Резолютивная часть решения оглашена 17 октября 2022 года.
Решение изготовлено в полном объеме 20 октября 2022 года.
На заседании производилась видеозапись.
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу с использованием системы видеоконференц-связи ООО "Медиснаб" на положение извещения о проведении электронного аукциона на поставку шовного материала (синтетическая рассасывающаяся нить) (номер извещения: 0357200017022000261) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
04.10.2022 Заказчиком объявлен электронный аукцион на поставку шовного материала (синтетическая рассасывающаяся нить) (номер извещения: 0357200017022000261).
Извещение N0357200017022000261 о проведении вышеуказанного электронного аукциона размещено в Единой информационной системе (далее - ЕИС) в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 04.10.2022 17:45.
Начальная (максимальная) цена контракта - 496 430,30 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 12.10.2022 09:00.
Оператор электронной площадки: ЭТП Газпромбанк.
11.10.2022 года (вх.N240/22) поступила жалоба от Заявителя.
Рассмотрение жалобы состоялось 17.10.2022 года в 17 часов 00 минут, с учетом перерыва, объявленного в 12.00, в связи с необходимостью получения от Заказчика дополнительной информации.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика (жалоба в материалах дела вх.N240/22 от 11.10.2022 г.).
В позиции 6 Заказчик установил требование о поставке комплекта хирургического шовного материала с кассетами и кассетодержателем металлическим, цельным на четырех прорезиненных ножках, для устойчивой фиксации не менее 4-х кассет, при этом согласно реестра медицинских изделий в полной мере не соответствует никаким товарам.
2. Заказчик установил незаконное требование о предоставлении в составе заявки копии регистрационного удостоверения.
Представитель Заказчика не согласился с доводом Заявителя и сообщил следующее (письменные объяснения N1091 от 14.10.2022 года, в материалах дела):
1.Данная позиция не обладает уникальными характеристиками, производятся как минимум двумя производителями: ЗАО НПП "МедИнж" (Россия), ООО "Армалайн" (Россия) и СМИ АГ (Бельгия) Продукция может комплектоваться в соответствии с регистрационными удостоверениями и по техническим условиям.
2. Требование о предоставлении копии регистрационного удостоверения обусловлено положениями части 4 статьи 38 Федерального закона N323-ФЗ и п.3 ч.2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы установлены следующие нарушения:
1. В силу части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе информацию о наименовании объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Заказчиком в описании объекта закупки по позиции N5 установлено, в том числе следующее требование к характеристике комплекта хирургического шовного материала, а именно: "упаковка завода-изготовителя с кассетодержателем рассчитанным на установку не менее 4 кассет. Кассетодержатель должен быть металлический, цельный на четырех прорезиненных ножках, для устойчивой фиксации кассет.".
При этом, согласно части 2 требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе, заявка на участие в закупке должна содержать документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации: копию регистрационного удостоверения на каждое медицинское изделие.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что Заказчиком установлено указанное требование к характеристике в соответствии с потребностью Заказчика и не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Заказчик представил коммерческие предложения, которые не содержали указания на товарные знаки, позволяющие определить производителей, предлагаемого к поставке товара.
В качестве подтверждения наличия товара соответствующего потребности Заказчик предоставил регистрационное удостоверение NФСР 2008/03362 на медицинское изделие "кассеты с нитями хирургическими, стерильными "Мединж" по ТУ 9398-004-27771122-2004, производитель ЗАО НПП "МедИнж", информационные письма от компании ООО "ЭСЭМАЙ ВОСТОК" (исх.N14/10.22 от 14.10.2022) и ООО "АРМАЛАЙ" (исх.N14/1022/1 от 14.10.2022 г.).
Комиссия, изучив реестр медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий (https://roszdravnadzor.gov.ru) установила, что информацию о держателе для кассет различных размеров имеется только в регистрационном удостоверении (NФСЗ 2008/02659) производителя СМИ АГ (Бельгия).
Довод Заказчика о том, что иными производителями (ЗАО НПП "МедИнж" и ООО "АРМАЛАЙН") также возможно изготовление кассетодержателя по ТУ, Комиссия не принимает, поскольку товар (шовный материал в кассетах в комплекте с кассетодержателем) должен быть включен в реестр медицинских изделий, поскольку является медицинским изделием и предназначено для использования в операционных гинекологического отделения.
Соответственно, в целях регистрации кассетодержатель должен подвергаться техническим и клиническим испытаниям и токсикологическим исследованиям для исключения возможности попадания инфекции оперируемым пациенткам.
На заседании Комиссии установлено, что в составе заявок участников закупки по спорной позиции N6 представлен товар двух производителей СМИ АГ (Бельгия) и ООО "Футберг" Республика Беларусь.
При этом, заявки с идентификационным номером 10,12, предложившая товара белорусского производства отклонены, поскольку регистрационное удостоверение не содержит информации о кассетодержателе, а заявка с идентификационным номером 11 предложила товар СМИ АГ (Бельгия) и была признана соответствующей.
Комиссия Псковского УФАС России отмечает, что для квалификации действий Заказчика как нарушающих основополагающие принципы закупочной деятельности, в том числе и обеспечения конкуренции, необязательно непосредственное наступление негативных правовых последствий в виде ограничения количества участников либо ущемления прав кого-либо из этих участников, достаточно возникновения угрозы наступления таких последствий. В свою очередь, антимонопольный орган, будучи контрольным органом в сфере закупочных процедур, обязан реагировать, в том числе и на гипотетическую вероятность наступления таких негативных последствий с целью пресечения нарушения прав и законных интересов участников закупочной процедуры.
Таким образом, на основании имеющихся документов и сведений Комиссия Псковского УФАС России приходит к выводу об обоснованности довода жалобы и о нарушении Заказчиком положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при формировании описания объекта закупки.
2. Согласно части 4 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об охране здоровья) на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти, и медицинских изделий, зарегистрированных в Российской Федерации в соответствии с международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза.
Пунктом 6 Правил государственной регистрации медицинских изделий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N1416 (далее - Правила) установлено, что документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие. Форма регистрационного удостоверения утверждается регистрирующим органом.
Форма регистрационного удостоверения, утвержденная приказом Росздравнадзора от 16.01.2013 N40-Пр/13, зарегистрированного в Минюсте России 25.02.2013 N27292, предусматривает обязательное указание наименования медицинского изделия и принадлежностей, необходимых для применения медицинского изделия по назначению.
В соответствии с пунктом 1 части 11 статьи 38 Федерального закона об охране здоровья, подпунктом "а" пункта 7 Правил ведения государственного реестра медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 N615 (далее - Реестр), Реестр содержит сведения о наименовании медицинского изделия.
Системное толкование указанных нормативных правовых актов позволяют Комиссии сделать вывод о том, что заявка участника закупки, с которым заключается контракт, должна содержать сведения о наименовании медицинского изделия в соответствии с его регистрационным удостоверением.
Необходимо также отметить, что регистрационное удостоверение в силу положений Закона о контрактной системе является документом, подтверждающим соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Следовательно, при невозможности однозначного сопоставления товара с таким документом, возникает риск закупки товара, не разрешенного к обороту на территории Российской Федерации (незаконного), что не соответствует вышеприведенным принципам результативности и эффективности осуществления закупок.
Исходя из вышеизложенного довод Заявителя является необоснованным.
В результате рассмотрения существа жалобы и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктами 3.34, 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Псковского УФАС России
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "Медиснаб" частично обоснованной.
2.Установить в действиях Заказчика нарушение части 2 статьи 8 и пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3.Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе, путем отмены всех протоколов, составленных в ходе определения поставщика и внесение изменений в извещении о проведении электронного аукциона, с учетом настоящего решения.
Материалы дела передать уполномоченному сотруднику Псковского УФАС России для решения вопроса о возбуждении административного расследования в отношении виновного должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 20 октября 2022 г. N 060/06/33-414/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.10.2022