.
В вопросе правомерности отклонения заказчиком заявки ООО "МК Ольга" необходимо учитывать следующее.
ООО "МК Ольга" в отношении показателя объекта закупки "потенциальный риск" определен класс 2а, что полностью соответствует представленной в составе заявки копии регистрационного удостоверения.
В связи с чем, основание отклонения заявки общества, указанное в протоколе подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 15.09.2022 не может быть признано правомерным.
С учетом характеристик товара, указанных в описании объекта закупки, основанием отклонения заявки в данном случае могло являться несоответствие информации требованиям извещения об осуществлении закупки.
Таким образом, заказчиком при указании в протоколе подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) неверного основания отклонения заявки общества были нарушены положения пунктов 1 и 8 части 12 статьи 48 Федерального закона о контрактной системе.
4.4. В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 данного закона, заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
На основании части 6 указанной статьи заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Федерального закона о контрактной системе.
Абзацем третьим пункта 1 статьи 49 ГК РФ установлено, что в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Статьей 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) регламентирован перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии.
Так, пунктом 17 части 1 рассматриваемой нормы закреплены положения о лицензировании деятельности, связанной техническим обслуживанием медицинских изделий (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также случая технического обслуживания медицинских изделий с низкой степенью потенциального риска их применения).
При этом ранее действовавшая редакция вышеприведенного пункта предусматривала лицензирование вида деятельности, связанного с производством и техническим обслуживанием (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники.
При этом Положение о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2013 N 469, утратило силу с 01.01.2021.
Принятое Положение о лицензировании деятельности по техническому обслуживанию медицинских изделий (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также случая технического обслуживания медицинских изделий с низкой степенью потенциального риска их применения), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2020 N 1445, также утратило силу с 01.03.2022 в связи утверждением нового положения, определяющего порядок лицензирования деятельности по техническому обслуживанию медицинских изделий.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 30.04.2021 N 128-ФЗ, которым были внесены изменения в статью 12 Закона о лицензировании, юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на деятельность по производству и техническому обслуживанию медицинской техники (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), в части технического обслуживания обязаны переоформить их до 1 января 2024 года на лицензии на деятельность по техническому обслуживанию медицинских изделий (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также случая технического обслуживания медицинских изделий с низкой степенью потенциального риска их применения) в порядке, установленном статьей 18 Закона о лицензировании.
Указанное свидетельствует о том, что в настоящее время деятельность по техническому обслуживанию медицинских изделий с низкой степенью потенциального риска их применения не осуществляется.
Описание объекта закупки (функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики товара) представлено заказчиком в размещенном на официальном сайте ЕИС документе "Технические характеристики (задание)".
Согласно такому описанию одной их характеристик закупаемого товара является следующее: "Лицензия на осуществление деятельности (монтаж и наладка медицинской техники) (Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 469)".
Таким образом, БУЗОО "Тевризская ЦРБ" при описании товара фактически были установлены требования к участникам закупки о наличии лицензии - специального разрешения на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий (пункт 2 статьи 3 Закона о лицензировании).
Более того, сформулированный заказчиком вид деятельности "монтаж и наладка медицинской техники" лицензированию в соответствии с действующим законодательством не подлежит. В случае же необходимости технического обслуживания медицинских изделий при осуществлении данной конкретной закупки такие требовании к ее участникам также не могут быть предъявлены по причине закупаемого заказчиком оборудования с низкой степенью потенциального риска его применения.
Принимая во внимание указанное, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях заказчика нарушений пункта 1 части 1 и части 6 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, зарегистрированного в Минюсте России 27.02.2015 N 36262), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать необоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью "МК Ольга" на действия бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Тевризская центральная районная больница" при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на поставку установки для электрохимического синтеза моющих, дезинфицирующих и стерилизующих растворов (Реестровый номер 2022.063002) (извещение N 0352300041122000027).
2. Признать в действиях бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Тевризская центральная районная больница" нарушение части 6 статьи 23, пункта 1 части 1 и части 6 статьи 31, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 5 части 1, пункта 1 части 2 и части 5 статьи 42, пунктов 1 и 8 части 12 и пункта 2 части 17 статьи 48, пункта 2 части 5 статьи 49 Федерального закона о контрактной системе и постановления Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145.
3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать бюджетному учреждению здравоохранения Омской области "Тевризская центральная районная больница", оператору электронной площадки ООО "РТС-тендер" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. По выявленным нарушениям законодательства в сфере закупок передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии |
"_"
"_"
"_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 21 сентября 2022 г. N 055/06/33-755/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.09.2022