Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО ПРОИЗВОДСТВЕННО-КОММЕРЧЕСКОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ЭНЕРГО-СЕРВИС 95" на действия Заказчика ГУЗ "КЛИНИЧЕСКИЙ ПЕРИНАТАЛЬНЫЙ ЦЕНТР САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ" и ГКУ СО "ГОСУДАРСТВЕННОЕ АГЕНТСТВО ПО ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ ЗАКУПОК" при проведении электронного аукциона N 0860200000822006602 "Оказание услуг по эксплуатации комплекса газоснабжения котельной",
УСТАНОВИЛА:
12.10.2022 в Саратовское УФАС России поступила жалоба ООО ПРОИЗВОДСТВЕННО-КОММЕРЧЕСКОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ЭНЕРГО-СЕРВИС 95" на действия Заказчика ГУЗ "КЛИНИЧЕСКИЙ ПЕРИНАТАЛЬНЫЙ ЦЕНТР САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ" и Единой комиссии ГКУ СО "ГОСУДАРСТВЕННОЕ АГЕНТСТВО ПО ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ ЗАКУПОК" при проведении электронного аукциона N 0860200000822006602 "Оказание услуг по эксплуатации комплекса газоснабжения котельной".
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчик в нарушение Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) неправомерно установил в извещении об осуществлении закупки требование к наличию у участника закупки лицензии на осуществление деятельности эксплуатации взрывопожароопасных ПО и химически опасных производственных объектов
Представитель Заявителя, присутствовавший на рассмотрении жалобы, доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Представители Заказчика и Уполномоченного учреждения, присутствующие при рассмотрении жалобы, с доводами жалобы не согласились, считают жалобу необоснованной, не подлежащей удовлетворению.
Изучив представленные сведения и документы, проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
07.10.2022 в Единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение о проведении Аукциона.
Заказчиком по данному Аукциону является ГУЗ "КЛИНИЧЕСКИЙ ПЕРИНАТАЛЬНЫЙ ЦЕНТР САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 590 000,00 рублей.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать информацию о требованиях, предъявляемых к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требованиях, предъявляемых к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно ч. 5 ст. 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
В пункте 1.2 Приложения N 3 к Извещению об осуществлении закупки установлено требование к участникам закупки о наличии лицензии:
12. |
Документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе: (1) |
Требуется Участник закупки должен иметь лицензию (ии), на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I,II,III классов опасности в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" по следующему виду выполняемых работ: использование воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых, токсичных, |
|
|
высокотоксичных веществ и веществ, представляющих опасность для окружающей среды, на объектах. Исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки установленному в настоящем пункте требованию: Выписка из реестра лицензий и/или сведения о записи в реестре лицензий в произвольной форме (за исключением случаев, если информация из реестра лицензий содержит сведения, свободный доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации) о регистрационном номере собственной действующей лицензии и дате её предоставления. |
Согласно Извещению о проведении Аукциона предметом закупки является оказание услуг по эксплуатации комплекса газоснабжения котельной
Опасными производственными объектами (далее - OПO) в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ) являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, обладающие признаками опасности, указанными в Приложении N 1 к Закону N 116-ФЗ.
Эксплуатация OПO осуществляется в соответствии с Законом N 116-ФЗ, требованиями законодательства в области градостроительной деятельности, а также в соответствии с федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности.
Согласно статье 2 Закона N 116-ФЗ OПO подлежат регистрации в государственном реестре OПO (далее - Реестр) в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
В силу положений статьи 9 Закона N 116-ФЗ обязанности по соблюдению требований промышленной безопасности возлагаются на организацию, эксплуатирующую OПO. При этом под эксплуатацией OПO следует понимать применение объекта для определенных, предусмотренных функциональным назначением объекта, целей.
Положения Закона N 116-ФЗ распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности OПO 2 на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.
Согласно пункту 2 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору предоставление государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденного приказом Ростехнадзора от 8.04.2019 N 140 (далее - Административный регламент) заявителями по предоставлению государственной услуги по регистрации OПO в Реестре являются юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию OПO на праве собственности или ином законном основании.
Согласно приложению 1 к Федеральному закон N 116-ФЗ к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются в указанных в приложении 2 к настоящему Федеральному закону количествах опасные вещества следующих видов: а) воспламеняющиеся вещества газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20 градусов Цельсия или ниже; в) горючие вещества - жидкости, газы, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления; г) взрывчатые вещества - вещества, которые при определенных видах внешнего воздействия способны на очень быстрое самораспространяющееся химическое превращение с выделением тепла и образованием газов; и т.д.
На основании пункта 4 приложения 2 к поименованному Федеральному закону для газораспределительных станций, сетей газораспределения и сетей газопотребления устанавливаются следующие классы опасности: 1) II класс опасности - для опасных производственных объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением свыше 1,2 мегапаскаля или сжиженного углеводородного газа под давлением свыше 1,6 мегапаскаля; 2) III класс опасности - для опасных производственных объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением свыше 0,005 мегапаскаля до 1,2 мегапаскаля включительно или сжиженного углеводородного газа под давлением свыше 0,005 мегапаскаля до 1,6 мегапаскаля включительно.
К видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности (часть 1 статьи 6 Закона N 116-ФЗ).
Согласно описанию объекта закупки объект Заказчика имеет класс опасности эксплуатируемого производственного объекта - III.
Из пояснений представителя уполномоченного учреждения также следует, что согласно техническим характеристикам паспорта завода-производителя объект Заказчика является опасным производственным объектом и относится к III классу опасности.
Также согласно свидетельству о регистрации, выданному Средне-Поволжским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору N А51-06698 объект заказчика имеет III класс опасности.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99 "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежат работы по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2020 N 1661 утверждено положение о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности (далее - Положение о лицензировании).
Из пояснений представителя уполномоченного учреждения следует, что в Положении о лицензировании для указанного вида выполняемых работ - "использование воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых, токсичных, высокотоксичных веществ и веществ, представляющих опасность для окружающей среды, на объектах" - не предусмотрено его разделение в зависимости от класса опасности опасного производственного объекта. Следовательно, указание класса опасности в Описании объекта закупки не является обязательным требованием в целях соблюдения норм ст. 33 Закона о контрактной системе, а также никак не влияет на возможность участников принять участие в закупке. Тем не менее, в целях уточнения Описания объекта закупки в Приложение N 1 к Извещению об осуществлении закупки 17.10.2022 были внесены изменения (указан Класс опасности эксплуатируемого производственного объекта - III).
Таким образом, учитывая изложенное довод Заявителя не находит подтверждение.
Из довода жалобы следует, что требование к участнику о наличии лицензии заведомо неисполнимо, ввиду отсутствия у потенциальных участников закупки прав, а также необходимых документов для переоформления лицензии в связи с внесением в нее новых адресов мест осуществления деятельности.
Из пояснений представителя Уполномоченного учреждения следует, что в Извещении и в пункте 1.2 Приложения N 3 к Извещению об осуществлении закупки установлено требование о наличии лицензии, требование о наличии в ней адреса объекта Заказчика в Извещении не установлено. Более того, пункт 4.1.6 Приложения N 4 к Извещению об осуществлении закупки "Проект Контракта" содержит следующие условия:
"Исполнитель до оказания услуг должен предоставить Заказчику лицензию на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I,II,III классов опасности в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" по следующему виду выполняемых работ: использование воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых, токсичных, высокотоксичных веществ и веществ, представляющих опасность для окружающей среды, на объектах с включенным в нее адресом Заказчика: ГУЗ "Клинический перинатальный центр Саратовской области"; 410047, г. Саратов, ул. Зерновая, здание 33. В случае отсутствии адреса места оказания услуг в лицензии Заказчик, в день заключения контракта, предоставляет Исполнителю все необходимые документы для ее оформления, в т.ч. договор на передачу опасного производственного объекта в эксплуатацию".
Следовательно, для участия в закупке участнику необходимо иметь действующую лицензию на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I,II,III классов опасности по следующему виду выполняемых работ: использование воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых, токсичных, высокотоксичных веществ и веществ, представляющих опасность для окружающей среды, на объектах. При этом обязательного наличия в ней адреса объекта Заказчика не требуется, поскольку победитель должен в случае заключения контракта переоформить лицензию, а у Заказчика одновременно возникает обязанность предоставить ему все необходимые для этого документы.
Заявитель, ссылаясь на ч. 3 ст. 13 Закона о лицензировании, п. 7 Положения, п. 26 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по лицензированию эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности (Приказ Ростехнадзора от 25.11.2020 N 454), указывает, что "у победителя закупки при заключении контракта не возникает право собственности и право аренды на ОПО, даже для возможности оформления такой лицензии". Однако, в указанных нормативных актах содержатся нормы о том, что к заявлению на оформление лицензии (а также на ее переоформление при намерении лицензиата осуществлять лицензируемый вид деятельности по месту его осуществления, не предусмотренному лицензией) прилагаются "копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности и принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании по месту осуществления лицензируемого вида деятельности земельных участков, зданий, строений и сооружений (единой обособленной части здания, строения и сооружения), на которых (в которых) размещаются объекты_". Указанные законные основания не исчерпываются правом собственности или аренды. В частности, в п. 4.1.6. проекта Контракта указан следующий документ - договор на передачу опасного производственного объекта в эксплуатацию.
Таким образом, учитывая изложенное довод Заявителя не находит подтверждение.
Из жалобы Заявителя следует, что описание объекта закупки, в частности характера выполняемых услуг (осмотр, проверка, контроль, очистка, замеры и т.д.), больше соотносится с обычным техническим обслуживанием оборудования.
Объектом закупки является оказание услуг по эксплуатации комплекса газоснабжения котельной, и непосредственно содержанием Приложения N 1 к Извещению об осуществлении закупки "Описание объекта закупки":
"Услуги включают в себя эксплуатацию комплекса газоснабжения котельной диспетчерской службой в круглосуточном режиме с отслеживанием всех параметров работы котельного оборудования и систем, с оперативным реагированием, документальным сопровождением и работой с контролирующими органами.
Параметры работы котельной должны поддерживаться в соответствии с температурным графиком, представляемым Заказчиком.
2. Требования к качеству и безопасности оказываемых услуг
Исполнитель обязан оказывать услуги Заказчику по обеспечению соблюдения безопасности эксплуатации и функционирования Объекта в соответствии с ФЗ N 116-ФЗ от 21.07.1997 года "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", а именно:
1. организация и осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности;
2. контроль наличия и функционирования необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями;
3. принятие мер по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте;
4. принятие мер по устранению причин возникновения инцидента на опасном производственном объекте и профилактика подобных инцидентов;
5. разработка на опасном производственном объекте инструкций, положений, графиков эксплуатации, устанавливающих порядок оказания услуг на опасном производственном объекте;
6. контроль подготовки, переподготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности, занятых на оборудовании опасного производственного объекта (автоматизированной блочно-модульной котельной установки мощностью 10 МВт (АБМКУ-П-10 МВт));
7. допуск к оказанию услуг на опасном производственном объекте (автоматизированной блочно-модульной котельной установки мощностью 10 МВт (АБМКУ-П-10 МВт)) лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной услуге;
8. обеспечение укомплектованности штата работников Исполнителя опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями и условиями контракта;
9. контроль за соблюдением положений Федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности;
10. укомплектование котельной необходимой рабочей документацией, инструкциями по обслуживанию согласно требованиям Правил технической эксплуатации;
11. организация круглосуточного аварийно-диспетчерского обслуживания объекта и контроля за его работой;
3.Дополнительные условия.
Исполнитель обязан:
Осуществлять в полном объеме ведение требуемой эксплуатационной документации по оказываемым услугам, включая оформление, ведение и учет документации на мероприятия по обеспечению безопасности при оказании услуг.
Вносить сведения об оказанных услугах в эксплуатационные журналы и паспорта оборудования комплекса, хранящиеся у Исполнителя.
Ставить в известность Заказчика о необходимости отключения опасного производственного объекта в случаях, связанных с нарушением безопасной эксплуатации объекта.
Незамедлительно отключать комплекс от систем снабжения, в случаях связанных с возможным разрушением объекта и угрозой для жизни людей.
Составлять дефектные ведомости и сметы по ликвидации аварий.
При необходимости консультировать Заказчика по вопросам эксплуатации оборудования.
Эксплуатация осуществляется Исполнителем на территории Заказчика с использованием специализированного оборудования и инструмента".
В соответствии с п. 7 Постановления Правительства РФ от 29.10.2010 N 870 "Об утверждении технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления" одними из основных понятий, используемых в техническом регламенте, являются следующие:
"эксплуатация сети газораспределения и сети газопотребления" - использование сети газораспределения и сети газопотребления по назначению, определенному в проектной документации;
"эксплуатационная организация" - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию сети газораспределения и сети газопотребления и (или) оказывающее услуги по их техническому обслуживанию и ремонту на законных основаниях".
Таким образом, довод Заявителя также не находит подтверждения.
Из доводов жалобы следует, что Заказчик не предъявляет никаких требований к операторам котельной.
Пунктами 8 раздела 2 Описания объекта закупки установлено, что в обязанности Исполнителя входит, например, "допуск к оказанию услуг на опасном производственном объекте (автоматизированной блочно-модульной котельной установки мощностью 10 МВт (АБМКУ-П-10 МВт)) лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной услуге"; "обеспечение укомплектованности штата работников Исполнителя опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями и условиями контракта".
Из пояснений представителей Заказчика следует, что Исполнитель самостоятельно укомплектовывает свой штат, определяет количество, квалификацию и иные требования к своим работникам в том объеме, в котором это необходимо для оказания услуг.
Кроме того, одним из требований при получении соискателем лицензии в соответствии с п.4 Постановления N 1661 является прохождение подготовки и аттестации в области промышленной безопасности работников, в том числе руководителей организаций (обособленных подразделений организаций) соискателей лицензии, осуществляющих деятельность на объектах, в соответствии со статьями 9 и 14.1 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; а в соответствии с п.5. Постановления N 1661 лицензионным требованием при осуществлении деятельности является наличие в штате работников, соответствующих требованиям, установленным федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности.
В ГОСТ Р 58095.4-2021 от 31.03.2021 г. "Системы газораспределительные. Требования к сетям газопотребления" в п. 3.1.9 раздела 3 указано, что "специализированная организация: "Юридическое лицо или индивидуальные предприниматели, выполняющие по договору комплекс работ по эксплуатации сети газопотребления". Следовательно, закупаемая услуга может быть оказана не собственником, а привлеченной организацией. В указанном ГОСТ, в разделе 4 "Общие требования" в пункте 4.4 содержится следующее условие: "Собственники или иные лица, владеющие на законных основаниях газифицированными зданиями (помещениями), а также юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию сети газопотребления, обеспечивают ее содержание в исправном состоянии путем проведения комплекса работ, предусмотренных настоящим стандартом и техническим регламентом ([4], пункт 1, статья 36). Для объектов, относящихся к ОПО, дополнительно обеспечивают проведение экспертизы промышленной безопасности в сроки, установленные законодательством в области промышленной безопасности". Ссылка на ГОСТ Р 58095.4-2021 от 31.03.2021 содержится в Описании объекта закупи.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика, установившего в Извещении требование к участникам закупки о наличии Лицензии и требования предъявляемые к участникам закупки, не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем представитель Заявителя на заседании Комиссии не представил документы и сведения, свидетельствующие об обоснованности доводов.
Учитывая вышеизложенное и на основании, ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Саратовского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО ПРОИЗВОДСТВЕННО-КОММЕРЧЕСКОЕ
ПРЕДПРИЯТИЕ "ЭНЕРГО-СЕРВИС 95" на действия Заказчика ГУЗ
"КЛИНИЧЕСКИЙ ПЕРИНАТАЛЬНЫЙ ЦЕНТР САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ" и ГКУ СО "ГОСУДАРСТВЕННОЕ АГЕНТСТВО ПО ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ ЗАКУПОК" при проведении электронного аукциона N 0860200000822006602 "Оказание услуг по эксплуатации комплекса газоснабжения котельной" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 19 октября 2022 г. N 064/06/31-910/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.10.2022