рассмотрев материалы дела N 7-3/661 по обращению Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Забайкальскому краю (далее - заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об АО "Предприятие уголовно-исполнительной системы "Главное промышленно-строительное управление" (ИНН 2464157703), а также генеральном директоре общества Анашкине Михаиле Анатольевиче (ИНН 246203901813) в связи с односторонним отказом от контракта заключенного по результатам осуществлении закупки у единственного поставщика на выполнение проектно-изыскательских работ в соответствии с требованиями государственного контракта и технического задания на объекте "Реконструкция (восстановление) ФКУ ИК-10 УФСИН России по Забайкальскому краю в колонию особого режима (2 этап строительства), г. Краснокаменск, Забайкальский край" в рамках государственного оборонного заказа (Реестровый номер контракта 1753400895418000262) и факта ненадлежащего исполнения условий договора участника осуществления закупки АО "Предприятие уголовно-исполнительной системы "Главное промышленно-строительное управление",
УСТАНОВИЛА:
В рамках рассмотрения поступившего обращения, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" принято решение о проведении внеплановой проверки, в ходе которой установлено следующее.
Контракт от 30.11.2022 N602/2018 ИГК 1820320801632003911000153 на выполнение проектно-изыскательских работ в соответствии с требованиями государственного контракта и технического задания на объекте "Реконструкция (восстановление) ФКУ ИК-10 УФСИН России по Забайкальскому краю в колонию особого режима (2 этап строительства), г. Краснокаменск, Забайкальский край" в рамках государственного оборонного заказа (Реестровый номер контракта 1753400895418000262) между Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Забайкальскому краю и АО "Предприятие уголовно-исполнительной системы "Главное промышленно-строительное управление" заключен по результатам проведения закупки у единственного постащика Идентификационный код закупки (ИКЗ) 181753400895475340100100670017112413 (далее - контракт).
Начальная (максимальная) цена контракта составляла 23 015 000,00 рублей.
Контракт заключен по цене 23 015 000,00 рублей.
Согласно пункту 1.1 Подрядчик на свой риск и под свою ответственность, собственными и (или) привлеченными силами и средствами в установленные сроки согласно Контракту обязуется выполнить работы по разработке проектной документации и инженерных изысканий на строительство объекта "Реконструкция (восстановление) ФКУ ПК-10 УФСИН России по Забайкальскому краю в колонию особого режима (2 этап строительства), г. Краснокаменск, Забайкальский край" (далее - соответственно Работы. Проектная документация, Объект)" передать в соответствии с Контрактом Заказчику результаты указанных работ, а Заказчик обязуется принять Проектную документацию и уплатить определенную Контрактом цену.
Пунктом 1.3 Контракта установлено, что обязательства Подрядчика по подготовке проектной документации признаются выполненными при получении Государственным заказчиком положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, положительного заключения о достоверности определения сметной стоимости строительства Объекта.
Согласно пункту 2.1. Контракта, объем и содержание работ определены заданием на проектирование, которое является приложением N 1 к Контракту и его неотъемлемой частью.
Пунктом 2.2. Контракта предусмотрено, что сроки выполнения работ по Контракту, а также сроки и размеры оплаты выполненных работ определены соответственно Графиком выполнения работ (приложение N 2 к Контракту) и графиком оплаты выполненных работ (приложение N 3 к Контракту), являющиеся неотъемлемыми частями Контракта.
Согласно графику исполнения контракта срок выполнения контракта (срок передачи проектной документации и инженерных изысканий на строительство объекта до 15.07.2020, дата получения заключения государственной экспертизы проектной документации - до 15.11.2022.
Пунктами 11.1 - 11.19 Контракта закреплена возможность расторжения Контракта, путем одностороннего отказа Государственного заказчика от его исполнения.
Пунктом 11.20 Контракта, закреплена возможность Подрядчика в одностороннем порядке отказаться от расторжения Контракта в случаях, предусмотренных пунктами 11.8 и 11.10 Контракта.
В соответствие с пунктом 11.22 Контракта, при досрочном прекращении Контракта, Государственный заказчик обязан оплатить Подрядчику стоимость фактически выполненных работ.
В связи с тем, что подрядчик АО "Предприятие уголовно-исполнительной системы "Главное промышленно-строительное управление", не исполнил в полном объеме обязательства по выполнению проектно-изыскательских работ, предусмотренных контрактом, заказчиком принято решение о расторжения контракта в одностороннем порядке (уведомление от 15.09.2022 N77/ТО/4-12824).
В результате изучения материалов дела 7-3/661, исходя из конкретных обстоятельств осуществления закупки, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
Из п. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) следует, что лицо признается виновным в неисполнение обязательства, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, не приняло всех мер для надлежащего исполнения обязательства.
Пунктом 2 ст. 401 ГК РФ установлено, что отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В силу п. 3 ст. 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
В соответствии с п. 1 ст. 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
В соответствии с ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе, Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из ч.13 ст. 95 Закона о контрактной системе, Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из ч.14 ст. 95 Закона о контрактной системе, Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Согласно ч. 19 ст. 95 Закона о контрактной системе поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 20.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного частью 19 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, такое решение направляется заказчику в следующем порядке:
1) поставщик (подрядчик, исполнитель) с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется заказчику. Датой поступления заказчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик;
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 21 ст. 95 Закона о контрактной системе решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 22 ст. 95 Закона о контрактной системе поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления заказчика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
Согласно ч. 22.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае отмены поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с настоящим Федеральным законом не вступившего в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, размещенного в единой информационной системе в соответствии с частью 20.1 настоящей статьи, поставщик (подрядчик, исполнитель) не позднее одного дня, следующего за днем такой отмены, формирует с использованием единой информационной системы извещение об отмене решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает такое извещение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое извещение не размещается на официальном сайте.
Согласно ч. 22.2 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
12.09.2022 АО "Предприятие уголовно-исполнительной системы "Главное промышленно-строительное управление" в адрес заказчика направлено извещение об отказе от исполнения государственного контракта.
15.09.2022 Заказчиком принято решение о расторжения контракта в одностороннем порядке (уведомление от 15.09.2022 N77/ТО/4-12824).
15.09.2022 решение о расторжения контракта направлено почтой (почтовый идентификатор ED231264728RU доставлено 20.09.2022) и размещено в ЕИС 15.09.2022.
В десятидневный срок, предусмотренный ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе, с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта не устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
03.10.2022 решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу, контракт от 30.11.2022 N602/2018 ИГК 1820320801632003911000153 расторгнут в указанную дату.
В соответствии с пп. а п. 13 раздела 3 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных пп. е п. 9 и пп. г п. 10) осуществляет следующую проверку совокупность действий, в том числе рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, с реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Исходя из положений данной нормы, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицами принятых на себя обязательствах в рамках осуществления процедуры закупок. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
Недобросовестное поведение поставщика заключается в неоднократном нарушение сроков выполнения работ (оказания услуг, поставки товаров), отказе поставщика (подрядчика, исполнителя) от выполнения условий контракта, введения заказчика в заблуждение относительно соответствия выполняемых работ (услуг) условиям документации и требованиям контракта.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлениях от 12.05.1998 N 14-П, от 15.07.1999 N 11-П, от 30.07.2001 N 13-П санкции, налагаемые органами государственной власти, являются мерой юридической ответственности, поэтому размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Следовательно, для возникновения таких правовых последствий как признание участника закупки недобросовестным поставщиком, антимонопольный орган не вправе ограничиваться формальным установлением факта несоблюдения положений законодательства, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
В ходе рассмотрения обращения Заказчика, АО "Предприятие уголовно-исполнительной системы "Главное промышленно-строительное управление" представлены объяснения, из которых следует, что обществом предпринимались действия для исполнения государственного контракта от 30.11.2022 N602/2018 ИГК 1820320801632003911000153.
Как следует из пояснений АО "Предприятие уголовно-исполнительной системы "Главное промышленно-строительное управление" Подрядчик в рамках заключенного Контракта по заданию Государственного заказчика разработал проектную документацию по Объекту.
Финансирование строительства Объекта планируется осуществить за счет средств Федерального бюджета (пункт 3.3. Контракта).
Пунктом 3.11 Контракта предусмотрено, что обязательства Государственного заказчика по оплате выполненных работ считаются выполненными в день списания денежных средств со счетов Государственного заказчика.
Пунктом 4.3.5 Контракта закреплено обязательство Подрядчика обеспечить представителям Государственного заказчика возможность осуществлять контроль за ходом подготовки проектной документации.
Разделом 7 Контракта установлен порядок приемки выполненных работ, после получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации.
При получении положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и при наличии заключения о достоверности определения сметной стоимости строительства Объекта Подрядчик не позднее 5 (пяти) рабочих дней направляет Государственному заказчику подписанный со своей стороны акт приемки-передачи выполненных работ, составленный по форме, установленной приложением N 5 к Контракту, с приложением документов в объеме, необходимом для сдачи-приемки выполненных работ, в том числе: Проектную документацию в составе и объеме, предусмотренном законодательством и Контрактом, в том числе на электронном носителе с приложением перечня входящих в их состав документов; счета на оплату и счет-фактуры (пункт 7.2 Контракта).
Заказчик в срок не позднее 5 (пяти) рабочих дней со дня получения подписанного Подрядчиком акта приема-передачи выполненных работ и прилагаемых документов, указанных в пункте 7.2.Контракта: осуществляет осмотр выполненных работ при участии Подрядчика; подписывает представленный акт сдачи-приемки выполненных работ либо направляет Подрядчику почтовым отправлением (либо с использованием иных средств связи и доставки корреспонденции) письменные возражения и (или) замечания с требованием об устранении выявленных недостатков (дефектов) работ и (или) документации.
Согласно пункту 16.5 Контракта, любая корреспонденция, связанная с Контрактом будет считаться надлежащим образом доставленной Стороной другой Стороне и получена ею, если она направлена другой Стороне по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу стороны, указанному в Контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки корреспонденции, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение Стороной, в адрес которой она направлена.
Дополнительным соглашением к Контракту N 332/2021 от 23.08.2021 (приложение N 1), определен, в том числе, адрес электронной почты Государственного заказчика, на который могут отправляться юридически значимые сообщения - zabufsin@yandex.ru.
К заключенному Контракту сторонами согласовано Задание на проектирование.
Пунктом 11.1 Задания на проектирование (приложение N 1 к Контракту) определено назначение проектируемого объекта - Исправительное учреждение, предназначенное для отбывания наказания в виде лишения свободы осужденными, достигшими совершеннолетия (колония особого режима для содержания осужденных при особо опасном рецидиве преступлений).
Пунктом 15 Задания на проектирование предусмотрено, что предполагаемая (предельная стоимость) реконструкции объекта определяется согласно Федеральной целевой программе "Развитие уголовно-исполнительной системы (2018-2026 годы)". П. 257 Приложения N 5.
Абзацем 2 пункта 20 Задания на проектирование закреплена обязанность Подрядчика "Проектом предусмотреть все необходимые здания, помещения и линейные объекты, в том числе ИТСОН в соответствие с СП 308.1325800.2017 "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы" для колонии особого режима при особо опасном рецидиве, а также в соответствие с требованиями Приказа Минюста России от 04.09.2006 N 279 "Об утверждении Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы" с изменениями в редакции Приказа Минюста России от 17.06.2013 N 94 необходимые для колонии особого режима для содержания осужденных в ИК особого режима (при особо опасном рецидиве ООР.
Абзацем 3 названного пункта установлено, что в случае невозможности использования существующих зданий по причине несоответствия требованиям нормативных документов включить в проект их строительство.
01.04.2022, Подрядчик письмом N 04-1219 сообщил Государственному заказчику о завершении разработки сметного раздела проектной документации в ценах 1-го квартала 2022 года, а также о том, что сметная стоимость объекта превысила объем средств, выделенных по Федеральной целевой программе "Развитие уголовно-исполнительной системы на 2018-2026 годы" (далее - ФЦП), просил предоставить письмо главного распорядителя бюджетных средств о готовности финансировать строительство объекта.
Письмом от 15.04.2022 N 04-1410, Подрядчик направил полученные в ФАУ "Главгосэкспертиза" рекомендации по комплектности. Повторно просил предоставить документы, необходимые для прохождения государственной экспертизы, в частности, решение главного распорядителя бюджетных средств о готовности финансировать строительство объекта, предусмотренное п. 13 Положения о порядке проведения государственной экспертизы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 N 145.
Письмом от 16.05.2022 N 77/ТО/24-6893, Государственный заказчик сообщил Подрядчику о том, что им ведется работа по получению в ФСИН России справки главного распорядителя бюджетных средств о готовности финансировать строительство объекта (далее также - Справка ГРБС).
Письмом от 17.05.2022 N 04-1676, Подрядчик известил Государственного заказчика о невозможности получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, в виду не предоставления Государственным заказчиком запрошенных документов (справки ГРБС).
Письмом от 24.06.2022 N 04-2134, Подрядчик со ссылкой на статью 716 Гражданского кодекса РФ уведомил Государственного заказчика о том, что 21.06.2022 истек срок для устранения замечаний ФАУ "Главгосэкспертиза" по комплектности и невозможности исполнения обязательств по Контракту, в виду не предоставления Государственным заказчиком решения главного распорядителя средств Федерального бюджета о готовности финансировать строительство Объекта, просил сообщить сроки устранения Государственным заказчиком препятствий к исполнению Контракта либо об отсутствии необходимости дальнейшего исполнения обязательств по Контракту.
Факт отправки Письмом от 24.06.2022 N 04-2134 Государственному заказчику подтверждается отчетом об отправке по электронной почте, а также реестром почтовых отправлений.
Письмом от 11.07.2022 N 02-2324, Подрядчик предложил Государственному заказчику расторгнуть Контракт с оплатой фактически выполненных работ, гарантировав при этом сопровождение проектной документации в ФАУ "Главгосэкспертиза" после выдачи главным распорядителем бюджетных средств справки ГРБС. К названному письму был приложен проект соглашения о расторжении Контракта.
Факт отправки Письма от 11.07.2022 N 02-2324 в адрес Государственного заказчика подтверждается реестром почтовых отправлений.
В ответ письмом от 27.07.2022 N исх-77/ТО/24-10682, Государственный заказчик сообщил, что им продолжается работа по получению справки ГРБС во ФСИН России, предложил провести совещание в режиме видеоконференции.
Письмом от 08.08.2022 N исх-77/ТО/24-11210, Государственный заказчик сообщил, что 04.08.2022 он письмом N исх-77/ТО/24-11097, направил в ФСИН России предложение о корректировке ФЦП и о необходимости направлении в адрес Государственного заказчика справки ГРБС. После ее получения, гарантировал незамедлительное направление справки ГРБС в адрес Подрядчика. Уведомил о том, что с 11.07.2022 неустойка за просрочку исполнения обязательств по Контракту начисляться не будет.
Письмом от 01.09.2022 N исх-77/ТО/24-12287, Государственный заказчик сообщил Подрядчику о том, что главный распорядителю бюджетных средств отказал в предоставлении Справки ГРБС, рекомендовал обеспечить приведение стоимости объекта в рамки ФЦП - до 563 997,20 тыс. рублей, просил рассмотреть возможность оставить в проектной документации только пять зданий: Общежития на 200 мест; здания комнат для длительных и краткосрочных свиданий; охранные ограждения (3 периметра) с ИСБ; здание КПП-Т; здание ПКТ. Соответственно уменьшению количества зданий уменьшить (пересчитать) Цену Контракта.
В ответ, Подрядчик письмом от 07.09.2022 N 04-2997 сообщил, что исполнял Контракт в соответствии с его условиями. Исходя из условий Контракта, условия о предельном объеме финансирования по ФЦ не является определяющим, в связи с чем, Подрядчик как это предписано в задании на проектирование разрабатывал все необходимые здания и сооружения для реконструкции Исправительной колонии N 10 в колонии особого режима для содержания осужденных при особо опасном рецидиве. Сообщил также о том, что уменьшение количества зданий по проекту приведет к несоответствию проектной документации требованиям Задания на проектирование, что сделает невозможным получение положительного заключения в ФАУ "Главгосэкспертиза". Факт отправки письма от 07.09.2022 N 04-2997 подтверждается реестром почтовых отправлений.
В виду того, что Государственный заказчик не устранил обстоятельства, препятствующие исполнению Контракта, Подрядчик извещением от 12.09.2022 N 02-3059 (приложение N 16) в соответствие со статьей 716 Гражданского кодекса РФ, в одностороннем порядке отказался от исполнения Контракта. Факт направления названного извещения подтверждается реестром почтовых отправлений (приложение N 17), а также отчетом, подтверждающим направление извещения по электронной почте 12.09.2022.
Учитывая, что пунктом 11.22 Контракта, предусмотрена обязанность Государственного заказчика оплатить Подрядчику стоимость фактически выполненных работ при досрочном прекращении Контракта, Подрядчик 14.09.2022 направил в адрес Государственного заказчика почтовыми отправлениями (посылками) разработанную по Контракту проектную документацию, что подтверждается почтовыми квитанциями.
Также, для приемки Государственным заказчиком фактически выполненных работ, Подрядчик направил в адрес Заказчика письмо от 09.09.2022 N 04-3013 вместе с накладной на передачу проектной документации, что подтверждается реестром почтовых отправлений и письмо от 14.09.2022 N 02-3079, вместе с актом приемки выполненных работ, актом приема-передачи проектной документации, счет-фактурой и счетом на оплату, что подтверждается реестром почтовых отправлений.
15.09.2022, Государственный заказчик разместил в Единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд Уведомление N исх-77/ТО/4-12824 о расторжении Контракта. Названное уведомление также направлено Государственным заказчиком на электронную почту Подрядчику.
Согласно позиции АО "Предприятие уголовно-исполнительной системы "Главное промышленно-строительное управление" контракт следует считать расторгнутым Поставщиком, односторонний отказ Государственного заказчика от уже расторгнутого Контракта (Уведомление N исх-77/ТО/4-12824 от 15.09.2022) не имеет правового значения - не влечет расторжения уже расторгнутого Контракта.
Государственный заказчик в качестве основания для отказа от исполнения Контракта (Уведомление N исх-77/ТО/4-12824 от 15.09.2022, которое вступило бы в силу 25.09.2022) ссылается на выполнение Подрядчиком работ с недостатками, а именно: - "Предельная стоимость объекта, согласно разработанной Подрядчиком проектной документации, составляет 2 783 787,85 рублей, что более чем в пять раз превышает стоимость, установленную Федеральной целевой программой "Развитие уголовно-исполнительной системы на 2018-2026 годы", утвержденной Постановлением Правительства РФ N 420 от 06.04.2018".
Однако, исходя из условий заключенного Контракта, согласно позиции АО "Предприятие уголовно-исполнительной системы "Главное промышленно-строительное управление", данное обстоятельство не может рассматриваться как недостаток, в виду следующего.
Пунктом 11.1 Технического задания (приложение N 1 к Контракту) определено назначение проектируемого объекта - Исправительное учреждение, предназначенное для отбывания наказания в виде лишения свободы осужденными, достигшими совершеннолетия (колония особого режима для содержания осужденных при особо опасном рецидиве преступлений).
Пунктом 15 Технического задания предусмотрено, что предполагаемая (предельная стоимость) реконструкции объекта определяется согласно Федеральной целевой программе "Развитие уголовно-исполнительной системы (2018-2026 годы)". П. 257 Приложения N 5.
Абзацем 2 пункта 20 Технического задания закреплена обязанность Предприятия "Проектом предусмотреть все необходимые здания, помещения и линейные объекты, в том числе ИТСОН в соответствие с СП 308.1325800.2017 "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы" для колонии особого режима при особо опасном рецидиве, а также в соответствие с требованиями Приказа Минюста России от 04.09.2006 N 279 "Об утверждении Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы" с изменениями в редакции Приказа Минюста России от 17.06.2013 N 94 необходимые для колонии особого режима для содержания осужденных в ИК особого режима (при особо опасном рецидиве ООР.
Абзацем 3 названного пункта установлено, что в случае невозможности использования существующих зданий по причине несоответствия требованиям нормативных документов включить в проект их строительство.
Из буквального толкования приведенных условий Контракта в их системном значении (статья 431 Гражданского кодекса РФ) следует, что результатом его исполнения, является проектная документация в результате реализации которой, ФКУ ИК-10 УФСИН России по Забайкальскому краю будет преобразовано в "Исправительное учреждение, предназначенное для отбывания наказания в виде лишения свободы осужденными, достигшими совершеннолетия (колония особого режима для содержания осужденных при особо опасном рецидиве преступлений)".
При этом, по смыслу пункта 15. установленная ФЦП предельная стоимость, не является императивом, требующим неукоснительного соблюдения, что в сущности подтверждают иные пункты технического задания, предписывающие Предприятию проектировать строительство новых и реконструкцию любых существующих зданий и сооружений, которые необходимы для достижения цели разработки проектной документации, установленной пунктом 11.1. Технического задания.
АО "Предприятие уголовно-исполнительной системы "Главное промышленно-строительное управление" считает что, односторонний отказ Государственного заказчика совершен не обоснованно, и в то же время односторонний отказ Подрядчика является правомерным.
Дополнительно обществом указано о рассмотрении (в рамках дела А33-24787/2022), Арбитражным судом Красноярского края искового заявления Государственного заказчика к Подрядчику о признании извещения от 12.09.2022 N 02-3059 об одностороннем отказе от исполнения Контракта незаконным и встречное исковое заявление Подрядчика к Государственному заказчику о признании Уведомления N исх-77/ТО/4-12824 от 15.09.2022 об одностороннем отказе от исполнения Контракта незаконным и взыскании стоимости фактически выполненных работ.
В данном случае, несмотря на то, что Правилами N 1078 при рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков не предусмотрена оценка действий Подрядчика при исполнении контракта с позиции добросовестности, в каждом конкретном случае антимонопольный орган должен дать оценку действиям поставщика на предмет принятия им достаточных и разумных мер для надлежащего исполнения контракта.
При этом основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Включение в реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в соответствующих закупках.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в Законе о контрактной системе, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, а, следовательно, защиту государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
В связи с этим антимонопольный орган должен разрешить вопрос не только о наличии формальных оснований для включения лица в реестр недобросовестных поставщиков, но установить причины и иные обстоятельства, послужившие основанием для такого недобросовестного поведения со стороны поставщика по исполнению контракта.
Из статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно и разумно.
Как разъяснено в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
В рассматриваемом случае, Комиссией Хабаровского УФАС России, оценив представленные материалы, установлено, что причиной (обстоятельствами), повлекшими нарушение Обществом обязательств по контракту, явилось отсутствие справки главного распорядителя бюджетных средств о готовности финансировать строительство объекта на дату установленную для устранения замечаний ФАУ "Главгосэкспертиза" по комплектности и невозможности исполнения обязательств по Контракту.
При этом из материалов дела следует, что АО "Предприятие уголовно-исполнительной системы "Главное промышленно-строительное управление" велась работа по возникшей ситуации, что свидетельствует о принятии Обществом мер по снижению убытков заказчика, заботе о его интересах, содействии в получении необходимой информации о причинах неисполнения контракта и перспективе его исполнения.
При таких обстоятельствах Комиссия Хабаровского УФАС России находит обоснованными доводы участника закупки - АО "Предприятие уголовно-исполнительной системы "Главное промышленно-строительное управление", о возникших препятствиях к выполнению работ, обусловленных затянувшимся согласованием необходимых для исполнения работ документов.
Пунктом 15 Постановления Правительства N1078 установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Оценив указанные обстоятельства, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о наличии обстоятельств, указанных пп. "в" п. 15 Правил, а также об отсутствии умышленного неисполнения АО "Предприятие уголовно-исполнительной системы "Главное промышленно-строительное управление" контракта от 30.11.2022 N602/2018 ИГК 1820320801632003911000153. Следовательно, отсутствуют основания для включения сведений об обществе в реестр недобросовестных поставщиков. Довод об одностороннем расторжении контракта со стороны Исполнителя отклоняется ввиду неосуществления обществом действий предусмотренных ч. 20.1 ст. 95 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные государственным заказчиком Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Забайкальскому краю в отношении АО "Предприятие уголовно-исполнительной системы "Главное промышленно-строительное управление" (ИНН 2464157703), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в трехмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд Хабаровского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 12 октября 2022 г. N РНП-27-499
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.10.2022