Резолютивная часть решения оглашена 21 октября 2022 года.
В полном объеме решение изготовлено 26 октября 2022 года.
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Сарсенбаевой Е.Н.
|
- |
старшего специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
|
- - |
специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев обращение Областного государственного казенного учреждения "Центр экологического мониторинга Челябинской области" (далее - заказчик) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) общества с ограниченной ответственностью "ХРОМАТЭК-СЕРВИС-ЧЕЛЯБИНСК" (далее - ООО "ХРОМАТЭК-СЕРВИС-ЧЕЛЯБИНСК" общество, участник закупки), членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, участников (членов) корпоративного юридического лица, способных оказывать влияние на деятельность этого юридического лица - участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона на поставку запасных частей, химических реактивов и расходных материалов (извещение N 0869200000222004764), при участии посредством видеоконференц-связи:
- представителя заказчика Зотовой Н.Е., действующей на основании доверенности от 20.10.2022 N 56;
-представителя заказчика Леоновой Т.В., действующей на основании доверенности от 20.10.2022 N 55;
- представителя общества Беляева Т.М., действующего на основании доверенности от 17.10.2022 N б/н,
- представителя общества Жирковой А.П., действующей на основании доверенности от 17.10.2022 Nб/н.
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с частью 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России, антимонопольный орган) 17.10.2022 поступило обращение Областного государственного казенного учреждения "Центр экологического мониторинга Челябинской области" о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ООО "ХРОМАТЭК-СЕРВИС-ЧЕЛЯБИНСК", членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, участников (членов) корпоративного юридического лица, способных оказывать влияние на деятельность этого юридического лица - участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона на поставку запасных частей, химических реактивов и расходных материалов (извещение N 0869200000222004764) (далее - аукцион, закупка).
Заказчиком объявлено о проведении электронного аукциона путем размещения в Единой информационной системе в сфере закупок от 26.09.2022 извещения об осуществлении закупки N 0869200000222004764.
Согласно материалам дела рассматриваемая закупка осуществляется заказчиком у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе.
Начальная (максимальная) цена контракта определена в размере 144 100,00 рублей.
Обеспечение исполнения контракта - 10% от цены контракта, по которой заключается контракт.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 04.10.2022 N ИЭА1 контракт заключается с ООО "ХРОМАТЭК-СЕРВИС-ЧЕЛЯБИНСК".
Проект контракта для подписания направлен участнику закупки по средством Единой информационной системы в сфере закупок - 05.10.2022.
Регламентированный срок подписания проекта контракта со стороны участника закупки -12.10.2022.
ООО "ХРОМАТЭК-СЕРВИС-ЧЕЛЯБИНСК" в срок, установленный Законом о контрактной системе, не разместил на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта.
При этом из сведений, размещенных Единой информационной системе в сфере закупок следует, что участник закупки 13.10.2022 разместил подписанный со своей стороны электронной подписью проект контракта и платежное поручение N 46 от 10.10.2022 сумму 14410,00 рублей.
Таким образом, участник закупки разместил сведения, необходимые для заключения контракта с нарушением регламентированного срока, установленного Законом о контрактной системе, в связи с чем, заказчик 17.10.2022 признал участника закупки уклонившимся от заключения контракта и разместил в ЕИС Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 04.10.2022 NППУ20_1".
Таким образом, по мнению ООО "ХРОМАТЭК-СЕРВИС-ЧЕЛЯБИНСК", участник закупки не уклонялся от заключения контракта, а, наоборот, предпринял все меры для заключения контракта.
На дату заседания Комиссии контракт по итогам проведения аукциона не заключен.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон Комиссия руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе предусмотрено, что не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе (за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе). При этом такой участник закупки: а) в случаях, предусмотренных статьей 37 Закона о контрактной системе, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные статьей 37 Закона о контрактной системе; б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с Законом о контрактной системе определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Согласно сведениям, размещенным в Единой информационной системы ООО "ХРОМАТЭК-СЕРВИС-ЧЕЛЯБИНСК", как победителю закупки, 05.10.2022 направлен проект контракта для подписания. Следовательно, регламентированный срок для подписания контракта - до 12.10.2022 включительно.
Общество в регламентированный срок не исполнило обязанность по размещению на электронной площадке подписанного проекта контракта и документа, подтверждающего представление обеспечение исполнения контракта, в связи с заказчик признал участника закупки уклонившимся от заключения контракта.
На заседании Комиссии Челябинского УФАС России представитель ООО "ХРОМАТЭК-СЕРВИС-ЧЕЛЯБИНСК" по факту неисполнения требований части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе пояснил о том, что у участника закупки при попытке разместить на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, и возникли технические проблемы в работе электронной цифровой подписи, из-за чего Общество разместило сведения, необходимые для заключения контракта лишь 13.10.2022 в 03:40.
Факт наличия проблем в работе электронной цифровой подписи подтверждается Акт о проведении диагностических работ от 13.10.2022 N 24128.
Вместе с тем, Комиссия Челябинского УФАС России обращает внимание на то что из представленного Акта о проведении диагностических работ от 13.10.2022 N 24128 не следует что в период с 05.10.2022 по 12.10.2022 у участника закупки были технические проблемы с электронной цифровой подписью.
В качестве подтверждения исполнения обязательства по представлению обеспечения исполнения контракта в материалы дела представлено платежное поручение N46 от 10.10.2022 сумму 14410,00 рублей.
Необходимо отметить, что обеспечение исполнения контракта представлено в размере, установленном в извещении о проведении закупки, и в срок, установленный Законом о контрактной системе для заключения контракта.
Также представитель ООО "ХРОМАТЭК-СЕРВИС-ЧЕЛЯБИНСК" пояснил о том, что Общество не уклонялось от заключения контракта. Представитель Общества выразил намерение заключить и исполнить контракт. В качестве подтверждения намерения исполнения контракта Обществом в материалы дела представлены сведения, подтверждающие наличие требуемого заказчику товара в полном объёме. Указанный довод подтверждается представленным в материалы дела счетом N22-70/21/М от 10.10.2022.
В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 статьи 51 Закона о контрактной системе: а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки; б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Из сведений, размещённых в Единой информационной системе в сфере закупок следует, что срок для заключения контракта со стороны участника закупки истек 12.10.2022. Вместе с тем, заказчик признал участника закупки уклонившимся от заключения контракта 17.10.2022.
Таким образом, заказчик признал участника закупки уклонившимся от заключения контракта с нарушением срока, установленного пунктом 2 части 6 статьи 51 Закона контрактной системе.
В связи с допущенными нарушениями в действиях виновных должностных лиц содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного главой 7 КоАП РФ.
Согласно пункту 14 Постановлению Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)") (далее - Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)) Комиссия Челябинского УФАС России принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований: к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт; к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Законом о контрактной системе уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
На заседании Комиссии выявлены нарушения со стороны заказчика. Относительно совершения участником закупки действий, направленных на заключение контракта, на заседании Комиссии установлено, что Общество в срок, установленный Законом о контрактной системе для заключения контракта, не исполнило требования части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе в связи с технической проблемой в работе электронной цифровой подписи.
Часть 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) устанавливает, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Согласно части 3 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В соответствии с пунктом 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" для признания обстоятельства непреодолимой силой (в силу п. 3 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации) необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер.
Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях. Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
По мнению Комиссии Челябинского УФАС России, технические проблемы в работе электронной цифровой подписи не обладают свойствами внезапности, чрезвычайности и непредотвратимости, следовательно, указанное обстоятельство является риском участника закупки.
Более того, из представленных в материалы дела сведений следует, что технические проблемы в работе электронной цифровой подписи возникли 13.10.2022 уже после срока регламентированного для подписания контракта.
Уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания контракта.
Принимая решение об участии в процедуре закупки для государственных и муниципальных нужд и подавая соответствующую заявку, любое лицо несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с ним как с лицом, признанным победителем закупки.
Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на общественные экономически-значимые цели, что от участников, заявляющихся на подобные аукционы, требует большей степени ответственности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки, принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств. Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений.
При этом реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок, и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N13-П, от 21.11.2002 N15-П).
Нарушение участником закупки своих обязательств при отсутствии у него намерения уклониться от заключения контракта и предпринявшего меры для его заключения не может являться основанием для включения сведений о таком лице в реестр недобросовестных поставщиков (пункт 41 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017).
Таким образом, нельзя не учитывать нарушения со стороны заказчика, а также действия участника закупки по обращению за независимой гарантией в срок до признания его в соответствии с Законом о контрактной системе уклонившимся от заключения контракта.
Учитывая изложенное, а также обстоятельства, установленные на заседании Комиссии, а именно предоставление участником закупки обеспечения исполнения контракта в размере и срок, соответствующий требованиям извещения о проведении закупки, а также готовность у ООО "ХРОМАТЭК-СЕРВИС-ЧЕЛЯБИНСК" заключить и исполнить контракт, Комиссия Челябинского УФАС России считает возможным не включать сведения об ООО "ХРОМАТЭК-СЕРВИС-ЧЕЛЯБИНСК", его директоре и участнике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Областного государственное казенное учреждение "Центр Экологического Мониторинга Челябинской Области" в отношении общества с ограниченной ответственностью "ХРОМАТЭК-СЕРВИС-ЧЕЛЯБИНСК" (ИНН N7453145247), членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, участников (членов) корпоративного юридического лица, способных оказывать влияние на деятельность этого юридического лица - участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона на поставку запасных частей, химических реактивов и расходных материалов (извещение N 0869200000222004764), не включать.
2. По результатам внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение подпункта "а" пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе.
3. Выдавать заказчику, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Е.Н. Сарсенбаева
Члены Комиссии
Т.А. Сорокина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 26 октября 2022 г. N 074/10/104-2935/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.10.2022