Резолютивная часть решения объявлена 25.10.2022 года.
Решение в полном объеме изготовлено 27.10.2022 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: "_";
Члены Комиссии: "_";
При участии Индивидуального предпринимателя Р (далее - Заявитель);
при участии представителя Общества с ограниченной ответственностью "Корпус" - "_". (доверенность от 17 октября 2021 г.);
при участии представителей Администрации городского поселения Белореченского муниципального образования (далее - заказчик) - "_" (доверенность N 2159 от 25 октября 2022 г.), "_" (доверенность N2160 от 25 октября 2022 г.), "_" (N 2164 от 25 октября 2022 г.),
рассмотрев жалобу Заявителя на положения извещения о проведении электронного конкурса на выполнение работ по внесению изменений в генеральный план Белореченского муниципального образования, (извещение N 0134300013822000066), в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ), Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Регламент ФАС), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 99 Федерального закона N 44-ФЗ,
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 18 октября 2022 года поступила жалоба Заявителя на положения извещения об осуществлении электронного аукциона.
Заявитель указывает, что в извещении об осуществлении электронного аукциона в нарушение положений Федерального закона N 44-ФЗ неправомерно установлены требования к участникам закупки о наличии у них лицензии Федеральной службы безопасности (далее - лицензия ФСБ), о наличии лицензии на осуществление геодезической и картографической деятельности, так же по мнению Заявителя Заказчиком неправомерно установлено обязательное требование к участникам о наличии у них "специализированного отдела по разработке градостроительной документации с опытом разработки не менее 5 генеральных планов".
Заказчиком представлен отзыв на жалобу Заявителя. Из указанного отзыва следует, что Заказчик считает доводы жалобы необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что Заказчиком 02 октября 2022 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещен документ "Извещение о проведении электронного аукциона от 02.10.2022 N0134300013822000066" (далее - Извещение).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 200 000 руб. 00 коп.
Комиссия, исследовав материалы дела, доводы Заявителя, возражения Заказчика, приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы на основании следующего.
Частью 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки.
Согласно части 5 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
В части 6 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Федеральным законом N 44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В извещении открытого аукциона в электронной форме к участникам закупки установлены требования о наличие в составе заявки лицензии ФСБ и лицензии на геодезическую и картографическую деятельность.
В приложение N 4 "Требования к составу, содержанию заявки на участие в электронном аукционе" к извещению о проведении открытого аукциона в электронной форме установлены аналогичные требования к участникам закупки.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" (далее - Федеральный закон N 5485-1), государственная тайна - это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.
Статьей 6 Федерального закона N 5485-1 предусмотрено, что отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание - это введение в предусмотренном настоящим Законом порядке для сведений, составляющих государственную тайну, ограничений на их распространение и на доступ к их носителям.
На основании статьи 9 Федерального закона N 5485-1 отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с их отраслевой, ведомственной или программно-целевой принадлежностью, а также в соответствии с настоящим Законом.
В соответствии со статьей 27 Федерального закона N 5485-1 допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.
В пункте 11 "Технического задания", установлены требования к содержанию проекта генерального плана Белореченского муниципального образования:
Положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя:
1) сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения городского округа, их основные характеристики, их местоположение (для объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, указываются функциональные зоны), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов;
2) параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов.
Так же в подпункте 3 пункта 11 "Технического задания" установлено, что положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя:
1) планируемые для размещения объекты местного значения городского округа, относящиеся к следующим областям:
а) электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение;
б) автомобильные дороги местного значения;
в) физическая культура и массовый спорт, образование, здравоохранение, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов в случае подготовки генерального плана;
г) иные области в связи с решением вопросов местного значения городского округа;
2) границы населенных пунктов (в том числе границы образуемых населенных пунктов), входящих в состав городского округа;
3) границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.
Из пункта 1 Положения о лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15.04.1955 N 333, следует, что лицензия является официальным документом, который разрешает осуществление на определенных условиях конкретного вида деятельности в течении установленного срока.
Статьей 17 Федерального закона N 5485-1 определено, что передача сведений, составляющих государственную тайну, предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам в связи с выполнением совместных и других работ осуществляется заказчиком этих работ с разрешения органа государственной власти, в распоряжении которого в соответствии со статьей 9 настоящего Закона находятся соответствующие сведения, и только в объеме, необходимом для выполнения этих работ. При этом до передачи сведений, составляющих государственную тайну, заказчик обязан убедиться в наличии у предприятия, учреждения или организации лицензии на проведение работ с использованием сведений соответствующей степени секретности, а у граждан - соответствующего допуска.
Обязательное наличие лицензии на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выданной ФСБ РФ у участника закупки требуется в том случае, если в предмет закупки на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, входят сведения, составляющие государственную тайну.
Описанием объекта закупки в разделе 13 Основные требования к содержанию и форме представляемых материалов по этапам разработки градостроительной документации, последовательность и сроки выполнения указано, что карты разрабатываются на основе цифровых материалов в масштабе 1:25000, 1:50000 для территории поселения, М 1:5000 для подготовки карт-врезок для территорий населенных пунктов.
Письмом Минэкономразвития от 29.06.2015 N Д23и-3004 "О перечне сведений, подлежащих засекречиванию" установлено, что "Топографические карты, топографические планы, фотокарты, фотопланы, ортофотокарты, ортофотопланы в графической (аналоговой), цифровой (электронной) или иных формах представления информации о местности, а также другие виды картографической продукции подлежат засекречиванию в случае, если указанные карты и планы, в том числе топографические карты масштаба 1:50 000 и крупнее, содержат сведения, подпадающие под действие пунктов раздела 3.4 "Геопространственные сведения по территории Земли" Перечня сведений, подлежащих засекречиванию, Министерства экономического развития Российской Федерации, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 17.03.2008 N 01, в его действующей редакции, утвержденной приказом Минэкономразвития. России от 25 июля 2014 г. N 456-дсп."
Из пояснений Заказчика следует, что в соответствии с условиями описанием объекта закупки, исполнителю необходимо подготовить в составе материалов по обоснованию генерального плана раздел "Перечень и характеристику основных факторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". При подготовке соответствующих графических и текстовых материалов потребуется сведения с грифом "секретно".
Комиссия Иркутского УФАС России приходит к выводу, что поскольку работы, предусмотренные описанием объекта закупки, предполагают работы с объектами, отнесенными к государственной тайне, то заказчик правомерно установил требования к участникам закупки о наличии лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выданную ФСБ РФ.
В пункте 11 Технического задания указано, что в составе генерального плана необходимо разработать карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения.
Согласно части 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации установление, изменение границ населенных пунктов осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
В части 4 и 5 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что документы территориального планирования муниципальных образований могут являться основанием для установления или изменения границ муниципальных образований в установленном порядке. Установление или изменение границ населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, осуществляется в границах таких поселений, городского округов.
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план содержит карту границ населенных пунктов, входящих в состав поселения или городского округа, на которой в соответствии с ч. 5 статьи 23 Градостроительного кодекса РФ отображаются границы населенных пунктов, входящих в состав поселения или городского округа.
Частью 5.1 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что обязательным приложением к генеральному плану являются сведения о границах населенных пунктов (в том числе границах образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа, которые должны содержать графическое описание местоположения границ населенных пунктов, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Органы местного самоуправления поселения, городского округа также вправе подготовить текстовое описание местоположения границ населенных пунктов. Формы графического и текстового описания местоположения границ населенных пунктов, требования к точности определения координат характерных точек границ населенных пунктов, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Формы графического и текстового описания местоположения границ населенных пунктов, требования к точности определения координат характерных точек границ населенных пунктов, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, установлена Приказом Минэкономразвития России от 23.11.2018 N 650 "Об установлении формы графического описания местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территории, формы текстового описания местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон, требований к точности определения координат характерных точек границ населенных пунктов, территориальных зон, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территории, формату электронного документа, содержащего сведения о границах населенных пунктов, территориальных зон, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территории, и о признании утратившими силу приказов Минэкономразвития России от 23 марта 2016 г. N 163 и от 4 мая 2018 г. N 236".
Пунктом 42 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) установлено, что в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежат следующий вид деятельности: геодезическая и картографическая деятельность (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации в целях обеспечения обороны Российской Федерации, а также при осуществлении градостроительной и кадастровой деятельности, недропользования), в результате которой осуществляются создание государственных топографических карт или государственных топографических планов, государственных геодезических сетей, государственных нивелирных сетей и государственных гравиметрических сетей, геодезических сетей специального назначения, в том числе сетей дифференциальных геодезических станций, определение параметров фигуры Земли и гравитационного поля в этих целях, установление, изменение и уточнение прохождения Государственной границы Российской Федерации, установление, изменение границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципальных образований, границ населенных пунктов, границ зон с особыми условиями использования территории.
Пунктом 42 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ, пунктом 1 Положения о лицензировании, утвержденным Постановлением N 1126 "О лицензировании геодезической и картографической деятельности" (далее - Постановление N 1126), установлено, что лицензированию подлежит геодезическая и картографическая деятельность (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации в целях обеспечения обороны Российской Федерации, а также при осуществлении градостроительной и кадастровой деятельности, недропользования), в результате которой осуществляются создание государственных топографических карт или государственных топографических планов, государственных геодезических сетей, государственных нивелирных сетей и государственных гравиметрических сетей, геодезических сетей специального назначения, в том числе сетей дифференциальных геодезических станций, определение параметров фигуры Земли и гравитационного поля в этих целях, установление, изменение и уточнение прохождения Государственной границы Российской Федерации, установление, изменение границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципальных образований, границ населенных пунктов, границ зон с особыми условиями использования территории.
Согласно Постановлению N 1126 лицензирование геодезической и картографической деятельности осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальными органами.
Таким образом, внесение изменений в генеральный план может включать, в том числе установление и изменение границ населенных пунктов. Описания местоположений границ населенных пунктов должны быть выполнены в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 23.11.2018 N 650 Исполнителем, имеющим действующую лицензию на осуществление геодезической и картографической деятельности. При утверждении генерального плана сведения о границах населенных пунктов направляются муниципальным заказчиком в орган регистрации прав для внесения сведений о границах населенных пунктов в Единый государственный реестр недвижимости.
Соответственно, наличие лицензии Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии на осуществление геодезической и картографической деятельности обязательно для подготовки описания границ населенных пунктов в составе проекта Генерального плана.
Комиссия Иркутского УФАС России приходит к выводу, что поскольку в предмет закупки входят работы, предусмотренные лицензией Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии на осуществление геодезической и картографической деятельности то заказчик правомерно установил указанные требования к участникам закупки.
По мнению Заявителя Заказчиком неправомерно установлено обязательное требование к участникам о наличии у них "специализированного отдела по разработке градостроительной документации с опытом разработки не менее 5 генеральных планов".
Комиссия Иркутского УФАС исходя из анализа документов, прикрепленных к извещению, приходит к выводу, что Заказчиком в "Техническом задании" некорректно указана формулировка требований к участникам закупки, так как не в составе структурированной формы извещения или "Требований к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе" данное требование не содержится.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Регламентом ФАС, Комиссия по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Р. необоснованной.
2. Направить копии решения сторонам по жалобе.
3. Отменить процедуру приостановления определения поставщика в части подписания контракта.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: "_"
Члены комиссии: "_"
"_"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 27 октября 2022 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.10.2022