Комиссия Управления ФАС России по Республике Дагестан по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Ведущего заседание Комиссии - Бабаева К.А. - Руководителя Дагестанского УФАС России.
Членов Комиссии:
Халлаевой Д.М. - Зам. руководителя Дагестанского УФАС России;
Магомедова К.Г. - Главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Багамаева Т.Р. - Ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России,
рассмотрев обращение АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА "БАБАЮРТОВСКИЙ РАЙОН" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ООО "СТРОЙТЕХСЕРВИС" (далее - Общество),
при участии представителя Общества - Сулеймановой С.С. (доверенность N 13 от 29.08.2022 г.),
посредством видеоконференц-связи представителя от Заказчика - Омарова О.А. (доверенность N 65-2309/22 от 13.10.2022 г.),
Уполномоченный орган - отсутствует (извещен),
УСТАНОВИЛА:
07.102022 в Дагестанское УФАС России поступило обращение Заказчика в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), направившего сведения в отношении Общества для рассмотрения вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с признанием Общества уклонившимся заключения контракта по результатам проведенного Комитетом по государственным закупкам Республики Дагестан (далее - Уполномоченный орган) открытого конкурса в электронной форме N 0103200008422002306 "Выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: Строительство общеобразовательной организации на 300 ученических места в с. Геметюбе Бабаюртовского района" (далее - Конкурс).
На основании поступивших сведений Дагестанским УФАС России было направлено сторонам уведомление о рассмотрении обращения, с необходимостью явки 14.10.2022 в 11 часов 30 минут, по адресу: город Махачкала, пл. Ленина, 2, 4-этаж кабинет N 88.
Комиссия в результате рассмотрения документов и материалов при осуществлении проверки содержащихся в указанных документах информации и фактов в соответствии с ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе установила следующее.
20.07.2022 Комитетом по государственным закупкам Республики Дагестан в единой информационной системе в сфере закупок (далее - Единая информационная система), было размещено извещение (в ред. от 16.08.2022 г.) о проведении Конкурса.
Начальная (максимальная) цена контракта - 5 956 830 руб.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 05.09.2022 NПРОI1 на участие в закупке поданы 3 (три) заявки, допущенные комиссией Уполномоченного органа к участию в закупке.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 07.09.2022 NПРОII1 электронный конкурс признан несостоявшимся на основании п. 2 ч. 1 ст. 52 Закона о контрактной системе, в связи с тем, что только одна заявка на участие в закупке соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 07.09.2022 NИЭОК1 принято решение о заключении контракта с участником закупки с идентификационным номером 3 (ООО "СТРОЙТЕХСЕРВИС"), предложившего цену контракта 5 361 000 (пять миллионов триста шестьдесят одна тысяча) рублей 00 копеек.
Порядок заключения контракта по результатам электронной процедуры установлен статьей 51 Закона о контрактной системе.
Так, согласно ч. 1 ст. 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
В соответствии с ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом), или формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий, либо формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 5 ст. 51 Закона о контрактной системе не позднее одного рабочего дня, следующего за датой размещения заказчиком информации и документов в соответствии с пунктом 2 или 3 части 4 настоящей статьи, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 настоящей статьи. Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем осуществления таких действий участником закупки, размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт (за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и не ранее срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи). Контракт считается заключенным в день размещения контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такой подписанный контракт не размещается на официальном сайте.
В силу ч. 6 ст. 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи, такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта. При этом заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки, а также формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
07.10.2022 Заказчиком в ЕИС размещен протокол о признании участника уклонившимся от заключения контракта, поскольку представленная ООО "СТРОЙТЕХСЕРВИС" независимая гарантия не соответствует требованиям ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе. Так, в протоколе признания участника уклонившимся от заключения контракта указано:
"В соответствии с ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе срок действия независимой гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой независимой гарантией, не менее чем на один месяц.
Согласно п. 2.1 проекта контракта работы должны быть выполнены в течении 75 календарных дней с момента заключения Контракта.
При этом согласно условиям независимой гарантии N 37088-22-10 от 14.09.2022 г. представленной ООО "СТРОЙТЕХСЕРВИС" вместе с подписанным контрактном, указанная гарантия вступает в силу с 14.09.2022 г. и действует по 26.12.2022 г.
Таким образом, в нарушение ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе срок независимой гарантии не превышает срок исполнения обязательств не менее чем на один месяц т.е. с даты 18.09.2022 (в соответствии с ч. 1 ст. 51 Закона о контрактной системе) регламентированного срока подписания контракта заказчиком, срок завершение работ подрядчиком в течение 75 календарных дней заканчивается 02.12.2022 г., в то время, когда срок действия независимой гарантии по 26.12.2022 г. но не менее одного месяца.
На основании ч. 5 ст. 96 Закона о контрактной системе ООО "СТРОЙТЕХСЕРВИС" признается уклонившимся от заключения контракта".
Представитель Общества сообщила, что из-за технической ошибки ПАО "Промсвязьбанк" в Независимой Банковской Гарантии N 37088-22-10 от 14.09.2022 была допущена ошибка при указании срока действия гарантии до 26.12.2022 г.
При этом Общество сразу после обнаружения ошибки обратилось в ПАО "Промсвязьбанк" на получение новой гарантии и Изменением N 1 к Независимой Банковской Гарантии N 37088-22-10 от 14.09.2022 ошибка была устранена и срок гарантии увеличился до 01.02.2023 г.
Согласно п. 5 ч. 2 ст. 45 Закона о контрактной системе независимая гарантия должна быть безотзывной и должна содержать:
срок действия независимой гарантии с учетом требований статей 44 и 96 настоящего Федерального закона;
В соответствии с ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе срок действия независимой гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой независимой гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона.
В силу ч. 6 ст. 45 Закона о контрактной системе основанием для отказа в принятии независимой гарантии заказчиком является:
1) отсутствие информации о независимой гарантии в предусмотренных настоящей статьей реестрах независимых гарантий;
2) несоответствие независимой гарантии требованиям, предусмотренным частями 2, 3 и 8.2 настоящей статьи;
3) несоответствие независимой гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно ч. 7 ст. 45 Закона о контрактной системе в случае отказа в принятии независимой гарантии заказчик в срок, установленный частью 5 настоящей статьи, информирует в письменной форме или в форме электронного документа об этом лицо, предоставившее независимую гарантию, с указанием причин, послуживших основанием для отказа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при которых заказчик информирует лицо, предоставившее независимую гарантию, путем указания таких причин в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Комиссией установлено, что в качестве документов, подтверждающих обеспечение исполнения контракта, Общество прикрепило к электронной площадке независимую гарантию от 14.09.2022 N 37088-22-10, выданную ПАО "Промсвязьбанк", на сумму 1 608 300 (один миллион шестьсот восемь тысяч триста), рублей 00 копеек, со сроком действия по 26.12.2022 г.
Изучив банковскую гарантию, предоставленную обществом для обеспечения настоящего контракта, а также сроки исполнения обязательств по контракту, Комиссия установила, что она не соответствовала требованиям положений статьи 45 Закона о контрактной системе (срок действия независимой гарантии с учетом требований статей 44 и 96 Закона о контрактной системе).
Изложенное свидетельствует о нарушении Обществом требований части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе.
Частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в сфере закупок в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Из статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках проведения закупки обязательств.
При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках.
Таким образом, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Термин "уклонение от заключения контракта" предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения заключить и исполнить контракт, в связи с чем для включения в реестр недобросовестных поставщиков по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер поведения победителя закупки.
Следовательно, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Конституционный Суд Российской Федерации исходит из того, что применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (постановления от 30.07.2001 N13-П, от 21.11.2002 N15-П, определения от 07.06.2001 N139-О, от 07.02.2002 N16-О).
По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Следовательно, для возникновения таких правовых последствий, как признание участника недобросовестным поставщиком, уклонившимся от заключения государственного контракта, антимонопольный орган не вправе ограничиваться констатацией факта нарушения сроков подписания контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства нарушения, определить вину нарушителя, характер его действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя закупки в реестр недобросовестных поставщиков.
В рамках рассмотрения сведений, поступивших от Заказчика в отношении ООО "СТРОЙТЕХСЕРВИС" Комиссией установлено, что Общество является реально действующей организацией, имеющей многочисленные контракты и исполняющей взятые на себя обязательства по контрактам.
Комиссия считает, что в рассматриваемых обстоятельствах Обществом не был осуществлен должный контроль, а также не были предприняты все необходимые и возможные меры в данной ситуации при получении независимой гарантии соответствующей требованиям Закона о контрактной системе.
Однако, Комиссия Дагестанского УФАС России, учитывая, что ООО "СТРОЙТЕХСЕРВИС" является реально действующей организацией, подписавшего в установленные сроки контракт, а также ввиду отсутствия обстоятельств, свидетельствующих о намеренном и умышленном уклонении от дальнейшего исполнения контракта, приходит к решению о не включении сведений об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков.
В связи с вышеизложенным, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные АДМИНИСТРАЦИЕЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА "БАБАЮРТОВСКИЙ РАЙОН" в отношении ООО "СТРОЙТЕХСЕРВИС" (ИНН 0571019503, адрес: 367030, РД, г. Махачкала, Степной, Хаджи Булача 1-й, д. 8), не включать в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущий заседание Комиссии К.А. Бабаев
Члены Комиссии: Д.М. Халлаева
К.Г. Магомедов
Т.Р. Багамаев
Магомедов К.Г.
8(8722)67-20-95
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 14 октября 2022 г. N РНП 005/06/104-2057/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.11.2022