Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Потылицына П.Л. - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России (далее также Управление);
членов комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Русскиной И.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в присутствии представителя заявителя ООО "НОРДО" Стороженко Н.А. (доверенность от 12.04.2022 N7/2022), в присутствии представителя государственного заказчика Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области Хан В.О. (доверенность от 22.06.2022 N01/7963) и в присутствии представителя уполномоченного органа ГКУ АО "Региональный центр организации закупок" Рахмедовой О.Н. (доверенность от 21.0.2022 N01-06-36), рассмотрев жалобу ООО "НОРДО" на действия государственного заказчика Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области, уполномоченного органа ГКУ АО "Региональный центр организации закупок" при проведении электронного конкурса на право заключить контракт на разработку проектной документации "Расчистка проток Яблонка и Сенная в с. Яблонка в Володарском районе Астраханской области" (реестровый номер: 0825500000722003834), на основании ст.99, ст.105, ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 23.09.2022 поступила жалоба ООО "НОРДО" (далее - Заявитель, Общество) на действия государственного заказчика Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области (далее - Заказчик), уполномоченного органа ГКУ АО "Региональный центр организации закупок" (далее - Уполномоченный орган) при проведении электронного конкурса на право заключить контракт на разработку проектной документации "Расчистка проток Яблонка и Сенная в с. Яблонка в Володарском районе Астраханской области" (реестровый номер: 0825500000722003834) (далее - электронный конкурс).
По мнению Заявителя, извещение о проведении электронного конкурса на право заключить контракт на разработку проектной документации "Расчистка проток Яблонка и Сенная в с. Яблонка в Володарском районе Астраханской области" (реестровый номер: 0825500000722003834) не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
Уполномоченный орган 13.09.2022 года на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) разместил извещение о проведении электронного конкурса для нужд Заказчика.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию, в т.ч. критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом;
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы, в том числе порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Частью 9 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящей статьей критериев или их величин значимости, установленных частью 6 настоящей статьи и в соответствии с частью 8 настоящей статьи. В случае невыполнения заказчиком требования настоящей части определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть признано недействительным по иску участника или участников закупки.
Согласно подп. г) пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2021 г. N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N2604) для оценки заявок в соответствии с данным Положением применяется критерий "Квалификация участников закупки".
В соответствии с пунктом 8 Постановления N2604 в случае применения показателей оценки по критериям оценки, предусмотренным подпунктами "в" и "г" пункта 3 настоящего Положения:
а) применяются детализирующие показатели;
б) в отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100 процентов;
в) оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.
Пунктом 24 Постановления N2604 установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
При этом подп. "а" пункта 28 Постановления N2604 установлено, что в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения, применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.
Согласно подп. "в" пункта 28 Постановления N2604 в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения, применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
- устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
- может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек).
В файле "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе" к Извещению Заказчиком установлен следующий порядок оценки по критерию "Квалификация участников закупки":
"- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров.
Документом, в отношении показателя оценки, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего выполнение работ (оказание услуг) сопоставимого характера и объема.
Работами (услугами) сопоставимого характера и объема считаются работы (услуги) предусматривающие выполнение работ по инженерным изысканиям и/или разработку ПСД (ПД) на объектах водохозяйственного комплекса (в рамках терминов и определений в соответствии с ГОСТ 19185-73. Гидротехника. Основные понятия. Термины и определения), линейных объектов (в соответствии с пунктом 10.1 части 1 статьи 1 ГК РФ) и иных гидротехнических объектов.
Документом, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров):
Договор предусматривающий выполнение работ (оказание услуг) сопоставимого характера;
К оценке принимаются документы, устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров), в том числе, если к ним не приложена проектная документация (если проектная документация является приложением к таким документам).
Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки передачи ПСД (ПД), выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров):
1) исполненный договор (договоры):
- к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом;
- к оценке принимаются документы: исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров), в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31 Положения, а именно: к оценке принимаются документы, в том числе если к ним не приложена проектная документация (если проектная документация является приложением к таким документам.
2) акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров):
- последний акт, составленный при исполнении договора должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.
3) информацию по Таблице 1 Приложения N1 к "ПОРЯДОКУ РАССМОТРЕНИЯ И ОЦЕНКИ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ В ОТКРЫТОМ КОНКУРСЕ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ" (рекомендованная форма).
Документы направляются участником закупки в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов.
Каждый контракт/договор должен быть исполнен участником закупки в полном объеме в соответствии с условиями, установленными в таком контракте/договоре".
По мнению Заявителя, Заказчик определил предмет договора, не сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам конкурса, что ставит в неравные условия участников, специализацией которых является непосредственно проектирование расчистки русел рек, о чем в документации в перечне работ сопоставимого характера не указано.
Комиссия отмечает, что предметом закупки является разработка проектной документации "Расчистка проток Яблонка и Сенная в с. Яблонка в Володарском районе Астраханской области", что в свою очередь не является объектом капитального строительства, поскольку в соответствии со статьей 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации объектом капитального строительства признается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
Также расчистка водного объекта не является строительством, реконструкцией или капитальным ремонтом объекта капитального строительства в понимании Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, согласно ГОСТ 19185-73 водохозяйственный комплекс - это совокупность различных отраслей народного хозяйства, совместно использующих водные ресурсы одного водного бассейна.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 21.07.1997 N117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении";
Более того, согласно пункту 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
В связи с чем, Комиссия считает, что расчистка водных объектов не относится к категории работ на объектах водохозяйственного комплекса, линейных объектах и гидротехнических сооружениях.
Однако Заказчик в файле ""Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе" к Извещению определил работы (услуги) сопоставимого характера как работы (услуги) в области по инженерным изысканиям и/или разработку ПСД (ПД) на объектах водохозяйственного комплекса, линейных объектов (в соответствии с пунктом 10.1 части 1 статьи 1 ГК РФ) и иных гидротехнических объектов, что в свою очередь не являются работами сопоставимыми к объекту закупки.
Кроме того, Заказчиком в файле ""Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе" к Извещению не определены виды работ, на которые нужно разработать ПСД (ПД).
При данных обстоятельствах, Управление пришло к выводу о нарушении Заказчиком части 8, части 9 статьи 32, пункта 11 части 1 статьи 42, пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что указывает на наличие признаков состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 КоАП РФ.
При этом, Комиссия Управления считает необходимым выдать Заказчику предписание об устранении вышеуказанных нарушений.
Основываясь на изложенном, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "НОРДО" на действия государственного заказчика Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области, уполномоченного органа ГКУ АО "Региональный центр организации закупок" при проведении электронного конкурса на право заключить контракт на разработку проектной документации "Расчистка проток Яблонка и Сенная в с. Яблонка в Володарском районе Астраханской области" (реестровый номер: 0825500000722003834) обоснованной.
2. Признать государственного заказчика Службу природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области нарушившим часть 8, часть 9 статьи 32, пункт 11 части 1 статьи 42, пункт 4 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного конкурса на право заключить контракт на разработку проектной документации "Расчистка проток Яблонка и Сенная в с. Яблонка в Володарском районе Астраханской области" (реестровый номер: 0825500000722003834).
3. Выдать государственному заказчику Службе природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области, уполномоченному органу ГКУ АО "Региональный центр организации закупок" и комиссии по осуществлению закупок предписание при проведении электронного конкурса на право заключить контракт на разработку проектной документации "Расчистка проток Яблонка и Сенная в с. Яблонка в Володарском районе Астраханской области" (реестровый номер: 0825500000722003834).
4. Передать материалы дела должностному лицу Астраханского УФАС России, уполномоченному на составление протокола об административном правонарушении, для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Председатель комиссии П.Л.Потылицын
Члены комиссии: Е.М.Балтыкова
И.В.Русскина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.