Резолютивная часть решения оглашена 29.09.2022
В полном объеме решение изготовлено 04.10.2022
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Кокшаровой И.О. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев обращение Государственного учреждения - Челябинского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - заказчик) о расторжении контракта с Общероссийской общественной организацией инвалидов "Всероссийское общество социальной поддержки инвалидов" (далее - ВОСПИ, поставщик) в одностороннем порядке по решению заказчика, заключенного по итогам проведения электронного аукциона на поставку технических средств реабилитации в 2022 году для лиц, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: подгузники для взрослых (изв. N 0269100000121000457) (далее - аукцион), и о включении сведений о ВОСПИ, его председателе в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта N 21 от 12.01.2022, заключенного по итогам проведения аукциона, при дистанционном участии:
- представителей заказчика Гребенниковой Е.В., Ковалёвой С.В., действующих на основании доверенностей N 13 от 01.02.2022, N 15 от 08.02.2022;
- представителя ВОСПИ Кириллова В.С., действующего на основании доверенности от 02.06.2022,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 22.09.2022 поступило обращение заказчика о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ВОСПИ в порядке, предусмотренном статьей 104 Закона о контрактной системе.
Согласно материалам дела заказчиком объявлен аукцион путем размещения в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru 09.12.2021 извещения о закупке.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 856 750,70 рублей.
Контракт N 21 от 12.01.2022 расторгнут по решению заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта 20.09.2022.
Исходя из обращения Государственного учреждения - Челябинского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, Обществом не исполнено предусмотренное контрактом обязательство по поставке товара, что послужило основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в порядке, предусмотренном статьей 95 Закона о контрактной системе.
Изучив представленные сторонами документы, заслушав пояснения, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно части 1 статьи 523 Гражданского кодекса РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон.
Исходя из содержания абзаца четвертого пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса РФ, существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В силу части 2 статьи 523 Гражданского кодекса РФ нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
- поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
- неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 10.1 контракта предусмотрена возможность расторжения контракта путем одностороннего отказа стороны контракта от его исполнения в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Материалами дела установлено, что победителем аукциона признана ВОСПИ с предложением о цене контракта 1 095 482,45 рублей.
Контракт N 21 заключен между заказчиком и ВОСПИ 12.01.2022.
Согласно пункту 2.1 контракта поставщик обязуется поставить получателям товар согласно Техническому заданию (Приложение N 1), а заказчик обязуется оплатить фактически поставленный поставщиком товар получателям в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим контрактом.
В соответствии с пунктом 2.4 контракта срок поставки товара не более 20 (двадцати) рабочих дней со дня, следующего за днем получения поставщиком Реестра Получателей Товара (Приложение N4), которым выданы Направления (Приложение N 2).
Пунктом 5.3.1 контракта предусмотрена обязанность заказчика сформировать и направить поставщику Реестр Получателей Товара (Приложение N4), которым заказчиком выданы направления (Приложение N2). Первый реестр должен быть направлен в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня, следующего за днем подписания заказчиком настоящего контракта.
Заказчиком в соответствии с пунктом 5.3.1 контракта в адрес ВОСПИ 19.01.2022 заказным письмом направлен первый Реестр Получателей Товара (исх. от 18.01.2022 N 01-08/04-188).
Согласно пояснениям представителя ВОСПИ, поставщик не получал указанное письмо, содержащее первый Реестр Получателей Товара.
По мнению представителей заказчика, ВОСПИ умышленно уклонилось от получения письма, содержащего первый Реестр Получателей Товара от 18.01.2022.
Как следует из материалов дела, письму от 18.01.2022 N 01-08/04-188 присвоен почтовый идентификатор 80091468026363. В отчете об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80091468026363 содержится следующая отметка "24 янв. 2022, 14:25 Прибыло в место вручения; 24 янв. 2022, 14:42 Неудачная попытка вручения".
Как следует из письма АО "Почта России", представленного заказчиком в материалы дела, по заказному письму N 80091468026363 срок претензии в связи с недоставкой, несвоевременной доставкой, повреждением и утратой почтового отправления истек 21.07.2022.
Также заказчиком в материалы дела не представлены доказательства факта уклонения поставщика от получения первого Реестра Получателей Товара от 18.01.2022.
С учетом указанных обстоятельств, Комиссии антимонопольного органа не представляется возможным сделать объективный вывод об умышленном уклонении ВОСПИ от получения первого Реестра Получателей Товара от 18.01.2022 и, как следствие, об умышленном неисполнении обязательства по поставке товара в рамках первого Реестра от 18.01.2022.
Исходя из материалов дела, 27.06.2022 заказчиком в адрес ВОСПИ направлен второй Реестр Получателей Товара от 24.06.2022.
Также 29.06.2022, 03.08.2022 заказчиком в адрес ВОСПИ повторно направлен первый Реестр Получателей Товара от 18.01.2022, второй Реестр Получателей Товара от 24.06.2022. Письма с указанными реестрами вручены адресату почтальоном 09.08.2022, о чем свидетельствует отчет об отслеживании отправлений.
Вместе с тем, согласно материалам 14.03.2022, 26.03.2022, 17.08.2022 ВОСПИ уведомило заказчика о том, что поставить товар по контракту не представляется возможным, ввиду отказа поставщиков от исполнения договоров по причине введения иностранными государствами политических и экономических санкций, с приложением писем ООО "БЕЛЛА" (письмо от 15.04.2022), ООО "Белла Восток" (письмо 09.03.2022), ООО "Онтэкс РУ" (письмо от 28.02.2022).
В указанных письмах хозяйствующие субъекты указывают на повышение цен на поставляемую продукцию ввиду увеличения стоимости сырья и транспортных затрат на его перевозку, которое закупается за границей.
ООО "Белла Урал" в письме от 25.05.2022 указало, что между ВОСПИ и ООО "Белла Урал" заключен договор поставки N ЧЛ-0049-18 от 18.09.2018, который является рамочным, определяющим общие условия взаимоотношений сторон, которые конкретизируются и уточняются сторонами путем согласования заявок.
С учетом того, что поставщиком нарушено условие о поставке товара в объеме, предусмотренном контрактом, заказчиком направлены претензии (от 27.04.2022 N 01-44/04-3870, от 02.08.2022 N 01-44/04-7529, от 25.08.2022 N 01-44/04-8555) о необходимости поставки товаров в сроки, предусмотренные претензиями.
При этом, в материалы дела ВОСПИ представлены письма (исх. от 26.03.2022, от 16.05.2022, от 17.08.2022), в которых организация выражает намерение расторгнуть контракт по соглашению сторон с приложением подтверждающих документов (письмо ООО "Белла" от 15.04.2022, которое указывает на трудности в поставке сырья (целлюлоза и суперабсорбент) по причине нарушения транспортных логистических цепочек, а также введения запрета на поставку в Россию из стран Евросоюза указанных материалов.
Следует отметить, что из статьи 3к Регламента совета (ЕС) 2022/576 от 8 апреля 2022 "Об ограничительных мерах в связи с действиями России по дестабилизации ситуации в Украине" следует, что запрещается продавать, поставлять, передавать или экспортировать, прямо или косвенно, товары, которые могут способствовать, в частности, укреплению российских промышленных мощностей, перечисленных в Приложении XXIII, любому физическому или юридическому лицу, организации или органу в России. или для использования в России.
При этом, в Приложении XXIII к Регламенту указана продукция - целлюлоза и ее химические производные, не включенные в другие категории, в первичных формах (кроме ацетатов целлюлозы, нитратов целлюлозы и простых эфиров целлюлозы).
В связи с неисполнением ВОСПИ предусмотренного контрактом обязательства по поставке товара, 09.09.2022 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта ввиду неоднократного нарушения срока поставки товара со ссылкой на пункты 1, 2 статьи 523 ГК РФ.
Указанное решение размещено заказчиком 09.09.2022 в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru. Согласно сведениям из единой информационной системы данный документ поступил поставщику 09.09.2022 08:22 (МСК).
По истечении десяти дней с даты надлежащего уведомления заказчиком 22.09.2022 в Реестре контрактов (реестровая запись контракта N 1745101690522000024) размещены сведения о расторжении контракта в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта.
Комиссия антимонопольного органа, рассматривающая вопрос о внесении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта одностороннего отказа заказчика, не выявляя иные связанные с ним обстоятельства.
Необходимо отметить, что Комиссия антимонопольного органа не обладает полномочиями по разрешению гражданско-правовых разногласий по следующим основаниям.
Согласно статье 118 Конституции Российской Федерации правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. По смыслу данной статьи во взаимосвязи со статьей 10 Конституции Российской Федерации, именно суду принадлежит исключительное полномочие принимать окончательные решения в споре о праве, что, в свою очередь, означает недопустимость подмены иными органами государственной власти компетенции суда посредством юрисдикционного акта административного органа.
Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения юридического лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, тем более что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) могут иметь серьезный экономический характер.
Для возникновения таких правовых последствий как признание заявителя недобросовестным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) антимонопольный орган не вправе ограничиваться формальным установлением факта несоблюдения положений законодательства, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Таким образом, для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в том числе в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения договора, помимо факта нарушения подрядчиком существенных условий договора о сроке выполнения работ (оказания услуг), необходимо установить направленность его воли и недобросовестный характер поведения.
Как установлено материалами дела, ВОСПИ не получало первый Реестр Получателей Товара (исх. от 18.01.2022 N 01-08/04-188).
Согласно письму АО "Почта России", представленному заказчиком в материалы дела, по заказному письму, содержащему первый Реестр Получателей Товара от 18.01.2022, срок претензии в связи с недоставкой, несвоевременной доставкой, повреждением и утратой почтового отправления истек 21.07.2022.
Также заказчиком в материалы дела не представлены доказательства факта уклонения поставщика от получения первого Реестра Получателей Товара от 18.01.2022.
С учетом указанных обстоятельств, Комиссии антимонопольного органа не представляется возможным сделать объективный вывод об умышленном уклонении ВОСПИ от получения первого Реестра Получателей Товара от 18.01.2022 и, как следствие, об умышленном неисполнении обязательства по поставке товара в рамках первого Реестра от 18.01.2022.
Относительно поставки организацией товара по Реестрам Получателей Товара, направленным заказчиком в июне, августе 2022 года, Комиссия отмечает, что исходя из содержания документов, представленных сторонами, на своевременную поставку товара могли повлиять нестабильная экономическая ситуация на валютном рынке, а в последующем экономические санкции в отношении РФ, в том числе в отношении запрета на поставку сырья, из которого изготавливаются подгузники, о чем поставщик неоднократно уведомлял заказчика и предлагал урегулировать вопрос путем изменения условий контракта.
В данном случае, Комиссии антимонопольного органа не представляется возможным сделать однозначный вывод о необходимости включения ВОСПИ в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
При этом, Комиссией установлено, что к окончанию срока поставки товара, в том числе на дату принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, подгузники для взрослых не поставлены, в связи с чем принятое заказчиком решение об одностороннем отказе от исполнения контракта ввиду неоднократного нарушения срока поставки товара обосновано с учетом положений части 1 статьи 523 ГК РФ, что свидетельствует о правомерности принятого решения.
С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Государственным учреждением - Челябинским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации в отношении Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское общество социальной поддержки инвалидов" (454091, Челябинская обл., г. Челябинск, ул. Свободы, 155А, помещение 1, ИНН/КПП 7451435310/745101001), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии И.О. Кокшарова
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.