В соответствии с п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила) и на основании Приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее - Оренбургское УФАС России) N 278-п от 29.09.2022 г., Инспекцией Оренбургского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок в составе:
Председателя Инспекции: Членов Инспекции:
посредством видеоконференцсвязи, в присутствии:
Представителей Администрации муниципального образования Новоалександровский сельсовет Бузулукского района Оренбургской области -
Представителей Общества с ограниченной ответственностью "Строй Дом Проект" (далее - ООО "СДП") -
Рассмотрев обращение Администрации муниципального образования Новоалександровский сельсовет Бузулукского района Оренбургской области (N 015330003110000001 от 28.09.2022 г., вх. N 9005 от 28.09.2022 г.) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении ООО "СДП" (ИНН: 0278951143), в связи с односторонним расторжением заказчиком контракта на проектные и изыскательские работы: "Реконструкция водозаборных скважин с установкой систем водоочистки в с. Новоалександровка Новоалександровского сельского совета Бузулукского района Оренбургской области производительностью 720 м3/сутки" (номер извещения N 0153300007622000062),
УСТАНОВИЛА:
28 сентября 2022 года в Оренбургское УФАС России через Единую информационную систему поступило обращение Администрации муниципального образования Новоалександровский сельсовет Бузулукского района Оренбургской области (далее - Заказчик) (N 015330003110000001 от 28.09.2022 г., вх. N 9005 от 28.09.2022 г.) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении ООО "СДП" (далее - Общество, Исполнитель, Подрядчик) (ИНН: 0278951143), в связи с односторонним расторжением заказчиком контракта на проектные и изыскательские работы: "Реконструкция водозаборных скважин с установкой систем водоочистки в с. Новоалександровка Новоалександровского сельского совета Бузулукского района Оренбургской области производительностью 720 м3/сутки" (номер извещения N 0153300007622000062).
Представители Заказчика пояснили следующее. 30.05.2022 г. между Заказчиком и Обществом был заключен контракт. Срок выполнения работ по контракту: в течение 90 дней с момента подписания контракта (до 28.08.2022 г.) В срок выполнения работ также входит срок прохождения и получения положительного заключения государственной экспертизы.
06.06.2022 г. глава сельсовета добавлен в группу в ватсаппе "Проект водозабор" директором ООО "СДП".
С 07.06.2022 г. велась переписка о приезде Исполнителя в с. Новоалександровка. Директор Общества приехал 08.06.2022 г., ему был показан действующий водозабор, скважина, место установки системы водоочистки, исходная документация. Также был осуществлен выезд в поселок Искра, где уже действует система водоочистки.
27.06.2022 г., 06.07.2022 г. Заказчиком в группе ватсапп "Проект водозабор" заданы вопросы по исполнению контракта и готовности документации. Ответов от Общества не последовало.
15.07.2022 г. по телефонному запросу был отправлен кадастровый номер земельного участка под скважиной.
19.07.2022 г. на электронную почту Заказчика Обществом направлен запрос исходных данных, на который Заказчик дал ответ, направив исходные данные.
16.08.2022 г. по телефонному запросу направлен акт с данными на действующую скважину.
17.08.2022 г. Заказчиком в группе ватсапп "Проект водозабор" направлена просьба о предоставлении модели модуля очистки, ответа Исполнителя не последовало.
19.08.2022 г. на электронную почту Заказчиком было направлено письмо с просьбой о предоставлении исполнительной документации. Между тем, ответа от Исполнителя также не последовало.
При таких обстоятельствах 29.08.2022 г. на электронную почту Исполнителя Заказчиком направлена претензия.
12.09.2022 г. еще одна претензия Заказчика направлена Исполнителю посредством Единой информационной системы. Между те, ответа на данные претензии или каких-либо действий от Общества не последовало.
15.09.2022 г. Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения данного контракта, которое отправлено почтой заказным письмом с уведомлением, а также посредством электронной почты и в личном кабинете Единой информационной системы.
Также представители Заказчика пояснили, что у Общества на исполнении находится 36 контрактов с численностью сотрудников - 5 человек. Контракты с реестровыми номерами N 3027613008521000010, N 302761300850000023, заключенные с Обществом, исполнены только частично и расторгнуты.
Представители Общества просили ООО "СДП" в Реестр недобросовестных поставщиков не включать на основании следующего.
Заказчиком допущены нарушения заключенного контракта в процессе его исполнения. Так, согласно п. 2.1.2, 2.4.1 контракта Заказчик обязан оказывать содействие подрядчику в ходе выполнения им работ по вопросам, непосредственно связанным с предметом контракта, решение которых возможно только при участии Заказчика. Подрядчик вправе получать от Заказчика разъяснения по всем вопросам, возникающим в ходе выполнения работ, и любую дополнительную информацию, необходимую для выполнения своих обязательств по контракту.
Обществом были направлены Заказчику письма 19.07.2022 г., 17.08.2022 г. о предоставлении необходимой документации для работы:
1. Паспорт имеющихся скважин;
2. Градостроительный план земельного участка;
3. Договор аренды земельного участка под площадку водозабора и очистные сооружения, а также трассу водопровода от очистных до точки подключения (границы проектирования) с указанием номеров кадастровых участков;
4. Технические условия на проектирование;
5. Техническое задание в полном объеме, т.к. была представлена только первая страница.
Таким образом, срок предоставления первичной документации Заказчиком существенно нарушен.
09.09.2022 г. Заказчиком были направлены последующие листы технического задания. До этого момента подробная информация о порядке выполнения работ Заказчиком Обществу представлена не была.
В связи с тем, что все вышеуказанные сведения были представлены более чем через 60 дней с момента заключения контракта, в техническое задание в полном объеме не передано, Общество не имело объективной возможности исполнить обязательства по контракту в установленные сроки (90 дней).
При этом Обществом работы выполнены частично, в том числе выполнены комплекс инженерно-геодезических изысканий, начерчены планы, проведена топография, проведено моделирование местности. В настоящий момент, производится проектирование всех остальных разделов, большая часть контракта исполнена.
Согласно п. 2.3.12 контракта, Подрядчик обязуется немедленно известить Заказчика и до получения от него указаний приостановить работы при обнаружении иных, не зависящих от Подрядчика обстоятельств, угрожающих качеству результатов выполняемой работы, либо создающих невозможность ее завершения в срок.
Уведомлением Общество информировало Заказчика о возможной задержке сроков до 20.11.2022 г. Ранее в письмах от 19.07.2022 г. Общество также предупреждало о возможной задержке сроков выполнения работ в случае не предоставления Заказчиком необходимой информации.
Также представители Общества отметили, что в Техническом задании, размещенном в Единой информационной системе срок выполнения работ составляет 90 дней, а в направленном Заказчиком Обществу - 120 дней.
Исходя из сути положений ч. 2 ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 5.3 контракта Заказчиком данное нарушение сроков исполнения контракта не должно было расцениваться как существенное нарушение обязательств по контракту, а должна была быть применены штрафные санкции, наложена пеня за просрочку исполнения контракта.
Обществом был подан иск в Арбитражный суд Оренбургской области о признании решения об одностороннем отказе от исполнения контракта Заказчиком недействительным и обязании Заказчика завершить работы.
Инспекция Оренбургского УФАС России, рассмотрев материалы внеплановой проверки, заслушав приведенные доводы, установила следующее:
06.05.2022 г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке было размещено извещение и документация об аукционе в электронной форме на проектные и изыскательские работы: "Реконструкция водозаборных скважин с установкой систем водоочистки в с. Новоалександровка Новоалександровского сельского совета Бузулукского района Оренбургской области производительностью 720 м3/сутки" (номер извещения N 0153300007622000062) (далее - аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1579572,65 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0153300007622000062 от 16.05.2022 г. Общество было признано победителем аукциона с предложением о цене контракта 1532102,13 рублей.
30.05.2022 г. между Заказчиком и Обществом был заключен муниципальный контракт N Ф.2022.4 (далее - контракт).
Согласно п. 4.1. контракта, цена контракта является твердой, определена на весь срок исполнения контракта, включает в себя прибыль подрядчика, уплату налогов, сборов, других обязательных платежей и иных расходов подрядчика, связанных с выполнением обязательств по контракту, при котором цена контракта (цена работ) составляет: 1 532 102 (один миллион пятьсот тридцать две тысячи сто два) рублей 13 копеек, без НДС.
В соответствии с п. 1.1. контракта, по настоящему Контракту Подрядчик обязуется принять на себя обязательства в соответствии с заданием Заказчика и в сроки, установленные контрактом: выполнить инженерные изыскания и осуществить подготовку проектной документации в целях строительства (реконструкции) объекта капитального строительства: ПИР "Реконструкция водозаборных скважин с установкой систем водоочистки в с.Новоалександровка Новоалександровского сельского совета Бузулукского района Оренбургской области производительностью 720 м3/сутки" в соответствии с условиями настоящего Контракта.
При этом, на основании п 1.3. контракта, Подрядчик обязан выполнить работы в соответствии с проектно-сметной документацией (локально-сметным расчетом) и Техническим заданием (Приложение N 2 к настоящему контракту).
Срок выполнения работ (срок исполнения контракта): определен п. 1.5 контракта: в течение 90 дней с момента подписания настоящего контракта.
При этом, исходя из положений п. 2.3.1 контракта, Подрядчик обязуется: выполнить работы своими силами и средствами, в объеме и в сроки, предусмотренные контрактом и графиком производства работ, и сдать законченные работы Заказчику в порядке, установленном настоящим Контрактом
Контрактом также предусмотрено, что оформление и подписание документов о приемке осуществляется в электронной форме в ЕИС, в соответствии с частями 13,14 статьи 94 Федерального Закона 44-ФЗ (п.3.13 контракта).
При этом, согласно п. 3.14 контракта, датой приемки выполненной работы считается дата размещения в единой информационной системе документа о приемке, подписанного Заказчиком.
19.08.2022 г. Заказчиком на электронную почту Общества направлено письмо с просьбой о предоставлении исполнительной документации, от Общества ответа не последовало.
Исходя из материалов дела и пояснений сторон, в срок до 28.08.2022 г. работы по контракту выполнены и сданы Заказчику Обществом не были.
29.08.2022 г. Заказчиком посредством почты и электронной почты направлена претензия, в связи с просрочкой исполнения работ по контракту, 12.09.2022 г. еще одна претензия направлена Подрядчику через Единую информационную систему.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 7.2. контракта, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, на основании решения суда, в случае одностороннего отказа одной из сторон от исполнения контракта в случаях, когда такой отказ допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями контракта. Порядок принятия сторонами решения об одностороннем отказе от исполнения контракта устанавливается Федеральным законом о контрактной системе.
В связи с тем, что результаты работ в срок до 15.09.2022 г. не были представлены Заказчику, им было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, что соответствует положениям раздела 7 контракта, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком посредством функционала ЕИС 15.09.2022 г., что соответствует положениям ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе. Указанное решение получено Подрядчиком 15.09.2022 г.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе).
22.09.2022 г. Обществом направлены в адрес Заказчика почтовым отправлением с описью вложения: "сопроводительное письмо, ответ на претензию, накладная, протокол лабораторных испытаний по воде, геология, топография, технология". Указанному отправлению присвоен почтовый идентификатор N 45005968079191. Исходя из информации с сайта www.pochta.ru (функционал "отслеживание почтовых отправлений") указанное отправление (бандероль) получена Заказчиком только 27.09.2022 г. в 15:46, ввиду чего по состоянию на 26.09.2022 г. Заказчик о данном направлении не знал и посчитал, что решение об одностороннем отказе вступило в силу 26.09.2022 г.
Обращение о включении в Реестр недобросовестных поставщиков подано в Оренбургское УФАС России 28.09.2022 г., то есть с соблюдением сроков, предусмотренных положениями ст. 104 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 1 ст. 104 Закона о контрактной системе, ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, сформированной Определением от 19.02.2015 N 301-КГ15-632 по делу N А29-3152/2014, при рассмотрении вопроса о законности решения о включении или невключении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При принятии решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиваться формальной позицией, поэтому по делу подлежат установлению обстоятельства недобросовестного поведения поставщика.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П). Включение лица в реестр невозможно без установления его вины, выраженной в сознательном уклонении от исполнения контракта.
При принятии решения о включении либо невключении сведений об организации в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не вправе ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения участником тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
О недобросовестности поведения лица может свидетельствовать лишь умышленное и намеренное нарушение положений Закона о контрактной системе. Между тем, из материалов дела не представляется возможным однозначно установить признаки намеренного уклонения от исполнения контракта надлежащим образом.
Между тем, из материалов дела установлено также следующее.
В Единой информационной системе Техническое задание Заказчиком размещено не в полном объеме, что Заказчиком не оспаривается. В полном объеме Техническое задание было отправлено Обществу Заказчиком позднее (исходя из представленных пояснений Общества 09.09.2022 г.).
Однако, согласно п. 2.3.2. контракта, Подрядчик обязуется выполнить все работы по настоящему Контракту в соответствии с Техническим заданием и сметной документацией.
В соответствии с п. 2.1.2, Заказчик обязуется: оказывать содействие подрядчику в ходе выполнения им работ по вопросам, непосредственно связанным с предметом Контракта, решение которых возможно только при участии Заказчика.
В соответствии с п. 2.4.1. контракта, Подрядчик вправе получать от Заказчика разъяснения по всем вопросам, возникающим в ходе выполнения работ, и любую дополнительную информацию, необходимую для выполнения своих обязательств по настоящему Контракту. Требования Подрядчика предъявляются в письменном виде.
Исходные данные для исполнения контракта были представлены Заказчиком Обществу по запросу от 19.07.2022 г., а 16.08.2022 г. по телефонному запросу направлен акт с данными на действующую скважину.
Согласно п. 2.3.12 контракта, Подрядчик обязуется немедленно известить Заказчика и до получения от него указаний приостановить работы при обнаружении иных, не зависящих от Подрядчика обстоятельств, угрожающих качеству результатов выполняемой работы, либо создающих невозможность ее завершения в срок.
Уведомлением Общество информировало Заказчика о возможной задержке сроков до 20.11.2022 г. В письмах от 19.07.2022 г. Общество также предупреждало о возможной задержке сроков выполнения работ в случае не предоставления Заказчиком необходимой информации.
Также представители Общества отметили, что в Техническом задании, размещенном в Единой информационной системе срок выполнения работ составляет 90 дней, а в направленном Заказчиком Обществу - 120 дней.
Исходя из материалов дела, работы Обществом частично выполнены, что Заказчиком не оспаривается.
Согласно п. 13.2.1. контракта, любое уведомление по Контракту направляется в письменной форме в виде сообщения, направленного с помощью факса, письма по электронной почте или отправляется заказным письмом получателю по его адресу, указанному в разделе "Юридические адреса и реквизиты сторон". Уведомление по электронной почте считается надлежащим уведомлением Подрядчика.
В этой связи, переписка сторон в мессенджере WhatsApp инспекцией Оренбургского УФАС России не принимается во внимание Инспекцией Оренбургского УФАС России.
При таких обстоятельствах, Инспекция Оренбургского УФАС России при принятии решения руководствуется только имеющимися в материалах дела документами.
Учитывая вышеизложенное, а также отсутствие документов и сведений, однозначно свидетельствующих о намеренном умышленном уклонении Общества от исполнения контракта надлежащим образом, с учетом выполнения им части работ по контракту, Инспекция Оренбургского УФАС России полагает возможным сведения в отношении Общества в Реестр недобросовестных поставщиков не включать.
На основании вышеизложенного, Инспекция Оренбургского УФАС России, полагает возможным сведения об Обществе в Реестр недобросовестных поставщиков не включать, руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
В удовлетворении обращения Администрации муниципального образования Новоалександровский сельсовет Бузулукского района Оренбургской области (N 015330003110000001 от 28.09.2022 г., вх. N 9005 от 28.09.2022 г.) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении ООО "СДП" (ИНН: 0278951143), в связи с односторонним расторжением заказчиком контракта на проектные и изыскательские работы: "Реконструкция водозаборных скважин с установкой систем водоочистки в с. Новоалександровка Новоалександровского сельского совета Бузулукского района Оренбургской области производительностью 720 м3/сутки" (номер извещения N 0153300007622000062), отказать.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его вынесения.
Председатель Инспекции
|
|
Члены Инспекции |
|
|
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 5 октября 2022 г. N РНП-56-08-06-192/2022 (ключевые темы: реестр недобросовестных поставщиков - решение об одностороннем отказе от исполнения контракта - скважина - техническое задание - сроки выполнения работы)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.10.2022