Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании статей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N1078) в составе:
председатель Комиссии: <_> - заместитель руководителя управления;
члены Комиссии:
<_> - начальник отдела контроля закупок,
<_> - специалист-эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден,
рассмотрев обращение Заказчика - Бюджетного учреждения здравоохранения Удмуртской Республики "Городская больница N 3 Министерства здравоохранения Удмуртской Республики" о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении ИП <_> (ИНН 740417387901) в связи с принятием решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона "Перчатки медицинские" (номер извещения в ЕИС - 0813500000122005804, далее - Аукцион),
на заседании Комиссии в присутствии:
представителя уполномоченного учреждения - ГКУ УР "Региональный центр закупок УР" (далее - Организатор торгов) Романовой Л.В. (доверенность от 02.09.2022 N35-юр) посредством видеконференцсвязи,
в отсутствие: представителя Заказчика - БУЗ УР "Городская больница N 3 МЗ УР", уведомленного надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела; ИП <_> (его представителя), уведомленного надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела,
УСТАНОВИЛА:
28.04.2022 Уполномоченное учреждение разместило в Единой информационной системе в сфере закупок извещение о проведении аукциона на право заключения контракта на поставку "N 15209 Перчатки медицинские".
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 13 433 810,70 рублей.
06.05.2022 - дата окончания срока подачи заявок.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 11.05.2022 NИЭА1 поступило четыре заявки на участие в Аукционе, победителем по Аукциону признан ИП <_>
31.05.2022 между ИП <_> и Бюджетным учреждением здравоохранения Удмуртской Республики "Городская больница N 3 Министерства здравоохранения Удмуртской Республики" был заключен контракт N 0813500000122005804 (далее - Контракт), согласно которому ИП <_> принял на себя обязательство по поставке медицинских перчаток (далее - товар). Цена контракта 325 450,58 руб.
В связи с неисполнением Поставщиком условий контракта Заказчиком 25.08.2022 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, направлено обращение о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков.
Рассмотрев обращение Заказчика и документы, предоставленные в материалы дела в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, осуществив в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
Согласно п. 2.2. Контракта, срок исполнения контракта: в течение 20 рабочих дней с момента получения заявки от Заказчика.
Согласно претензии в адрес поставщика от 24.08.2022 N108/02-03/з 03.06.2022 Заказчиком была направлена заявка на поставку Товара на электронную почту Поставщика.
28.07.2022 Поставщиком была поставлена часть товара. На момент составления претензии остальная часть товара так и не была поставлена Заказчику.
В соответствии с п. 8.5. Контракта за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения Поставщика в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, Поставщик уплачивает штраф в размере 1 процента цены контракта (этапа), но не более 5 тыс. рублей и не менее 1 тыс. рублей.
Таким образом, ИП <_> были начислены пени в размере 2 710,91 рублей.
В соответствии с п. 8.10. Контракта пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения контракта) и фактически исполненных Поставщиком, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.
Таким образом, ИП <_> были начислены пени в размере 391,39 рублей.
В соответствии с п. 12.2. Контракта Заказчиком 25.08.2022 было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ст. 715 Гражданского кодекса РФ, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Согласно решению об одностороннем отказе от исполнения Контракта от 25.08.2022 по состоянию на 25.08.2022 остальная часть товара не поставлена.
Согласно ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии со ст. 309, ст. 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом РФ, другими законами или иными правовыми актами. ИП <_> принял на себя обязательство, которое должно быть выполнено.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления закупки обязательств, одним из последствий которой является включение в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение), влекущее ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Постановлением N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Согласно подпункту "б" пункта 13 Правил по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" пункта 13, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
В рассматриваемом случае, Комиссией Удмуртского УФАС России, установлена совокупность обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестном поведении ИП <_>, выразившемся в следующем.
В установленные Контрактом сроки, ИП <_> не осуществил поставку товара.
Заказчиком в адрес поставщика направлялись заявки на поставку товара (03.06.2022, 08.07.2022). По состоянию на 25.08.2022 ИП <_> поставил только часть товара.
Также, следует отметить, что заказчик представил в материалы дела письмо Союза производителей медицинских перчаток от 09.09.2022 N01/9-1, согласно которому ИП <_> и другие индивидуальные предприниматели, указанные в данном письме, осуществляют незаконную поставку контрафактного товара, при этом, выполняют все необходимые требования в извещении по закупкам, а далее путем обмана и ввода в заблуждение комиссию и заказчиков, предлагают товар с улучшенными характеристиками производителя ООО "АСВ Фармация", с помощью которого поставляют контрафактный товар под другим товарным знаком другого производителя, который не является участником государства - члена Евразийского экономического союза (замена РУ на РЗН 2022/16431 от 26.01.2022 или РЗН 2022/16432 от 26.01.2022 - ООО "АСВ Фармация").
При рассмотрении вопроса о признании участника закупки недобросовестным поставщиком и подлежащим внесению в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиваться лишь формальным установлением факта нарушения таким участником норм Закона о контрактной системе, необходимо установить обстоятельства, свидетельствующие о недобросовестности участника закупки, его вины.
Принимая решение об участии в процедуре закупки для государственных и муниципальных нужд и подавая соответствующую заявку, участник конкурентной процедуры несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на общественные экономически значимые цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении контрактных обязательств.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок, и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
То есть в рассматриваемом случае ИП <_> предпочел не исполнять условия контракта, соответственно должен был осознавать возможность наступления неблагоприятных последствий в случае расторжения контракта и рассмотрения обращения о включении в РНП.
На основании изложенного, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о недобросовестном поведении со стороны ИП <_>, так как им не было предпринято мер, направленных на исполнение обязательств по Контракту, в то время как при должной осмотрительности ИП <_> должен был совершить все действия, направленные на исполнение принятых на себя обязательств в срок, установленный Контрактом.
Комиссия Удмуртского УФАС России, с учетом необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов, приходит к выводу о наличии достаточных оснований для включения сведений в отношении ИП <_> в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078, Комиссия Удмуртского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1. Сведения в отношении ИП <_> (ИНН 740417387901) в связи с принятием заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона "Перчатки медицинские" (номер извещения в ЕИС - 0813500000122005804) включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
2. Датой включения сведений в отношении ИП <_> (ИНН 740417387901) в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения Заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы) |
||||||||
|
Регламентированная дата направления Заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления Заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
|
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения его в ЕИС |
Фактическая дата изготовления и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|
||
09.08.22 |
09.09.22 |
07.09.22 |
0 |
07.09.22 |
14.09.22 |
14.09.22 |
0 |
19.09.22 |
19.09.22 |
0 |
0 |
||
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии
|
___________ <_>
___________ <_>
___________ <_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 14 сентября 2022 г. N 018/06/104-721/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.09.2022