Резолютивная часть решения оглашена 28.09.2022
В полном объеме решение изготовлено 03.10.2022
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Черенковой Е.Б.
Фадеевой Н.В. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
рассмотрев обращение Муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 36" города Магнитогорска (далее - МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 36" г. Магнитогорска, заказчик) о включении ЧЕЛЯБИНСКОГО РЕГИОНАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ "РОССИЙСКИЙ СОЮЗ СПАСАТЕЛЕЙ" (далее - ЧРО ООО "РОССОЮЗСПАС", ЧЕЛЯБИНСКОЕ РО РОССОЮЗСПАС, участник закупки, победитель электронного аукциона, исполнитель), лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа ЧРО ООО "РОССОЮЗСПАС" в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта N ЭА - 21/28 от 20.12.2021 на оказание услуг по техническому обслуживанию системы пожарной сигнализации и системы оповещения и эвакуации людей при пожаре, в соответствии с техническим заданием (извещение N 0369300255821000002) (далее - аукцион, закупка), в присутствии (посредством видеоконференцсвязи):
- представителей заказчика: Щербининой М.А., действующей на основании доверенности N 2 от 28.09.2022; Гончаровой Т.П., действующей на основании доверенности N 3 от 28.09.2022;
- представителя ЧРО ООО "РОССОЮЗСПАС": исполнительного директора Лепешкина С.В., действующего на основании протокола от 10.04.2018,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 27.04.2022 поступило обращение заказчика о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ЧРО ООО "РОССОЮЗСПАС" в порядке, предусмотренном статьей 104 Закона о контрактной системе.
Согласно материалам дела заказчиком объявлен аукцион путем размещения в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru 22.11.2021 извещения о закупке.
Начальная (максимальная) цена контракта (совместный аукцион) - 443 255,28 рублей.
Согласно представленным документам, 20.12.2021 заказчик и ЧРО ООО "РОССОЮЗСПАС" заключили контракт N N ЭА - 21/28 от 20.12.2021 на оказание услуг по техническому обслуживанию системы пожарной сигнализации и системы оповещения и эвакуации людей при пожаре, в соответствии с техническим заданием (извещение N 0369300255821000002) по цене 11 347,14 рублей.
Как следует из заявления заказчика, обязательства по контракту Обществом не исполнено, в связи с чем, 07.09.2022 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Сведения о включении общества в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) направлены заказчиком в антимонопольный орган 21.09.2022.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения заказчика, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, пришла к следующим выводам.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Частью 8 статьи 95 закона о контрактной системе предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Как следует из части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе, информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
При этом в силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с пунктом 13.7 контракта N ЭА - 21/28 контракт может быть расторгнут по взаимному соглашению сторон, по решению суда или в случае одностороннего отказа стороны от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством в порядке, предусмотренном частями 9 - 23 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Таким образом, контрактом предусмотрена возможность заказчика расторгнуть контракт в одностороннем порядке в соответствии с положениями частей 8 и 9 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из совокупного толкования части 13 статьи 95, части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта, информация о котором размещается заказчиком в единой информационной системе в течение пяти рабочих дней с даты расторжения контракта.
Так, Заказчиком 07.09.2022 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, 07.09.2022 указанное решение размещено в ЕИС во вкладке "Решение об одностороннем отказе", согласно сведениям, размещенным в ЕИС, получено Обществом 07.09.2022 14:01 (МСК).
С учетом положений частей 12.1 и 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, контракт расторгнут 19.09.2022.
При рассмотрении вопроса о включении общества в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольным органом установлено следующее.
Между заказчиком и ЧРО ООО "РОССОЮЗСПАС" 20.12.2021 посредством электронного документооборота заключен контракт N ЭА - 21/28 на оказание услуг по техническому обслуживанию системы пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при обеспечении пожарной безопасности зданий и сооружений (реестровый номер в ЕИС N 3744501585421000035) (далее - контракт).
Пунктом 1.1 контракта предусмотрено, что Исполнитель по заданию Заказчика обязуется в установленный Контрактом срок оказать Услуги по техническому обслуживанию системы пожарной сигнализации и системы оповещения и эвакуации людей при пожаре, в соответствии с техническим заданием (далее - услуги), а Заказчик обязуется принять оказанные услуги и оплатить их.
Также пунктом 1.1 предусмотрена следующая информация о периодах оказания услуг по контракту:
Год |
Кол-во зданий |
Цена за 1 месяц |
Цена за год |
2022 |
1 |
472,80 |
5673,60 |
2023 |
1 |
472,80 |
5200,80 |
2023 |
1 |
472,74 |
472,74 |
Итого |
|
|
11347,14 |
В силу пункта 4.1 контракта начало оказания услуг - 01.01.2022 года. Окончание оказания услуг - 31.12.2023 года.
Частью 2 статьи 450.1 ГК РФ предусмотрено, что в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
В силу пункта 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 782 ГК РФ заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
Статьей 783 ГК РФ определено, что общие положения о подряде (статьи 702 - 729) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 ГК РФ, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
Таким образом, с учетом положений статей 432, 702, 708, 783 ГК РФ существенными условиями контракта являются предмет и сроки оказания услуг.
В соответствии с частью 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Пунктом 3 статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.
Из пояснений представителей заказчика и из содержания решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 07.09.2022 следует, что, в нарушение условий контракта обязательства по нему Исполнителем в объеме, предусмотренном условиями контракта, не выполнены.
При рассмотрении доказательств, представленных сторонами, Комиссией установлено следующее.
Исходя из материалов дела, ЧРО ООО "РОССОЮЗСПАС" оказаны услуги за период с января по июль 2022 года, что подтверждается:
- актами приемки оказанных услуг, подписанными сторонами: N 50 от 31.01.2022, N 88 от 28.02.2022, N 202 от 30.04.2022, N 246 от 12.07.2022, N 245 от 30.06.2022, на общую сумму 2 364,00 рублей;
- платежными поручениями, об оплате оказанных услуг: N 89799 от 13.05.2022, N 102450 от 01.06.2022, N 149832 от 22.07.2022, на общую сумму 2 364,00 рублей;
- актом сверки взаимных расчетов от 05.05.2022;
- соответствующими записями в журнале регистрации работ по ТО и ТР систем ОПС, АПТ, ТВ, СКД от 19.01.2022, 18.02.2022, 18.04.2022, 30.05.2022, 30.06.2022.
Как следует из пояснений Заказчика в июле и августе 2022 года услуги по контракту Исполнителем не оказывались, в связи с чем Учреждением направлены претензии:
- без номера и даты (размещена в ЕИС 21.09.2022) - с уведомлением о том, что в связи с неоказанием услуг в июле 2022 стоимость обслуживания за данный период оплачена не будет;
- N 71 от 25.08.2022 - с уведомлением о том, что в связи с неоказанием услуг в июле 2022 стоимость обслуживания за данный период оплачена не будет, а также с требованием уплатить неустойку за просрочку исполнения обязательств по контракту.
Ответы на указанные претензии Исполнителем Заказчику не направлены.
В связи с тем, что ЧРО ООО "РОССОЮЗСПАС" в июле и августе 2022 года не оказаны услуги по техническому обслуживанию системы пожарной сигнализации и системы оповещения и эвакуации людей при пожаре, заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (исх. N 75 от 07.09.2022).
Основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков являются действия общества, предполагающие его недобросовестное поведение, совершение им действий в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта этим лицом, и, как следствие, нарушающих, права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.
В силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
При этом в случае привлечения лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N13-П, от 21.11.2002 N15-П).
В соответствии с подпунктами "а" и "в" пункта 15 Постановления Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр в том числе, если поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Комиссия отмечает, что в ходе исполнения контракта Исполнителем допускались нарушения исполнения обязательств.
Как следует из материалов дела, в связи с ненадлежащим исполнением Обществом обязательств по контракту Заказчиком решение об одностороннем отказе принято 18.04.2022, размещено в ЕИС 18.04.2022 в разделе "Дополнительная информация о закупках, контрактах". Однако, в связи с тем, что в апреле 2022 Исполнителе возобновил оказание услуг, что подтверждается записью в журнале регистрации работ по ТО и ТР систем ОПС, АПТ, ТВ, СКД от 18.04.2022, Заказчиком решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 18.04.2022 отменено 25.04.2022, в соответствии с частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пояснениями представителя ЧРО ООО "РОССОЮЗСПАС" в период с 07.09.2022 по 19.09.2022 Общество не допущено заказчиком к исполнению обязательств по контракту.
При этом доказательств отказа заказчика исполнителю в допуске к оказанию услуг Обществом Комиссии не представлено.
К видеозаписи, представленной Обществом на заседании Комиссии, антимонопольный орган относится критически, данные видеоматериалы не являются доказательствами, поскольку не содержат сведений о месте, времени, условиях съемки, лице, съемка которого осуществлена.
Кроме того, отсутствие должной добросовестности при исполнении государственных и муниципальных контрактов Обществом подтверждается тем, что сведения об ЧРО ООО "РОССОЮЗСПАС", его участнике, единоличном исполнительном органе включены в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (реестровые номера записей: 22001672, дата включения сведений 23.05.2022, 22005648, дата включения сведений 26.09.2022) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона, по аналогичному основанию.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что период с даты начала оказания услуг (01.01.2022) до даты вступления в силу решения Заказчика от исполнения контракта (19.09.2022) составляет восемь месяцев, в течение которых Исполнителем оказаны услуги за период с января по июнь 2022 года, то есть пять месяцев из восьми. Период неисполнения обязательств по контракту, послуживших основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе, составляет 2 месяца.
Как следует из материалов дела, стоимость оказываемых по контракту услуг за месяц составляет 472,80 рублей. Следовательно, стоимость услуг по контракту за период с января по август 2022 года составляет сумму 3 782,4 рублей, из которых Заказчиком принято и оплачено услуг Обществу на сумму 2 364,00 рублей, что составляет 62 % стоимости услуг за указанный период по контракту.
С учетом изложенного, проанализировав обстоятельства дела в совокупности и взаимосвязи, принимая во внимание, что Обществом обязательства, срок исполнения которых наступил по состоянию на дату расторжения контракта, исполнены на 62 %, Комиссия Челябинского УФАС России, не усматривает в данном случае достаточных оснований для принятия решения о включении сведений об ЧРО ООО "РОССОЮЗСПАС" в реестр недобросовестных поставщиков.
С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь статьями 99 и 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Муниципальным общеобразовательным учреждением "Средняя общеобразовательная школа N 36" города Магнитогорска о включении ЧРО ООО "РОССОЮЗСПАС", его участниках, лице, исполняющего функции единоличного исполнительного органа в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта N ЭА - 21/28 от 20.12.2021 на оказание услуг по техническому обслуживанию системы пожарной сигнализации и системы оповещения и эвакуации людей при пожаре, в соответствии с техническим заданием (извещение N 0369300255821000002), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
В.А. Ливончик |
Члены Комиссии |
Е.Б. Черенкова |
|
Н.В. Фадеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.