Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Потылицына П.Л. - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России (далее также Управление);
членов комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Русскиной И.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в присутствии представителя заявителя ООО "МАГ-С" С.М.Жукатинского, в присутствии представителя государственного заказчика - руководитель контрактной службы Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области Екимова Т.Г. и в отсутствие представителя уполномоченного органа ГКУ АО "Региональный центр организации закупок", рассмотрев жалобу ООО "МАГ+С" на действия государственного заказчика Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области, уполномоченного органа ГКУ АО "Региональный центр организации закупок" при проведении электронного конкурса на право заключить контракт на разработку проектной документации "Расчистка проток Яблонка и Сенная в с. Яблонка в Володарском районе Астраханской области" (реестровый номер: 0825500000722003834), на основании ст.99, ст.105, ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 29.09.2022 поступила жалоба ООО "МАГ+С" (далее - Заявитель, Общество) на действия государственного заказчика Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области (далее - Заказчик), уполномоченного органа ГКУ АО "Региональный центр организации закупок" (далее - Уполномоченный орган) при проведении электронного конкурса на право заключить контракт на разработку проектной документации "Расчистка проток Яблонка и Сенная в с. Яблонка в Володарском районе Астраханской области" (реестровый номер: 0825500000722003834) (далее - электронный конкурс).
По мнению Заявителя, извещение о проведении электронного конкурса на право заключить контракт на разработку проектной документации "Расчистка проток Яблонка и Сенная в с. Яблонка в Володарском районе Астраханской области" (реестровый номер: 0825500000722003834) не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Комиссией ранее, 28.09.2022, была рассмотрена жалоба ООО "НОРДО" на действия Заказчика при проведении электронного конкурса, а также проведена внеплановая проверка и принято соответствующее решение N030/06/42-1075/2022, в котором указано следующее:
"Уполномоченный орган 13.09.2022 года на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) разместил извещение о проведении электронного конкурса для нужд Заказчика.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию, в т.ч. критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом;
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы, в том числе порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Частью 9 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящей статьей критериев или их величин значимости, установленных частью 6 настоящей статьи и в соответствии с частью 8 настоящей статьи. В случае невыполнения заказчиком требования настоящей части определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть признано недействительным по иску участника или участников закупки.
Согласно подп. г) пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2021 г. N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N2604) для оценки заявок в соответствии с данным Положением применяется критерий "Квалификация участников закупки".
В соответствии с пунктом 8 Постановления N2604 в случае применения показателей оценки по критериям оценки, предусмотренным подпунктами "в" и "г" пункта 3 настоящего Положения:
а) применяются детализирующие показатели;
б) в отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100 процентов;
в) оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.
Пунктом 24 Постановления N2604 установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
При этом подп. "а" пункта 28 Постановления N2604 установлено, что в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения, применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.
Согласно подп. "в" пункта 28 Постановления N2604 в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения, применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
- устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
- может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек).
В файле "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе" к Извещению Заказчиком установлен следующий порядок оценки по критерию "Квалификация участников закупки":
"- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров.
Документом, в отношении показателя оценки, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего выполнение работ (оказание услуг) сопоставимого характера и объема.
Работами (услугами) сопоставимого характера и объема считаются работы (услуги) предусматривающие выполнение работ по инженерным изысканиям и/или разработку ПСД (ПД) на объектах водохозяйственного комплекса (в рамках терминов и определений в соответствии с ГОСТ 19185-73. Гидротехника. Основные понятия. Термины и определения), линейных объектов (в соответствии с пунктом 10.1 части 1 статьи 1 ГК РФ) и иных гидротехнических объектов.
Документом, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров):
Договор предусматривающий выполнение работ (оказание услуг) сопоставимого характера;
К оценке принимаются документы, устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров), в том числе, если к ним не приложена проектная документация (если проектная документация является приложением к таким документам).
Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки передачи ПСД (ПД), выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров):
1) исполненный договор (договоры):
- к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом;
- к оценке принимаются документы: исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров), в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31 Положения, а именно: к оценке принимаются документы, в том числе если к ним не приложена проектная документация (если проектная документация является приложением к таким документам.
2) акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров):
- последний акт, составленный при исполнении договора должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.
3) информацию по Таблице 1 Приложения N1 к "ПОРЯДОКУ РАССМОТРЕНИЯ И ОЦЕНКИ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ В ОТКРЫТОМ КОНКУРСЕ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ" (рекомендованная форма).
Документы направляются участником закупки в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов.
Каждый контракт/договор должен быть исполнен участником закупки в полном объеме в соответствии с условиями, установленными в таком контракте/договоре".
По мнению Заявителя, Заказчик определил предмет договора, не сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам конкурса, что ставит в неравные условия участников, специализацией которых является непосредственно проектирование расчистки русел рек, о чем в документации в перечне работ сопоставимого характера не указано.
Комиссия отмечает, что предметом закупки является разработка проектной документации "Расчистка проток Яблонка и Сенная в с. Яблонка в Володарском районе Астраханской области", что в свою очередь не является объектом капитального строительства, поскольку в соответствии со статьей 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации объектом капитального строительства признается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
Также расчистка водного объекта не является строительством, реконструкцией или капитальным ремонтом объекта капитального строительства в понимании Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, согласно ГОСТ 19185-73 водохозяйственный комплекс - это совокупность различных отраслей народного хозяйства, совместно использующих водные ресурсы одного водного бассейна.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 21.07.1997 N117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении";
Более того, согласно пункту 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
В связи с чем, Комиссия считает, что расчистка водных объектов не относится к категории работ на объектах водохозяйственного комплекса, линейных объектах и гидротехнических сооружениях.
Однако Заказчик в файле ""Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе" к Извещению определил работы (услуги) сопоставимого характера как работы (услуги) в области по инженерным изысканиям и/или разработку ПСД (ПД) на объектах водохозяйственного комплекса, линейных объектов (в соответствии с пунктом 10.1 части 1 статьи 1 ГК РФ) и иных гидротехнических объектов, что в свою очередь не являются работами сопоставимыми к объекту закупки.
Кроме того, Заказчиком в файле ""Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе" к Извещению не определены виды работ, на которые нужно разработать ПСД (ПД).
При данных обстоятельствах, Управление пришло к выводу о нарушении Заказчиком части 8, части 9 статьи 32, пункта 11 части 1 статьи 42, пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что указывает на наличие признаков состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 КоАП РФ".
Как следует из жалобы Заявителя, Заказчик в Техническом задании неправомерно установил положения о необходимости выполнении работ в соответствии с актами (СП, постановление Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию"), которые регулируют порядок выполнения работ применительно к объектам капитального строительства, в то время, как объектом закупки является разработка проектной документации " Расчистка проток Яблонка и Сенная в с. Яблонка в Володарском районе Астраханской области ".
Также, по мнению Заявителя, Заказчик незаконно требует, чтобы результаты работ прошли государственную экспертизу.
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы, в т.ч. описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Системное толкование вышеуказанных норм права позволяет сделать вывод о том, что заказчик вправе определять такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, но не способствуют ограничению количества участников закупки. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, уточнить его характеристики, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
Законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формулирование заказчиком объекта закупки исходя из потребностей последнего. В частности, при описании товара заказчик вправе указывать качественные параметры объекта закупки, которые являются определяющими для него. Заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару, в том числе в данной ситуации и к его составу.
Одновременно следует отметить, что действующее законодательство о контрактной системе Российской Федерации не ограничивает право заказчика приобретать товары, работы и услуги в соответствии со своими нуждами и спецификой деятельности. Заказчик не имеет возможность установить требования к техническим, качественным характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупок для государственных и муниципальных нужд. При этом Закон о контрактной системе не обязывает Заказчика при определении характеристик поставляемого товара в Извещении устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, маркам товара.
Как следует из Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ от 28.06.2017 года, заказчики должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Так, вместе с извещением о проведении аукциона Заказчик разместил в ЕИС описание объекта закупки Техническое задание разработка проектной документации " Расчистка проток Яблонка и Сенная в с. Яблонка в Володарском районе Астраханской области", которое не устанавливает требования к участникам закупки и к документам, которые необходимо предоставить в составе заявки на участие в аукционе, а определяет порядок исполнения контракта и содержит описание необходимых Заказчику работ.
При этом Заказчик самостоятельно определяет свою потребность в товаре, в работах, услугах, антимонопольный орган наличие или отсутствие такой потребности не проверяет.
Доказательства того, что описание объекта закупки Заказчика каким-либо образом ограничивает возможность участия в аукционе, препятствует подаче заявке на участие в аукционе или свидетельствует о невозможности выполнения работ в том виде, в котором описал Заказчик, в материалах жалобы отсутствуют.
Кроме того, требование о членстве участника закупки в СРО в области архитектурного проектирования Заказчиком не установлено ни в Извещении, ни в Техническом задании.
На рассмотрение жалобы Заявитель доказательств, подтверждающих свои доводы не предоставил, в связи с чем, Комиссия считает, что данный довод Заявителя является необоснованным.
Основываясь на изложенном, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МАГ+С" на действия государственного заказчика Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области, уполномоченного органа ГКУ АО "Региональный центр организации закупок" при проведении электронного конкурса на право заключить контракт на разработку проектной документации "Расчистка проток Яблонка и Сенная в с. Яблонка в Володарском районе Астраханской области" (реестровый номер: 0825500000722003834) необоснованной.
2. Предписание не выдавать.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Председатель комиссии П.Л.Потылицын
Члены комиссии: Е.М.Балтыкова
И.В.Русскина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 4 октября 2022 г. N 030/06/42-1108/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.10.2022