Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению обращений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в составе: Председатель Комиссии - М.А. Дударева, заместитель руководителя - начальник аналитического отдела, члены Комиссии - А.А. Кириллова, начальник отдела, О.П. Чупрунова, главный специалист-эксперт (далее - Комиссия) рассмотрев обращение заказчика -- Агентства по обеспечению деятельности мировых судей Красноярского края (далее - заказчик) с просьбой о внесении сведений об ООО "Проект" (ИНН 2466277153) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона ЭА-N-16362/21 "Поставка бумаги для офисного оборудования и множительной техники 2022 год", установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение заказчика о внесении сведений об ООО "Проект" (ИНН 2466277153) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона ЭА-N-16362/21 "Поставка бумаги для офисного оборудования и множительной техники 2022 год", номер закупки N 0119200000121016251.
На основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Постановления Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Красноярским УФАС России было принято решение о проведении проверки вышеуказанного обращения заказчика на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя).
Красноярским УФАС России по адресам заказчика и ООО "Проект" были направлены уведомления о проведении внеплановой проверки РНП N024/10/104-2753/2022, в которых содержалось требование о представлении необходимой информации для рассмотрения обращения по существу, а также сообщалось о месте и времени заседаний Комиссии по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках.
На заседании Комиссии по рассмотрению обращения Агентство по обеспечению деятельности мировых судей Красноярского края о включении ООО "Проект" в реестр недобросовестных поставщиков, состоявшемуся 19 октября 2022 года в 11:30 посредством видеоконференцсвязи, в присутствии представителя поставщика и представителя заказчика, должным образом подтвердивших свои полномочия.
Рассмотрев обращение и приложенные к нему материалы, иные материалы и сведения, представленные заказчиком и содержащиеся в единой информационной системе, проведя внеплановую проверку на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия установила следующее.
В связи с возникшей у заказчика потребностью были совершены действия по осуществлению закупки путем проведения электронного аукциона ЭА-N-16362/21 "Поставка бумаги для офисного оборудования и множительной техники 2022 год".
20 декабря 2021 года между агентством по обеспечению деятельности мировых судей Красноярского края (далее - Заказчик) и ООО "Проект", (далее - Поставщик) был заключен государственный контракт (далее - Контракт) на сумму 7 210 177 рублей 78 копеек.
Согласно пункту 1 ст. 34 Закона о контрактной системе Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт.
В соответствии с п. 1.1. Контракта Поставщик обязан поставить Заказчику бумагу для офисного оборудования и множительной техники (далее - товар).
Согласно п. 3.1. Контракта поставка товара осуществляется с момента заключения Контракта по 20.12.2022. Поставка товара осуществляется Поставщиком ежемесячно.
В ходе исполнения Контракта Поставщиком был частично поставлен товар в количестве 14 274 пачки на сумму 3 336 404,76 руб.
26.05.2022 в адрес Заказчика поступило заявление от Поставщика об изменении существенных условий государственного контракта ЭА 16362/21 от 20.12.2021 в части цены товара в связи с возникновением независящих обстоятельств, влекущих невозможность исполнения контракта в условиях санкционного давления со стороны иностранных государств, а также ограничением поставок офисной бумаги.
В соответствии с частью 65.1 ст. 112 Закона о контрактной системе предусмотрено, что по соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта, заключенного до 1 января 2023 года, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения.
На основании постановления Правительства Красноярского края от 29.03.2022 г. N 237-п Заказчик обратился в Агентство государственного заказа Красноярского края с предложением о возможности изменения существенных условий государственного контракта от 20.12.2021 г. N ЭА 16362/21 (исх. N 87-90-220 от 30.05.2022).
Агентством государственного заказа Красноярского края было отказано в направлении документов на рассмотрение в межведомственную комиссию, т.к. в составе |предложения отсутствует заключение торгово-промышленной палаты (исх. N 90-87-411 от 07.06.2022).
05.07.2022 Поставщик направил в адрес Заказчика повторное заявление об изменении существенных условий государственного контракта ЭА 16362/21 от 20.12.2021 с приложением заключения торгово-промышленной палаты об обстоятельствах непреодолимой силы по контрактам, заключенным в рамках внутрироссийской экономической деятельности по установленной форме.
05.07.2022 (исх. N 87-90-257) Заказчик повторно направил в Агентство государственного заказа Красноярского края предложение об изменении государственного контракта N ЭА 16362/21.
15.07.2022 (исх. 90-87-537) был получен ответ, что рассмотрение межведомственной комиссией предложение Заказчика не представляется возможным, т.к. в составе межведомственной комиссии отсутствует должностное лицо, курирующее деятельность агентства.
23.09.2022 Заказчиком была направлена Поставщику заявка на поставку товара в количестве 5 000 пачек в срок до 28.09.2022, однако Поставщик сообщил об отсутствии возможности выполнить поставку товара.
В связи с вышеизложенным Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В силу части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с частью 14 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8-11, 13-19, 21-23 и 25 статьи 95 указанного Закона.
В статье 523 ГК РФ определено, что односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускается в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450 ГК РФ).
Проанализировав фактические обстоятельства, Комиссия пришла к выводу, что неисполнение ООО "Проект" условий заключенного контракта на поставку офисной бумаги связано с независящими от поставщика обстоятельствами, которые он не мог и не должен был предвидеть. Более того, со стороны поставщика предпринимались все зависящие от него действия, направленные на поставку товара, что подтверждает его добросовестность.
В соответствии с частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 Закона о контрактной системе, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с Законом о контрактной системе участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой специальную меру ответственности, установленную в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств, о чем указано, в том числе в Определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.09.2012 NВАС-11617/12 и от 12.07.2013 NВАС-8371/13.
Кроме того Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и при рассмотрении обращений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, учитывая, что последствия по применению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь более негативный экономический характер, чем наложение штрафа (судебные акты по делам NN ВАС-11617/12, А21-4381/2012, А70-11549/2015, А73-2000/2018).
Согласно пункту 13б Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078, по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в пункте 13а, контрольный орган правомочен (при необходимости) выдать предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Учитывая, что в рамках рассмотрения обращения было установлено, что непоставка товара в рамках заключенного контракта не связана с недобросовестным поведением ООО "Проект", а напротив обусловлена непрогнозируемыми событиями, в связи с которыми поставка товара стала невозможной, Комиссия пришла к выводу об отсутствии оснований для включения об обществе сведений в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные заказчиком, в отношении ООО "Проект" (ИНН 2466277153) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев с даты его принятия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии |
М.А. Дударева |
Члены Комиссии |
А.А. Кириллова |
|
О.П. Чупрунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 19 октября 2022 г. N 024/10/104-2753/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.10.2022