Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании статей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N1078) в составе:
председатель Комиссии: <_> - заместитель руководителя управления;
члены Комиссии:
<_> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок,
<_> - специалист-эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден,
рассмотрев обращение Заказчика - Управления по координации и обеспечению деятельности территориальных отделов Администрации МО "Муниципальный округ Игринский район УР" о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении ООО "Региональный центр запчастей ГПМ и котельного оборудования" (ИНН 1832159348) в связи с принятием решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона "Выполнение работ по обустройству контейнерных площадок в населенных пунктах с. Зура и с. Факел Игринского района" (номер извещения в ЕИС - 0813500000122008252, далее - Аукцион),
на заседании Комиссии в присутствии:
законного представителя ООО "РЦЗ ГПМ И КО" <_> (выписка из ЕГРЮЛ),
в отсутствие: представителя Заказчика - Управления по координации и обеспечению деятельности территориальных отделов Администрации МО "Муниципальный округ Игринский район УР", уведомленного надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела; представителя уполномоченного учреждения - ГКУ УР "Региональный центр закупок УР" (далее - Уполномоченное учреждение), уведомленного надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела,
УСТАНОВИЛА:
10.06.2022 Уполномоченное учреждение разместило в Единой информационной системе в сфере закупок извещение о проведении аукциона на право заключения контракта на поставку "N зз-22881-2022 Выполнение работ по обустройству контейнерных площадок в населенных пунктах с. Зура и с. Факел Игринского района".
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 4 256 481,60 рублей.
20.06.2022 - дата окончания срока подачи заявок.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 20.06.2022 NИЭА1 поступило пять заявок на участие в Аукционе, победителем по Аукциону признано ООО "РЦЗ ГПМ И КО".
01.07.2022 между ООО "РЦЗ ГПМ И КО" и Управлением по координации и обеспечению деятельности территориальных отделов Администрации МО "Муниципальный округ Игринский район УР" был заключен контракт N 08135000001220082520001 (далее - Контракт), согласно которому ООО "РЦЗ ГПМ И КО" приняло на себя обязательство по выполнению работ по обустройству контейнерных площадок в населенных пунктах с. Зура и с. Факел Игринского района. Цена контракта 2 417 550,83 руб.
В связи с неисполнением Поставщиком условий контракта Заказчиком 23.09.2022 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, направлено обращение о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков.
Рассмотрев обращение Заказчика и документы, предоставленные в материалы дела в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, осуществив в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
Согласно п. 3.2. Контракта срок исполнения Контракта:
- начало выполнения работ: с даты заключения Контракта;
- срок завершения работ: в течение 60 календарных дней с даты заключения Контракта. Возможно досрочное выполнение работ.
В соответствии с п. 4.2.16. Контракта подрядчик обязан в течение 3 (Трех) рабочих дней с даты заключения Контракта предоставить Заказчику на утверждение график производства работ, составленный с учетом сроков, указанных в п. 3.2 Контракта. График производства работ не является документом, определяющим этапы исполнения контракта.
Из материалов дела следует, что по состоянию на 27.07.2022 вышеуказанная документация в адрес Заказчика не поступала. Подрядчик к выполнению работ по данному контракту не приступил.
Согласно акту проверки соблюдения условий исполнения муниципального контракта на выполнение работ по обустройству контейнерных площадок в населенных пунктах с. Зура и с. Факел Игринского района N 08135000001220082520001 от 01 июля 2022 года от 29.08.2022 по стоянию на 29.08.2022 Подрядчик к выполнению работ по Контракту не приступил.
В соответствии с ответом на претензию от 08.09.2022 N012 ООО "РЦЗ ГПМ И КО" указало, что завершить работы по сборке каркасов планируется к 16.09.2022 и в дальнейшем произвести установку согласно Контракту.
Согласно акту проверки соблюдения условий исполнения муниципального контракта на выполнение работ по обустройству контейнерных площадок в населенных пунктах с. Зура и с. Факел Игринского района N 08135000001220082520001 от 01 июля 2022 года 16.09.2022 по состоянию 16.09.2022 Подрядчик к выполнению работ по Контракту не приступил.
В соответствии с п. 12.2. Контракта Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Согласно письменным пояснениям представителя ООО "РЦЗ ГПМ И КО" основной причиной неисполнения контракта в установленный срок послужила имеющаяся дебиторская задолженность по контрактам МК N 178/2022, МК N 8-2022, МК N 5-2022, ИМЗ-2022-3-044-004544, ИМЗ-2022-3-044-004546, не позволявшая своевременно приобрести строительные материалы. Поставщик указал на факт просрочки обязательств по исполнению указанных контрактов, связанный с отсутствием необходимых материалов на территории Российской Федерации, что подтверждается письмом АО "Фиера Трейдинг" от 14.03.2022 N58.
Также Обществом в материалы дела предоставлены: договор N 467-1, платежное поручение N294 от 27.07.2022, счет на оплату N КМТ-00001173 от 30.08.2022, платежное поручение N264 от 30.08.2022, подтверждающие закупку Подрядчиком необходимых материалов для исполнения Контракта.
Согласно ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии со ст. 309, ст. 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом РФ, другими законами или иными правовыми актами. ООО "РЦЗ ГПМ И КО" приняло на себя обязательство, которое должно быть выполнено.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления закупки обязательств, одним из последствий которой является включение в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение), влекущее ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Постановлением N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Согласно подпункту "б" пункта 13 Правил по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" пункта 13, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
В рассматриваемом случае, Комиссией Удмуртского УФАС России, установлена совокупность обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестном поведении ООО "РЦЗ ГПМ И КО", выразившемся в следующем.
В установленные Контрактом сроки, работы Обществом не исполнены.
Заказчиком проведены проверки соблюдения условий исполнения контракта (29.08.2022, 16.09.2022). По состоянию на 16.09.2022 Подрядчик к выполнению работ по Контракту не приступил.
Согласно документам, представленным ООО "РЦЗ ГПМ И КО" в материалы дела, по состоянию на 14.10.2022 изготовлены каркасы контейнерных площадок. Монтаж конструкций на установленные Контрактом участки не произведен.
Комиссия Удмуртского УФАС России отмечает систематический характер просрочек Обществом сроков исполнения работ по контрактам. В частности, по указанным самим Обществом контрактам МК N 178/2022, МК N 8-2022, МК N 5-2022, ИМЗ-2022-3-044-004544, ИМЗ-2022-3-044-004546 ООО "РЦЗ ГПМ И КО" не исполнило возложенные на него обязательства в установленный срок. Письмо АО "Фиера Трейдинг" от 14.03.2022 N58, подтверждающее факт отсутствия необходимых материалов на территории Российской Федерации, направлено в адрес Общества до момента заключения указанных контрактов. Таким образом, Подрядчик был заблаговременно поставлен в известность относительно объемов доступной продукции.
Кроме того, согласно представленным Обществом в материалы дела документам о закупке необходимых материалов для исполнения Контракта, закупка производилась до выплаты дебиторской задолженности по контрактам МК N 178/2022 (оплачено 20.09.2022), МК N 8-2022 (оплачено 22.09.2022), МК N 5-2022 (оплачено 22.09.2022). Таким образом, Комиссией Удмуртского УФАС сделан вывод о том, что несвоевременная выплата средств по указанным контрактам не могла служить препятствием к заблаговременной закупке материалов Обществом.
Комиссия также отмечает, что некоторые материалы закуплены Подрядчиком за пределами срока исполнения Контракта (счет на оплату N КМТ-00001173 от 30.08.2022, платежное поручение N264 от 30.08.2022).
Кроме этого, неисполнения Обществом своих обязательств по контракт привело к ряду неблагоприятных последствий для Заказчика.
Так, на Администрацию МО "Муниципальный округ Игринский район УР" возложена обязанность по установке и обустройству площадок для сбора мусора в соответствии с требованиями действующего законодательства (судебные решения от 15.03.2022 по делам N 2а-194/2022, N 2а-193/2022). Неисполнение контракта привело к неисполнению Заказчиком судебных решений.
В соответствии с абз. 3 п. 2 "Правил обращения с твердыми коммунальными отходами", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (далее - Правила обращения с ТКО) "вывоз твердых коммунальных отходов" - транспортирование твердых коммунальных отходов от мест (площадок) их накопления до объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов.
Согласно абз. 5 п. 2 Правил обращения с ТКО "контейнерная площадка" - место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.
Таким образом, отсутствие контейнерных площадок, обустроенных в соответствии с нормами действующего законодательства, может повлечь за собой невывоз мусора региональным оператором.
При рассмотрении вопроса о признании участника закупки недобросовестным поставщиком и подлежащим внесению в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиваться лишь формальным установлением факта нарушения таким участником норм Закона о контрактной системе, необходимо установить обстоятельства, свидетельствующие о недобросовестности участника закупки, его вины.
Принимая решение об участии в процедуре закупки для государственных и муниципальных нужд и подавая соответствующую заявку, участник конкурентной процедуры несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на общественные экономически значимые цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении контрактных обязательств.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок, и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
То есть в рассматриваемом случае ООО "РЦЗ ГПМ И КО" предпочло не исполнять условия контракта, соответственно должно был осознавать возможность наступления неблагоприятных последствий в случае расторжения контракта и рассмотрения обращения о включении в РНП.
На основании изложенного, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о недобросовестном поведении со стороны ООО "РЦЗ ГПМ И КО", так как им не было предпринято мер, направленных на исполнение обязательств по Контракту, в то время как при должной осмотрительности Общество должно было совершить все действия, направленные на исполнение принятых на себя обязательств в срок, установленный Контрактом.
Комиссия Удмуртского УФАС России, с учетом необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов, приходит к выводу о наличии достаточных оснований для включения сведений в отношении ООО "РЦЗ ГПМ И КО" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078, Комиссия Удмуртского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1. Сведения в отношении ООО "РЦЗ ГПМ И КО" (ИНН 1832159348) в связи с принятием заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона "Выполнение работ по обустройству контейнерных площадок в населенных пунктах с. Зура и с. Факел Игринского района" (номер извещения в ЕИС - 0813500000122008252) включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "РЦЗ ГПМ И КО" (ИНН 1832159348) в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения Заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы) |
||||||||
|
Регламентированная дата направления Заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления Заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
|
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения его в ЕИС |
Фактическая дата изготовления и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|
||
03.10.22 |
06.10.22 |
06.10.22 |
0 |
07.10.22 |
14.10.22 |
14.10.22 |
0 |
19.10.22 |
19.10.22 |
0 |
0 |
||
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии
|
___________ <_>
___________ <_>
___________ <_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 14 октября 2022 г. N 018/06/104-799/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.10.2022