Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю закупок в составе:
Председатель Комиссии: |
Ильченко Л.А. |
- заместитель руководителя управления; |
Члены Комиссии: |
Новоселов В.И. |
- начальник отдела контроля закупок; |
|
Пилипенко М.А. |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок. |
в присутствии представителей:
от ООО "Радость":
- Повстюк О.П. (директор);
от заказчика - КГБУЗ "Родильный дом N2" Министерства здравоохранения Хабаровского края:
- Поцелуйко И.Ю. (представитель по доверенности);
- Пашкевич А.А. (представитель по доверенности);
рассмотрев представленные материалы дела по обращению заказчика - КГБУЗ "Родильный дом N2" Министерства здравоохранения Хабаровского края о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Радость" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на поставку говядины (извещение N0122200002521006251, контракт N1/2022 от 29.10.2021, реестровый номер N2272301445721000122),
УСТАНОВИЛА:
В рамках рассмотрения поступившего обращения, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ), Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила) принято решение о проведении внеплановой проверки, в ходе которой Комиссией Хабаровского УФАС России установлено следующее.
29.10.2021 между КГБУЗ "Родильный дом N2" Министерства здравоохранения Хабаровского края и ООО "Радость" заключен государственный контракт на поставку говядины N1/2022, реестровый номер 2272301445721000122 (далее также - Контракт).
Исходя из условий государственного контракта поставщик обязуется передать в собственность продукты питания (далее - Товар) Заказчику в обусловленный настоящим Контрактом срок, согласно Спецификации (Приложение N 1 к настоящему Контракту) и Технической части (Приложение N 2 к настоящему Контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом (п. 1.1 Контракта).
Согласно п. 2.1 Контракта цена контракта составляет 309 748.83 (триста девять тысяч семьсот сорок восемь рублей 83 копейки) НДС не облагается в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации.
В силу п. 3.1 Контракта Товар Заказчику поставляется партиями в соответствии с условиями Контракта. Количество Товара в каждой партии определяется на основании Заявки Заказчика на поставку Товара.
Заявка направляется Заказчиком не позднее чем за 5 календарных дней до предполагаемой поставки Товара.
Поставка Товара по Заявкам осуществляется в течение 5 календарных дней со дня отправки Заявки Заказчиком.
Заявка направляется Заказчиком в пределах срока, установленного пунктом 11.1 настоящего Контракта.
Заказчик направляет Заявки в пределах срока, установленного настоящим пунктом. При этом направление Заявок за пределами срока, установленного настоящим пунктом, не допускается. Поставка Товара на основании не подписанной Заказчиком Заявки не допускается.
Приложением N1 к Контракту определен товар, подлежащий поставке, а также количество, цена за кг, общая стоимость.
Приложением N2 к Контракту установлена техническая часть товара, подлежащего поставке:
|
N п/п |
Наименование товара, его характеристик, потребительских свойств |
Ед. изм. |
Значение характеристики |
|
||||||||||||||||
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
||||||||||||||||
|
|
|
В силу п. 11.2 Контракта расторжение настоящего контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны от исполнения настоящего Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. При этом факт подписания Сторонами соглашения о расторжении настоящего Контракта не освобождает Стороны от обязанностей урегулирования взаимных расчетов.
Как следует из материалов дела, ООО "Радость" исполнено обязательств по поставке товара на сумму 129 898,16 рублей, заказчиком в указанной части товар оплачен.
Как следует из материалов дела, 04.07.2022 поставщиком поставлен товар на сумму 7705,65 рублей (19,23 кг), что подтверждается УПД N944 от 04.07.2022, подписанной заказчиком.
04.07.2022 заказчиком подписан комиссионный акт, согласно которому товар соответствует условиям контракта. Платежным поручением от 07.07.2022 N756800 заказчик оплатил указанный товар.
Претензией от 08.07.2022 N90 Заказчик указал на факт поставки товара, несоответствующего условиям контракта, потребовав заменить товар.
Письмом от 08.07.2022 N77 ООО "Радость" отказало в замене товара, указав на полное соответствие требованиям контракта.
Претензией от 14.07.2022 N77 ООО "Радость" потребовало принять товар, поставленный 14.07.2022 (УПД N1031 от 14.07.2022).
Согласно УПД N1056 от 28.07.2022 заказчик отказал в приемке товара по причине невозможности соотнесения товара и упаковки. Общество с указанным отказом не согласилось письмом от 31.07.2022.
Письмом от 01.08.2022 N121 заказчик указал на несоответствие товара условиям контракта (несоответствие требованиям к отрубу, неприятный запах), отказав в приемке. Согласно отметке на УПД N1031 от 14.07.2022, заказчик отказал в приеме товара по причине "возврат, запах мяса затхлый, была разморозка".
Согласно письму от 03.08.2022 N88 Общество повторно потребовало принять товар.
Также ООО "Радость" поставлен товар 12.08.2022 (УПД N1131 от 12.08.2022), который направлен заказчиком для проведения экспертизы. Заключением эксперта N019-01-00167 проверенная партия мяса признана несоответствующей условиям ГОСТ 31797-2012, условиям государственного контракта, в связи с чем заказчиком 22.08.2022 отказано в приемке указанного товара.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для принятия заказчиком 31.08.2022 решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, в дальнейшем обратившись в Хабаровское УФАС России с заявлением о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ООО "Радость".
Не согласившись с решением заказчика об одностороннем отказе, участник закупки обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании указанного решения незаконным, который определением по делу А73-14721/2022 принял заявление к производству.
ООО "Радость" представлены в Хабаровское УФАС России письменные пояснения, которые по существу сводятся к законности действий Общества при исполнении государственного контракта, поставке товара, соответствующего условиям. Также указывают на отсутствие уведомления о дате, месте, времени проведения экспертизы заказчиком.
В результате изучения материалов дела, исходя из конкретных обстоятельств осуществления закупки, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
Из п. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) следует, что лицо признается виновным в неисполнение обязательства, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, не приняло всех мер для надлежащего исполнения обязательства.
Пунктом 2 ст. 401 ГК РФ установлено, что отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В силу п. 3 ст. 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
В соответствии с п. 1 ст. 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
Согласно ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу требований ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона N44-ФЗ в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур: 1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте; 2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель); 3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с ч. 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта принято заказчиком 31.08.2022, а также направлено Обществу посредством размещения в ЕИС в соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пп. а п. 13 раздела 3 Правил не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных пп. е п. 9 и пп. г п. 10) осуществляет следующую проверку совокупность действий, в том числе рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 104 Закона о контрактной системе ведение реестра осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об поставщиках, не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства.
Исходя из положений данной нормы, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицами принятых на себя обязательствах в рамках осуществления процедуры закупок. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
Недобросовестное поведение поставщика заключается в неоднократном нарушение сроков выполнения работ (оказания услуг, поставки товаров), отказе поставщика (подрядчика, исполнителя) от выполнения условий контракта, введения заказчика в заблуждение относительно соответствия выполняемых работ (услуг) условиям документации и требованиям контракта.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлениях от 12.05.1998 N 14-П, от 15.07.1999 N 11-П, от 30.07.2001 N 13-П санкции, налагаемые органами государственной власти, являются мерой юридической ответственности, поэтому размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Следовательно, для возникновения таких правовых последствий как признание участника закупки недобросовестным поставщиком, антимонопольный орган не вправе ограничиваться формальным установлением факта несоблюдения положений законодательства, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
В ходе рассмотрения обращения Заказчика, ООО "Радость" представлены письменные пояснения, из которых следует, что Общество не согласно с решением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, указывают на отсутствие умысла на уклонение от исполнения контракта.
Материалами дела подтверждается, что Обществом своевременно осуществлялась поставка товара по заявкам заказчика, согласно единой информационной системе в сфере закупок товар принят и оплачен заказчиком на сумму 129 898,16, в том числе по товарным накладным 04.07.2022, 28.07.2022.
П. 15 Правил установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил: поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, в том числе подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
В данном случае, несмотря на то, что Правилами N 1078 при рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков не предусмотрена оценка действий Подрядчика при исполнении контракта с позиции добросовестности, в каждом конкретном случае антимонопольный орган должен дать оценку действиям поставщика на предмет принятия им достаточных и разумных мер для надлежащего исполнения контракта.
При этом основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Включение в реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в соответствующих закупках.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в Законе о контрактной системе, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, а, следовательно, защиту государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
В связи с этим антимонопольный орган должен разрешить вопрос не только о наличии формальных оснований для включения лица в реестр недобросовестных поставщиков, но установить причины и иные обстоятельства, послужившие основанием для такого недобросовестного поведения со стороны поставщика по исполнению контракта.
Из статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно и разумно.
В рассматриваемом случае, Комиссией Хабаровского УФАС России, оценив представленные материалы, установлено, что Обществом осуществлялась поставка товара по заявкам, товар принимался заказчиком в установленном порядке, что подтверждается сведениями Единой информационной системы в сфере закупок, пояснениями заказчика.
Комиссия Хабаровского УФАС России отмечает, что само по себе обстоятельство единичного нарушения условий контракта и поставки товара несоответствующего условиям контракта, в соответствии с условием Контракта может являться основанием для начисления Заказчиком неустойки (штрафов, пеней), убытков, однако без наличия доказательств, подтверждающих умышленный характер действий (бездействия) поставщика в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, не является самостоятельным и достаточным основанием для включения сведений об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков.
В соответствии с пп. а п. 13 раздела 3 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных пп. е п. 9 и пп. г п. 10) осуществляет следующую проверку совокупность действий, в том числе рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона.
Согласно п. 15 Правил контроля в сфере закупок орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Таким образом, Комиссией Хабаровского УФАС России установлены обстоятельства, являющиеся основанием для отказа во включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Оценив обстоятельства исполнения контракта, исследовав все представленные материалы дела и переписку сторон по контракту, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу об отсутствии умышленного неисполнения ООО "Радость" условий контракта, наличию обстоятельств, предусмотренных пп. "в" п. 15 Правил N1078.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства РФ N1078, Комиссия Хабаровского УФАС России,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные КГБУЗ "Родильный дом N2" Министерства здравоохранения Хабаровского края в отношении ООО "Радость" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в трехмесячный срок со дня его принятия.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии: |
Л.А. Ильченко
В.И. Новоселов
М.А. Пилипенко |
Исп. Новоселов В.И.
(4212) 30-68-93
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 20 сентября 2022 г. N РНП-27-443
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.09.2022