Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании статей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N1078) в составе:
председатель Комиссии: <_> - заместитель руководителя управления;
члены Комиссии:
<_> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок,
<_> - специалист-эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден,
рассмотрев обращение Заказчика - Министерства внутренних дел по Удмуртской Республике о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении ООО "Интеллект-Сервис" (ИНН 1834032805) в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона "Выполнение работ по ремонту автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре на объекте МВД по Удмуртской Республике по адресу УР, г. Ижевск, ул. Базисная, 13а" (номер извещения в ЕИС - 0113100007322000054, далее - Аукцион),
на заседании Комиссии посредством видеоконференцсвязи в присутствии:
представителя ООО "Интеллект-Сервис" <_> (доверенность от 13.10.2022 N1),
представителя Министерства внутренних дел по Удмуртской Республике <_> (доверенность от 04.04.2022 N1/10),
УСТАНОВИЛА:
22.09.2022 Заказчик разместил в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) извещение о проведении аукциона на выполнение работ по ремонту автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре на объекте МВД по Удмуртской Республике по адресу УР, г. Ижевск, ул. Базисная, 13а.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 996 744,94 рублей.
30.09.2022 - дата окончания срока подачи заявок.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 03.10.2022 NИЭА1 поступило три заявки на участие в Аукционе, победителем по Аукциону признано ООО "Интеллект-Сервис".
Протоколом от 12.10.2022 NППУ20_1 ООО "Интеллект-Сервис" признано уклонившимся от заключения контракта.
Рассмотрев обращение Заказчика и документы, предоставленные в материалы дела в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, осуществив в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
Согласно письменным пояснениям представителя ООО "Интеллект-Сервис" 10.10.2022 Общество направило проект Независимой гарантии на согласование Заказчику.
11.10.2022 вышел из строя ноутбук с программным обеспечением для работы с ЭЦП. В тот же день Общество обратилось в сервисный центр для устранения неисправности, что подтверждается квитанцией о поступлении оборудования на диагностику N762 от 11.10.2022. Однако сбой в функционировании были устранены уже после истечения срока подписания контракта, что подтверждается актом о приемке выполненных работ N762 от 12.10.2022.
12.10.2022 ПАО "ТКБ" была выпущена Независимая гарантия N1118241 в качестве обеспечения исполнения Контракта, оплаченная Обществом (платежное поручение N352 от 12.10.2022).
13.10.2022 Общество уведомило о произошедшем Заказчика.
В соответствии с п. 1 ст. 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с участником закупки не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 статьи 51 Закона, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки).
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 статьи 51 Закона проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий: подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе.
В силу ч. 6 ст. 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 статьи 51 Закона, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 статьи 51 Закона, не выполнены требования пункта 3 части 3 статьи 51 Закона) и частью 5 статьи 51 Закона: такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.
04.10.2022 Заказчик разместил в ЕИС проект контракта, следовательно, в срок не позднее 11.10.2022 ООО "Интеллект-Сервис" должно было подписать проект контракта и предоставить обеспечение исполнения контракта. Установлено, что в указанный срок Общество не подписало контракт, что со стороны ООО "Интеллект-Сервис" не отрицается.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления закупки обязательств, одним из последствий которой является включение в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение), влекущее ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Постановлением N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Согласно подпункту "б" пункта 13 Правил по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" пункта 13, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
В рассматриваемом случае, Комиссией Удмуртского УФАС России, установлена совокупность обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестном поведении ООО "Интеллект-Сервис", выразившемся в следующем.
В установленные сроки, Общество не осуществило подписание контракта, а также не совершало действий направленных на его заключение.
Общество, имея значительный опыт участия в закупочных процедурах, не могло не знать, что существует множество ситуаций, способных привести к не подписанию Контракта в установленные Законом сроки (технические сбои и т.п.), однако отложило подписание контракта на последний день установленного срока.
Заблаговременно осуществляя подписание Контракта, добросовестный участник закупки предупреждает возможные риски нарушений действующего законодательства со своей стороны. Таким образом, если бы ООО "Интеллект-Сервис" осуществило подписание Контракта заранее, в случае возникновения технической неисправности рабочего устройства с ЭЦП, Общество имело бы время для устранения данной проблемы.
Кроме того, Комиссия отмечает, что Независимая гарантия датирована 12.10.2022, т.е. внесение обеспечения контракта осуществлено участником закупки за пределами регламентированных сроков. Таким образом, ООО "Интеллект-Сервис" в установленный 5ти-дневный срок не могло выполнить требования п. 1 ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе.
Также Комиссия отклоняет довод Общества о том, что сроки подписания контракта намеренно откладывались им на последний день установленного срока с целью более позднего подписания Контракта для того, чтобы осуществить лучшую подготовку к исполнению условий договора. Поскольку независимо от дня подписания контракта в рамках 5ти-дневного регламентированного срока, Контракт может быть подписан Заказчиком не ранее десяти дней после опубликования протокола (ч. 1 ст. 51 Закона о контрактной системе) и будет считаться заключенным на 11 день.
При рассмотрении вопроса о признании участника закупки недобросовестным поставщиком и подлежащим внесению в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиваться лишь формальным установлением факта нарушения таким участником норм Закона о контрактной системе, необходимо установить обстоятельства, свидетельствующие о недобросовестности участника закупки, его вины.
Принимая решение об участии в процедуре закупки для государственных и муниципальных нужд и подавая соответствующую заявку, участник конкурентной процедуры несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на общественные экономически значимые цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении контрактных обязательств.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок, и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
На основании изложенного, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о недобросовестном поведении со стороны ООО "Интеллект-Сервис", так как им не было предпринято мер, направленных на своевременное заключение контракта, в то время как при должной осмотрительности Общество должно было совершить все действия, направленные на исполнение требований действующего законодательства.
Комиссия Удмуртского УФАС России, с учетом необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов, приходит к выводу о наличии достаточных оснований для включения сведений в отношении ООО "Интеллект-Сервис" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078, Комиссия Удмуртского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1. Сведения в отношении ООО "Интеллект-Сервис" (ИНН 1834032805) в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона "Выполнение работ по ремонту автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре на объекте МВД по Удмуртской Республике по адресу УР, г. Ижевск, ул. Базисная, 13а" (номер извещения в ЕИС - 0113100007322000054) включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "Интеллект-Сервис" (ИНН 1834032805) в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения Заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы) |
||||||||
|
Регламентированная дата направления Заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления Заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
|
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения его в ЕИС |
Фактическая дата изготовления и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|
||
12.10.22 |
13.10.22 |
12.10.22 |
0 |
13.10.22 |
20.10.22 |
18.10.22 |
0 |
21.10.22 |
21.10.22 |
0 |
0 |
||
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии
|
___________ <_>
___________ <_>
___________ <_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 18 октября 2022 г. N 018/06/104-810/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.10.2022