Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу индивидуального предпринимателя Кремешковой Александры Алексеевны (далее - Заявитель, ИП Кремешкова А.А.) (вх. N 181-ЭП/22 от 15.09.2022) на действия муниципального унитарного предприятия муниципального образования город Тула "Ремжилхоз" (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на ремонт системы отопления зданий по ул. Марата, д. 71 и трассы наружной тепловой сети к ним (закупка N 0566300001422000008) (далее - Закупка), руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг), при участии:
- представителя Заказчика на основании доверенности;
в отсутствие представителей Заявителя, уведомленного надлежащим образом о дате, времени рассмотрения дела;
УСТАНОВИЛА:
В Тульское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
Из жалобы следует, что извещение об осуществлении Закупки и электронные документы к нему не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, так как в нарушение требований статьи 31 Закона в извещении о Закупке Заказчиком не установлены дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные частью 2 статьи 31 Закона и позицией 15 Приложения N 1 к постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571), поскольку рассматриваемая Закупка, с точки зрения ИП Кремешковой А.А., осуществляется на работы по текущему ремонту зданий, сооружений.
Представитель Заказчика, принимающий участие в заседании Комиссии, не согласился с доводами жалобы Заявителя по основаниям, изложенным в устных и письменных возражениях на рассматриваемую жалобу, просил оставить жалобу без удовлетворения.
При этом представитель Заказчика пояснил, что ремонт системы отопления зданий по ул. Марата, д. 71 и трассы наружной тепловой сети к ним (трубопровода) не относится к категории "ремонт зданий и сооружений", а также к работам капитального характера, в связи с чем у Заказчика отсутствует обязанность установления дополнительных требований к участникам Закупки.
Изучив представленные в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области документы, заслушав доводы участников рассмотрения данной жалобы, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона, Правилами внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком требований Закона при проведении Закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.
Извещение о Закупке и электронные документы к нему 07.09.2022 размещены в единой информационной системе в сфере закупок.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 5 018 409,92 рублей.
Контракт по итогам Закупки Заказчиком не заключен.
Относительно доводов жалобы Заявителя установлено следующее.
Объектом рассматриваемой закупки является ремонт системы отопления зданий по ул. Марата, д. 71 и трассы наружной тепловой сети к ним.
В пункте 3 электронного документа Описание объекта закупки на ремонт системы отопления зданий по ул. Марата, д. 71 и трассы наружной тепловой сети к ним извещения о Закупке (далее - Описание объекта закупки) указана характеристика объекта: тепловая сеть предназначена для теплоснабжения административных зданий и производственных помещений.
В соответствии с пунктом 4 Описания объекта закупки основанием для выполнения работ является ветхое состояние тепловых сетей.
На основании пунктов 7-9 Описания объекта закупки:
- Вид строительства: Ремонт системы отопления.
- Способ прокладки: Прокладка трубопроводов в надземном исполнении.
- Ориентировочные объемы работ: Объем выполняемых работ указан в сметной документации (Приложение N 1 к контракту, Ведомость объемов работ).
Как было отмечено выше, из письменных пояснений Заказчика следует, что работы, являющиеся объектом Закупки, не носят капитальный характер.
В соответствии с пунктом 6 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений.
В силу пунктов 8, 8.1 статьи 55.24 ГрК РФ техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации.
В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, при проведении текущего ремонта зданий, сооружений может осуществляться замена и (или) восстановление отдельных элементов строительных конструкций таких зданий, сооружений (за исключением элементов несущих строительных конструкций), элементов систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения таких зданий, сооружений.
Постановлением Правительства РФ от 30 ноября 2021 г. N 2120 "Об осуществлении замены и (или) восстановления отдельных элементов строительных конструкций зданий, сооружений, элементов систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения при проведении текущего ремонта зданий, сооружений" определено, что при проведении текущего ремонта зданий, сооружений может осуществляться замена и (или) восстановление отдельных элементов строительных конструкций таких зданий, сооружений (за исключением элементов несущих строительных конструкций), элементов систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения таких зданий, сооружений в случае ухудшения или утраты технических характеристик, эстетических и (или) эксплуатационных свойств таких элементов строительных конструкций зданий, сооружений, элементов систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения согласно приложению (пункт 1).
Приложением к постановлению Правительства РФ от 30 ноября 2021 г. N 2120 утвержден Перечень элементов строительных конструкций зданий, сооружений (за исключением элементов несущих строительных конструкций), элементов систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения, замена и (или) восстановление которых может осуществляться при проведении текущего ремонта зданий, сооружений в случае ухудшения или утраты технических характеристик, эстетических и (или) эксплуатационных свойств, в который включены, в том числе отдельные элементы систем отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха, оборудования индивидуального теплового пункта (пункт 1).
Кроме этого, пунктом 1.2 Положения об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (ВСН 58-88 (р)), утвержденному Приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 N 312 "Об утверждении ведомственных строительных норм Госкомархитектуры "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения" (вместе с "ВСН 58-88 (р))", установлено, что настоящее Положение является обязательным для всех организаций, учреждений и предприятий, осуществляющих реконструкцию, капитальный и текущий ремонт, техническое обслуживание зданий.
В соответствии с приложением N 1 к ВСН 58-88 (р) к текущему ремонту здания относится ремонт здания с целью восстановления исправности (работоспособности) его конструкций и систем инженерного оборудования, а также поддержания эксплуатационных показателей.
Приложением N 7 к ВСН 58-88 (р) определен перечень основных работ по текущему ремонту зданий и объектов, в соответствии с которым работы по смене отдельных участков трубопроводов, секций отопительных приборов, запорной и регулирующей арматуры, установке (при необходимости) воздушных кранов и т.д. относится к работам по текущему ремонту.
Анализ локальных смет на ремонт системы отопления административного здания по адресу: г. Тула, ул. Марата, 71, лит. Г-З, инв. N00-Р0287911, на ремонт системы отопления гаража по адресу: г. Тула, ул. Марата, 71, лит. Г-4, инв. N00-Р0287912, на ремонт системы отопления механической мастерской по адресу: г. Тула, ул. Марата, 71, инв. N00-Р0287913 показал, что данными документами предусмотрены следующие виды работ:
- разборка трубопроводов из водогазопроводных труб в зданиях и сооружениях: на резьбе диаметром до 32 мм;
- разборка трубопроводов из водогазопроводных труб в зданиях и сооружениях: на резьбе диаметром до 50 мм;
- разборка трубопроводов из водогазопроводных труб в зданиях и сооружениях: на сварке диаметром до 100 мм;
- разборка регистров из стальных: сварных труб диаметром нитки 70 мм;
- демонтаж радиаторов весом до 80 кг;
- установка регистров из стальных: сварных труб диаметром нитки 80 мм;
- установка кранов воздушных;
- прокладка трубопроводов водоснабжения из напорных полиэтиленовых труб низкого давления среднего типа наружным диаметром: 32 мм;
- прокладка трубопроводов водоснабжения из напорных полиэтиленовых труб низкого давления среднего типа наружным диаметром: 20 мм, 25 мм, 32 мм, 40 мм, 63 мм, 90 мм;
- установка радиаторов стальных;
- изоляция трубопроводов диаметром 180 мм изделиями из вспененного каучука;
- и прочее.
На основании пункта 12 части 1 статьи 42 Закона при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Согласно части 2 статьи 31 Закона Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
На основании части 3 статьи 31 Закона перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 31 Закона Постановлением N 2571 к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены дополнительные требования согласно приложению. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к настоящему постановлению (подпункт "а" пункта 1).
Разделом II. Приложения N 1 к Постановлению N 2571 установлены дополнительные требования к участникам закупки в сфере градостроительной деятельности, информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупок таким дополнительным требованиям, в том числе при проведении закупки на выполнение работ по текущему ремонту зданий, сооружений (позиция 15):
наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по текущему ремонту зданий, сооружений;
2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства.
Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 3 Постановления N 2571 положения Постановления N 2571 применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом позиции 14, 15 и 36 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта превышает 1 млн. рублей.
В силу части 4 статьи 31 Закона в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Частью 5 статьи 31 Закона определено, что информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
С учетом вышеприведенных нормативных правовых актов, содержания работ, предусмотренных вышеприведенными локальными сметами, работы, являющиеся объектом Закупки, относятся к работам по текущему ремонту зданий, сооружений.
Начальная (максимальная) цена контракта Закупки составляет 5 018 409,92 рублей, что является суммой, превышающей 1 млн. рублей, предусмотренную подпунктом "а" пункта 3 Постановления N 2571, как пороговую для применения положений Постановления Правительства N 2571 в части установления дополнительных требований к участникам закупки.
Таким образом, в рассматриваемом случае, Заказчик обязан был применить положения раздела II. Приложения N 1 к Постановлению N 2571 и установить дополнительные требования к участникам закупки в извещении о Закупке.
Комиссией установлено, что в извещении о Закупке и электронных документах к нему дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные положениями части 2 статьи 31 Закона и Постановлением Правительства N 2571, не установлены, что является нарушением части 5 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42 Закона.
Следовательно, в действиях должностного лица Заказчика, определившего содержание извещения Закупки с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, усматриваются признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом, Комиссия считает необходимым отметить следующее.
Частью 3 статьи 105 Закона предусмотрено право любого участника закупки, общественного объединения, объединения юридических лиц до окончания установленного срока подачи заявок, обжаловать положения документации об аукционе.
Кроме того, из содержания пункта 5 части 4 статьи 105 Закона следует, что жалоба должна содержать доводы, свидетельствующие о ее обоснованности.
Согласно части 4 статьи 106 Закона участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Следовательно, при рассмотрении жалобы в антимонопольном органе бремя доказывания Законом возлагается на лицо, подавшее жалобу.
Поскольку подача жалобы Заявителем, в рассматриваемом случае предполагает, что действиями Заказчика ущемляются права и законные интересы конкретного участника закупки, положение части 4 статьи 106 Закона указывает, что заявленные доводы должны подтверждаться сведениями или документами, позволяющими антимонопольному органу установить, что имеются объективные нарушения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок и, вместе с тем, нарушены права и законные интересы заявителя.
Вместе с тем, при разрешении вопроса о выдаче предписания по результатам рассмотрения жалобы Комиссия исходит из следующего.
Восстановлению соответствующим актом компетентного государственного органа подлежат лишь реально нарушенные права. Учитывая цели и задачи настоящей административной процедуры, в качестве таковых рассматриваются права, связанные с участием в конкурентной процедуре закупки для государственных и муниципальных нужд, направленные на заключение контракта по итогам такой процедуры.
На заседании Комиссии установлено, что в составе жалобы Заявителем не представлено доказательств того, что обжалуемые положения извещения о Закупке каким-либо образом нарушают права и законные интересы как самого подателя жалобы, так и иных участников закупки.
Также Комиссия признает убедительным довод Заказчика о том, что, несмотря на то, что Заявителем систематически подаются жалобы в территориальные органы ФАС России, в том числе в Тульское УФАС России, согласно данным единой информационной системы Заявитель, являясь аккредитованным участником государственных закупок, не только не заключал и не исполнял контракты, но даже не принимал участие в аналогичных закупках, в частности, на ремонт системы отопления зданий и трассы наружной тепловой сети к ним.
Таким образом, Заявителем нарушение непосредственно его потенциальных прав и законных интересов, как исполнителя необходимых Заказчику работ, в рассматриваемом случае, не доказана.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что интерес Заявителя к участию в закупке в контексте последующего заключения контракта носит абстрактный характер и, следовательно, выдача предписания, повторно продлевающую процедуру закупки, не приведет с безусловностью к реальному восстановлению прав заявителя.
Кроме того, Комиссия полагает необходимым отметить, что согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0566300001422000008 от 16.09.2022 на участие в закупке подано 6 заявок, которые признаны аукционной комиссией Заказчика соответствующими положениям извещения о Закупке, что свидетельствует о достижении Заказчиком целей проводимой закупки.
При таких обстоятельствах, учитывая, что злоупотребление участниками правоотношений в сфере государственных и муниципальных закупок своими правами (в том числе обжалование действий (бездействий) заказчиков) не должно приводить к не достижению целей проведения соответствующих конкурентных процедур, Комиссия в рассматриваемом случае решила обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений Закона Заказчику не выдавать.
На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 99, 106 Закона, Административным регламентом, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Кремешковой Александры (вх. N 181-ЭП/22 от 15.09.2022) на действия муниципального унитарного предприятия муниципального образования город Тула "Ремжилхоз" при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на ремонт системы отопления зданий по ул. Марата, д. 71 и трассы наружной тепловой сети к ним (закупка N 0566300001422000008) обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим пункт 12 части 1 статьи 42, часть 5 статьи 31 Закона.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений Заказчику не выдавать.
4. Передать материалы данного дела соответствующему должностному лицу Тульского УФАС России для рассмотрения в рамках административного производства.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 9 статьи 106 Закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 21 сентября 2022 г. N 071/06/106-1046/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.09.2022