Резолютивная часть решения объявлена 29.09.2022 г.
Изготовлено в полном объеме 03.10.2022 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Калмыцкого УФАС России) в составе:
Сангаджиева М.В. - председатель Комиссии, Руководитель Калмыцкого УФАС России;
Мергенова А.А. - член Комиссии, старший государственный инспектор Калмыцкого УФАС России;
Мархадаева А.М. - член Комиссии, старший государственный инспектор Калмыцкого УФАС России;
в присутствии представителя по доверенности:
от заказчика -УФСИН России по РК - Орусов В.В. (доверенность Nб/н от 28 сентября 2022 г.), Доржиев В.Э. (доверенность б/н от 28.09.22г.);
в отсутствии представителя ИП Синятникова В.А. уведомлен о времени и месте рассмотрения дела.
рассмотрев обращение УФСИН России по РК о включении сведений в отношении ИП Синятникова В.А. в реестр недобросовестных поставщиков (далее - Реестр) и в соответствии ч. 7 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Калмыцкое УФАС России 22 сентября 2022 года поступило обращение от УФСИН России по РК (далее - Заказчик) о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении Индивидуального предпринимателя Синятникова Владимира Александровича (далее - ИП Синятников В.А.).
В обращении сообщается, что 27 июля 2022 года между Заказчиком и ИП Синятниковым В.А. был заключен государственный контракт N 90 на капитальный ремонт ограждения, санитарного узла и помещения административного здания УФСИН России по РК, на сумму 1 123 644 (один миллион сто двадцать три тысячи шестьсот сорок четыре) рубля 60 копеек.
В настоящей время, работы Подрядчиком не выполнены.
Заказчик направил претензию в адрес Подрядчика, с требованием полного исполнения контракта. На данный момент ответа не поступало.
08 сентября 2022 года, в соответствии с п.6.4.4 Контракта, в соответствии с ч.9 ст.95 Закона о контрактной системы, Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта N 90 от 27.07.2022 г, в связи с невыполнением существенных условий контракта.
На основании изложенного Заказчик просит рассмотреть заявление о включении в РНП ИП Синятникова В.А. в связи с односторонним отказом от исполнения государственного контракта.
В связи с отсутствием возможности сделать однозначный вывод о наличии факта неисполнения условий контракта, в соответствии с частью 2 статьи 104 Закон о контрактной системе и на основании пункта 1 Приказа Калмыцкого УФАС России от 26.09.2022 г. N 83 Калмыцким УФАС России было принято решение о проведении внеплановой проверки по факту не выполнения условий заключенного контракта
Уведомлением от 26.09.2022 года N РНП-08-20 заседание Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд по установлению факта не выполнения условий заключенного контракта ИП Синятникова В.А. с УФСИН России по РК назначено на 28 сентября 2022 года в 11 часов 30 минут.
В связи с изучением материалов дела Комиссия Калмыцкого УФАС России решила отложить рассмотрение дела на 29 сентября 2022 года.
29 сентября 2022 года, состоялось рассмотрение обращения УФСИН России по РК.
В ходе рассмотрения обращения Комиссией Калмыцкого УФАС России установлено следующее:
Заказчик 28 июля 2022 года объявил в ЕИС электронный аукцион на право заключения государственного контракта на капитальный ремонт ограждения, санитарного узла и помещения административного здания УФСИН России по РК, НМЦК - 1 123 644 (один миллион сто двадцать три тысячи шестьсот сорок четыре) рубля 60 копеек.
27 июля 2022 года между Заказчиком и ИП Синятниковым В.А. был заключен государственный контракт на капитальный ремонт.
Согласно государственному контракту п.4.1.срок выполнения работ:
- с момента заключения государственного контракта.
- окончание - 30 октября 2022 г.
Подрядчик своими силами и за свой счет выполняет работы Государственному заказчику в соответствии с локальным сметным расчетом (приложение N 1). Выполнение работ осуществляется в сроки указанные в п.1.2 Контракта. Подрядчик вправе досрочно выполнить работы и сдать Государственному заказчику их результат в установленном Контрактом порядке.
Пунктом 4.3.государственного контракта, Подрядчик в течение 3 (трех) рабочих дней после подписания Контракта направляет Государственному заказчику график производства работ и копию приказа о назначении ответственных за производство работ лиц.
На 08 августа 2022 года Заказчику не поступил график производства работ и приказ.
Заказчик направил ряд претензий в адрес ИП Синятникова В.А. (08.08.22, 15.08.2022 г., 24.08.2022 г.).
В адрес Заказчика ответ на претензию, не поступил
На основании изложенного, в связи с неисполнением условий контракта Поставщиком, Заказчик 08.09.2022 года принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
09.09.2021 решение об одностороннем отказе размещено заказчиком в Единой информационной системе в реестре документов об исполнении контракта, а также успешно доставлен в личный кабинет Поставщика.
Частью 12.1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения обязательств по контракту вступило в силу 20 сентября 2022 года.
Представитель ИП Синятникова В.А. на заседание не явился, не представил доказательства, надлежаще уведомлен о времени и дате рассмотрения дела.
ИП Синятников В.А. нарушил предусмотренные Контрактом условия, следовательно, заказчик правомерно принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Согласно нормам законодательства о контрактной системе по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр (ч. 7 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ, пп. "б" п. 13 Постановления Правительствам РФ N 1078).
Как следует из определений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2012 года N ВАС-11617/12 и от 12 июля 2013 года N ВАС-8371/13, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного заказа обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Данная мера связана с возложением на нарушителя негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике (подрядчике, исполнителе), ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Комиссия, исследовав фактические обстоятельства дела, приходит к выводу, что при исполнении Контракта ИП Синятников В.А. проявил недобросовестное поведение по отношению к Заказчику, не исполнило в установленные сроки свои обязательства по Контракту.
Так, принимая решение об участии в процедуре закупки для государственных и муниципальных нужд и подавая соответствующую заявку, ИП Синятников В.А. несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Федеральным законом N 44-ФЗ, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона N 44-ФЗ.
Действуя в рамках заключения и исполнения Контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на общественные экономически-значимые цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
В силу статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
При этом, участие лиц в государственных и муниципальных закупках, проводимых в рамках Федерального закона N 44-ФЗ, является добровольным, следовательно, прежде чем подать заявку на участие в такой закупке и принять участие в ее проведении, лицо должно оценить свои возможности по исполнению контракта, а также проанализировать наличие у него необходимых ресурсов для исполнения контракта, в случае, если данное лицо будет признано победителем закупки.
Комиссия, исследовав обстоятельства дела, доводы Заказчика, приходит к выводу о виновности участника закупки в ненадлежащем исполнении своих обязательств, предусмотренных Контрактом, о недобросовестном характере его поведения.
Согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен.
Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Указанная позиция изложена в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств".
Также по мнению Верховного суда РФ под чрезвычайностью понимается исключительность, выход за пределы "нормального", обыденного, необычайность для тех или иных жизненных условий, что не относится к жизненному риску и не может быть учтено ни при каких обстоятельствах. Чрезвычайный характер непреодолимой силы не допускает квалификации в качестве таковой любого жизненного факта, ее отличие от случая в том, что она имеет в основе объективную, а не субъективную непредотвратимость (определение Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2015 года N 306-ЭС14-7853 по делу N А65-29455/2013).
Доказательства, свидетельствующие о невозможности Индивидуальным предпринимателем выполнить работы в соответствии с условиями Контракта либо доказательства того, что невозможность исполнения Контракта стала следствием непреодолимой силы, противоправных действий третьих лиц, ИП Синятникавым В.А. не представлены, Комиссией самостоятельно не добыто.
Наличие иных не зависящих от ИП Синятниковым В.А. причин, препятствовавших ему надлежащим образом исполнить свои обязательства по Контракту, в ходе рассмотрения обращения не установлено.
Кроме того, ИП Синятников В.А. при подаче заявки на участие в электронном аукционе, согласилось на участие в данном аукционе со всеми условиями, указанными Заказчиком в извещении и документации об электронном аукционе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что Индивидуальным предпринимателем Синятниковым В.А. не исполнены надлежащим образом обязанности, предусмотренные Контрактом в отсутствие обстоятельств непреодолимой силы и объективно препятствующих причин, что однозначно свидетельствует о наличии в действиях предепринимателя как лица, профессионально занимающегося предпринимательской деятельностью, поведения виновного и недобросовестного характера, о не проявлении надлежащей осмотрительности и заботливости относительно прав и законных интересов Заказчика, об отсутствии действий по принятию всех необходимых мер для исполнения предусмотренных контрактом обязанностей.
Учитывая соблюдение Заказчиком процедуры расторжения Контракта, а также принимая во внимание поведение ИП Синятниковым В.А. выразившееся в ненадлежащем исполнении принятых на себя обязательств, что привело к неисполнению в установленный срок Контракта, и, как следствие, к неэффективному использованию федеральных средств, у Комиссии Калмыцкого УФАС России, имеются все основания для включения сведений об ИП Синятникове В.А. в реестр недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Проанализировав представленные доказательства, переписку сторон, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком обоснованно принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и принятии решения о направлении обращения в Калмыцкое УФАС России о включении сведений в отношении ИП Синятникова В.А. в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078), Комиссия
решила:
1. Сведения, представленные заказчиком в отношении Индивидуального предпринимателя Синятникова Владимира Александровияа (ИНН 081407633994), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включить сроком на 2 года.
Руководитель комиссии Сангаджиева М.В.
Члены комиссии Мергенова А.А.
Мархадаева А.М.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия от 3 октября 2022 г. N РНП-08-20
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.10.2022