Комиссия Красноярского УФАС России рассмотрению обращения о включении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков в составе: Председателя комиссии - М.А. Дударевой, заместителя руководителя управления - начальника аналитического отдела, членов Комиссии - А.А. Кирилловой, начальника отдела, О.В. Роговой, старшего государственного инспектора (далее - Комиссия), рассмотрев обращение заказчика - Главного управления федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю (далее - заказчик) о внесении сведений об ООО "Проект-МН" (ИНН - 2411027524) (далее - поставщик, общество) в реестр недобросовестных поставщиков, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение заказчика о внесении сведений об ООО "Проект-МН" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с уклонением от заключения контракта по результатам определения поставщика путем проведения электронного аукциона "Поставка бумаги туалетной" (далее - электронный аукцион), извещение N 0119100008322000063.
С целью проведения проверки факта уклонения поставщика от заключения контракта на основании Постановления Правительства от 30.06.2021 N1078 Комиссия Красноярского УФАС России в адрес заказчика и общество были направлены письма, в которых содержалось требование представить необходимую информацию для рассмотрения обращения по существу.
На основании вышеизложенных обстоятельств Комиссией Красноярского УФАС России 19.09.2022 в 14 часов 10 минут (по местному времени) было рассмотрено по существу обращение заказчика и представленные им документы в присутствии представителей общества, надлежащим образом подтвердивших свои полномочия, в отсутствии представителей заказчика, надлежащим образом уведомленного. Заказчиком направлено ходатайство о рассмотрении обращения в отсутствии представителей заказчика.
Обществом в адрес Красноярского УФАС России направлены письменные пояснения о причинах незаключения контракта по итогам электронного аукциона.
Из обращения, направленного заказчиком следовало, что по результатам подведения итогов электронного аукциона в качестве победителя было определено ООО "Проект-МН". В установленное время ООО "Проект-МН" подписало контракт, но победителем не был размещен документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе. В связи с чем, 12.10.2022 общество признано уклонившемся от заключения контракта. Комиссия по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках, рассмотрев обращение, установила следующее.
На официальном сайте zakupki.gov.ru 21.09.2022 было размещено извещение о проведении электронного аукциона "Поставка бумаги туалетной", извещение N 0119100008322000063.
Комиссия отмечает, что ООО "Проект-МН" добровольно приняло участие в электронном аукционе, выразило согласие на поставку товара, предусмотренного извещением. Таким образом, соизмерив свои возможности с потребностями заказчика, общество, подав заявку на участие в закупки, в полном объеме осознавало, в каком именно объеме и на каких именно условиях будет необходимо осуществить поставку товара, являющейся предметом контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, с иным участником закупки (далее в указанной статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с Законом о контрактной системе, обязаны подписать контракт в порядке, установленном статьей 51 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе:
1) заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе.
Не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе (за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 Закона о контрактной системе, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с Законом о контрактной системе законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 Закона о контрактной системе.
В силу части 4 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения участником закупки, с которым заключается контракт, информации и документов в соответствии с частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, заказчик осуществляет одно из следующих действий:
1) размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт (за исключением случаев, установленных Законом о контрактной системе, и не ранее срока, предусмотренного частью 1 статьи 51 Закона о контрактной системе) в случае, если участник закупки, с которым заключается контракт, разместил информацию и документы в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе. Если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с Законом о контрактной системе определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта, действия, предусмотренные указанным пунктом, осуществляются заказчиком при условии поступления на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежных средств в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт;
2) формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта с учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе;
3) формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта без учета либо с частичным учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе. При таком размещении заказчик также формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) информацию о причинах отказа учесть полностью или частично информацию, содержащуюся в протоколе разногласий. При этом информация, предусмотренная подпунктом "б" пункта 2 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, подлежит обязательному учету.
В части 5 статьи 51 Закона о контрактной системе установлено, что не позднее одного рабочего дня, следующего за датой размещения заказчиком информации и документов в соответствии с пунктом 2 или 3 части 4 статьи 51 Закона о контрактной системе, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе. Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем осуществления таких действий участником закупки, размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт (за исключением случаев, установленных Законом о контрактной системе, и не ранее срока, предусмотренного частью 1 статьи 51 Закона о контрактной системе). Контракт считается заключенным в день размещения контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 Закона о контрактной системе, такой подписанный контракт не размещается на официальном сайте.
Согласно части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе выполнены требования пункта 3 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе) и частью 5 статьи 51 Закона о контрактной системе:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 статьи 51 Закона о контрактной системе:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 Закона о контрактной системе, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.
Проведя анализ документов, предоставленных на рассмотрение обращения, комиссия Красноярского УФАС России установила следующее.
Комиссия установила, что согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 30.09.2022 победителем было признано ООО "Проект-МН". Установлено, что 13.10.2022 ООО "Проект-МН" признано уклонившимся от заключения контракта. Согласно информации, размещенной в ЕИС 04.10.2022 общество как участнику, заявка которого в протоколе подведения итогов аукциона указана под номером один (реестр. номер 112687119), с помощью средств электронной площадки отправлен на подпись проект контракта. Проект контракта подписан обществом в регламентированную дату - 11.10.2022. Но победителем электронного аукциона не был размещен документ, подтверждающий предоставление обеспечение исполнения контракта в соответствии с частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, а по прикрепленному с подписанным проектом контракта платежному поручению, денежные средства на счет заказчика не поступали. Общество 12.10.2022 признано уклонившимся от заключения контракта, в связи с непредоставлением обеспечения исполнения контракта.
Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 12.10.2022 размещен в ЕИС 12.10.2022. В данном Протоколе указано: "Победитель аукциона в электронной форме в течение срока и в порядке, установленными частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, подписал проект государственного контракта, а также прикрепил платежное поручение от 10.10.2022 N 396 с целью подтверждения внесения обеспечения исполнения государственного контракта. Реквизиты счета получателя платежа отличаются от реквизитов Заказчика, указанных Заказчиком для внесения обеспечения исполнения контракта. Соответственно, денежные средства перечисленные победителем аукциона, не поступили на счет Заказчика. Также, сумма, указанная в платежном поручении от 10.10.2022 N 396 не соответствует размеру обеспечения исполнения контракта с учетом. ч. 1, 2 ст. 37 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Заказчиком было установлено, что победителем электронного аукциона не был размещен документ, подтверждающий предоставление обеспечение исполнения контракта в соответствии с частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, а по прикрепленному с подписанным проектом контракта платежному поручению, денежные средства на счет Заказчика не поступали".
Комиссия изучив информацию представленную в ЕИС, а так же материалы представленные в Красноярское УФАС России установила, что заказчиком на электронной торговой площадке "РТС-тендер" был размещен проект контракта, который подписан участником закупки 11.10.2022, и при подписании на площадке загружены платежное поручение N 396 от 10.10.22 на сумму 3217,50.
Комиссия установила, что после того как стало известно, что денежные средства в качестве обеспечения исполнения контракта на счет не поступили, установлено, что при проведении платежа была допущена техническая ошибка и денежные средства перечислены на счет ГУФССП России по Красноярскому краю, но отличный от предусмотренного извещением аукциона. Иные реквизиты, сумма и назначение платежа верные. В банке данный платеж значится как исполненный, в связи с чем оснований полагать его некорректность у общества не возникло. После установления некорректной оплаты незамедлительно был осуществлен повторный платеж, и платежное поручение с отметкой банка о проведении направлено на адрес электронной почты Заказчика (плат. поручение N399 от 13.10.2022), поскольку возможность размещения платёжного поручения на электронной торговой площадке отсутствовала.
Комиссия пришла к выводу, что общество было заинтересован в заключении контракта с ГУФССП России по Красноярскому краю и своими действиями указанное подтверждает. А именно: денежные средства в качестве обеспечения исполнения контракта оплачены 10.10.2022, проект контракта в установленный срок подписан ЭЦП на электронной торговой площадке "РТС-тендер", при подписании на площадке загружены платежное поручение и сведения о добросовестности. Денежные средства не поступили на счет заказчика исключительно по причине технической ошибки, допущенной при проведении платежа, после получения ООО "Проект-МН" информации о некорректной оплате денежные средства повторно оплачены и сведения направлены Заказчику до размещения им информации об отказе от заключения контракта. Также намерение на заключение и исполнение контракта подтверждается тем, что ООО "Проект- МН" в полном объеме закуплен товар для поставки по закупке N 0119100008322000063 (счета на оплату, счет-фактура).
Таким образом, к моменту проведения заседания Комиссия не располагала бесспорными доказательствами, свидетельствующими об умышленном и намеренном уклонении ООО "Проект-МН" от заключения контракта по результатам электронного аукциона.
При этом включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой специальную меру ответственности, установленную в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств, о чем указано, в том числе в Определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.09.2012 NВАС-11617/12 и от 12.07.2013 NВАС-8371/13.
Кроме того Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и при рассмотрении обращений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, учитывая, что последствия по применению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь более негативный экономический характер, чем наложение штрафа (судебные акты по делам NN ВАС-11617/12, А21-4381/2012, А70-11549/2015, А73-2000/2018).
При этом любые неустранимые сомнения в виновности лица должны толковаться в пользу такого лица.
Учитывая обстоятельство того, что основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение от заключения контракта, которое предполагает недобросовестное поведение лица, в результате изучения совокупности сведений, содержащихся в материалах проверки, проводимой Комиссией по факту уклонения от заключения контракта по итогам определения поставщика путем проведения электронного аукциона, Комиссия пришла к выводу об отсутствии достаточных оснований считать ООО "Проект-МН" умышленно уклонившимся от заключения контракта.
На основании изложенного, руководствуясь Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях) приняла решение об отказе во включении информации об ООО "Проект-МН" (ИНН 2411027524) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев с момента его принятия.
Председатель Комиссии |
М.А. Дударева |
|
|
Члены Комиссии |
А.А. Кириллова |
|
О.В. Рогова |
Исп. Рогова Ольга Владимировна (391) 211-01-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 19 октября 2022 г. N РНП 024/10/104-2776/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.10.2022