Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению обращений о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в составе: Председателя комиссии - М.А. Дударевой, заместителя руководителя - начальника аналитического отдела, членов Комиссии - А.А. Кирилловой, начальника отдела, А.Н. Пшенниковой, ведущего специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев обращение заказчика - ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Красноярскому краю (далее - заказчик) с просьбой о внесении сведений об ООО "Энергостройхолдинг", (ИНН 2466238482) (далее - общество) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - РНП) в связи с уклонением победителя от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона на "Приобретение электроматериалов", извещение N 0319100018222000075, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение заказчика о включении общества в РНП в связи с его уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона на "Приобретение электроматериалов", извещение N 0119200000122008723.
На основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее также - Правила ведения РНП) Красноярским УФАС России было принято решение о проведении проверки факта признания заказчиком общества уклонившимся от заключения контракта.
Красноярским УФАС России по адресам местонахождения заказчика и общества были направлены уведомления о проведении проверки по включению РНП, в которых содержались требования о представлении необходимых документов и сведений для рассмотрения обращения по существу, а также сообщалось о месте и времени заседания Комиссии по рассмотрению обращения заказчика.
Рассмотрение обращения по существу состоялось 27.10.2022 в 10 часов 30 минут по адресу: г. Красноярск, пр. Мира, 81д, каб. 20 в отсутствии представителя заказчика, в присутствии представителя общества посредством онлайн видео - конференции.
Кроме того, указанное уведомление в силу требований Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 было размещено в ЕИС. Таким образом, лица, привлеченные к рассмотрению вышеуказанного обращения, считаются надлежащим образом уведомленными о его рассмотрении и о проведении внеплановой проверки.
Из обращения, направленного заказчиком, следовало, что по результатам подведения итогов электронного аукциона на "Приобретение электроматериалов", извещение N 0119200000122008723 (далее - аукцион, электронный аукцион, закупка) лицом, с которым контракт подлежит заключению было определено общество.
В установленное время для подписания контракта общество не подписало контракт, в связи с чем общество было признано уклонившимся от заключения контракта. Указанное обстоятельство послужило основанием для направления обращения в Красноярское УФАС России о включении сведений об обществе в РНП.
Рассмотрев обращение и приложенные к нему материалы, иные материалы и сведения, представленные сторонами и содержащиеся в единой информационной системе, проведя проверку сведений, изложенных в обращении и внеплановую проверку действий субъектов контроля при проведении электронного аукциона, Комиссия установила следующее.
На официальном сайте zakupki.gov.ru 26.09.2022 было размещено извещение о проведении электронного аукциона на "Приобретение электроматериалов", извещение N 0119200000122008723.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона была подана одна заявка общества в связи с чем была признана соответствующей требования извещения, ввиду чего общество было определено, как лицо, с которым заключается контракт с ценой 60 262,00 руб.
Комиссия отмечает, что общество добровольно приняло участие в электронном аукционе, выразило согласие на поставку товара, предусмотренный извещением об электронном аукционе. Таким образом, соизмерив свои возможности с потребностями заказчика, общество, подав заявку на участие в закупке, в полной мере осознавало в каком именно объеме и на каких именно условиях будет необходимо поставить товар, являющегося предметом контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, с иным участником закупки (далее в указанной статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с Законом о контрактной системе, обязаны подписать контракт в порядке, установленном статьей 51 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе:
1) заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе.
Не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе (за исключением случаев, предусмотренных указанным Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 Закона о контрактной системе, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с Законом о контрактной системе определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Согласно части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе выполнены требования пункта 3 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе) и частью 5 статьи 51 Закона о контрактной системе:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 статьи 51 Закона о контрактной системе:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 Закона о контрактной системе, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.
Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением независимой гарантии, соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия независимой гарантии определяются в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия независимой гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой независимой гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 Закона о контрактной системе.
Проведя анализ документов, предоставленных на рассмотрение обращения и размещенных в ЕИС, Комиссия установила следующее.
Заказчиком исполнены требования части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, однако общество при подписании контракта не исполнило требования части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, поскольку не подписало со своей стороны контракт. Ввиду изложенного общество правомерно было признано уклонившимся от заключения контракта.
При этом из письменных пояснений общества следует, что в связи с отсутствием квалифицированного специалиста в области закупок обществом был заключен договор N19/09 от 19.09.2022 с "привлечённым специалистом".
Согласно пункту 2.2 договора: "Исполнитель обязан своевременно отслеживать действия на электронных торговых площадках/Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС. zakupki.gov.ru) и своевременно осуществлять действия, направленные на подачу заявок, протоколов разногласий, подписание договоров контрактов, для чего ему предоставляется доступ к электронной цифровой подписи организации".
Данные обстоятельства произошли по причине ошибочно рассчитанного срока на подписание контракта после протокола разногласий, равный трем рабочим дням, о чем Комиссии были представлены подтверждающие документы.
Комиссии были представлены договор N19/09 от 19.09.2022 с "привлечённым специалистом", а также претензия (исх. N 22/10/2022 от 22.10.2022) в адрес "привлеченного специалиста" с уведомлением о расторжении договора.
При этом обществом были предприняты меры по оплате обеспечения исполнения контракта в сумме 3 013,10 руб. платежным поручением от 19.10.2022 N 1361, о чем Комиссии были представлены подтверждающие документы, также от общества было представлено платежное поручение от 11.10.2022 N1303 на закупку товара в полном объеме.
Красноярским УФАС России была оставлена телефонограмма заказчику о времени и месте рассмотрения обращения, при получении которой, представитель заказчика пояснил, что не имеется возможности обеспечить участие представителя, также представитель заказчика сообщили Комиссии, что потребность в заключение контракта имеется по-прежнему, ввиду чего просили предоставить возможность заключить контракт.
Учитывая изложенное, к моменту рассмотрения обращения по существу Комиссия не располагала бесспорными доказательствами, свидетельствующими об умышленном и намеренном уклонении общества от заключения контракта с заказчиком по результатам электронного аукциона.
При этом включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой специальную меру ответственности, установленную в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств, о чем указано, в том числе в Определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.09.2012 NВАС-11617/12 и от 12.07.2013 NВАС-8371/13.
Кроме того Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и при рассмотрении обращений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, учитывая, что последствия по применению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь более негативный экономический характер, чем наложение штрафа (судебные акты по делам NN ВАС-11617/12, А21-4381/2012, А70-11549/2015, А73-2000/2018).
При этом любые неустранимые сомнения в виновности лица подлежат толкованию в пользу такого лица.
Из пункта 14 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078, следует, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил, выявлено хотя бы одно из следующих обстоятельств:
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Законом о контрактной системе уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, в том числе тот факт, что Комиссией было установлено, что обществом (лицом, с которым контракт подлежит заключению) было совершено нарушение статьи 51 Закона о контрактной системе, Комиссия полагает возможным и необходимым, в том числе учитывая социальную значимость закупки и тот факт, что заказчиком по результатам электронного аукциона не был заключен контракт с другим участником закупки, выдать с целью устранения допущенных обществом нарушений субъекту контроля (заказчику) предписание об отмене протокола о признании общества уклонившимся от заключения контракта и о повторном совершении действий, направленных на заключение контракта с обществом.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" Комиссия, решила:
1. Сведения в отношении ООО "Энергостройхолдинг", (ИНН 2466238482) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
2. Выдать заказчику предписание об осуществлении действий, направленных на заключение контракта с ООО "Энергостройхолдинг" по результатам проведения закупки, имеющей извещение N 0319100018222000075.
Настоящее решение может быть обжаловано арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии |
М.А. Дударева |
|
|
Члены Комиссии |
А.А. Кириллова |
|
А.Н. Пшенникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 27 октября 2022 г. N 024/10/104-2840/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.11.2022