Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
<_>- заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
<_.> - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
<..> - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Железная мебель" (далее - ООО "Железная мебель", общество, заявитель) на действия казенного учреждения Омской области "Центр по осуществлению закупок товаров, работ, услуг в сфере здравоохранения" и его комиссии по осуществлению закупок (далее - КУ ОО "Центр закупок в сфере здравоохранения", уполномоченное учреждение, комиссия по осуществлению закупок) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на поставку медицинского оборудования (кровать с электроприводом адаптационная (код вида медицинского изделия: 290200) (Реестровый номер 222387) (извещение N 0852500000122002132) (далее - электронный аукцион, аукцион) для нужд бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Клинический медико-хирургический центр Министерства здравоохранения Омской области" (далее - заказчик),
в отсутствие представителей заявителя, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы,
при участии посредством видео-конференц-связи представителей:
заказчика - <> (доверенность N 3-21 от 11.01.2021);
уполномоченного учреждения - <> (доверенность N 24 от 29.12.2021)
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 9550э от 27.09.2022) жалоба заявителя на действия комиссии по осуществлению закупок уполномоченного учреждения, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
Жалоба также содержала доводы в части обжалования положений извещения об осуществлении закупки, в части отсутствия в положениях Федерального закона о контрактной системе требования об указании наименования товара в полном (строгом) соответствии с регистрационным удостоверением на медицинское изделие.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Учитывая изложенное, доводы жалобы в части обжалования положений извещения об осуществлении Комиссией рассмотрены быть не могут.
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 12.09.2022 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным учреждением было размещено извещение об осуществлении закупки с начальной (максимальной) ценой контракта 1560000 руб.
21.09.2022 размещен протокол подачи ценовых предложений, согласно которому подано 3 ценовых предложения, лучшее ценовое предложение в размере 982 800 рублей предложено участником закупки с идентификационным номером заявки 112642550.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика от 22.09.2022 заявки двух участников признаны не соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки. Победителем признан участник закупки с идентификационным номером заявки 112625712 с ценой контракта 990600 руб.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и пояснений представителей сторон, в результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее.
В жалобе указано, что комиссией по осуществлению закупок неправомерно отклонена заявка общества в связи с непредоставлением копии регистрационного удостоверения на предложенный к поставке товар.
По мнению заявителя, несоответствие наименования товара, указанного в регистрационном удостоверении, наименованию товара в первой части заявки участника закупки не может являться основанием для признания заявки несоответствующей в случае, если характеристики товара соответствуют требованиям к конкретным показателям товара, установленным в документации о закупке.
КУ ОО "Центр закупок в сфере здравоохранения" были направлены (вх. N 9598э от 28.09.2022) возражения на доводы жалобы, согласно которым комиссия по осуществлению закупок при рассмотрении документов и информации, руководствуясь инструкцией по заполнению заявки, установила, что в заявке общества отсутствовала копия регистрационного удостоверения на медицинское изделие, в котором наименование товара соответствовало бы наименованию предложенного заявителем медицинского изделия.
В силу пунктов 1 и 3 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено данным законом, должно содержать следующие электронные документы:
- описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона,
- требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкцию по ее заполнению.
В соответствии с электронным документом "Описание объекта закупки" заказчику требовался товар с наименованием "Интродьюсер для ввода медицинских инструментов при сердечно-сосудистых заболеваниях, неуправляемый".
Согласно подпункту "в" пункта 2 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено данным законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки, в том числе документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если настоящим Федеральным законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
Аналогичная информация была установлена подпунктом "в" пункта 2 документа "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе (далее - закупка, аукцион) и инструкция по ее заполнению (далее - инструкция, требования)", прилагающегося к извещению об осуществлению закупки, а именно:
"копия регистрационного удостоверения на медицинское изделие, выданного в соответствии с ч. 4 статьи 38 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (с приложениями на всех листах) на предложенный участником в его заявке Товар, который подлежит регистрации на территории РФ;
в случае, если предлагается не установленное в инструкции (руководстве по эксплуатации) имеющегося в наличии у Заказчика оборудования медицинское изделие, в отношении которого производителем (изготовителем) подтверждена возможность совместного применения с медицинским изделием, имеющимся у Заказчика в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2022 года N 552 "Об утверждении особенностей обращения, включая особенности государственной регистрации, медицинских изделий в случае их дефектуры или риска возникновения дефектуры в связи с введением в отношении Российской Федерации ограничительных мер экономического характера", копия регистрационного досье на медицинское изделие".
Данный документ включал инструкцию по заполнению заявки на участие в закупке, пункт 2 которой предусматривал положения следующего содержания:
"Поскольку в соответствии с частью 3 статьи 455 Гражданского кодекса Российской Федерации условие о товаре считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товара, в случае, если предметом закупки являются медицинские изделия (изделия медицинского назначения), то наименование предлагаемого участником закупки товара должно быть указано в полном (строгом) соответствии с регистрационным удостоверением на медицинское изделие (раздел "На медицинское изделие" соответствующего регистрационного удостоверения с указанием полного точного наименования (с буквенными и цифровыми кодами, ТУ и т.д.)".
Кроме того, была размещена рекомендуемая форма описания объекта закупки участником закупки, в соответствии с которой участникам закупки было предложено указывать в заявке наименование товара в соответствии с регистрационным удостоверением, а также реквизиты регистрационного удостоверения.
В сноске к рекомендуемой форме указано: "В случае если предметом закупки являются изделия медицинского назначения, то участником закупки в заявке на участие в закупке должны быть указаны наименования товаров, входящих в объект закупки, в соответствии с регистрационными удостоверениями на такие изделия".
Комиссия отмечает, что спецификацией (Приложение к контракту) также было предусмотрено указание наименования товара в соответствии с регистрационным удостоверением.
На основании пункта 1 части 12 статьи 48 Федерального закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае непредставления (за исключением случаев, предусмотренных таким законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с данным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 такого закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
В силу подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Федерального закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 такой статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 данного закона.
Из представленных ООО "РТС-тендер" на запрос Омского УФАС России заявок участников закупки с приложением документов, содержащихся на дату и время окончания срока подачи заявки на участие в аукционе, участником закупки с идентификационным номером заявки 112642550 (ООО "Железная мебель") были указаны товар "Кровать МВ-95" и страна происхождения товара Россия.
В числе документов, подтверждающих соответствие товара требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, к заявке заявителя прилагалась копия регистрационного удостоверения от 12.04.2021 N РЗН 2021/14015 на медицинское изделие "Кровать медицинская функциональная электрическая серии МВ с принадлежностями по ТУ 32.50.30-012-47272295-2020" (производство ООО "НПО ПРОМЕТ") в вариантах исполнения: "I. Кровать медицинская функциональная электрическая серии МВ-93 с принадлежностями по ТУ 32.50.30-012-47272295-2020" и "II. Кровать медицинская функциональная электрическая серии МВ-95 с принадлежностями по ТУ 32.50.30-012-47272295-2020"
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 22.09.2022 заявка общества отклонена со следующим обоснованием принятого решения: "На основании п. 1 ч. 12 ст. 48 Федерального закона N44-ФЗ отклонить заявку участника закупки в связи с непредставлением информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки. По позиции N1 "Кровать МВ-95" отсутствует копия регистрационного удостоверения на предложенный участником товар, требование о наличии которого установлено в извещении о проведении электронного аукциона".
Комиссия на основании представленных оператором электронной площадки документов и сведений отмечает, что в заявке общества не было указано наименование товара в соответствии с инструкцией по заполнению заявки и регистрационным удостоверением.
Вместе с тем наименованию товара, указанному заявителем при формировании своего предложения в отношении объекта закупки, не соответствует копия представленного регистрационного удостоверения от 12.04.2021 N РЗН 2021/14015 с содержащимся в нем наименованием медицинского изделия и варианте исполнения данного изделия.
Таким образом, наименование медицинского изделия в регистрационном удостоверении и товара, предложенного заявителем, не могут быть признаны тождественными, соответствующими требованиям извещения.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона о контрактной системе установлено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) и состоит из данного закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 такого закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать данному закону.
Согласно статье 6 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона о контрактной системе регламентировано, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных таким законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии со статьей 34 БК РФ одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является эффективность использования бюджетных средств, согласно которому при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Таким образом, заказчики (уполномоченные органы, уполномоченные учреждения) их комиссии по осуществлению закупок должны исходить из целей максимального удовлетворения, как потребностей заказчика, в том числе потребности в качественном товаре, так и результатов расходования бюджетных средств с момента размещения извещения о закупке до исполнения обязательств по контракту.
По определению, данному в пункте 3 части 1 статьи 3 Федерального закона о контрактной системе, закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд - совокупность действий, осуществляемых в установленном таким законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.
Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) представляет собой совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном данным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта (пункт 2 части 1 статьи 3 Федерального закона о контрактной системе).
Основной целью и результатом проведения электронного аукциона как одного из способов определения поставщика является заключение контракта - гражданско-правового договора, который считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Согласно пункту 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
Пунктом 1 статьи 421 ГК РФ однозначно установлено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В силу пункта 5 статьи 454 ГК РФ договор поставки, в том числе договор поставки товаров для государственных нужд является отдельным видом договора купли-продажи.
Условие договора купли-продажи о товаре считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товара (пункт 3 статьи 455 ГК РФ).
Таким образом, для договора поставки условие о наименовании товара является существенным.
Согласно части 4 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об охране здоровья) на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти, и медицинских изделий, зарегистрированных в Российской Федерации в соответствии с международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза.
Пунктом 6 Правил государственной регистрации медицинских изделий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 (далее - Правила) установлено, что документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие. Форма регистрационного удостоверения утверждается регистрирующим органом.
Форма регистрационного удостоверения, утвержденная приказом Росздравнадзора от 16.01.2013 N 40-Пр/13, зарегистрированном в Минюсте России 25.02.2013 N 27292, предусматривает обязательное указание наименования медицинского изделия и принадлежностей, необходимых для применения медицинского изделия по назначению.
В соответствии с пунктом 1 части 11 статьи 38 Федерального закона об охране здоровья, подпунктом "а" пункта 6 Правил ведения государственного реестра медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2021 N 1650 (далее - Реестр), Реестр содержит сведения о наименовании медицинского изделия.
Системное толкование указанных нормативных правовых актов позволяют Комиссии сделать вывод о том, что заявка участника закупки, с которым заключается контракт, должна содержать сведения о наименовании медицинского изделия в соответствии с его регистрационным удостоверением.
Необходимо также отметить, что регистрационное удостоверение в силу положений Федерального закона о контрактной системе является документом, подтверждающим соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Следовательно, при невозможности однозначного сопоставления товара с таким документом, возникает риск закупки товара, не разрешенного к обороту на территории Российской Федерации, что не соответствует вышеприведенным принципам результативности и эффективности осуществления закупок.
Соответственно условие контракта о его предмете, включающем наименование медицинского изделия, считается согласованным, если наименование поставляемого медицинского изделия указано в соответствии с его регистрационным удостоверением.
Комиссия особо отмечает, что положения об идентичности наименования предлагаемого товара наименованию медицинского изделия, содержащемуся в регистрационном удостоверении, связаны с необходимостью исполнения требований ГК РФ (пункт 1 статьи 432, пункт 3 статьи 455) и Федерального закона о контрактной системе (статьи 51, 94) в части, касающейся согласования существенных условий договора поставки, порядка заключения и исполнения контракта, в том числе приемки товара (данные выводы согласуются с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 07.02.2019 N 308-КГ18-24520 по делу N А53-3103/2018).
Кроме того, Комиссия обращает внимание на то, что в силу части 5 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе подача заявки на участие в закупке означает согласие участника закупки, подавшего такую заявку, на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке (в случае, если таким законом предусмотрена документация о закупке).
В этой связи необходимо учитывать, что, принимая решение об участии в процедуре определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и подавая соответствующую заявку, участник закупки несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Федеральным законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия), противоречащих требованиям извещения об осуществлении закупки или законодательства.
Участник закупки, не реализовавший своего права на подачу запроса на разъяснение положений извещения об осуществлении закупки (часть 5 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе), а равно не обжаловавший положения извещения об осуществлении закупки в контрольный орган, несет риск наступления негативных последствий, в том числе связанных с отклонением его заявки.
Таким образом, участник закупки был ознакомлен с обозначенными выше требованиями и выразил безусловное согласие на их соблюдение.
Более того, Комиссия отмечает, что согласно сведениям Государственного реестра медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, указанные в регистрационном удостоверении медицинские изделия в различных вариантах исполнения относятся к коду вида медицинского изделия 136210, в то время как в заявке заявителя был указан код вида медицинского изделия 290200, что свидетельствует о недостоверности информации, представленной в заявке общества.
Принимая во внимание указанное, Комиссия приходит к выводу о наличии оснований у уполномоченного учреждения для отклонения заявки ООО "Железная мебель", в связи с чем жалоба признана необоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, зарегистрированного в Минюсте России 27.02.2015 N 36262), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать необоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью "Железная мебель" на действия казенного учреждения Омской области "Центр по осуществлению закупок товаров, работ, услуг в сфере здравоохранения" и его комиссии по осуществлению закупок при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на поставку медицинского оборудования (кровать с электроприводом адаптационная (код вида медицинского изделия: 290200) (Реестровый номер 222387) (извещение N 0852500000122002132) для нужд бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Клинический медико-хирургический центр Министерства здравоохранения Омской области".
2. На основании пункта 1 части 2 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе доводы жалобы в части обжалования положений извещения об осуществлении закупки не рассматривать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии |
<>
<>
<> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 3 октября 2022 г. N 055/06/48-789/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.10.2022