Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
при участии представителей:
ГБУДО ДЮЦ Московского района Санкт-Петербурга "Центр физической культуры, спорта и здоровья" (далее - Заказчик);
в отсутствие представителей:
ООО "РМА" (далее - Заявитель) при надлежащем уведомлении о месте и времени заседания комиссии УФАС;
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 23993-ЭП/22 от 15.09.2022) на действия Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по дежурству бригад скорой медицинской помощи на детских спортивных соревнованиях для нужд ГБУ ДЮЦ Московского района Санкт-Петербурга "ЦФКСиЗ" в 2023 году (извещение N 0372200252822000055) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 08.09.2022 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС), номер извещения 0372200252822000055.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 253 334,00 руб.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей стороны Заказчика, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе установлено, что При применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно ч. 1 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Таким образом, действующим законодательством установлено императивное требование о необходимости наличия лицензии (свидетельства, разрешения) непосредственно у участника закупки.
Указанное требование вызвано необходимостью оказания услуг в рамках правоспособности хозяйствующего субъекта, обусловленной наличием лицензии (свидетельства) на осуществление деятельности, относящейся к предмету закупки.
При этом в силу ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Если законодательством Российской Федерации не предусмотрено обязательного наличия у лица, выполняющего работы или оказывающего услуги, лицензии, свидетельства или иного документа, то заказчик не вправе требовать наличия такого документа у участника закупки.
В случае если работы, требующие наличия лицензии, не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав работ, являющихся объектом закупки, то установление требования к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии не соответствует требованиям Закона о контрактной системе. При исполнении контракта подрядчик может привлечь к их выполнению субподрядчика, имеющего соответствующую лицензию.
В случае если в один объект закупки включены работы (услуги), для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии, а также работы (услуги), для выполнения которых такая лицензия не требуется, то установление заказчиком требования к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии может ограничивать количество участников закупки и не соответствовать ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе
Постановлением Правительства РФ от 01.06.2021 N 852 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") (далее - Постановление N 852) установлен перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность на которые выдается лицензия.
Комиссия УФАС сообщает, что при формировании технического задания заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что Заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, в том числе, повысить шансы на приобретение товара, получение услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы.
Таким образом, при осуществлении закупки Заказчик вправе не только выбрать ее предмет, но и обязан определить его и описать в соответствии с нормами Закона о контрактной системе именно таким образом, чтобы участник закупки смог подать заявку на участие в торгах, соответствующую объективным и обоснованным требованиям Заказчика. При этом, Заказчик вправе в необходимой степени детализировать требования к товару/услуге, так как Закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право Заказчика включать в документацию требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, так и норм, обязывающих Заказчика устанавливать в документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров/услуг.
В ходе заседания Комиссии УФАС представители Заказчика сообщили, в том числе следующее:
Аукционная документация содержит требования:
"1.2. Документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона:
выписка из реестра лицензий по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 N 2343, либо копия акта лицензирующего органа о предоставлении лицензии, содержащие сведения о действующей лицензии на медицинскую деятельность.
Требование установлено подпунктом 46 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Место осуществления лицензируемого вида деятельности должно быть по адресу Санкт-Петербурга.
Наличие действующей лицензии по Санкт-Петербургу на весь период оказания услуг по направлениям:
- оказание скорой медицинской помощи вне медицинской организации по скорой медицинской помощи;
- оказание скорой специализированной медицинской помощи вне медицинской организации, в том числе выездными экстренными консультативными бригадами скорой медицинской помощи по педиатрии.
Наличие действующей лицензии по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений".
По поводу требования Заявителя об обязательном перечислении видов деятельности по лицензии по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений, считаем формулировку Заявителя, некорректной т.к. наличие лицензии на осуществление деятельности по перевозке наркотических средств не является обязательным для оказания услуг скорой медицинской помощи, что является предметом закупки.
При регулировании вопроса о перевозке наркотических средств Федеральный закон от 08.01.1998 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" в статье 21 отсылает к Правилам перевозки наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров на территории Российской Федерации, а также оформления необходимых для этого документов, утв. постановлением Правительства РФ от 12.06.2008 N 449 (далее - Правила перевозки наркотических средств).
Правила перевозки наркотических средств предполагает только 2 случая перевозки наркотических средств:
- перевозка осуществляется на основании заключенного в установленном порядке с другим юридическим лицом договора перевозки, договора поставки, договора передачи на уничтожение или иного договора;
- без заключения договора в целях обеспечения наркотическими средствами, психотропными веществами и прекурсорами своих структурных подразделений (филиал, представительство или иное обособленное подразделение юридического лица, указанное в его учредительных документах), адрес места нахождения которых отличается от адреса места нахождения юридического лица.
Таким образом, Правила перевозки наркотических средств регулируют перевозку наркотических средств с одного адреса (места постоянного хранения) на другой адрес (новое место постоянного хранение). Кроме того, наркотические средства должны быть упакованы в тару и опечатываться (п. п. 7, 10 Правил перевозки наркотических средств), перевозятся в закрытом транспортном средстве вместе с лицом, ответственным за перевозку (п. 6 Правил перевозки наркотических средств). Указанные выше требования подразумевает, что под перевозкой наркотических средств понимается абсолютно самостоятельный вид лицензируемой деятельности.
При работе же скорой помощи не происходит перемещение наркотических средств с одного места хранения на другое, а только лишь осуществляется временное хранения наркотических средств в машине скорой помощи. Это соответствует и п. 4 (1) Правил хранения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, утв. постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 N 1148), в соответствии с которым к местам временного хранения наркотических средств и психотропных веществ относятся укладки, наборы, комплекты для оказания первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, скорой и паллиативной медицинской помощи, в состав которых входят наркотические средства и психотропные вещества.
Следовательно, наличие лицензии на осуществление деятельности по перевозке наркотических средств не является обязательным для оказания услуг скорой медицинской помощи, что является предметом закупки.
Установление в аукционной документации требования о наличии лицензии на осуществление деятельности по перевозке наркотических средств незаконно ограничит количество участников закупки, что является нарушением п. 2 ч.1 ст. 3 ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Для примера приводим несколько компаний, осуществляющих медицинскую деятельность по скорой медицинской помощи в Санкт-Петербурге, в частности, их лицензии по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений, которые также не содержат пункт о перевозке наркотических средств и их прекурсоров:
- ООО "Сфера-Мед" (ИНН 7842391319)
- ООО "Приоритет" (ИНН 4716029110)
- ООО "ЕР Сервис" (ИНН 7825495999)
- ООО "Русский Лес" (ИНН 7825492564)
- ООО "Евромед Клиник" (ИНН 7814098943)
- ООО "ММЦ "Согаз" (ИНН 7724269506)
- ООО "СМП центр" (ИНН 9728036834)
Обращаем Ваш внимание на то, что Заявитель уже подавал жалобу по аналогичному вопросу (перевозка наркотических средств) для оказания аналогичных предмету закупки услуг. По решению ФАС https://zakupki.gov.ru/epz/controlresult/card/common-info.html?icrRevis ionId=771919 жалоба была признана необоснованной (дело N 44-6197/21 от 30.12.2021 г.).
По поводу требования Заявителя о включении в требования к Исполнителю наличия лицензии на оказание скорой специализированной медицинской помощи вне медицинской организации, в том числе выездными экстренными консультативными бригадами скорой медицинской помощи по АНЕСТЕЗИОЛОГИИ И РЕАНИМАТОЛОГИИ. Данный вид деятельности осуществляется с использованием автомобиля скорой помощи класса "С" (реанимобиль). А в состав бригады входит врач анестезиолог-реаниматолог. Заказчику по предмету закупки не требуется данный вид услуги. Поэтому и в требованиях к Исполнителю его нет.
В соответствии с Приказом Министерства Здравоохранения Российской Федерации от 20 июня 2013 г. N 388Н "Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи", Приложение N2, специализированные выездные бригады скорой медицинской помощи подразделяются на бригады: а) анестезиологии-реанимации, в том числе педиатрические; б) педиатрические; в) психиатрические; г) экстренные консультативные; д) авиамедицинские.
Согласно п. 11 приложения 2 к приказу Минздрава 388н: Для организации деятельности специализированной педиатрической выездной бригады скорой медицинской помощи используется автомобиль скорой медицинской помощи класса "B". В документации соответственно и содержится требование к классу автомобиля СМП класса "В".
Не считаем обозначение места осуществления Исполнителем лицензируемого вида деятельности в Санкт-Петербурге сверхтребованием, влекущим за собой нарушение ФЗ от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 11.06.2022) "О защите конкуренции".
Место оказания услуг согласно документации о закупке - Санкт-Петербург. Согласно письму Минэкономразвития РФ от 20.02.2017 NД28и-699 Заказчик вправе территориально ограничивать удаленность места оказания услуг, указав границы административного округа (территориального образования), или в километрах. При этом Заказчик должен достигнуть цели осуществления закупки, не создавай дискриминационных условий для участников закупки, приводящих к ограничению конкуренции.
Таким образом Заказчик вправе:
1. Установить предмет закупки согласно своим потребностям (по документации это ОКАЗАНИЕ УСЛУГ ПО ДЕЖУРСТВУ БРИГАД СМП на детских соревнованиях).
2. Установить требования, не ограничивающие конкуренцию потенциальных участников.
Лицензию по скорой медицинской помощи, а также по специализированной скорой медицинской помощи, в частности по педиатрии, имеют следующие компании, осуществляющие свою деятельность в Санкт-Петербурге:
- ООО "Сфера-Мед" (ИНН 7842391319)
- ООО "Приоритет" (ИНН 4716029110)
- ООО "Американская клиника" (ИНН 7826141914)
- ООО "ЕР Сервис" (ИНН 7825495999)
- ООО "СМП Центр" (ИНН 9728036834)
- ООО "ММЦ" (ИНН 7724269506)
Информацию о лицензиях можно проверить на https://roszdravnadzor.gov.ru/services/licenses
Комиссия УФАС отмечает, что частью 4 ст. 106 Закона о контрактной системе предусмотрено, что участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы. В день рассмотрения жалобы по существу участник закупки, подавший жалобу, вправе ее отозвать непосредственно при рассмотрении.
Комиссия УФАС констатирует, что ст. 105 Закона о контрактной системе предусмотрено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, в нарушение ст. 105 Закона о контрактной системе подателем жалобы не представлено доказательств, подтверждающих доводы Заявителя.
Учитывая данные обстоятельства, Комиссия УФАС не имеет достаточных оснований для признания доводов жалобы обоснованными.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 31, 33, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "РМА" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.