Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи обращение администрации муниципального образования Узловский район (далее - Заказчик) (вх. N 1167/22 от 12.10.2022) о размещении информации об обществе с ограниченной ответственностью "Спирит-71" (далее - Общество, ООО "Спирит-71", Подрядчик) (ИНН 7106087910; ул. Пушкина, д.26А, помещ.14А, п. Косая Гора, г. Тула, Тульская обл., 300903) в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков) по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта от 25.01.2022 N 3 на выполнение работ по ремонту автодороги общего пользования по адресу Узловский район пос. Брусянский, пер. Пушкина; ремонту остановочного пункта общественного транспорта, расположенного по адресу Узловский район, д. Дубовое (в районе д. 72А); обустройству остановочного пункта в д. Торбеевка Узловского района (автодорога общего пользования "завод АДС - д. Торбеевка") (закупка N 0166300015921000156) (далее - Контракт), руководствуясь положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44 ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078) (далее - Правила ведения реестра), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг), при участии:
_ - представителя Заказчика по доверенности;
_ - представителей Общества по доверенности;
УСТАНОВИЛА:
В Тульское УФАС России поступило обращение Заказчика о размещении информации об обществе с ограниченной ответственностью "Спирит-71" в реестре недобросовестных поставщиков по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта, заключенного по итогам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по ремонту автодороги общего пользования по адресу Узловский район пос. Брусянский, пер. Пушкина; ремонту остановочного пункта общественного транспорта, расположенного по адресу Узловский район, д. Дубовое (в районе д. 72А); обустройству остановочного пункта в д. Торбеевка Узловского района (автодорога общего пользования "завод АДС - д. Торбеевка") (закупка N 0166300015921000156) (далее - Закупка, электронный аукцион).
В результате проведенной Комиссией на основании части 7 статьи 104 Закона проверки фактов, изложенных в обращении Заказчика, а также на основании проведенной в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком требований Закона при проведении данной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.
Извещение о проведении электронного аукциона и документация о проведении электронного аукциона размещены в единой информационной системе в сфере закупок 20.12.2021 (далее - единая информационная система, ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 243 518,29 рублей.
25.01.2022 по итогам Закупки между Заказчиком и Обществом заключен Контракт на сумму 2 232 300,70 рублей.
Согласно пункту 1.1 Контракта Подрядчик обязуется по заданию Заказчика выполнить работы по ремонту автодороги общего пользования по адресу Узловский район пос. Брусянский, пер. Пушкина; ремонту остановочного пункта общественного транспорта, расположенного по адресу Узловский район, д. Дубовое (в районе д. 72А); обустройству остановочного пункта в д. Торбеевка Узловского района (автодорога общего пользования "завод АДС - д. Торбеевка"), в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1), графиком выполнения работ (Приложение N 8), перечнем объектов (приложение N7) и локальными сметами (Приложение N 2), являющимися неотъемлемой частью настоящего контракта.
Пунктом 4 Приложения N 1 к Контракту предусмотрены общие требования к выполнению работы, ее качеству, в том числе к технологии производства работы, методам производства работы, организационно-технологической схеме производства работы, безопасности выполняемой работы, в том числе указано, что Подрядчик обязан выполнять работы на объектах в соответствии с согласованной схемой производства работ, любые отклонения от согласованных схем должны быть согласованы с Заказчиком в письменном виде с обоснованием причин.
В соответствии с пунктами 4.1, 4.3 Контракта сроки выполнения работ: с 15.05.2022 по 15.07.2022.
Место выполнения работ: Тульская область, Узловский район пос. Брусянский, пер. Пушкина; ремонту остановочного пункта общественного транспорта, расположенного по адресу Узловский район, д. Дубовое (в районе д. 72А); обустройству остановочного пункта в д. Торбеевка Узловского района (автодорога общего пользования "завод АДС - д. Торбеевка").
Разделом 6 Контракта закреплены права и обязанности сторон.
Пунктом 12.1. Контракта предусмотрен срок действия Контракта: с даты заключения контракта по 30.10.2022 (срок действия контракта включает срок выполнения работ, период приёмки результатов выполненных работ, в том числе экспертизы результатов исполнения обязательств по контракту, и оплаты за выполненные работы).
Окончание срока действия контракта не влечет прекращение обязательств сторон по контракту.
Из представленной Заказчиком в материалы дела переписки, осуществляемой между сторонами, заключившими Контракт, установлено следующее.
25.05.2022 Заказчик направил в адрес Общества письмо N 15-28/1020 с рекомендациями о начале выполнения работ по Контракту.
02.08.2022 Заказчиком ООО "Спирит-71" направлено письмо 15-28/1902, к которому приложена схема выполнения работ по Контракту.
12.08.2022 Заказчик в письме N 15-28/2168 указал Обществу, что работы, предусмотренные Контрактом Подрядчиком не начаты и требовал приступить к выполнению работ по Контракту не позднее 16.08.2022.
Общество направило Заказчику 16.08.2022 письмо, в котором указало, что не приступало к выполнению работ из-за отсутствия у поставщиков материалов, в частности щебня фракции 20*40 марки 600 и уведомило о дате начала работ с 19.08.2022.
30.08.2022 Заказчик направил Обществу претензию-требование, в которой указал, что срок выполнения работ в соответствии с условиями Контракта с 15.05.2022 по 15.07.2022. Однако в настоящее время Подрядчиком работы не выполнены, в связи с чем Заказчик начислил штраф и пени за просрочку исполнения обязательств по Контракту.
В силу пункта 1 и пункта 3 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. В случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается расторгнутым или измененным.
В силу части 8 статьи 95 Закона расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Пунктом 2 статьи 715 ГК РФ определено, что, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно пунктам 12.2 Контракта расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения обязательств, в том числе в случаях (но не ограничиваясь указанными):
1) задержка Подрядчиком начала производства работ более чем на 10 дней по причинам, не зависящим от Заказчика;
2) систематические нарушения Подрядчиком условий Контракта, ведущие к снижению качества работ в соответствии с пунктом 6.1.14 настоящего Контракта;
3) применение к Подрядчику актов и решений государственных органов в рамках действующего законодательства, лишающих Подрядчика права на производство работ;
4) несоблюдения Подрядчиком требований по качеству работ, если исправление соответствующих некачественно выполненных работ влечет задержку окончания работ более чем на 15 дней;
5) отступления Подрядчика в работе от условий контракта или иные недостатки результата работы, которые не были устранены в установленный Заказчиком разумный срок, либо являются существенными и неустранимыми;
6) существенного нарушения Подрядчиком требований к качеству оборудования, материалов, используемых при выполнении работ, а именно обнаружение Заказчиком неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков;
7) если в ходе исполнения контракта установлено, что Подрядчик и (или) поставляемый товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения Подрядчика.
Поскольку Обществом, в предусмотренные Контрактом сроки не выполнены работы, 30.08.2022 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 25.01.2022 N 3 на выполнение работ по ремонту автодороги общего пользования по адресу Узловский район пос. Брусянский, пер. Пушкина; ремонту остановочного пункта общественного транспорта, расположенного по адресу Узловский район, д. Дубовое (в районе д. 72А); обустройству остановочного пункта в д. Торбеевка Узловского района (автодорога общего пользования "завод АДС - д. Торбеевка") (далее - решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 1).
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 14 статьи 95 Закона заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 названной статьи.
Анализ положений частей 12.1, 13, 14 статьи 95 Закона позволяет сделать вывод о том, что целью соблюдения указанных требований Закона является надлежащее уведомление лица (поставщика, подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта для обеспечения права такого лица на устранение нарушения условий контракта, послужившего основанием для принятия указанного решения.
Комиссией установлено, что решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 1 сформировано Заказчиком с использованием единой информационной системы 30.08.2022 и поступило Обществу 30.08.2022.
Обществом в адрес Заказчика направлено 08.09.2022 письмо, в котором Подрядчик просил Заказчика зафиксировать факт, что работы по Контракту начаты с 05.09.2022, а именно: земляные работы (подготовка корыта под основание), произведены работы по устройству основания (песчаная подготовка), а также завезен щебень и продолжаются работы по устройству основания. Кроме того, Общество указало, что обязуется закончить работы к 25.09.2022, в связи с чем просило Заказчика отменить решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 1.
Частью 14.1 статьи 95 Закона предусмотрено, что в случае отмены заказчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом не вступившего в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, размещенного в единой информационной системе в соответствии с частью 12.1 настоящей статьи, заказчик не позднее одного дня, следующего за днем такой отмены, формирует с использованием единой информационной системы извещение об отмене решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое извещение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое извещение не размещается на официальном сайте.
Поскольку Общество исправило нарушения, послужившие основанием принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта 1, Заказчик принял 09.09.2022 решение о его отмене.
Комиссией установлено, что извещение об отмене решения об одностороннем отказе 1 сформировано Заказчиком с использованием единой информационной системы 09.09.2022 и поступило Обществу 09.09.2022.
29.09.2022 Заказчик направил Обществу претензию-требование N 15-28/3315, в которой указал, что на момент составления настоящей претензии Подрядчиком не выполнены работы по Контракту и начислил штраф и пени за просрочку исполнения обязательств по Контракту
В связи с тем, что ООО "Спирит-71" не исполнило своих обязательств по Контракту, 29.09.2022 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 25.01.2022 N 3 на выполнение работ по ремонту автодороги общего пользования по адресу Узловский район пос. Брусянский, пер. Пушкина; ремонту остановочного пункта общественного транспорта, расположенного по адресу Узловский район, д. Дубовое (в районе д. 72А); обустройству остановочного пункта в д. Торбеевка Узловского района (автодорога общего пользования "завод АДС - д. Торбеевка") (далее - решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 2).
Комиссией установлено, что Заказчиком решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 2 сформировано с использованием единой информационной системы 29.09.2022.
Следовательно, датой поступления Подрядчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта 2, согласно пункту 2 части 12.1 статьи 95 Закона считается дата размещения в единой информационной системе такого решения - 29.09.2022.
Посчитав решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 2, вступившим в законную силу и Контракт расторгнутым, Заказчик направил в Тульское УФАС России настоящее обращение.
Обществом в материалы дела представлены пояснения, в которых оно указывает на следующее.
Согласно пункту 4.1 Контракта сроки выполнения работ: с 15.05.2022 по 15.07.2022.
Подрядчик поясняет, что неоднократно в устной форме обращался в адрес Заказчика с требованием предоставить схему, план или проект работ по ремонту автодороги общего пользования по адресу Узловский район пос. Брусянский, пер. Пушкина; ремонту остановочного пункта общественного транспорта, расположенного по адресу Узловский район, д. Дубовое (в районе д. 72А); обустройству остановочного пункта в д. Торбеевка Узловского района (автодорога общего пользования "завод АДС - д. Торбеевка") с целью уточнения места и границ выполнения работ на объектах, размеров и расположения остановочных пунктов и дороги общего пользования на местности.
Вместе с тем, схема выполнения работ с указанием необходимых размеров, границ и расположения объектов была направлена Подрядчику только 02.08.2022 в 18:44 по электронной почте (скриншот прилагается), то есть после окончания срока выполнения работ. Таким образом, ООО "Спирит-1" не могло приступить к выполнению работ ранее 03.08.2022.
Общество считает, что с учетом невозможности приступить к выполнению работ до 03.08.2022 по вине Заказчика, срок выполнения работ должен был соразмерно продляться минимум до 03.10.2022.
Подрядчик также сообщает, что 16.08.2022 уведомил Заказчика о том, что не может приступить к выполнению работ в связи с отсутствием у Поставщика материала, который необходим на всех трех объектах: щебня фракции 20*40 марки 600.
Письмом от 08.09.2022 ООО "Спирит-1" уведомило Заказчика о том, что 05.09.2022 оно приступило к выполнению работ с приложением фотографий, подтверждающих этот факт.
В соответствии с пунктом 4 Приложения N 1 к Контракту при выполнении работ Подрядчик должен соблюдать требования СП 78.13330.2012 Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85.
В соответствии с п. 12.3.1 СП 78.13330.2012 "Свод правил. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85"(утв. Приказом Минрегиона России от 30.06.2012 N 272) асфальтобетонные смеси следует укладывать в сухую погоду весной и летом при температуре окружающего воздуха не ниже 5 °C, осенью - не ниже 10 °C., выполнение работ недопустимо при повышенной влажности.
Вместе с тем, в период с 13.09.2022 по 29.09.2022 на территории Тульской области установилась дождливая погода (в том числе с проливными дождями), что подтверждается информацией с официального сайта Тульского ЦГМС - филиала ФГБУ "Центральное УГМС".
Следовательно, выполнение работ в период выпадения атмосферных осадков с 13.09.2022 по 29.09.2022 повлекло бы нарушение технологии выполнения работ и требований к качеству работ, что является недопустимым в силу условий Контракта.
Таким образом, Подрядчик не имел реальной возможности завершить работы в сентябре 2022 г., так как сам по себе характер работ на открытой местности не позволяет создать необходимые условия (защита от осадков), которые позволяли бы выполнять работы, а принятие 29.09.2022 Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта 2 в связи с нарушением ООО "Спирит-1" сроков выполнения работ, считает необоснованным.
Из пояснения Общества также следует, что в связи с Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2022 N 647 "Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации" сотрудники ООО "Спирит-71" либо подлежали мобилизации и отбыли на военную службу, либо уволились, в связи с чем сложно было быстро найти замену сотрудникам, что повлияло на сроки выполнения работ.
Помимо этого, ООО "Спирит-1" во исполнение муниципального контракта заключил договор с ООО "Максистрой" на поставку материала - асфальтобетона и произвел оплату поставки асфальтобетона 10.06.2022 на сумму 450 000 рублей, что подтверждается платежными поручениямим N 95 и N 135.
09.09.2022 Подрядчик заключил договор с ООО "ТД Пересвет" на поставку щебня известнякового фракции св. 20 до 40 мм и произвел оплату, что подтверждается платежным поручением N 195 от 12.09.2022.
Также Подрядчиком был изготовлен остановочный пункт размером 3,1*1,6 м на металлическом каркасе, который находится на объекте.
Подрядчик поясняет, что предпринимал все зависящие от него меры, чтобы исполнить Контракт, в том числе произвел закупку материалов, не смотря на удорожание стоимости материалов на 30 % по сравнению с январем 2022 года, когда заключался Контракт, в связи с чем просит информацию об ООО "Спирит-71" не включать в реестр недобросовестных поставщиков.
Изучив обстоятельства, на основании которых принято Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, оценив действия сторон Контракта при его исполнении, Комиссия установила следующее.
Частью 1 статьи 2 Закона предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
В силу пункта 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
На основании пункта 2 статьи 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
Согласно пункту 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1. при существенном нарушении договора другой стороной;
2. в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно пункту 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В силу пункта 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков (пункт 2 статьи 715 ГК РФ).
Таким образом, условие о сроках выполнения работы является существенным для договора подряда.
Вместе с тем, в силу пункта 1 статьи 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие, предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете.
В пункте 4 Приложения к Контракту среди прочего, предусмотрено, что Подрядчик обязан:
- выполнять работы на объектах в соответствии с согласованной схемой производства работ, любые отклонения от согласованных схем должны быть согласованы с Заказчиком в письменном виде с обоснованием причин;
- до начала производства работ согласовать схему организации дорожного движения на объектах с государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации и Заказчиком;
- до начала производства работ по устройству асфальтобетонного покрытия согласовать рецепт асфальтобетонной смеси с Заказчиком.
Комиссией установлено, что схема выполнения работ с указанием необходимых размеров, границ и расположения объектов была направлена Подрядчику по электронной почте 02.08.2022, то есть за пределами сроков, предусмотренными пунктом 4.1 Контракта на выполнение работ.
Наличие указанных фактов подтверждается, в частности, письмами Заказчика и Подрядчика, представленными в материалы дела.
В соответствии со статьей 718 ГК РФ заказчик обязан в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренных договором подряда, оказывать подрядчику содействие в выполнении работы. В случаях, когда исполнение работы по договору подряда стало невозможным вследствие действий или упущений заказчика, подрядчик сохранят право на уплату ему указанной в договоре цены с учетом выполненной части работ.
Подрядчик не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора в соответствии с пунктом 3 статьи 405. пунктом 1 статьи 406 ГК РФ и пунктом 9 статьи 34 Закона (пункт 10 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017).
Защита интересов другой стороны договора, не имеющей возможности контролировать обстоятельство, от которого зависит срок исполнения обязанности его контрагента, осуществляется иным образом, а именно через механизм фикции наступления или ненаступления определенного обстоятельства, чему намеренно способствовала сторона, которой это выгодно (пункт 1 статьи 6, пункт 3 статьи 157 ГК РФ, пункт 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.11.2016 N 54 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении", пункт 52 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", далее - Постановление N 25).
В такой ситуации, если одна из сторон обязательства в обоснование отсутствия своей обязанности недобросовестно ссылается на выгодное для нее не наступление обстоятельства, находящегося в сфере ее контроля, при истечении разумного и обычного для наступления такого рода обстоятельств срока суд вправе в соответствии с пунктом 4 статьи 1 ГК РФ счесть такую обязанность наступившей. Аналогичным образом суд вправе считать обязанность стороны непрекращенной при наступлении такого обстоятельства, если такая сторона этому недобросовестно содействовала.
Следовательно, в данном случае, когда исполнение обязательств подрядчиком поставлено в зависимость от действий заказчика, то именно заказчик обязан предпринимать для наступления этого обстоятельства разумные меры, ожидаемые от любого добросовестного участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации (пункт 3 статьи 307 ГК РФ, пункт 1 Постановления N 25).
Документов, подтверждающих передачу Подрядчику схемы выполнения работ в предусмотренные Контрактом сроки с 15.05.2022 по 15.07.2022, в материалы дела не представлено.
В соответствии с пунктом 4 Приложения N 1 к Контракту при выполнении работ Подрядчик должен соблюдать требования СП 78.13330.2012 Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85.
Как пояснило Общество, в соответствии с п. 12.3.1 СП 78.13330.2012 "Свод правил. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85", утв. Приказом Минрегиона России от 30.06.2012 N 272, асфальтобетонные смеси следует укладывать в сухую погоду весной и летом при температуре окружающего воздуха не ниже 5 °C, осенью - не ниже 10 °C., выполнение работ недопустимо при повышенной влажности.
Обществом представлены сведения с официального сайта Тульского ЦГМС - филиала ФГБУ "Центральное УГМС" о том, что в период с 13.09.2022 по 29.09.2022 на территории Тульской области установилась дождливая погода (в том числе с проливными дождями), в связи с чем выполнение работ в период выпадения атмосферных осадков повлекло бы нарушение технологии выполнения работ и требований к качеству работ.
Кроме того, Обществом в подтверждение намерения исполнить Контракт представлены договоры с организациями на приобретение необходимого материала и платежные поручения N 95 от 10.06.2022, N 135 от 11.07.2022, N 195 от 12.09.2022.
Частью 16 статьи 95 Закона установлено, что Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно пункту 2 статьи 104 Закона в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно подпункту "а" пункта 13 Правил ведения реестра орган контроля не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона.
Подпунктом "б" пункта 13 Правил ведения реестра установлено, что по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, орган контроля принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Пунктом 15 Правил ведения реестра установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр недобросовестных поставщиков, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направлению его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещению в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое нарушение контракта поставщиком, которое не только повлекло односторонний отказ заказчика от исполнения контракта, но и которое предполагает недобросовестное поведение такого поставщика, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона, в том числе, приведших к невозможности исполнения контракта и нарушающих права заказчика относительно его условий.
Таким образом, для включения в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган обязан достоверно установить не только факт нарушения подрядчиком контракта, но и оценить доказательства его недобросовестного поведения, совершения им умышленных действий (бездействия), противоречащих требованиям Закона и нарушающих права и законные интересы заказчика.
По общему правилу, при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении Закона.
Вывод Комиссии в этой части основан на правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П, о том, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
При этом "автоматическое" включение лица, нарушившего условия контракта, в реестр недобросовестных поставщиков без указания причины его отнесения к таковым, без учета степени его вины ограничивает право на осуществление коммерческой деятельности по поставке продукции для государственных и муниципальных нужд, негативно сказывается на деловой репутации и снижает в целом конкурентоспособность на рынке.
Следовательно, при рассмотрении вопроса о включении или не включении информации в отношении соответствующего лица в реестр недобросовестных поставщиков, недопустимо ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
В связи с этим, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое неисполнение лицом условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных, а в ряде случаев неосторожных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона.
В рассматриваемом случае Комиссия полагает, что в материалы дела доказательств того, что неисполнение контракта было вызвано именно недобросовестным поведением Общества, совершением им умышленных действий (бездействия), приведших к невозможности надлежащего исполнения Контракта, в материалы дела не представлено. Напротив, из материалов дела следует, что Обществом принимались меры по надлежащему исполнению Контракта.
Антимонопольный орган, являясь уполномоченным органом, который, не разрешая по существу гражданско-правовой спор между сторонами, решает вопрос о целесообразности такого ограничения прав конкретного лица, как включение сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта само по себе ни к чему не обязывает антимонопольный орган, в исключительной компетенции которого находится оценка всех фактических обстоятельств дела и всех элементов поведения участника закупки в ходе исполнения контракта, вопреки утверждению Заявителя об обратном.
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. По общему правилу части 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
В то же время Комиссия приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае, в действиях Подрядчика отсутствуют признаки виновного поведения в виде бездействия, связанного с игнорированием взятых на себя обязательств по Контракту, а обстоятельства рассматриваемого дела в совокупности с представленными документами и сведениями не дают возможности прийти к однозначному выводу о нарушении условий Контракта, допущенных исключительно по вине Общества.
Напротив, представленные в материалы дела информация и сведения свидетельствуют о направленности действий Общества на соблюдение условий Контракта, что не позволяет сделать вывод о наличии в действиях ООО "Спирит-71" недобросовестного поведения или злонамеренного уклонения от исполнения Контракта или несоблюдения его условий.
Бесспорных доказательств, подтверждающих обратное, Заказчиком и иными лицами в материалы рассматриваемого дела не представлено.
При вышеизложенных обстоятельствах, вины Общества, выразившейся в намеренном неисполнении условий Контракта, Комиссией не установлено.
При таких обстоятельствах у Комиссии отсутствуют правовые основания для включения сведений об ООО "Спирит-71" в реестр недобросовестных поставщиков.
Исходя из вышеизложенного, руководствуясь статьями 99, 104 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг, Комиссия,
РЕШИЛА:
Информацию, представленную администрацией муниципального образования Узловский район (вх. N 1167/22 от 12.10.2022) в отношении общества с ограниченной ответственностью "Спирит-71" (ИНН 7106087910; ул. Пушкина, д. 26А, помещ. 14А, п. Косая Гора, г. Тула, Тульская обл., 300903), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 19 октября 2022 г. N 071/10/104-1170/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.10.2022