Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев обращение, направленное ГФС России (далее - Заказчик) о включении информации об ООО "Спец Поставка" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Обращение, Реестр),
УСТАНОВИЛА:
Заказчик направил в ФАС России в соответствии со статьей 104
Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), с правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов
Правительства Российской Федерации" (далее - Правила) информацию об ООО "Спец Поставка" для включения в Реестр.
Комиссия в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения государственного контракта и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 05.05.2022 в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку спецодежды и спецобуви (номер извещения в ЕИС - 0173100012422000011) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 200 309,35 руб.
Согласно подпункту 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе (в редакции, действовавшей на дату размещения в ЕИС извещения о проведении Аукциона) при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе (в редакции, действовавшей на дату размещения в ЕИС извещения о проведении Аукциона) установлено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров,в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с частью 3 статьи 14
Закона о контрактной системе запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в ЕИС обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Во исполнение части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе Заказчиком в Извещении установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд,а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление N 616).
Согласно пункту 10(3) Постановления N 616 (в редакции, действовавшей на дату размещения в ЕИС извещения о проведении Аукциона) при исполнении контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) при передаче товара (результатов работы) обязан предоставить заказчику документы, подтверждающие страну происхождения товара, на основании которых осуществляется включение продукции в реестр российской промышленной продукции, единый реестр российской радиоэлектронной продукции или евразийский реестр промышленных товаров, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" (далее - Постановление N 719).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 Постановления N 616 (в редакции, действовавшей на дату размещения в ЕИС извещения о проведении Аукциона) запреты не применяются в случае закупки одной единицы товара, стоимость которой не превышает 300 тыс. руб.,и закупки совокупности таких товаров, суммарная стоимость которых составляет менее 1 млн. руб.
Между Заказчиком и ООО "Спец Поставка" заключен государственный контракт от 30.05.2022 N 0173100012422000011, цена которого составила 144 222,71 руб. (далее - Контракт).
Согласно пункту 1.1 Контракта Заказчик поручает,а ООО "Спец Поставка" обязуется поставить спецодежду и спецобувь (далее - Товар) в соответствии с приложением N 1 к Контракту (далее - Спецификация), являющейся неотъемлемой частью Контракта,а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в соответствии с условиями Контракта.
В соответствии с пунктом 4.3 Контракта поставка Товара осуществляется в течение 20 рабочих дней с даты заключения Контракта, включая время на замену некачественного, несоответствующего Спецификации Товара и устранение дефектов (недостатков).
Частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено,что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу части 19 статьи 95 Закона о контрактной системе поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно пункту 15.3 Контракта расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда и в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным ГК РФ в случаях:
- отказа поставщика передать Товар и принадлежности к нему заказчику;
- существенного нарушения поставщиком требований к качеству Товара;
- невыполнения поставщиком в разумный срок требования заказчика о доукомплектовании Товара;
- неоднократного нарушения поставщиком сроков поставки Товара;
- отказа заказчика от оплаты Товара.
Пунктом 1 части 20.1 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного частью 19 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур,поставщик (подрядчик, исполнитель) с использованием ЕИС формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает такое решение в ЕИС.
На заседании Комиссии установлено, что ООО "Спец Поставка" решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС 07.09.2022 (уведомление об односторонней сделке по расторжению Контракта от 07.09.2022 ИсхN 710 (далее - Решение).
Согласно пункту 2 части 20.1 статьи 95 Закона о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в ЕИС в соответствии с пунктом 1 части 20.1 статьи 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием ЕИС направляется заказчику. Датой поступления заказчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с пунктом 2 части 20.1 статьи 95
Закона о контрактной системе такого решения в ЕИС в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик.
В силу пункта 3 части 20.1 статьи 95 Закона о контрактной системе поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 части 20.1 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, 07.09.2022 является датой надлежащего уведомления.
Частью 21 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено,что решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 22 статьи 95 Закона о контрактной системе поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления заказчика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
Поскольку в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления Заказчика нарушения условий Контракта не устранены,Решение вступило в силу и Контракт считается расторгнутым 20.09.2022.
Частью 22.2 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено,что заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в Реестр включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно пункту 4.5 Контракта ООО "Спец Поставка" обязуется одновременно с передачей Товара передать Заказчику все относящиеся к нему документы, а также предоставить документы, подтверждающие страну происхождения товара, на основании которых осуществляется включение продукции в реестр российской промышленной продукции, единый реестр российской радиоэлектронной продукции или евразийский реестр промышленных товаров, предусмотренные Постановлением N 719.
Представители Заказчика на заседании Комиссии сообщили, что 15.06.2022 ООО "Спец Поставка" произведена поставка Товара Заказчику,вместе с тем Заказчиком Товар не принят и возвращен ООО "Спец Поставка" в связи с несоответствием Товара Спецификации и отсутствием документов, предусмотренных пунктом 4.5 Контракта.
Письмами 11.07.2022 N 2376, 22.07.2022 N 2525 Заказчик уведомил
ООО "Спец Поставка" о готовности принять Товар в соответствии со Спецификацией и документами согласно пункту 4.5 Контракта,при этом на дату принятия ООО "Спец Поставка" Решения Товар и относящиеся к нему документы согласно пункту 4.5 Контракта не поставлены.
Представители ООО "Спец Поставка" на заседании Комиссии пояснили, что в соответствии с пунктом 4.3 Контракта поставка Товара была произведена единой партией 15.06.2022, что подтверждается товарными накладными от 15.06.2022 N СП-88, N СП-89.
Вместе с тем в связи с отсутствием 6 из 10 позиций Товара у производителей ООО "Спец Поставка" принято решение поставить аналогичные модели других производителей.
При этом 23.06.2022 Заказчиком составлен акт о неприемке Товара и Товар возвращен ООО "Спец Поставка" по причине несоответствия Товара Спецификации и отсутствия документов согласно пункту 4.5 Контракта.
Представители ООО "Спец Поставка" на заседании Комиссии пояснили, что августе 2022 ООО "Спец Поставка" собран весь Товар согласно Спецификации, вместе с тем при запросе ООО "Спец Поставка" у производителей Товара документов согласно Постановлению N 719 получен отказ, что явилось основанием для принятия ООО "Спец Поставка" Решения в связи с невозможностью выполнить условие пункта 4.5 Контракта.
При этом Комиссией установлено, что Заказчиком в извещении об осуществлении закупки запрет, предусмотренный Постановлением N 616, установлен неправомерно, поскольку суммарная стоимость Товара составляет менее 1 млн. руб.
Таким образом, вследствие того, что Заказчиком в извещении об осуществлении закупки неправомерно установлен запрет, предусмотренный Постановления N 616, Заказчиком от ООО "Спец Поставка" неправомерно требовались документы согласно пункту 4.5 Контракта.
Действия Заказчика при формировании извещения о проведении закупки нарушают часть 3 статьи 14 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно подпункту "в" пункта 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр, если в результате проведения проверки поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Изучив материалы Обращения, Комиссия приходит к выводу о том,что ООО "Спец Поставка" предпринимались действия, направленные на надлежащее исполнение Контракта, в связи с чем информация об ООО "Спец Поставка" не подлежит включению в Реестр.
Комиссия, руководствуясь пунктом 5 частью 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и Правилами,
РЕШИЛА:
1. Информацию, представленную Заказчиком об ООО "Спец Поставка" (ИНН: 3702119242) в связи с односторонним отказом ООО "Спец Поставка" от исполнения Контракта, в Реестр не включать.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 3 статьи 14
Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы от 27.09.2022 по делу N 22/44/104/361 соответствующему уполномоченному должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.