Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_.."
рассмотрев представленные бюджетным учреждением здравоохранения Омской области "Клинический онкологический диспансер" (далее - БУЗОО "КОД", учреждение, заказчик) сведения индивидуальном предпринимателе Карчигиной Анастасии Олеговне (далее - ИП Карчигиной А.О., общество, поставщик) для включения в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения договора N 21.78610.340, заключенного 10.12.2021 по результатам осуществления закупки в форме электронного аукциона "Поставка изделий кухонных из алюминия (чайников)" (извещение N 0352200022721000332) (далее также электронный аукцион, контракт),
при участии посредством видео-конференц-связи представителей:
заказчика "_"
индивидуального предпринимателя "_."
УСТАНОВИЛА:
1. В соответствии с частями 2 и 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе) в Омское УФАС России были представлены (вх. N 8871 от 08.09.2022) обращение о включении информации о поставщике в Реестр и решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из представленных материалов и информации следует, что 12.11.2021 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком было размещено извещение N 0352200022721000332 о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 30 940,08 руб.
Согласно протоколу рассмотрения заявок от 02.12.2021 на участие в электронном аукционе было подано 10 заявок.
Из протокола подведения итогов электронного аукциона от 23.11.2021 следует, что в процедуре проведения электронного аукциона приняли участие 2 участника закупки, заявки которых были признаны соответствующими требованиям установленным документацией об электронном аукционе, участником закупки с идентификационным номером 110928437 (ИП Карчигина А.О.) предложившим ранее наиболее низкую цену 29 081,82 руб. (снижение НМЦ контракта составило 6,01 %) признан победителем.
10.12.2021 заказчиком заключен договор N 21.78610.340 на поставку изделий кухонных из алюминия (чайников), который 13.12.2021 размещен на официальном сайте в ЕИС.
14.09.2022 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Информация о расторжении контракта размещена на официальном сайте ЕИС 28.09.2022 в разделе "Реестр контрактов" (реестровый номер контракта 2550302559321000763).
2. В результате осуществления проверки одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, Комиссия считает, что сведения об индивидуальном предпринимателе Карчигиной А.О. не подлежат включению в реестр, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно части 8 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 8.7. раздела 8 "Заключительные положения" контракта было предусмотрено:
"8.7. Расторжение настоящего контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны настоящего контракта от исполнения настоящего контракта в соответствии с гражданским законодательством".
Частью 16 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В соответствии со статьей 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В силу пункта 1 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
Пункт 2 указанной статьи также определяет, что нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Абзацем вторым пункта 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Пунктами 1 и 2 статьи 525 ГК РФ установлено, что поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 530).
К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 522), если иное не предусмотрено правилами настоящего Кодекса.
При этом в силу статьи 526 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
Разделом 1 "Предмет контракта", подпунктом 5.4.1 пункта 5.4. раздела 5 "Права и обязанности Сторон" установлено:
"1.1. Поставщик обязуется поставить Заказчику изделия кухонные из алюминия (далее - товар) в соответствии со Спецификацией на поставку товара (Приложение к настоящему контракту), а Заказчик обязуется оплатить поставленный товар в соответствии с условиями настоящего контракта.
1.2. Поставляемый товар должен соответствовать требованиям, установленным действующим законодательством Российской Федерации, настоящим контрактом.
1.3. Право собственности на товар и риск случайной гибели товара переходят к Заказчику с момента подписания товарной накладной.
1.4. Поставщик обязуется передать Заказчику товар свободным от прав третьих лиц, а также не являющийся предметом залога, ареста или иного обременения.
1.5. Место доставки товара: Российская Федерация, 644013, г. Омск, ул. Завертяева, 9, корп.1 - склад БУЗОО "КОД".
1.6. Срок поставки товара: в течение 10 календарных дней с момента заключения контракта, единовременно.
Поставщик обязан "5.4. Поставить товар в соответствии с условиями настоящего контракта".
Наименование, товарный знак, страна происхождения, характеристики товара (наименование показатели закупаемого товара, ед. изм., конкретные значения показателей товара), количество, ед. изм., цена за ед. товара, стоимость товара были указаны в Спецификации (Приложение N 1 к контракту) являющейся неотъемлемой частью контракта:
N п/п |
Наименование товара |
Товарный знак (при наличии) Наименование страны происхождения товара |
Характеристики товара |
Количество товара, ед. изм. |
Цена за 1 ед. товара, руб. |
Стоимость товара, руб. |
|
Показатели закупаемого товара, ед. изм. |
Конкретные значения показателей товара |
||||||
1 |
Изделия кухонные из алюминия |
Российская Федерация |
Вид изделия |
Чайник |
23, шт |
1211,75 |
27870,25 |
Материал |
Алюминий |
||||||
Объем |
3 |
||||||
Диаметр под крышку, мм |
135 |
||||||
Диаметр дна, мм |
160 |
||||||
Высота стенки, мм |
155 |
||||||
Толщина дна, мм |
2,5 |
1,шт |
1211,57 |
1211,57 |
|||
Толщина стенок, мм |
2,5 |
||||||
Металлическая ручка с пластиком |
Наличие |
||||||
Тип плит: стеклокерамическая, газовая, электрическая |
Соответствие |
||||||
Крышка |
Наличие |
||||||
|
29081,82 |
Хронология взаимодействия заказчика и поставщика при исполнении контракта свидетельствует о следующем:
15.12.2021 - осуществлена поставка чайников в полном объеме (товарная накладная N 70 от 15.12.2021), однако заказчиком товар не принят по причине заводского брака, товар возвращен поставщику;
22.12.2021 - замена товара (товарная накладная N 70 от 22.12.2021);
28.12.2021 - товар возвращен поставщику без мотивированного отказа;
28.12.2021 - письмо заказчику с предложениями:
1. о принятии товара, поставленного 22.12.2021,
2. о замене товара на товар с улучшенными характеристиками либо на товар производителя, который был применен при обосновании НМЦК,
3. о расторжении контракта по соглашению сторон.
13.01.2022, 24.01.2022 -письма заказчика с предложением о приемке товара;
31.01.2022 - претензии заказчика с требованием поставки товара согласно условиям контракта (N 327 от 31.01.2022, N 1011 от 28.02.2022 г., N 1398 от 15.03.2022 г., N 2123 от 26.04.2022 г., N 3154 от 13.07.2022);
10.02.2022 - ответ на претензию, оплата всей суммы штрафных санкций по контракту;
14.03.2022 - письмо поставщика о принятии товара или замене товара на товар с улучшенными характеристиками либо на товар производителя, который был применен при обосновании НМЦК;
08.04.2022 - письмо заказчику следующего содержания: "В очередной раз поясняем, что чайники, предусмотренные Контрактом, невозможно поставить в связи с некорректностью описания объекта закупки:
1. Чайники с толщиной корпуса 2,5 мм не изготавливаются в связи с их нерентабельностью и неудовлетворительными характеристиками (тяжесть изделия, долгое кипячение воды, высокие энергозатраты при кипячении, дороговизна изделия).
2. Описание объекта закупки не соответствует части 1 статьи 33 Федеральног о закона N 44-ФЗ, а именно характеристики чайника не соответствуют параметрам ГОСТ 17151-81 "Межгосударственный стандарт. Посуда хозяйственная из листового алюминия. Общие технические условия", которые отражены в позиции каталога товаров, работ, услуг N 25.99.12.130-00000018 "Изделия кухонные из алюминия" (в таблице 19 ГОСТ описаны характеристики чайника - толщина дна чайника 1,5-2 мм, а для чайников вместимостью 1.5-3,0 л допускается уменьшение толщины дна на 20 %, стенок - на 35 %, при этом в описании объекта закупки содержатся требования к толщине дна и стенок чайника, противоречащие примененному ГОСТ, - не менее 2,5 мм).
Следует учесть, что порядок приемки товара Заказчиком был произведен с нарушением условий Контракта. При этом в акте о несоответствии, который был направлен вместе с претензией от 31.01.2022 N 327, содержится недостоверная пометка Заказчика о том, я отказалась подписать данный документ, при этом при приемке я лично не присутствовала, подписать акт мне не предлагали, а также указанный документ не был мне передан до момента получения претензии.__..
Прошу Вас оказать содействие в сложившейся ситуации и по существу ответить на мои предложения по решению данного вопроса, а именно на мое предложение заменить поставленные товары на товары с улучшенными характеристиками (s литров, пмик штампованный) или на товары производителя, которые были применены при обосновании начальной (максимальной) цены контракта (при условии направления Вами наименования производителя, указанного в ценовых предложениях, так как такая информация у меня отсутствует) либо расторгнуть контракт по соглашению сторон на основании части 8 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ";
09.04.2022, 09.08.2022 - требование поставщика в приемке товара;
По состоянию на 13.09.2022 товар поставщиком не был поставлен или заменен.
Учитывая изложенное, заказчиком 14.09.2022 было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссия Омского УФАС России отмечает следующее.
28.03.2022 Главным управлением финансового контроля Омской области на основании обращения ИП Карчигиной А.О. (вх.N К-14 от 10.02.2022, N ВХ-22/ГУФК-909 от 11.03.2022) проведена внеплановая документарная проверка соблюдения заказчиком требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг при проведении электронного аукциона N 0352200022721000332, по результатам которой установлено, что данная закупка осуществлена заказчиком с нарушением требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок в части описания объекта закупки (нарушение части 2 статьи 8, части 3 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе).
"Согласно разделу "Объект закупки" извещения N 0352200022721000332, приложению N 1 к документации об аукционе "Наименование и описание объекта закупки" (далее - описание объекта закупки) в качестве кода КТРУ заказчиком для объекта закупки установлен код 25.99.12.130-00000018 "Изделия кухонные из алюминия".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 года N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утверждены Правила использования КТРУ.
Как следует из пункта 4 Правил заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию КТРУ, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Пунктом 5 Правил закреплено право заказчика указать в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ, которые не предусмотрены в позиции каталога.
При этом в пункте 6 Правил установлено, что в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной вышеназванным пунктом Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Согласно выбранному Заказчиком коду КТРУ единственной характеристикой товара является "вид изделия" - чайник.
Вместе с тем при описании объекта закупки Заказчиком установлены дополнительные характеристики объекта закупки.
При описании объекта закупки в отношении таких дополнительных характеристик, как "Диаметр под крышку", "Диаметр дна", "Высота стенки", "Толщина дна", "Толщина стенок", не предусмотренных соответствующей позицией КТРУ, не размещено надлежащее обоснование необходимости включения таких позиций.
Таким образом, при описании объекта закупки в документации об аукционе Заказчиком допущено нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ, пункта 6 Правил.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). При этом в описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ заказчик использует при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21 июня 2019 года N 326-ст на территории Российской Федерации введен в действие межгосударственный стандарт ГОСТ 17151-2019 "Посуда хозяйственная из листового алюминия. Общие технические условия" (далее - ГОСТ). Условиями ГОСТа в отношении чайников вместимостью от 1,5 до 7 литров значение одной из основных характеристик "толщина дна, мм" установлено в размере 1,2 - 2,0 мм.
Значение характеристики "толщина дна" - не менее 2,5 мм, установленное в описании объекта закупки, отличается от значения, предусмотренного ГОСТом. Вместе с тем в нарушение пункта 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ описание объекта закупки не содержит обоснования необходимости установления отличного от ГОСТа значения указанного показателя.
Заказчиком также при описании объекта закупки в документации об аукционе установлены требования, ограничивающие конкуренцию.
В соответствии с положениями части 3 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Федеральным законом N 44-ФЗ.
Таким образом, частью 3 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ установлен запрет на установление таких характеристик товара, которым в совокупности соответствует товар конкретного производителя.
Кроме того, согласно части 2 статьи 8 Федерального закона N 44-ФЗ запрещается совершение заказчиками, их должностными лицами любых действий, которые противоречат требованиям Федерального закона N 44-ФЗ, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (принцип обеспечения конкуренции).
Инспекцией при проведении контрольного мероприятия проведен анализ рынка, в результате которого установлено, что совокупности характеристик, указанных заказчиком в описании объекта закупки, соответствует продукция одного производителя - общества с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Эрг-Ал".
Коммерческие предложения, используемые заказчиком при формировании начальной (максимальной) цены контракта, также содержат указание на одного производителя - ООО "Эрг-Ал", что косвенно подтверждает отсутствие как минимум двух производителей товаров, соответствующих установленным в документации об аукционе требованиям.
Заказчиком не представлено документов и сведений, позволяющих прийти к однозначному выводу о том, что совокупности установленных в документации об аукционе требований к характеристикам приобретаемого товара соответствует какой-либо иной товар, существующий на товарном рынке, кроме чайников производства ООО "Эрг-Ал".
Заказчиком не подтверждена информация о наличии на рынке двух товаров разных производителей, соответствующих характеристикам, установленным в описании объекта закупки".
Следует особо отметить, что индивидуальным предпринимателем Карчигиной А.О. предлагались к поставке чайники производства именно ООО "Эрг-Ал".
Согласно выводам, сделанным Главным Управлением финансового контроля Омской области при проведении проверки, поставить что-то иное у поставщика не было возможности.
Согласно части 12.1 Федерального закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частями 13 и 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Принятое заказчиком решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 14.09.2022 в было сформировано с использованием официального сайта ЕИС, подписано усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещено в ЕИС.
Датой поступления обществу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта и его надлежащим уведомлением на основании сведений вкладки "решение об одностороннем отказе" реестра контрактов (реестровый номер контракта 2550302559321000763) признается 14.09.2022 в соответствии с часовой зоной, в которой расположен такой поставщик.
В соответствии с положениями частей 13 и 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе надлежащим образом уведомленному подрядчику в период с 15.09.2022 по 26.09.2022 (с учетом положений статей 191 и 193 Гражданского кодекса Российской Федерации) предоставлено право устранить нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия решения об одностороннем отказе заказчика от его исполнения.
В связи с указанными обстоятельствами датой расторжения контракта является 27.09.2022, информация о расторжении размещена в реестре контрактов 29.09.2022.
3. Постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Согласно пункту 3 раздела II Правил обращение о включении информации об участнике закупки в реестр направляется в срок, предусмотренный частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе.
На основании подпункта "а" пункта 13 Правил не позднее 5 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с пунктом 15 Правил Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении сведений об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения закона и обязан исследовать все обстоятельства дела, дав оценку обстоятельствам, свидетельствующим направленности действий поставщика (подрядчика, исполнителя) на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения. Включение сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр является исключительной мерой ответственности за недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя).
Омским УФАС России 30.09.2022 в адрес предпринимателя направлено уведомление с предложением о представлении в срок не позднее 05.10.2022 письменных пояснений на обращение заказчика о включении сведений в Реестр с приложением подтверждающих документов, данное письмо также содержало уведомление о рассмотрении 06.10.2022 в 11 час. 20 мин. настоящего обращения заказчика.
На указанный запрос ИП Карчигиной А.О. представлены письменные пояснения, согласно которым предприниматель пояснила, что действовала по отношению к заказчику как добросовестный участник гражданского оборота, учитывая права и законные интересы контрагента, совершала все необходимые действия для надлежащего исполнения контракта (выполнила свои обязательства по контракту, предпринимала все возможные действия по урегулированию спорной ситуации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 328 Гражданского кодекса Российской Федерации встречным признается исполнение обязательства одной из сторон, которое обусловлено исполнением другой стороной своих обязательств.
При осуществлении гражданских прав добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются (пункт 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Следует отметить, что при применении гражданского законодательства в гражданских правоотношениях (пункт 2 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации), в том числе при осуществлении закупок и исполнении договоров изначально презюмируются принципы добросовестности, разумности и справедливости. Основные начала гражданского законодательства, провозглашенные статьей 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, также предусматривают, что при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно (пункт 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации); никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Комиссия при оценке действий сторон (заказчика и подрядчика), связанных с осуществлением данной закупки (пункт 3 части 1 статьи 3 Федерального закона о контрактной системе) и направленных на обеспечение государственных нужд, отмечает, что в данных правоотношениях сторон принципы добросовестности, разумности и справедливости соблюдены не в полной мере.
Оценивая действия сторон как недобросовестное или добросовестное, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.
Омское УФАС России отмечает, что при подаче заявки на участие а данной закупке ИП Карчигиной А.О. было выражено безусловное согласие на поставку изделий кухонных из алюминия (чайников) на условиях, предусмотренных извещением.
Принимая решение об участии в процедуре определения поставщика, и подавая соответствующую заявку, предприниматель несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Федеральным законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия), противоречащих требованиям документации о закупке и действующего законодательства.
Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения юридического лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Основанием для включения в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как победителем торгов либо нарушающее права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта. Важно также учесть препятствия к реализации принципа эффективного использования бюджетных средств, решить вопрос, благодаря кому и почему этот принцип не получил должной реализации.
Для возникновения таких правовых последствий как признание недобросовестным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) антимонопольный орган обязан определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиком, исполнителем).
Таким образом, для включения в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, помимо факта нарушения подрядчиком существенных условий контракта, необходимо установить направленность его воли и недобросовестный характер поведения.
Рассмотрев все обстоятельства дела, Комиссия Омского УФАС России считает необходимым отметить, что из документов и сведений, представленных в распоряжение Комиссии, не следует вывод о наличии у поставщика намерения на совершение умышленных действий, направленных на неисполнении контракта. При рассмотрении материалов дела Комиссией установлено, что поставщиком принимались возможные меры и совершались действия с целью поставки товара (изделий кухонных из алюминия (чайников), являющегося предметом контракта (своевременная поставка товара (15.12.2022), неоднократные предложения заказчику о приеме товара или о его замене на товар с улучшенными характеристиками либо на товар производителя, который был применен при обосновании НМЦК, о расторжении контракта по соглашению сторон (письма от 22.12.2021, 28.12.2021, 13.01.2022, 24.01.2022, 10.02.2022, 14.03.2022, 08.04.2022, 09.04.2022, 09.08.2022), оплата штрафных санкций выставленных поставщиком, обращение в ГУФК Омской области о проведении внеплановой проверки в отношении действий заказчика при описании объекта закупки (изделий из алюминия (чайников) извещения N 0352200022721000332).
Согласно пункту 15 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
С учетом изложенного, проанализировав обстоятельства дела в совокупности и взаимосвязи, Комиссия Омского УФАС России не усматривает достаточных оснований для принятия решения о включении сведений об индивидуальном предпринимателе Карчигиной Анастасии Олеговны в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании изложенного, руководствуясь, частью 7 статьи 104, пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Не включать в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведения об индивидуальном предпринимателе Карчигиной Анастасии Олеговны (ИНН 551201639147), номер реестровой записи в едином реестре участников закупки 20161066.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии: |
"__" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 6 октября 2022 г. N РНП-55-199/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.10.2022