Комиссия Пензенского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Управления) в составе:
- <_> - председателя Комиссии, руководителя Управления,
- <_> - члена Комиссии, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок;
- <_> - члена Комиссии, специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
при участии:
со стороны заказчика - Межмуниципальный отдел министерства внутренних дел Российской Федерации "Лунинский" (далее - МО МВД РФ "Лунинский"):
- <_> (представитель по доверенности от 21.10.2022);
- <_> (представитель по доверенности от 21.10.2022),
со стороны индивидуального предпринимателя <_> (далее - ИП <_>/предприниматель/исполнитель):
- <_>,
рассмотрев документы и сведения, представленные МО МВД РФ "Лунинский" об ИП <_>, подлежащие включению в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона "Оказание услуг по уборке мест общего пользования в административных зданиях МО МВД России "Лунинский"" (извещение N 0355100006822000004 от 26.05.2022, опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru), проводимого заказчиком - МО МВД РФ "Лунинский", руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила ведения РНП),
УСТАНОВИЛА:
18.10.2022 в Пензенское УФАС России поступило обращение заказчика о включении сведений об ИП <_> в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона.
Заседание Комиссии Управления в соответствии с уведомлением от 19.10.2022 назначено на 24.10.2022 в 14 часов 00 минут.
Представители заказчика, ИП <_> участвуют в рассмотрении обращения дистанционно в порядке, предусмотренном письмом ФАС России от 03.04.2020 N ИА/27903/20.
На заседании Комиссии ИП <_> поддержал доводы, изложенные в письменных пояснениях, указал, что заказчиком были проигнорированы письменные обращения, в которых исполнитель сообщал о недопуске в помещения и препятствовании со стороны МО МВД РФ "Лунинский" деятельности рабочего персонала, осуществляющего услуги по контракту. Также считает, что исследование обстоятельств, послуживших основанием для одностороннего отказа от исполнения контракта, находится в сфере гражданско-правовых отношений и не входит в компетенцию антимонопольного органа, а правовая оценка действий заказчика и исполнителя должна ограничиваться проверкой процедуры одностороннего отказа от исполнения контракта на соблюдение требований закона.
Согласно пояснениям представителей заказчика, письма в адрес МО МВД РФ от ИП <_> не поступали, работу персонала и его допуск в административные здания и расположенные в них служебные помещения заказчик не ограничивал. При этом с 26.09.2022 работники, привлеченные со стороны предпринимателя и оказывающие предусмотренные контрактом услуги, приостановили свою деятельность ввиду неполной оплаты труда.
В связи с необходимостью получения дополнительных доказательств, а также дополнительного анализа материалов по обращению в заседании Комиссии объявлен перерыв до 12 часов 00 минут 25.10.2022.
В рамках рассмотрения обращения и в результате осуществления внеплановой проверки соблюдения законодательства при проведении электронного аукциона, Комиссией Управления установлено следующее.
26.05.2022 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение 0355100006822000004 о проведении электронного аукциона "Оказание услуг по уборке мест общего пользования в административных зданиях МО МВД России "Лунинский"". Начальная (максимальная) цена контракта составляла 151 810,10 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N ИЭА1 от 06.06.2022 в электронном аукционе приняло участие 3 участников. Победителем признан ИП <_>, который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта наименьшую цену - 151 051,05 рублей.
17.06.2022 между МО МВД РФ "Лунинский" и ИП <_> заключен государственный контракт N УП22-3/ЭА. Реестровый номер контракта - 1582100228622000010.
В соответствии с пунктом 1.1 контракта "Государственный Заказчик" поручает, а "Исполнитель" принимает на себя обязательства оказания услуг по уборке мест общего пользования в административных зданиях МО МВД России "Лунинский" (далее - услуги) наименование, график и объем, которых указан в Техническом задании (Приложение N 1 к настоящему Государственному контракту), являющимся неотъемлемой частью данного "Государственного контракта", а "Государственный заказчик" обязуется принять результат оказанных услуг и оплатить их в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим "Государственным контрактом".
Пунктом 2.1.1 контракта установлено, что к обязанностям исполнителя относится следующее: с учётом строгого пропускного режима установленного в зданиях и расположенных в них служебных помещениях МО МВД России "Лунинский" согласовывать с "Государственным заказчиком" кандидатуры всех работников, которые планируются к привлечению оказания услуг предусмотренных "Государственным контрактом".
Список кандидатур для оказания услуг предоставляется "Государственному заказчику" к представленным спискам Исполнителем прилагаются сведения с паспортными данными (со сведениями, содержащими: где, когда и кем выдан паспорт, данные о владельце паспорта и его месте регистрации) за 7 календарных дней до начала оказания услуг.
При выявлении причин и условий, препятствующих оказанию услуг по уборке помещений МО МВД России "Лунинский" конкретным работником "Исполнителя", "Государственный заказчик" вправе отказать в его привлечении для уборки.
Требования "Государственного заказчика" в части замены работника подлежат немедленному исполнению "Исполнителем".
Пунктом 2.2.1 контракта предусмотрено, что заказчик обязан обеспечить доступ "Исполнителя" в помещения "Государственного заказчика" для оказания услуг. Предусмотренных техническим заданием (Приложение N 1 к Государственному контракту).
На основании пункта 2.2.2 контракта заказчик обязан передать персоналу "Исполнителя" моющие и чистящие средства, расходные материалы (тряпки, салфетки), связанные с уборкой помещений.
В силу пункта 2.5 контракта срок оказания услуг с 01.08.2022 г. по 31.12.2022 г.
В соответствии с пунктом 4.2 контракта в цену контракта включаются все расходы "Исполнителя", связанные с оказанием услуг по уборке помещений в том числе расходы по приобретению уборочного инвентаря (швабра, ведро, пылесос, щетка, лопата, метла, совок и т.п.), униформы для работников исполнителя, а также уплату налогов, сборов и других обязательных платежей. Моющие средства и расходные материалы (тряпки, салфетки) предоставляются Государственным заказчиком.
Как следует из материалов по обращению, 02.09.2022, 08.09.2022, 16.09.2022, 26.09.2022 ИП <_> направил в адрес заказчика посредством электронной почты составленные комиссией в составе менеджера и третьего независимого лица акты N 1 от 01.09.2022, N 2 от 07.09.2022, N 3 от 15.09.2022, N 4 от 23.09.2022 соответственно. В данных актах указано, что в ходе проверки установлен факт препятствования оказанию услуг по уборке мест общего пользования в административных зданиях МО МВД России "Лунинский". О данном факте предприниматель также написал в письмах от 01.09.2022 (исх. N 285), 07.09.2022 (исх. N 293), 15.09.2022 (исх. N 317), 23.09.2022 (исх. N 339), направленных в адрес заказчика посредством электронной почты 01.09.2022, 07.09.2022, 15.09.2022, 23.09.2022 соответственно. Как пояснил заказчик, письма от исполнителя в его адрес не поступали.
27.09.2022 заказчиком в адрес ИП <_> направлена претензия с указанием на приостановление деятельности рабочего персонала предпринимателя в связи с неполной оплатой труда, а также требованием разобраться в данной ситуации и возобновить исполнение обязательств по контракту. Ответа на указанную претензию не последовало.
В связи с существенным, по мнению ИП <_>, нарушением заказчиком условий заключенного контракта, исполнителем была инициирована процедура расторжения данного контракта в одностороннем порядке.
В соответствии со статьей 309 Гражданского Кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями и иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 19 статьи 95 Закона о контрактной системе поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно пункту 12.4 контракта расторжение Государственного контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда в случае одностороннего отказа стороны от исполнения Государственного контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Пункт 12.5 контракта устанавливает, что стороны вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Государственного контракта в соответствии с п.9-23 ст.95 N 44-ФЗ, по основаниям предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации.
Как пояснил предприниматель, в связи с тем, что заказчик препятствовал исполнению обязательств по контракту, ИП <_> 28.09.2022 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. 29.09.2022 данное решение размещено в ЕИС.
Согласно пунктам 1-3 части 20.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного частью 19 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, такое решение направляется заказчику в следующем порядке:
1) поставщик (подрядчик, исполнитель) с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется заказчику. Датой поступления заказчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик;
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Часть 21 статьи 95 Закона о контрактной системе устанавливает, что решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Датой надлежащего уведомления закачика о принятом решении следует считать 29.09.2022. 11.10.2022 - дата вступления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в силу (с учетом положений статьи 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день).
В соответствии с частью 22.2 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Как следует из части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В силу части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В нарушение требований части 22.2 статьи 95, части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе заказчик обратился в Пензенское УФАС России после 13.10.2022, а именно 18.10.2022. Однако ненаправление обращения в установленный законом срок обусловлено техническим сбоем в системе ЕИС, что подтверждается скриншотами, представленными заказчиком. Таким образом, в действиях заказчика отсутствуют признаки состава административного правонарушения по части 2 статьи 7.31 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, а, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
Принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа и подавая соответствующую заявку, участник должен сознавать возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае ненадлежащего исполнения обязательств.
Согласно части 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Невыполнение участником закупки требований Закона о контрактной системе повлекло невозможность исполнения контракта в определенные Заказчиком сроки, что, в свою очередь, влечет не только нарушение интересов Заказчика, но и публичных интересов, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой размещения заказов. Участник аукциона, будучи профессиональным участником рынка, должен был осознавать возможность наступления для него неблагоприятных последствий предпринимать надлежащие и достаточные меры для своевременного исполнения публичных обязанностей.
В отношении доводов ИП <_> о невозможности оказания услуг ввиду действий заказчика, выражающихся в недопуске на объект и препятствовании осуществлению уборки помещений, Комиссия отмечает следующее.
Заключенный государственный контракт является по своей сути договором возмездного оказания услуг.
В соответствии со статьей 783 ГК РФ общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
Согласно части 1 статьи 719 ГК РФ подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (статья 328).
Исходя из части 2 статьи 719 ГК РФ если иное не предусмотрено договором подряда, подрядчик при наличии обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Как следует из письменных и устных пояснений представителей МО МВД РФ "Лунинский", несмотря на наличие строгого пропускного режима, установленного в зданиях и служебных помещениях, рабочий персонал предпринимателя ограничений доступа к месту оказанию услуг не имел. При этом представители заказчика отметили, что в нарушение пункта 2.1.1 исполнитель не представил список лиц, которые непосредственно должны оказывать услуги по уборке мест общего пользования в административных зданиях. Доказательств направления в адрес МО МВД РФ "Лунинский" указанного списка, его согласования с заказчиком в адрес Комиссии не поступало.
Вместе с тем оказание услуг по уборке помещений было приостановлено по причине неполной оплаты труда работникам, осуществляющим соответствующие услуги. Кроме того, заказчик указал, что со своей стороны производил оплату за оказанные услуги своевременно, в установленный контрактом срок, а также предоставлял рабочему персоналу весь уборочный инвентарь, а также моющие средства и расходные материалы (тряпки, салфетки), несмотря на то что в силу пункта 4.2 контракта обязанность по обеспечению уборочным инвентарем своих сотрудников лежит на исполнителе. В подтверждение данных доводов представители заказчика направили в адрес УФАС по Пензенской области письменные пояснения одного из указанных работников от 24.10.2022, справки по операциям от 24.10.2022 двоих работников, свидетельствующие о несвоевременной выплате им заработной платы, а также платежные поручения N 542 от 06.09.2022, N 229 от 05.10.2022.
Также Комиссией Управления отклоняется довод ИП <_> о том, что обстоятельства, послужившие основанием для одностороннего отказа от исполнения контракта, находятся в сфере гражданско-правовых отношений сторон и их исследование и правовая оценка со стороны антимонопольного органа находится за пределами его компетенции.
В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в Постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
С учетом изложенного, уполномоченный орган при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
При этом Закон о контрактной системе определённо указывает на обязанность заказчика направлять сведения об одностороннем отказе поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта в антимонопольный орган, что подразумевает и дальнейшее рассмотрение такого обращения.
Рассмотрев представленные документы и материалы, Комиссия Управления пришла к выводу о наличии в рассматриваемом случае оснований для включения сведений об ИП <_> в реестр недобросовестных поставщиков, учитывая, что обязательства по контракту предпринимателем не выполнены в полном объеме, доказательств принятия им всех мер для надлежащего исполнения обязательств по контракту Комиссии не представлено.
Учитывая вышеизложенное и руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"), Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные заказчиком - МО МВД РФ "Лунинский" об ИП <_> включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
Сведения об ИП <_>, подлежащие включению в реестр недобросовестных поставщиков:
1) ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ <_>,
2) ИКЗ 221582100228658210100100030018121244
3) номер реестровой записи в едином реестре участников закупок 22010718
2. Датой включения сведений об ИП <_> в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет.
3. Таблица отсчета сроков размещения информации об участнике закупки подлежащего включению в реестр недобросовестных поставщиков (Приложение N 1 - Таблица 1).
Заместитель Председателя Комиссии
Члены Комиссии |
<_>
<_>
<_>
|
Приложение 1.
Таблица 1.
Дата события* |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|
||
11.10.22 |
13.10.2022 |
18.10.2022 |
4 |
18.10.2022 |
25.10.2022 |
25.10.2022 |
0 |
28.10.2022 |
28.10.2022 |
0 |
4 |
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
|
|
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии |
<_>
<_> <_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 25 октября 2022 г. N 058/06/104-764/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.10.2022