Резолютивная часть решения оглашена 03.10.2022
В полном объеме решение изготовлено 05.10.2022
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Черенковой Е.Б. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев обращение Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Районная больница с. Варна" (далее - заказчик) о расторжении контракта с Обществом с ограниченной ответственностью "Селяночка" (далее - ООО "Селяночка", поставщик) в одностороннем порядке по решению заказчика, заключенного по итогам проведения электронного аукциона на поставку расходных материалов для ризографа Riso ks800 на 2022 год (изв. N 0369300061622000004) (далее - аукцион), и о включении сведений об ООО "Селяночка", его участниках, единоличном исполнительном органе в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта N 036930001622000004 от 15.02.2022, заключенного по итогам проведения аукциона, при дистанционном участии:
- представителя заказчика Захарова А.Д., действующего на основании доверенности N 006 от 30.09.2022;
- представителя ООО "Селяночка" Бургучевой Е.М., действующего на основании доверенности N 1 от 01.10.2022,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 26.09.2022 поступило обращение заказчика о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ООО "Селяночка" в порядке, предусмотренном статьей 104 Закона о контрактной системе.
Согласно материалам дела заказчиком объявлен аукцион путем размещения в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru 26.01.2022 извещения о закупке.
Начальная (максимальная) цена контракта - 64 971,68 рублей.
Контракт N 036930001622000004 от 15.02.2022 расторгнут по решению заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта 23.09.2022.
Исходя из обращения ГБУЗ "Районная больница с. Варна", Обществом не осуществлена поставка товара "краска для ризографа RISO ks800", что послужило основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в порядке, предусмотренном статьей 95 Закона о контрактной системе.
Изучив представленные сторонами документы, заслушав пояснения, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно части 1 статьи 523 Гражданского кодекса РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон.
Исходя из содержания абзаца четвертого пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса РФ, существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В силу части 2 статьи 523 Гражданского кодекса РФ нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
- поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
- неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 7.1 контракта предусмотрена возможность расторжения контракта путем одностороннего отказа стороны контракта от его исполнения в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Материалами дела установлено, что победителем аукциона признано ООО "Селяночка" с предложением о цене контракта 55 225,88 рублей.
Контракт N 036930001622000004 заключен между заказчиком и ООО "Селяночка" 15.02.2022.
Согласно пункту 1.1 контракта поставщик обязуется в обусловленный контрактом срок поставить товар заказчику по адресу: 457200, Челябинская область, с. Варна ул. Магнитогорская, 1, а заказчик обязуется обеспечить приемку и оплату поставленного товара, наименование и стоимость которого указывается в спецификации, являющейся неотъемлемой частью настоящего контракта (приложение N 1).
В силу пункта 1.6 контракта наименование, количество и иные характеристики поставляемого товара указаны в спецификации (приложение N1 к настоящему контракту), являющейся неотъемлемой частью настоящего контракта.
Исходя из содержания приложения N1 к контракту, поставщику необходимо поставить краску для ризографа RISO ks800, бумагу писчую.
В соответствии с пунктом 4.1 контракта поставка товара осуществляется в течение 10 дней с момента заключения контракта (одной партией).
Как следует из материалов дела, 02.03.2022 ООО "Селяночка" заказчику поставлен товар "бумага писчая" на сумму 50 008,00 рублей. Указанный товар принят и оплачен заказчиком, что подтверждается документом о приемке, платежным поручением N 406042 от 16.05.2022.
При этом, 14.04.2022, 10.06.2022 ООО "Селяночка" уведомило заказчика о том, что поставить краску для ризографа RISO ks800 на сумму 5 217,88 рублей не представляется возможным, ввиду введения политических и экономических санкций в отношении России, а также предложило заказчику расторгнуть контракт по соглашению сторон. В письме от 10.06.2022 Обществом указано, что произошли проблемы с поставкой, поскольку оригинальные и совместимые краски для ризографов Riso производят компании Riso Kagaku (Япония), TamaGawa (Япония) и Iris (Франция). Указанные страны не входят в Евразийский союз. Указом Президента РФ от 08.03.2022 N 100 установлены дополнительные меры противодействия на введенные санкции против России. Указ подписан в дополнение к мерам, предусмотренным Указами от 28.02.2022, от 01.03.2022.
С учетом того, что поставщиком не осуществлена поставка краски для ризографа RISO ks800 на сумму 5 217,88 рублей, заказчиком направлены претензии (исх. N 499 от 21.04.2022, N 622 от 23.05.2022) о необходимости поставки товара в сроки, предусмотренные претензиями.
В связи с неисполнением ООО "Селяночка" предусмотренного контрактом обязательства по поставке краски для ризографа RISO ks800 на сумму 5 217,88 рублей, 13.09.2022 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Указанное решение размещено заказчиком 13.09.2022 в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru. Согласно сведениям из единой информационной системы данный документ поступил поставщику 13.09.2022 07:41 (МСК).
По истечении десяти дней с даты надлежащего уведомления заказчиком 26.09.2022 в Реестре контрактов (реестровая запись контракта N 3742800072022000021) размещены сведения о расторжении контракта в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта.
Комиссия антимонопольного органа, рассматривающая вопрос о внесении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта одностороннего отказа заказчика, не выявляя иные связанные с ним обстоятельства.
Необходимо отметить, что Комиссия антимонопольного органа не обладает полномочиями по разрешению гражданско-правовых разногласий по следующим основаниям.
Согласно статье 118 Конституции Российской Федерации правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. По смыслу данной статьи во взаимосвязи со статьей 10 Конституции Российской Федерации, именно суду принадлежит исключительное полномочие принимать окончательные решения в споре о праве, что, в свою очередь, означает недопустимость подмены иными органами государственной власти компетенции суда посредством юрисдикционного акта административного органа.
Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения юридического лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, тем более что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) могут иметь серьезный экономический характер.
Для возникновения таких правовых последствий как признание заявителя недобросовестным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) антимонопольный орган не вправе ограничиваться формальным установлением факта несоблюдения положений законодательства, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Таким образом, для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в том числе в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения договора, помимо факта нарушения подрядчиком существенных условий договора о сроке выполнения работ (оказания услуг), необходимо установить направленность его воли и недобросовестный характер поведения.
Рассмотрев все обстоятельства дела, Комиссия антимонопольного органа считает необходимым отметить следующее.
В соответствии с подпунктами "а" и "в" пункта 15 Постановления Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта), в том числе:
- если поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Согласно информационному письму Минфина России от 08.04.2022 N 24-01-09/29768 к информации и документам, подтверждающим, что исполнение контракта оказалось невозможным в связи с введением санкций, могут быть отнесены любые информация и документы, содержание которых позволяет определить причинно-следственную связь между санкциями и невозможностью надлежащего исполнения контракта (то есть, последовательно развивающиеся события между введением таких санкций до невозможности надлежащего исполнения контракта).
Исходя из содержания документов, представленных сторонами, на своевременную поставку товара "краска для ризографа RISO ks800" на сумму 5 217,88 рублей могли повлиять нестабильная экономическая ситуация на валютном рынке, а в последующем экономические санкции в отношении РФ, о чем поставщик уведомлял заказчика и предлагал урегулировать вопрос путем расторжения контракта.
Более того, как установлено материалами дела, ООО "Селяночка" заказчику поставлен товар "бумага писчая" на сумму 50 008,00 рублей. Указанный товар принят и оплачен заказчиком, что подтверждается документом о приемке, платежным поручением N 406042 от 16.05.2022.
При этом, следует отметить, что в рамках внеплановой проверки Комиссией антимонопольного органа установлен факт нарушения заказчиком положений части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Так, в соответствии с частью 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренный контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе либо приглашения принять участие в закупке направлены с 1 января по 30 апреля 2022 года включительно, должен составлять не более пятнадцати рабочих дней, а с 1 мая 2022 года не более семи рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 3.7 контракта расчеты между заказчиком и поставщиком производятся не позднее 15 рабочих дней со дня поставки товара и подписания заказчиком оформленных в соответствии с требованиями действующих нормативных документов и представленных Поставщиком счета/счета-фактуры и/или товарной (товарно-транспортной) накладной.
Документ о приемке поставленного товара подписан заказчиком 04.03.2022. Тогда как, согласно платежному поручению N 406042 заказчиком осуществлена оплата поставленного товара 16.05.2022, т. е. с нарушением срока, предусмотренного частью 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе, пунктом 3.7 контракта.
В данном случае, Комиссии антимонопольного органа не представляется возможным сделать однозначный вывод о необходимости включения ООО "Селяночка" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Районная больница с. Варна" в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Селяночка" (456407, Челябинская обл., Чебаркульский р-н, с. Варламово, ул. Кирова, д. 13А, ИНН/КПП 7415094633/741501001), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
2. По результатам внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнение предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Е.Б. Черенкова
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.