Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Председателя комиссии:
- руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области;
Членов комиссии:
- ведущего специалиста-эксперта отдела КЗ Кировского УФАС России;
- главного специалиста-эксперта отдела КЗ Кировского УФАС России;
в присутствии:
- представителя МКУ "Управление капитального строительства" по доверенности от 20.10.2022 г.;
- представители ООО СК "Монолит" по доверенностям от 31.10.2022 г.;
рассмотрев жалобу ООО СК "Монолит",
У С Т А Н О В И Л А:
26.10.2022 года в Единой информационной системе в сфере закупок размещена жалоба ООО СК "Монолит" на действия Заказчика - МКУ "Управление капитального строительства" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству "под ключ" объекта капитального строительства "Многоквартирный жилой дом в Ленинском районе города Кирова на земельном участке с адресом: г.Киров, ул. Капитана Дорофеева, земельный участок 16" (извещение N 0340200003322011880). Размещение осуществляет Уполномоченное учреждение - КОГКУ "Центр по техническому сопровождению государственных закупок".
Заявитель сообщает, что Заказчиком нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при отмене закупки, поскольку 19.10.2022 г. Заявитель принял участие в закупке N 0340200003322011880, по результатам которой ООО СК "Монолит" подало лучшее ценовое предложение, что подтверждается Протоколом подачи ценовых предложений. Между тем, 21.10.2022 г. МКУ "УКС" письмом N 9050-05-02 от 20.10.2022 г. обратилось КОГКУ "Центр по техническому сопровождению государственных закупок" о необходимости отмены электронного аукциона в связи с возникновением обстоятельств непреодолимой силы. На этапе определения победителя электронного аукциона Заказчик отменил закупку, чем нарушил ч. 1 ст. 36 Закона о контрактной системе.
Рассмотрение жалобы назначено на 01.11.2022 г., откладывалось на 02.11.2022 г., информация размещена в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru. В соответствии с п. 1 ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе стороны о времени, дате и месте заседания Комиссии извещены надлежащим образом.
Уполномоченное учреждение, направило пояснения, в которых указывает, что заказчик вправе отменить закупку в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы, уведомив Уполномоченное учреждение. При этом КОГКУ "Центр по техническому сопровождению государственных закупок" не давало оценку возникших обстоятельств и не требовало уточнения таких обстоятельств.
Заказчик направил пояснения, которые подтвердил при рассмотрении жалобы, указал, что 20.10.2022 г. Заказчиком было принято решение об отмене закупки в связи с возникновением обстоятельств непреодолимой силы, на основании чего, Уполномоченным учреждением 21.10.2022 г. размещено извещение об отмене определения участника закупки. Данная закупка осуществлялась в целях реализации национального проекта "Жилье и городская среда", а также регионального проекта "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда". После размещения закупки в ЕИС, 19.10.2022 г. до МКУ "УКС" была доведена информация, что в техническом задании на проектирование объекта капитального строительства (Приложение N3 к Контракту), во исполнение судебных решений необходимо дополнительно предусмотреть жилое помещение для инвалида колясочника (решение Первомайского районного суда г. Кирова от 22.07.2022 по делу N -2-1273/2022) и помещение для детей-сирот. Заключение муниципального контракта без учета указанных жилых помещений явилось бы нецелевым использованием бюджетных средств. С учетом необходимости своевременного, качественного и надлежащего исполнения условий контракта, финансовой дисциплины, а также того факта, что в действующей закупке при расчете НМЦК не были учтены денежные средства на проектирование и строительство указанных жилых помещений, полагает, что данный факт является обстоятельством непреодолимой силы. Кроме того, отмена закупки была согласована с администрацией г. Кирова. Считает жалобу необоснованоой.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения Заказчика и Заявителя, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.
03.10.2022 года на официальном сайте закупок zakupki.gov.ru размещено извещение N 0340200003322011880 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству "под ключ" объекта капитального строительства "Многоквартирный жилой дом в Ленинском районе города Кирова на земельном участке с адресом: г.Киров, ул. Капитана Дорофеева, земельный участок 16". Начальная (максимальная) цена контракта - 493 582 633,74 руб.; дата и время окончания срока подачи заявок - 19.10.2022 г. 09:00 ч.
Согласно ч. 1 ст. 36 Закона о контрактной системе заказчик вправе отменить закупку с учетом требований, предусмотренных настоящей статьей. По истечении сроков, предусмотренных настоящей статьей, и до заключения контракта заказчик вправе отменить закупку только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы.
20.10.2022 г. Заказчиком принято решение N 9050-05-02 об отмене электронного аукциона N 0340200003322011880 в связи с обстоятельствами непреодолимой силы. На основании поступившего 21.10.2022 г. решения N 9050-05-02 Заказчика Уполномоченным учреждением сформировано извещение об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно п. 3 ст. 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Возникновение обстоятельства непреодолимой силы Заказчик обосновывает письмом Администрации города Кирова от 13.10.2022 г. N 21-30-27400 вн, согласно которому в администрацию города Кирова поступило решение Первомайского районного суда города Кирова от 06.05.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 28.07.2022, согласно которым Администрация г. Кирова обязана предоставить жилое помещение в виде отдельной благоустроенной квартиры общей площадью не менее 31,2 кв.м, пригодное для проживания инвалида. В связи с тем, что единственным возможным способом исполнения судебных актов данной категории является строительство жилых помещений, соответствующих требованиям для проживания инвалидов, просит рассмотреть возможность строительства жилого помещения в виде отдельной благоустроенной квартиры общей площадью не менее 31,2 кв.м в одном из многоквартирных домов, запланированных к строительству в рамках действующей областной программы переселения, дополнительно.
Обстоятельства непреодолимой силы Заказчик также обосновывает письмом Администрации города Кирова от 19.10.2022 г. N 727/1-20-32 согласно которому в реестре жилых помещений, направленных в адрес Заказчика 16.07.2022 г. N 462-20-32 для проведения конкурсной процедуры на право заключения муниципального контракта на строительство "под ключ" объекта капитального строительства "Многоквартирный жилой дом в Ленинском районе города Кирова на земельном участке с адресом: г. Киров, ул. Капитана Дорофеева, земельный участок 16" была допущена техническая ошибка и 1 жилое помещение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, попавших сложную жизненную ситуацию не учтено. Аукционы, проводимые Администрацией города Кирова в 2021 году по предоставлению квартир инвалидам-колясочникам признаны не состоявшимися по причине отсутствия заявок. Анализ рынка, после проведенных электронных аукционов по приобретению на вторичном рынке и рынке новостроек жилья для инвалидов-колясочников, показал отсутствие на рынке недвижимости жилых помещений, соответствующих требованиям для проживания инвалидов, предъявляемых постановлением Правительством Российской Федерации от 09.07.2016 N 649 и не возможности приобретения таких помещений. Реализация права инвалидов-колясочников на жилое помещение возможно путем строительства жилых домов. Просит в техническом задании на проектирование объекта капитального строительства (Приложение N 3 к Контракту), во исполнение судебного решения предусмотреть жилое помещение для инвалида-колясочника и помещение для детей-сирот. С учетом необходимости своевременного, качественного и надлежащего исполнения условий контракта, необходимо выполнить новый расчет ИМЦК и учесть денежные средства на проектирование и строительство указанных жилых помещений, а также подготовить новое техническое задание.
При рассмотрении жалобы представитель Заказчика пояснил, что заключение муниципального контракта по итогам проведенного аукциона без учета указанных жилых помещений является нецелесообразным, неэффективным использованием бюджетных средств, не позволит достичь цели по исполнению судебных решений по обеспечению жилым помещением инвалида-колясочника и обеспечению прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Комиссия Кировского УФАС России не может согласиться с доводами Заказчика о том, что получение им информации о необходимости дополнительно предусмотреть жилое помещение для инвалида-колясочника и детей сирот только после завершения срока подачи заявок является обстоятельством непреодолимой силы в понимании Гражданского кодекса РФ на основании следующего.
Юридическая квалификация обстоятельства как непреодолимой силы возможна только при одновременном наличии совокупности ее существенных характеристик: чрезвычайности и непредотвратимости.
В силу п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 (ред. от 22.06.2021) "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.
Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Кроме того, под чрезвычайностью понимается исключительность, выход за пределы "нормального", обыденного, необычайность для тех или иных жизненных условий, что не относится к жизненному риску и не может быть учтено ни при каких обстоятельствах. Чрезвычайный характер непреодолимой силы не допускает квалификации в качестве таковой любого жизненного факта, ее отличие от случая в том, что она имеет в основе объективную, а не субъективную непредотвратимость. Данный вывод подтверждается судебной практикой (Постановление Президиума ВАС РФ от 21.06.2012 N 3352/12 по делу N А40-25926/2011-13-230).
Таким образом, несвоевременное доведение информации до Заказчика о необходимости дополнительно предусмотреть жилое помещение для инвалида-колясочника и детей-сирот зависело от воли и действий Администрации города Кирова, в связи с чем наличие обстоятельств непреодолимой силы, которые имели бы объективную непредотвратимость при рассмотрении жалобы Заказчиком не доказано.
На основании изложенного, комиссия Кировского УФАС России приходит к выводу о том, что в действиях Заказчика по факту принятия решения об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по аукциону N 0340200003322011880 установлено нарушение ч. 1 ст. 36 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, предписание об устранении допущенного нарушения не выдается на основании следующего.
Согласно информации и документам, представленным Заказчиком на рассмотрение жалобы (письма Администрации города Кирова от 13.10.2022 г. N 21-30-27400 вн, от 19.10.2022 г. N 727/1-20-32, решение Первомайского районного суда города Кирова от 06.05.2022, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 28.07.2022) в техническом задании на проектирование объекта капитального строительства (Приложение N 3 к Контракту) необходимо предусмотреть жилое помещение для инвалида-колясочника. Кроме того, в реестре жилых помещений, направленных в адрес Заказчика для проведения конкурсной процедуры на право заключения муниципального контракта на строительство "под ключ" объекта капитального строительства "Многоквартирный жилой дом в Ленинском районе города Кирова на земельном участке с адресом: г. Киров, ул. Капитана Дорофеева, земельный участок 16" была допущена техническая ошибка и жилое помещение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, попавших сложную жизненную ситуацию не учтено, ассигнования были предусмотрены в рамках действующего бюджета муниципального образования "Город Киров" в июле 2022 года.
Таким образом, проведение электронного аукциона N 0340200003322011880 в действующей редакции не отвечает потребности Заказчика, выраженной в необходимости обеспечения жилым помещением, в том числе инвалида-колясочника и детей-сирот.
При рассмотрении жалобы представитель Заявителя просил провести проверку процедуры отмены закупки в части не размещения в Единой информационной системе приказа об отмене закупки.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 36 Закона о контрактной системе при проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур заказчик не позднее чем за один рабочий день до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке формирует с использованием единой информационной системы извещение об отмене закупки, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает его в единой информационной системе. С момента размещения указанного извещения в Единой информационной системе закупка считается отмененной.
Таким образом, для соблюдения требований Закона о контрактной системе необходимо и достаточно формирование извещения об отмене закупки с использованием единой информационной системы.
Согласно информации, размещенной в ЕИС, на основании поступившего 21.10.2022 г. решения N 9050-05-02 Заказчика Уполномоченным учреждением сформировано извещение об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Таким образом, в действиях Заказчика и Уполномоченного учреждения не установлено нарушений требований Закона о контрактной системе в части отсутствия приказа об отмене закупки.
На основании изложенного и в соответствии со ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия Кировского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать обоснованной жалобу ООО СК "Монолит" на действия Заказчика - МКУ "Управление капитального строительства" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству "под ключ" объекта капитального строительства "Многоквартирный жилой дом в Ленинском районе города Кирова на земельном участке с адресом: г.Киров, ул. Капитана Дорофеева, земельный участок 16" (извещение N 0340200003322011880), в связи с нарушением Заказчиком ч. 1 ст. 36 Закона о контрактной системе.
2. Предписание об устранении допущенного нарушения не выдавать.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
Председатель комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 2 ноября 2022 г. N 043/06/106-925/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.11.2022