На основании подпункта "а" пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в соответствии с Приказом Магаданского УФАС России N01-12/71 от 04.10.2022 "О проведении внеплановой документарной проверки" (далее - Приказ) Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
председатель комиссии:
при участии представителя заказчика Областного государственного казенного учреждения здравоохранения "Магаданский областной медицинский информационно-аналитический центр" "_", без участия представителя уполномоченного учреждения - Магаданского областного государственного казенного учреждения "Центр закупок Магаданской области", провела внеплановую проверку в отношении Заказчика при проведении запроса котировок в электронной форме "Поставка лекарственного препарата для медицинского применения МНН: Аторвастатин для обеспечения профилактики развития сердечно-сосудистых заболеваний и сердечно-сосудистых осложнений у пациентов высокого риска, находящихся на диспансерном наблюдении" (реестровый номер 0847500000922000196).
Форма проверки - документарная.
Внеплановая проверка проведена на основании подпункта "а" пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), подпункта "а" пункта 19 Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" (далее - Постановление N1576), в связи с поступлением информации от Магаданского областного государственного казенного учреждения "Центр закупок Магаданской области" о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, выразившегося в необоснованном допуске комиссией по осуществлению закупок уполномоченного учреждения, участника закупки с идентификационным номером 112665103 не предоставившего документ подтверждающий страну происхождения товара по форме СТ-1 (предусмотренного пунктом 2 постановления правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска, происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд").
Изучив представленные документы и материалы, осуществив внеплановую проверку, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Постановлением N1576 Комиссия Магаданского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
1. 22.09.2022 уполномоченным учреждением - Магаданским областным государственным казенным учреждением "Центр закупок Магаданской области" - в Единой информационной системе (далее - ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме "Поставка лекарственного препарата для медицинского применения МНН: Аторвастатин для обеспечения профилактики развития сердечно-сосудистых заболеваний и сердечно-сосудистых осложнений у пациентов высокого риска, находящихся на диспансерном наблюдении" (реестровый номер извещения 0847500000922000196).
Начальная (максимальная) цена контракта - 217 350,00 руб.
Согласно извещению о проведении запроса котировок в электронной форме, дата и время окончания подачи заявок - 29.09.2022 09:00; дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 03.10.2022.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 29.09.2022 N ИЗК1 было подано 5 заявок участников с идентификационными номерами 112665103, 112674707, 112683918, 112685394, 112686983.
На основании направленных оператором электронной площадки заявок участников закупки, а также информации и документов, предусмотренных пунктом 2 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе и предложенной участником закупки цены контракта, членами комиссии по осуществлению закупок были рассмотрены все заявки, поданные на участие в закупке, а также информация и документы, предусмотренные пунктом 2 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе.
По результатам подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) победителем электронного запроса котировок признан участник закупки с идентификационным номером 112674707.
04.10.2022 между Областным государственным казенным учреждением здравоохранения "Магаданский областной медицинский информационно-аналитический центр" и ООО "Надежда-Фарм" заключен государственный контракт.
2. Согласно письменным пояснениям уполномоченного органа (вх.N02/3113 от 07.10.2022) при рассмотрении заявок, поданных участниками закупки, членами закупочной комиссии были нарушены нормы законодательства о контрактной системе в части необоснованного допуска участника с идентификационным номером 112665103.
На заседании комиссии представитель заказчика не согласился с позицией уполномоченного учреждения, полагал что два участника закупки продекларировали страну происхождения - Российская Федерация, следовательно, пункт 1 постановления Правительства РФ от 30.11.2015 г. N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N1289) "не сработал". По мнению представителя заказчика, в соответствии с указанным пунктом постановления, необходимо чтобы одна заявка была иностранного происхождения, что в рассматриваемой закупке не произошло.
Комиссией при проведении внеплановой проверки установлено следующее.
В соответствии с пунктом 10 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, в том числе информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона
Согласно частям 3, 4 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе Правительством РФ принято постановление от 30.11.2015 N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1289).
В Извещении о проведении электронного аукциона установлены ограничения и условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в соответствии с Постановлением N 1289.
В пункте 1 Постановления N 1289 установлено, что для целей осуществления закупок лекарственного препарата, включенного в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - лекарственный препарат), для обеспечения государственных и муниципальных нужд (с одним международным непатентованным наименованием или при отсутствии такого наименования - с химическим или группировочным наименованием), являющегося предметом одного контракта (одного лота), заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в том числе о поставке 2 и более лекарственных препаратов, страной происхождения хотя бы одного из которых не является государство - член Евразийского экономического союза, за исключением заявок (окончательных предложений), которые содержат предложения о поставке оригинальных или референтных лекарственных препаратов по перечню согласно приложению, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), которые удовлетворяют требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке и которые одновременно:
-содержат предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза;
-не содержат предложений о поставке лекарственных препаратов одного и того же производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).
В соответствии с пунктом 2 Постановления N 1289 подтверждением страны происхождения лекарственного препарата является один из следующих документов:
а) сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами;
б) заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выдаваемое Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с Правилами выдачи заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации".
Условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установлены Приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - приказ Минфина России от 04.06.2018 N 126н).
Таким образом, при непредставлении в составе заявки СТ-1 (или иного документа, предусмотренного Постановлением N1289) на предложенный лекарственный препарат, заявка участника закупки считается содержащей предложение о поставке товара иностранного происхождения.
Приложение к приказу Минфина России от 04.06.2018 N 126н включает в себя, наряду с прочим, код по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) - 21 к которому относится ОКПД 2 21.20.10.149 - Препараты гиполипидемические.
В извещении о проведении запроса котировок в электронной форме в пункте "Преимущества и требования к участникам закупки", установлено преимущество участникам, заявки или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров в соответствии с приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н.
Согласно подпункту 1.4 пункта 1 приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н: "В случае отклонения заявок (окончательных предложений) в соответствии с пунктом 1 Постановления N 1289, контракт заключается с участником закупки по предложенной им цене контракта при совокупности следующих условий:
а) заявка (окончательное предложение) такого участника закупки содержит предложение о поставке лекарственных препаратов, все стадии производства которых, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций, осуществляются на территориях государств - членов Евразийского экономического союза, и при этом сведения о таких фармацевтических субстанциях включены в государственный реестр лекарственных средств;
б) заявка (окончательное предложение) такого участника закупки соответствует требованиям документации о закупке;
в) таким участником закупки предложена цена контракта, которая является наименьшей среди участников закупки (при наличии таких участников закупки), заявки которых не отклонены в соответствии с пунктом 1 Постановления N 1289 и при этом соответствуют совокупности условий, указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего подпункта;
г) таким участником закупки предложена цена контракта, которая не превышает более чем на 25 процентов наименьшее предложение о цене контракта в случае его подачи участником закупки (при наличии такого участника закупки), заявка которого не отклонена в соответствии с пунктом 1 Постановления N 1289, но не соответствует условию, указанному в подпункте "а" настоящего подпункта.
Из изложенного следует, что если после отклонения заявок, представивших иностранные лекарственные препараты, в соответствии с механизмом, предусмотренным пунктом 1 Постановления N 1289, имеется хотя бы одна заявка, которая содержит предложение о поставке товара, все стадии производства которого, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций, осуществляются на территориях государств - членов Евразийского экономического союза, и при этом сведения о таких фармацевтических субстанциях включены в государственный реестр лекарственных средств, а также в составе заявки имеются сведения о двух документах, поименованных в пункте 1(2) Постановления N 1289, то в отношении таких лекарственных препаратов применяются условия допуска, предусмотренные пунктом 1.4 Приказа N 126н.Таким образом, подтверждением соответствия лекарственного препарата и фармацевтической субстанции требованиям, указанным постановлении N1289, являются сертификат о происхождении товара по форме СТ-1 или заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выдаваемое Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, а также сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченными органами (организациями) Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 3 статьи 50 Закона о контрактной системе, не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленных в извещении об осуществлении закупки члены комиссии рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с частью 2 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
На основании пункта 5 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств) такая заявка поданная на участие в закупке подлежит отклонению.
Из протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0847500000922000196 следует что, на участие в запросе котировок подано пять заявок со следующими идентификационными номерами: 112665103, 112674707, 112683918, 112686983, 112685394.
Заявка участника с идентификационным номером 112683918 была отклонена комиссией по осуществлению закупок со следующим обоснованием: "Несоответствие информации и документов требованиям, предусмотренным извещением об осуществлении закупки (за исключением информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона N 44-ФЗ) (Отклонение по п. 1 ч. 12. ст. 48 Закона N 44-ФЗ): остаточный срок годности товара на момент поставки, указанный в заявке участника (не менее 12 месяцев) не соответствует требованиям к сроку годности, установленному Заказчиком (не менее 18 месяцев)".
В свою очередь, из пункта 8 протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0847500000922000196 следует что, один из членов комиссии по осуществлению закупок принял решение о признании участника с идентификационным номером 112665103 несоответствующим требованиям Закона о контрактной системе: "п. 4 ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ: Участником закупки не предоставлен документ, подтверждающий страну происхождения товара (предусмотренный пунктом 2 постановления Правительства РФ от 30.11.2015 г. N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд")".
Однако, ввиду того, что остальными членами комиссии было принято решение о признании указанной заявки соответствующей, участник был допущен и его заявка признана соответствующей установленным требованиям.
На заседании Комиссии установлено, что участниками закупки с идентификационными номерами 112674707, 112686983, 112685394 предложены к поставке лекарственные препараты 2 производителей, а также представлены в составе заявки документы, подтверждающие страну происхождения по форме СТ-1, что свидетельствует о необходимости применения положений пункта 1 постановления N 1289 в части отклонения всех заявок (окончательных предложений), содержащих предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранного государства.
В свою очередь, в составе заявки с идентификационным номером 112665103 предложен к поставке лекарственный препарат МНН: "Аторвастатин", страной происхождения которого продекларирована Россия, однако, документов, предусмотренных пунктом 2 постановления N 1289 в составе заявке не представлено. Следовательно, поскольку на участие в определении поставщика было подано не менее 2 заявок, которые удовлетворяют требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке и соответствуют требованиям, установленным в пункте 1 Постановления N 1289, заявка участника N112665103 приравнивается к заявке, содержащей товар иностранного происхождения. На основании пункта 1 постановления N1289 такая заявка подлежит отклонению.
Таким образом, комиссией заказчика неправомерно допущена к участию в закупке заявка участника с идентификационным номером 112665103, что является нарушением части пункта 5 части 12 статьи 48, подпункта "а" пункта 1 части 3 статьи 50 Закона о контрактной системе. Указанное нарушение Закона о контрактной системе образует признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, в соответствии со статьей 99 Федерального Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия Магаданского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях котировочной комиссии уполномоченного учреждения - Магаданского областного государственного казенного учреждения "Центр закупок Магаданской области", Заказчика - Областного государственного казенного учреждения здравоохранения "Магаданский областной медицинский информационно-аналитический центр" при проведении запроса котировок в электронной форме "Поставка лекарственного препарата для медицинского применения МНН: Аторвастатин для обеспечения профилактики развития сердечно-сосудистых заболеваний и сердечно-сосудистых осложнений у пациентов высокого риска, находящихся на диспансерном наблюдении" (реестровый номер 0847500000922000196) нарушение пункта 5 части 12 статьи 48, подпункта "а" пункта 1 части 3 статьи 50 Закона о контрактной системе.
2. Предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать, поскольку контракт был заключен.
3. Передать материалы дела должностному лицу управления для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение Комиссии Магаданского УФАС России может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области от 7 октября 2022 г. N 049/06/99-214/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.10.2022