Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
Калитина Н.А. - заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
Члены Комиссии:
Гребенюкова М.Е. - заместитель начальника отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
Неплюева А.В. - главный специалист-эксперт отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
при участии представителей:
Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения "Мурманская областная клиническая больница им. П.А. Баяндина" - Степаненко О.И. (по доверенности);
Общества с ограниченной ответственностью "МУРМАН-СПЕЦ-ТЕХ" -генерального директора Анисимова А.А., Казначеевой И.А. (по доверенности),
рассмотрев обращение Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения "Мурманская областная клиническая больница им. П.А. Баяндина" (далее - Заказчик, ГОБУЗ "МОКБ им. Баяндина", Учреждение) о включении сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "МУРМАН-СПЕЦ-ТЕХ" (далее - ООО "МУРМАН-СПЕЦ-ТЕХ", Общество, Подрядчик) в реестр недобросовестных поставщиков, в соответствии со статьей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1078),
УСТАНОВИЛА:
06.10.2022 г. в Мурманское УФАС России поступило обращение Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения "Мурманская областная клиническая больница им. П.А. Баяндина" о включении сведений в отношении ООО "МУРМАН-СПЕЦ-ТЕХ" (183038, Мурманская обл., г. Мурманск, ул. Челюскинцев, д.31, эт.1, ИНН 5190008766, КПП 519001001) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения государственного контракта на выполнение работ по обустройству системы подачи кислорода для нужд ГОБУЗ "МОКБ им. П. А. Баяндина при оказании медицинской помощи пациентам с коронавирусной инфекцией COVID-19 по адресу: г. Мурманск, ул. Полухина д. 7, г. Мурманск, ул. Академика Павлова д. 6 (капитальный ремонт) (реестровый номер контракта N 2519080011421000791) (далее - Контракт).
Обращение о включении сведений в отношении ООО "МУРМАН-СПЕЦ-ТЕХ" в реестр недобросовестных поставщиков рассмотрено дистанционно посредством сервиса веб-видеоконференцсвязи 13 октября 2022 г.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика, Комиссия установила следующее.
На основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе 13.12.2021 между ГОБУЗ "МОКБ им. Баяндина" и ООО "МУРМАН-СПЕЦ-ТЕХ" (далее - Подрядчик) был заключён Контракт.
В соответствии с пунктом 2.1. Контракта Подрядчик обязуется в установленный Контрактом срок выполнить работы по обустройству системы подачи кислорода для нужд ГОБУЗ "МОКБ им. П. А. Баяндина при оказании медицинской помощи пациентам с коронавирусной инфекцией COVTD-19 по адресу: г. Мурманск, ул. Полухина д. 7, г. Мурманск, ул. Академика Павлова д. 6 (капитальный ремонт) (далее по тексту - Работы) в соответствии с условиями настоящего контракта, Техническим заданием (Приложение N 1 к настоящему - Контракту), Локальной сметой (Приложение N 2 к настоящему контракту), являющихся неотъемлемой частью настоящего Контракта.
Согласно пункту 5.1 Контракта все работы по Контракту должны быть выполнены в период со дня заключения Контракта, но не позднее 22.12.2021 г.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с пунктом 12.1. Контракта расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В связи с ненадлежащим исполнением Обществом обязательств по Контракту, Заказчик 16.08.2022 г. принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с частью 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
18.08.2022 г. Заказчик направил решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в адрес Общества. Надлежащая дата уведомления Исполнителя 13.09.2022 г.
Соответственно, 30.09.2022 г. - дата расторжения Контракта.
Обращение Заказчика о включении сведений в отношении Общества в реестр недобросовестных поставщиков направлено в адрес Мурманского УФАС России 05.10.2022 г. в регламентированный законом срок.
В действиях Заказчика по расторжению контракта с ООО "МУРМАН-СПЕЦ-ТЕХ" в одностороннем порядке и направлению сведений в отношении Исполнителя в Мурманское УФАС России нарушений Закона о контрактной системе не установлено.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Комиссия полагает, что для решения вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков необходимо подходить в каждом случае индивидуально, объективно учитывая все обстоятельства дела.
Комиссией Мурманского УФАС России установлено, что поводом к принятию Заказчиком решения об одностороннем расторжении контракта послужил тот факт, что работы, предусмотренные техническим заданием, были выполнены не в полном объеме, а именно: Подрядчиком не было произведено подключение системы подачи кислорода к электроснабжению.
Так, согласно требованиям Технического задания, Общество должно было осуществить комплекс работ: Монтаж, подключение от ТП до ВРУ (траншея ширина 1,2-м глубина 0,8 длина 28-м) 83м2 - снятие асфальта, включающий в себя 14 видов работ установленного объема.
Согласно позиции Общества, работы по подключению к системе электроснабжения в РУ-0,4 кВ внутри ТП-168 в исполнение договора не входят и являются дополнительными.
Заказчик с позицией Общества не согласен, полагает, что
Как отметил на заседании представитель ГОБУЗ "МОКБ им. Баяндина", Учреждение с целью завершения работ было вынуждено заключить договор с АО "МОЭСК" на оказание услуг по подключению кабельных линий 0,4 кВ кислородного концентратора СЦИЗ в ТП-168.
Необходимо отметить, что цена договора, заключенного между заказчиком и АО "МОЭСК", с целью подключения учреждения к системе электроснабжения составляет 24 624 рублей, в то время как цена контракта, заключенного между Обществом и Заказчиком составляет 5 728 784, 00 рублей.
При этом, следует отметить, что выполнение Обществом остальных работ, предусмотренных контрактом, самим Заказчиком не оспаривается.
Таким образом, спорным обстоятельством в рассматриваемом деле является необходимость производства Обществом работ по подключению к системе электроснабжения в РУ-0,4 кВ внутри ТП-168, что также является предметом судебного разбирательства в Арбитражном суде Мурманской области по делу N А42-5040/2022.
При принятии решения, Комиссия Мурманского УФАС России отмечает, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
Как мера публичной ответственности такое включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлениях от 12.05.1998 N 14-П, от 15.07.1999 N 11-П, от 30.07.2001 N 13-П, санкции, налагаемые органами государственной власти, являются мерой юридической ответственности, поэтому размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Следовательно, для возникновения таких правовых последствий как признание участника закупки недобросовестным поставщиком, антимонопольный орган не вправе ограничиваться формальным установлением факта несоблюдения положений законодательства, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Пунктом 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением N 1078, предусмотрено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Комиссия Мурманского УФАС проанализировав обстоятельства дела, приходит к выводу о том, что Обществом предпринимались меры для надлежащего исполнения условий контракта.
Таким образом, с учетом выполненного объема работ, не оспариваемого заказчиком, Комиссия Мурманского УФАС России не усматривает в действия Общества недобросовестного поведения, поскольку ООО "МУРМАН-СПЕЦ-ТЕХ" выполнено более 99% работ.
Руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, постановлением N 1078 Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Отказать Государственному областному бюджетному учреждению здравоохранения "Мурманская областная клиническая больница им. П.А. Баяндина" во включении сведений в отношении в отношении ООО "МУРМАН-СПЕЦ-ТЕХ" (183038, Мурманская обл., г. Мурманск, ул. Челюскинцев, д.31, эт.1, ИНН 5190008766, КПП 519001001) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения государственного контракта на выполнение работ по обустройству системы подачи кислорода для нужд ГОБУЗ "МОКБ им. П. А. Баяндина при оказании медицинской помощи пациентам с коронавирусной инфекцией COVID-19 по адресу: г. Мурманск, ул. Полухина д. 7, г. Мурманск ул. Академика Павлова д. 6 (капитальный ремонт) (реестровый номер контракта N 2519080011421000791).
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии
Мурманского УФАС России: Н.А. Калитина
Члены комиссии
Мурманского УФАС России: М.Е. Гребенюкова
А.В. Неплюева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 13 октября 2022 г. N 051/06/104-571/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.10.2022