Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю в сфере закупок:
Председатель Комиссии:
Члены
Комиссии:
в присутствии представителей от:
- заказчика - Управления дорог и внешнего благоустройства города Хабаровска - Н.А. Клименко по доверенности от 05.10.2022; Егоров С.В. по доверенности от 05.10.2022,
- подрядчика - ООО "Сигма-Энерго-Технолоджи" (ИНН 2724144709) - директор Овчинников В.А; А.Л. Туникова по доверенности от 02.04.2022
рассмотрев материалы дела N 7-3/618 по обращению заказчика - Управления дорог и внешнего благоустройства города Хабаровска о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об Обществе с ограниченной ответственностью "Сигма-Энерго-Технолоджи" (ИНН 2724144709) (далее - ООО "Сигма-Энерго-Технолоджи", Подрядчик), директоре и учредителе Общества Овчинникове В.А. (ИНН 272422393794) в связи с односторонним отказом от контракта от 01.07.2019 N 50 (реестровая запись N 32723191664 19 000031) на выполнение проектно-изыскательских работ "Реконструкция ливневой канализации по ул. Пионерской в г. Хабаровске" (извещение N 0122300006119000603 от 04.06.2019) и факта ненадлежащего исполнения условий контракта участника осуществления закупки ООО "Сигма-Энерго-Технолоджи",
УСТАНОВИЛА:
В рамках рассмотрения поступившего обращения, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила Постановления N1078) принято решение о проведении внеплановой проверки, в ходе которой Комиссией Хабаровского УФАС России установлено следующее.
Контракт от 01.07.2019 N 50 на выполнение проектно-изыскательских работ "Реконструкция ливневой канализации по ул. Пионерской в г. Хабаровске" между Управлением дорог и внешнего благоустройства города Хабаровска и ООО "Сигма-Энерго-Технолоджи" заключен по результатам проведения электронного аукциона N 0122300006119000603 (далее - контракт).
Начальная (максимальная) цена контракта составляла 6 112 119, 00 рублей.
В соответствии с протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 20.06.2019 N 0122300006119000603 победителем торгов признана заявка N1 (ООО "Сигма-Энерго-Технолоджи").
В соответствии с п. 1.1 Контракта предмет контракта: Выполнение проектно-изыскательских работ (далее - "работы") "Реконструкция ливневой канализации по ул. Пионерской в г. Хабаровске" (далее - "объект").
Согласно п. 1.2 Контракта работы должны быть выполнены в соответствии с техническим заданием (приложение N 1 к контакту) и сметным расчетом (приложение N 2 к контакту).
Результатом выполненной работы по контракту являются проектная документация и документ, содержащий результаты инженерных изысканий, получивших положительные заключения Государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (п. 1.3 Контракта).
Пунктом 2.1 Контракта установлено, что цена Контракта составляет 6 112 119 рублей (Шесть миллионов двести двенадцать тысяч сто девятнадцать) рублей, в том числе НДС (20 %).
Работы выполняются с момента заключения контракта по 27 апреля 2020 года в соответствии с календарным графиком выполнения работ (приложение N 3 к контракту) (п. 4.1 Контракта).
Согласно п. 4.2 Контакта при обнаружении недостатков в разработанной проектно-сметной документации, в том числе выявленных при Государственной экспертизе, Подрядчик устраняет их в установленный Заказчиком срок.
Согласно п. 5.1.2 Контракта Заказчик обязан осуществлять контроль за исполнением Подрядчиком обязательств по контракту.
В силу п. 5.2.2 Контракта Заказчик имеет право требовать от Подрядчика выполнения работ в соответствии с техническим заданием на проектно-изыскательские работы по разработке проектной документации и действующим законодательством, касающегося предмета контракта.
Согласно п. 6.1.1 Контракта Подрядчик обязан качественно в установленные настоящим контрактом сроки выполнить работы в соответствии ГОСТ 21.101-97, постановлением Правительства РФ N 87 от 16.02.2008 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" и техническим заданием на выполнение проектно-изыскательских работ и передать Заказчику результаты работы в установленном Техническим заданием объеме.
В силу п. 6.1.4 Контракта Подрядчик обязан в соответствии с замечаниями Заказчика, полученными в результате проверки (в том числе Государственной экспертизы) и/или согласовании результата работ, а также в процессе выполнения строительных работ по проекту, в установленный Заказчиком срок вносить исправления, уточнения в документацию.
Согласно п. 6.1.10 Контракта Подрядчик обязан в случае получения отрицательного заключения Госэкспертизы Подрядчик за свой счет устраняет замечания в установленный Заказчиком срок и компенсирует Заказчику расходы на проведение повторной (последующих) Госэкспертизы.
Порядок сдачи и приемки выполненных работ установлен п. 7 Контракта.
Согласно п. 9.1 Контракта за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей по настоящему контракту Стороны несут ответственность в соответствии с настоящим контрактом и действующим законодательством Российской Федерации.
Пунктом 11.2 Контракта установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Пунктом 11.3 Контракта установлено, что Заказчик вправе потребовать расторжения контракта, в том числе в случаях:
- задержки сроков начала работ более чем на 2 рабочих дня;
- срыва сроков выполнения работ (этапов работ) более чем на 5 рабочих дней;
- неоднократного нарушения качества при выполнении работ и в иных случаях.
Согласно п. 12.1 Контракта, настоящий контракт вступает в силу с момента его подписания и действует до момента исполнения Сторонами взаимных обязательств.
Приложением N3 к Контракту стороны согласовали Календарный график выполнения проектно-изыскательских работ, согласно которому срок выполнения работ по I этапу составляет до 27.08.2019, по II этапу до 11.02.2020, по III этапу 27.04.2020.
Материалами дела установлено, что в соответствии с п. 4.1 Контракта, работы выполняются с момента заключения контракта по 27.04.2020.
01.07.2019 Подрядчиком направлено письмо N01/07 о предоставлении исходных данных (свидетельство о государственной регистрации права на автомобильную дорогу по ул. Пионерской, выписки из ИСОГД) (получено заказчиком 01.07.2019).
23.08.2019 Заказчиком направлено письмо N 10.6-22/5139 о предоставлении сведений ИСОГД от 08.07.2019 N845-6.1.
12.12.2019 Подрядчиком направлено письмо N 26/12 о выполнении инженерно-геодезических, инженерно-геологических и инженерно-экологических изысканиях в полном объеме и сдаче их в Департамент архитектуры, строительства и землепользования Администрации г. Хабаровска. Также о внесении изменений в календарный график работ со сдвигом на 120 календарных дней, в связи с введенным режимом чрезвычайной ситуации на основании постановления Администрации г. Хабаровска N2551 от 02.08.2019.
19.03.2020 Подрядчиком направлено письмо N 08/03 в котором сообщает, что необходимости выполнения гидрометеорологические изысканий, данные работы отсутствуют в техническом задании, вследствие чего не были осмечены и учтены в условиях контракта, в связи с чем необходимо увеличить стоимость контракта на 606 222, 37 рублей.
20.05.2020 между Подрядчиком и ФГБУ "Дальневосточное УГМС" заключен договор N68 на возмездное выполнение инженерно-гидрометеорологических работ.
26.06.2020 Заказчиком направлено письмо N 10.5-22/4057 о нарушении сроков выполнения работ по контракту.
10.07.2020 Подрядчиком направлено письмо N 10/07 (ответ на письмо Заказчика от 26.06.2020 N10.5-22/4057) согласно которому, с 29.06.2019 на территории Хабаровского края введен режим чрезвычайной ситуации в связи с подъемом воды на реках Хабаровского края. Данные обстоятельства воспрепятствовали своевременному выполнению работ, в связи с чем ранее направлялось письмо N26/12 от 12.12.2019 о внесении изменений в календарный график и продлении сроков работ на 120 календарных дней (ответ не получен).
25.09.2020 Заказчиком направлено письмо N10.5-22/6579 о нарушении сроков выполнения работ и о предоставлении в кратчайшие сроки полного комплекта проектно-сметной документации.
30.10.2020 Подрядчиком направлен Акт передачи инженерных изысканий и проектной документации.
13.11.2020 КГБУ "Госэкспертиза Хабаровского края" направлено письмо N1762 с уведомлением об оставлении без рассмотрения документов, представленных для проведения государственной экспертизы, в связи с нарушением требований по формату документов, предоставляемых в электронной форме (Приказ Минстроя России от 12.05.2017 N783/пр).
20.11.2020 Заказчиком направлено письмо N10.5-22/7911 согласно которому, в соответствии с п.3 Постановления Российской Федерации от 01.10.2020 N 1590 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 N 1948" исключен подпункт л(6) пункта 13 абзаца 37.
В связи с вступившими в силу с 13.10.2020 данными изменениями, в настоящее время, при направлении разработанной проектной документации в КГБУ "Госэкспертиза Хабаровского края", в случае отсутствия решений (актов) о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты муниципальной собственности, принятых в установленном порядке отсутствует возможность предоставления письма руководителя организации, осуществляющей в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации полномочия главного распорядителя средств муниципального бюджета, подтверждающего указанную в заявлении сметную или предполагаемую (предельную) стоимость строительства, реконструкции объекта капитального строительства.
Решение о подготовке и реализации бюджетных инвестиций может быть принято только после получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, а также заключения о достоверности определения сметной стоимости.
В настоящее время решение о подготовке и реализации бюджетных инвестиций по проектируемому объекту отсутствует.
30.12.2020 Заказчиком направлено письмо N10.5-22/8799 согласно которому, решение о подготовке и реализации бюджетных инвестиций будет после внесения данных работ в перечень адресно-инвестиционных проектов на 2021 год во втором квартале.
13.05.2021 Заказчиком направлено письмо N10.5-22/2836 согласно которому, ранее в Ваш адрес направлена копия постановления администрации города Хабаровска от 19.03.2021 N 940 "О внесении изменений в постановление администрации города Хабаровска от 05.11.2020 N 3565 "Об утверждении Перечня адресных инвестиционных проектов города Хабаровска на 2021 год и плановый период 2022 - 2023 годов", а также доверенность на представление интересов Управления при обращении в КГБУ "Госэкспертиза Хабаровского края" с заявлением о проведении государственной экспертизы по объекту "Реконструкция ливневой канализации по ул. Пионерской в г. Хабаровске".
Просит предоставить информацию о сроках подачи заявления на проведение государственной экспертизы по объекту "Реконструкция ливневой канализации по ул. Пионерской в г. Хабаровске".
14.05.2021 Подрядчиком направлено письмо N 02/05 в котором сообщает, что заявление на проведение государственной экспертизы подано 28.04.2021, номер присвоенный заявлению 314048, документы в статусе рассмотрения.
21.07.2021 между Подрядчиком и ООО "Далькомгео" заключен договор NДКГ-2109 на выполнение технического отчета по результатам инженерно-гидрометеорологических изысканий.
31.08.2021 ООО "Изыскания и проектирование" направлено письмо подрядчику о выполнении дополнительных работ по замечаниям экспертизы (по договору от 2019/072 от 11.07.2019), в результате полученных материалов выяснено, что грунты участка по сейсмическим свойствам относятся ко II и III категории (табл. 1 СНиП II-7-81). Категория опасности - опасная (приложение Б СП 115.13330.2016). Также о проведении дополнительных работ - сейсмического микрорайонирования, стоимость работ 239 700, 70 рублей и срок выполнения 25 календарных дней.
20.09.2021 между Подрядчиком и ООО "Инженерные изыскания ДВ" заключен договор N2021/095-ДВ на выполнение сейсмического микрорайонирования.
15.02.2022 Подрядчиком направлено письмо N02/02 согласно которому, в ходе проведения совместного совещания с КГБУ "Госэкспертиза Хабаровского края" определены возможные способы изменения проектных решений (строительство канализационно - насосной станции производительностью 1224, 76 л/с, перед очистными сооружениями ливневых сточных вод; изменения глубины заложения накопительных емкостей ЛОС-Ем с 13 метров до 4 метров). Данное решение упростит работы по строительству, но приведет к увеличении стоимости строительства, в связи с чем просит принять решение по изменению проектной документации.
22.02.2022 Заказчиком направлено письмо N10.5-21/893 о рассмотрении изменения проектных решений, с предложением об изменении глубины заложения накопительных емкостей ЛОС с 13 метров до 4 метров, в связи с чем просит направить проектное решение с внесенными изменениями в адрес Управления.
08.04.2022 Заказчиком направлено письмо N10.5-21/1839 о предоставлении информации по исполнению контракта, так в октябре 2021 проектная документация и результаты инженерных изысканий получили отрицательное заключение государственной экспертизы. Таким образом, обязательства по контракту Подрядчиком не исполнены. В связи с чем предлагает в короткие сроки устранить замечания и направить проектную документацию на повторную государственную экспертизу в срок до 20.04.2022. В срок до 21.04.2022 уведомить заказчика об исполни обязательств.
25.04.2022 Подрядчиком направлено письмо N 04/04 о выполнении работ по объекту, о внесенных изменениях в проектные решения (изменены уклоны заложения самотечных канализационных трубопроводов; предусмотрена канализационно - насосная станция; изменена заложение накопительных емкостей глубина заложения 4,75 метра; изменении режим работы накопительных емкостей с напорного на самотечный).
29.04.2022 Подрядчиком направлено письмо N05/04 о выполнении работ по объекту, с предложением проведении совещания Заказчиком с КГБУ "Госэкспертиза Хабаровского края" с целью изменения технических решений, указанных в техническом задании контракта.
17.05.2022 Подрядчиком направлено письмо N04/05, согласно которому срок внесения корректировок в проектную документацию составит 30 рабочих дней. Для внесения корректировок просит предоставить технические условия на подключение к существующим сетям ливневой канализации. На ранее направленные письма от 15.02.2022 N02/02, от 25.04.2022 N04/04, от 25.04.2022 N05/04 просим не отвечать.
31.05.2022 Подрядчиком направлено письмо N07/05, согласно которому по результатам полученной отрицательной государственной экспертизы опытно-фильтрационные работы для получения гидрогеологических параметров и характеристик для расчета дренажей, водопонизительных систем, противофильтрующих завес, водопритока в строительные котлованы. Данные работы не учтены техническим заданием и сметным расчетам на проектно-изыскательские работы. для возобновления работ по корректировке проектной документации необходимо заключение дополнительного соглашения на проведение данного вида работ. стоимость работ составит 2 800 000, 00 рублей.
21.06.2022 Заказчиком направлено письмо N10.2-21/3163 о нарушении сроков выполнения работ и выставлении неустойки и пени.
21.06.2022 Заказчиком направлено письмо N10.2-21/3164 с решением об одностороннем отказе от исполнения контракта.
27.06.2022 Подрядчиком направлено письмо N06/06 с претензией о несогласии с принятым решением Заказчика об одностороннем расторжении контракта.
15.07.2022 Заказчиком направлено письмо N10.5-21/3684 о правомерности принятия заказчиком решения о расторжении контракта.
04.08.2022 Заказчиком направлено письмо N10.2-21/4095 о признании решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта от 21.06.2022 N10.2-21/3164 недействительным.
15.09.2022 Заказчиком направлено письмо N10.5-21/4914 Подрядчику о несоблюдении сроков выполнения работ и не предоставлении полного комплекта документации, а также с выставлением пени в размере 898 737, 57 рублей.
Ввиду нарушения ООО "Сигма-Энерго-Технолоджи" сроков выполнения работ по Контракту, 15.09.2022 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта, указанное решение размещено в ЕИС 15.09.2022. Контракт расторгнут 26.09.2022.
Комиссией Хабаровского УФАС России установлено, что в нарушение п. 4.1. Контракта Подрядчиком проектно-сметная документация в срок не позднее 27.04.2020 не передана и иные обязательства, предусмотренные настоящим Контрактом не исполнены, положительное заключение государственной экспертизы не получено.
Проанализировав представленные Заказчиком и Подрядчиком документы, а также информацию, размещенную в Единой информационной системе в сфере закупок, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 761 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) подрядчик по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ несет ответственность за ненадлежащее составление технической документации и выполнение изыскательских работ.
Качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора - требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода, а также быть пригодным для установленного договором использования, а если такое использование договором не предусмотрено, для обычного использования результата работы такого рода (пункт 1 статьи 721 ГК РФ).
Проведение государственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий является обязательным в силу части 1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 450.1 ГК РФ установлено, что предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (ст. 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
Согласно ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу требований ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Как установлено Комиссией Хабаровского УФАС России, 15.09.2022 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС - 15.09.2022.
Контракт расторгнут 20.09.2022 согласно информации, размещенной в ЕИС.
При определении даты вступления в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, Заказчик исходил с даты надлежащего уведомления Поставщика (15.09.2022).
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика, об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии со ст. 193 ГК РФ, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
С даты надлежащего уведомления Поставщика о принятии решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, Заказчиком определена и рассчитана дата расторжения контракта (26.09.2022).
По состоянию на 15.09.2022, 26.09.2022 положительное заключение государственной экспертизы не получено.
В десятидневный срок с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе исполнения контракта не устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
В результате изучения материалов дела 7-3/618, исходя из конкретных обстоятельств осуществления закупки, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с абз. 1 ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Из п. 1 ст. 401 ГК РФ следует, что лицо признается виновным в неисполнение обязательства, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, не приняло всех мер для надлежащего исполнения обязательства.
Пунктом 2 ст. 401 ГК РФ установлено, что отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В силу п. 3 ст. 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно разъяснениям, указанным в абз. 4 п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - постановление Пленума ВС РФ N 7) вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником.
В соответствии с п. 8 постановления Пленума ВС РФ N 7 в силу п. 3 ст. 401 ГК РФ для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер. Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях. Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий. Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
В соответствии с пп. "а" п. 13 раздела 3 Правил Постановления N1078 не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных пп. "е" п. 9 и пп. "г" п. 10) осуществляет следующую проверку совокупность действий, в том числе рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Исходя из положений данной нормы, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицами принятых на себя обязательствах в рамках осуществления процедуры закупок. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
Недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя) заключается в неоднократном нарушение сроков выполнения работ (оказания услуг, поставки товаров), отказе поставщика (подрядчика, исполнителя) от выполнения условий контракта, введения заказчика в заблуждение относительно соответствия выполняемых работ (услуг) условиям документации и требованиям контракта.
В ходе рассмотрения обращения Заказчика, Подрядчиком - ООО "Сигма-Энерго-Технолоджи" обеспечено участие в заседании Комиссии представителей Общества (очно), представлены письменные пояснения.
Согласно пояснениям представителей Общества, ООО "Сигма-Энерго-Технолоджи" результаты инженерных изысканий и проектная документация сданы Заказчику 30.10.2020. Согласно п. 5.1.3 Контракта заказчик обязан в течение 20 календарных дней с даты подписания сторонами акта приема-передачи проектной документации направить проектную документацию, разработанную подрядчиком на государственную экспертизу. 02.07.2021 Заказчиком направлена проектная документация на государственную экспертизу (практически через год). В ходу прохождения экспертизы получены первичные замечания, в которых указано о необходимости выполнения дополнительных работ - сейсмического микрорайонирования территории. 31.05.2022 Подрядчик письмом N07/05 приостановил работы, в связи с отсутствием решения заказчика о корректировке проектной документации и согласовании дополнительных работ стоимостью 2 800 000, 00 рублей.
При этом представители Общества, не отрицали получение отрицательной государственной экспертизы по проектной документации от 14.10.2021 N27-1-2-3-060042-2021.
Согласно пояснениям Заказчика, в ноябре 2020 проектная документация передана в КГБУ "Госэкспертиза Хабаровского края". Письмом от 13.11.2020 N1762 возвращена проектной организации для устранения замечаний.
При этом, одним из замечаний являлось предоставление решений (актов) о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты муниципальной собственности, принятых в установленном порядке (п.3 Постановления Российской Федерации от 01.10.2020 N 1590 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 N1948", вступило в силу с 13.10.2020).
Постановлением администрации города Хабаровска от 19.03.2021 N 940 "О внесении изменений в постановление администрации города Хабаровска от 05.11.2020 N 3565 "Об утверждении Перечня адресных инвестиционных проектов города Хабаровска на 2021 год и плановый период 2022-2023 годов" объект "Реконструкция ливневой канализации по ул. Пионерской в г. Хабаровске" включен в перечень АИП.
В апреле 2021 ООО "Сигма-Энерго-Технолоджи" вновь направило документацию в КГБУ "Госэкспертиза Хабаровского края".
17.05.2021 в адрес проектной организации КГБУ "Госэкспертиза Хабаровского края" направлен отказ в принятии документов, представленных для проведения государственной экспертизы с указанием перечня вопросов для доработки проектной документации.
ООО "Сигма-Энерго-Технолоджи" документы переданы повторно в КГБУ "Госэкспертиза Хабаровского края".
14.10.2021 получено отрицательное заключение экспертизы N27-1-2-3-060042-2021.
При вынесении решения Комиссия Хабаровского УФАС России исходит из пояснений Общества и Заказчика, принимает решение на основании представленных Заказчиком и Обществом документов.
Материалами дела подтверждено, что на 26.09.2022 ООО "Сигма-Энерго-Технолоджи" не устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссией Хабаровского УФАС России отклоняются доводы представителей Общества о несвоевременном направлении Заказчиком на прохождении государственной экспертизы проектной документации, поскольку согласно пояснениям Заказчика проектная документация несколько раз, в течение года, направлялась в КГБУ "Госэкспертиза Хабаровского края", а также после рассмотрения заявления Заказчика от 30.06.2022 N221 получено отрицательное заключение от 14.10.2021 N27-1-2-3-060042-2021.
Комиссией Хабаровского УФАС России отклоняются доводу Подрядчика о приостановлении работ по контракту (письмо от 31.05.2022 N07/05), поскольку данное приостановление работ возникло за пределами срока исполнения контракта (срок контракта до 27.04.2020, п. 4.1 Контракта).
Также Комиссия Хабаровского УФАС России учитывает, что ООО "Сигма-Энерго-Технолоджи" не представлено надлежащих доказательств невозможности исполнения контракта, обоснования причин неисполнения, не представлено положительное заключение государственной экспертизы. В силу норм действующего законодательства, а также условий заключенного сторонами Контракта, проектная документация может быть использована заказчиком только при условии получения положительного заключения государственной экспертизы. Положительное заключение государственной экспертизы является необходимым элементом результата работ, достижение которого обуславливает возникновение обязанности заказчика произвести оплату в полном объеме по контракту. При этом, цена контракта - 6 112 119, 00 рублей, стоимость фактически оплаченных исполненных обязательств по контракту составила 3 056 059, 00 рублей, не оплачено по контракту - 3 056 060, 00 рублей.
Также Комиссия Хабаровского УФАС России учитывает, что Заказчик настаивает на включении ООО "Сигма-Энерго-Технолоджи" в реестр недобросовестных поставщиков.
Представленные материалы не свидетельствуют о невозможности в регламентированные сроки исполнения контракта. При принятии решения об участии в электронном аукционе участник должен осознавать последствия неисполнения условий контракта.
Комиссией Хабаровского УФАС России учитывает, что только по результатам рассмотрения всех требующих подтверждения/опровержения вопросов, антимонопольный орган принимает решение, учитывая, что включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является для последних мерой ответственности (санкцией), влекущей длительные негативные последствия.
Как мера публичной ответственности такое включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
Вместе с тем, п. 15 правил Постановления N1078 установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения обращения Заказчика установлено, что возможность выполнить работы в установленный срок у Подрядчика отсутствовала в связи с наличием недостатков в технической документации.
В ходе рассмотрения дела в действиях Подрядчика установлены обстоятельства, указанные в п. 15 Правил Постановления N1078.
Таким образом, Комиссия Хабаровского УФАС России принимает решение об отказе во включении информации об ООО "Сигма-Энерго-Технолоджи" (ИНН 2724144709), директоре и учредителе Общества Овчинникове В.А. (ИНН 272422393794) в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации"
РЕШИЛА:
Сведения, представленные государственным заказчиком - Управлением дорог и внешнего благоустройства города Хабаровска, в отношении ООО "Сигма-Энерго-Технолоджи" (ИНН 2724144709) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в трехмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд.
Председатель Комиссии: |
|
Члены Комиссии: |
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 5 октября 2022 г. N РНП-27-468 (ключевые темы: проектная документация - решение об одностороннем отказе от исполнения контракта - реестр недобросовестных поставщиков - государственная экспертиза - подрядчик)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.10.2022