На основании ч.ч. 3, 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Приказом Брянского УФАС России от 20.10.2022 года N 73/22, на основании обращения заказчика ГКУ "УКС по Брянской области" (вх. N 1899/22 от 20.10.2022) о рассмотрении вопроса о включении/невключении сведений в отношении ООО "Медтехсервис" в реестр недобросовестных поставщиков, Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю в сфере закупок в составе:
Заместителя руководителя инспекции: "__."
Членов Инспекции: "_.."
в присутствии:
"___" - представителя заказчика ГКУ "УКС по Брянской области", действующего на основании доверенности от 26.10.2022 г.,
"__.." - представителя ООО "Медтехсервис", действующего на основании доверенности N 03 от 24.10.2022 г.;
"__.." - представителя ООО "Медтехсервис", действующего на основании доверенности N 04 от 24.10.2022 г.,
в результате рассмотрения обращения заказчика ГКУ "УКС по Брянской области" о рассмотрении вопроса о включении/невключении сведений в отношении ООО "Медтехсервис" в реестр недобросовестных поставщиков, а также в результате проведения внеплановой проверки соблюдения заказчиком ГКУ "УКС по Брянской области", уполномоченным органом Управлением государственных закупок Брянской области требований Закона о контрактной системе при проведении аукциона в электронной форме на поставку медицинской кислородной станции для объекта "Лечебный корпус городской больницы N4 по ул. Бежицкой в Советском районе г. Брянска"за N 0127200000222001484,
установила:
1) 31.03.2022 года в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку медицинской кислородной станции для объекта "Лечебный корпус городской больницы N4 по ул. Бежицкой в Советском районе г. Брянска" за N 0127200000222001484.
2) Начальная (максимальная) цена контракта - 38 746 294,59 рублей.
3) На участие в электронном аукционе за N 0127200000222001484 было подано 5 (пять) заявок.
4) Согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 14.04.2022 NИЭА1 победителем электронного аукциона признано ООО "Медтехсервис" с ценой контракта 24 700 762,50 рублей.
5) 26.04.2022 между заказчиком ГКУ "УКС по Брянской области" и ООО "Медтехсервис" заключен государственный контракт N 0127200000222001484_275474 от 26.04.2021 г. на поставку медицинской кислородной станции для объекта "Лечебный корпус городской больницы N4 по ул. Бежицкой в Советском районе г. Брянска".
Согласно п. 5.1 государственного контракта поставка Оборудования осуществляется Поставщиком в Место доставки на условиях, предусмотренных пунктом 1.3 Контракта, в срок не более 70 дней с даты заключения контракта. Поставщик за 5 дней до осуществления поставки Оборудования направляет в адрес Государственного заказчика уведомление о времени доставки Оборудования в Место доставки. (т.е. до 05.07.2022).
6) 09.06.2022 поставщиком осуществлена поставка оборудования в место доставки, предусмотренное контрактом.
7) 27.06.2022 посредством электронной почты заказчик уведомляет поставщика о том, что по техническим характеристикам у приемочной комиссии заказчика вопросов нет, но есть вопросы по документации, с просьбой предоставить декларации соответствия и регистрационные удостоверения.
8) 01.07.2022 ответственное лицо заказчика (Н. Чекалина) посредством электронной почты подтвердила получение закрывающих документов по исполнению контракта, предоставленных Поставщиком.
9) 07.07.2022 (исх. N 1846) заказчиком направлено письмо в адрес поставщика посредством Единой информационной системы в сфере закупок (далее-ЕИС) с замечаниями технического характера (по несоответствию составных элементов поставленного оборудования - требованиям ТЗ к контракту) и документального - об отсутствии документации на оборудование в полном объеме, с приложением Актов обследования с перечнем выявленных замечаний.
Согласно Акта обследования медицинских кислородных станций от 28.06.2022 года, по результатам проверки комиссией заказчика было установлено:
- потребляемая мощность одной из компрессорных станций составляет 25 кВт вместо заявленных 15 кВт;
- объем ресиверов одной из компрессорных станций составляет 500 литров (2 шт) вместо заявленных 900 литров (1 шт.);
- давление сжатого воздуха одной из компрессорных станций составляет 16 бар вместо заявленных 11 бар.
Согласно Акта проверки медицинских кислородных станций от 28.06.2022 года, по результатам проверки комиссией заказчика было установлено отсутствие паспортов и инструкции по эксплуатации на русском языке для компрессоров, для испарителей, для ресиверов, для контролера кислородной станции, для электрообогревателя, отсутствуют сертификаты для ресиверов, испарителей, компрессоров и кислородных станций на соответствие требованиям технического регламента таможенного союза.
10) 12.07.2022 (исх. N 264) от ООО "ВестМедГрупп" (поставщика оборудования) направлено в адрес заказчика письмо с подробным объяснением по каждому из пунктов замечаний с приложением недостающих документов, а также с уведомлением о том, что поставленное оборудование в полной мере отвечает требованиям технических характеристик, а в части отдельных составляющих оборудования являются улучшенными.
11) 11.08.2022 г. заказчиком направлен в адрес поставщика посредством ЕИС мотивированный отказ от приемки оборудования N 1 в связи с непредоставлением поставщиком при поставке товара документации на оборудование на русском языке.
12) 26.08.2022 г. поставщиком посредством ЕИС в адрес заказчика были направлены паспорта, сертификаты, декларация соответствия и инструкция по эксплуатации на оборудование.
13) 30.08.2022 заказчиком направлен в адрес поставщика посредством ЕИС мотивированный отказ от приемки оборудования N 2 (в результате повторно проведенной экспертизы поставленного оборудования с учетом предоставленных документов), с приложением ТЗ и указанием несоответствий характеристик, а также с просьбой о замене поставленной блочно-модульной кислородной станции в контейнерном исполнении, с просьбой сообщить сроки замены в течение 5 дней.
Указанный мотивированный отказ заказчика от приемки оборудования N 2 перенаправлен поставщиком ООО "Медтехсервис" в адрес ООО "ВестМедГрупп" 02.09.2022.
14) 02.09.22 (исх. N 315) поставщик оборудования ООО "ВестМедГрупп" сообщает ООО "Медтехсервис" о полном соответствии поставленного оборудования требования ТЗ, с подробным объяснением по каждому из пунктов замечаний.
15) 07.09.2022 г. ООО "Медтехсервис" посредством ЕИС направлены в адрес заказчика инструкции по эксплуатации оборудования на русском языке, регистрационные удостоверения, паспорта, сертификаты, а также письмо-пояснение от ООО "ВестМедГрупп" от 02.09.22 (исх. N 315).
16) 16.09.2022 в связи с не устранением замечаний, указанных в мотивированных отказах N 1 от 11.08.2022 г., N 2 от 30.08.2022 г. в части расхождения технических характеристик по мощности, производительности, а также не соответствие поставленного оборудования условиям государственного контракта, заказчиком направлен в адрес поставщика посредством ЕИС мотивированный отказ от приемки оборудования N 3 с приложением несоответствий характеристик с уведомлением об одностороннем расторжении контракта в связи с расхождением технических характеристик поставленного оборудования с ТЗ.
17) 26.09.2022 в ответ на мотивированный отказ от приемки товара N3 от 16.09.2022, поставщиком ООО "Медтехсервис" направлено в адрес заказчика посредством ЕИС письмо с несогласием в части расхождения технических характеристик, указанных в мотивированном отказе от приемки оборудования N 3, с пояснением, что заказчик не может расторгнуть договор в одностороннем порядке по указанному в мотивированном отказе N 3 основанию (а именно ссылка на п.12.6 контракта, в соответствии с которым государственный заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, если в ходе исполнения Контракта установлено, что Поставщик не соответствует установленным документацией о закупке требованиям к участникам закупки или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требования), а также с просьбой о проведении независимой экспертизы в целях определения соответствия поставленного оборудования требованиям контракта, а так же нормам и стандартам РФ.
18) 05.10.2022 заказчиком в адрес поставщика направлен посредством ЕИС мотивированный отказ N 4 с уведомлением об одностороннем расторжении контракта, со ссылкой на п.12.6 контракта.
19) 07.10.2022 поставщиком направляет в адрес заказчика письмо посредством ЕИС с несогласием с доводами заказчика и предложением о проведении независимой экспертизы, гарантируя оплату всех расходов на экспертизу. В качестве экспертной организации предложена дочерняя экспертная организация Торгово-промышленной палаты РФ - АНО "Союзэкспертиза".
20) 07.10.2022 заказчиком ГКУ "УКС по Брянской области" принято решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 0127200000222001484_275474 от 26.04.2021 г. на поставку медицинской кислородной станции для объекта "Лечебный корпус городской больницы N4 по ул. Бежицкой в Советском районе г. Брянска".
В основу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчиком положен факт не устранения поставщиком несоответствий оборудования, указанных в мотивированных отказах от приемки товара.
Указанное решение сформировано заказчиком с использованием единой информационной системы, и размещено в единой информационной системе в сфере закупок 07.10.2022 года.
По итогам рассмотрения обращения заказчика, проведения проверки, Инспекция Брянского УФАС России по контролю в сфере закупок пришла к следующему выводу:
Заказчиком ГКУ "УКС по Брянской области" правомерно принято решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 0127200000222001484_275474 от 26.04.2021 г. на поставку медицинской кислородной станции для объекта "Лечебный корпус городской больницы N4 по ул. Бежицкой в Советском районе г. Брянска", поскольку соблюдены требования Закона о контрактной системе:
- Части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, определяющими вправо заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом. Так, п.12.3, 12.4 государственного контракта предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
- ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми, в случае принятия заказчиком, предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В связи с нарушением поставщиком условий государственного контракта, заказчиком 07.10.2022 принято решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 0127200000222001484_275474 от 26.04.2021 г. на поставку медицинской кислородной станции для объекта "Лечебный корпус городской больницы N4 по ул. Бежицкой в Советском районе г. Брянска".
Данное решение размещено в единой информационной системе в сфере закупок 07.10.2022, которое впоследствии 07.10.2022 автоматически с использованием единой информационной системы направлено поставщику, в соответствии с положениями п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Таким образом, 07.10.2022 года является датой надлежащего уведомления исполнителя об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч.13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таком образом, поскольку 07.10.2022 является датой надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта, следовательно, с 18.10.2022 контракт считается расторгнутым.
Согласно ч.14 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Таком образом, поскольку 07.10.2022 года является датой надлежащего уведомления исполнителя об одностороннем отказе от исполнения контракта, и в течение десятидневного срока поставщик ООО "Медтехсервис" не устранил нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, следовательно, с 18.10.2022 контракт считается расторгнутым.
Согласно пп. а п. 13 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)") (далее, Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078) орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Подпунктом Б п. 13 Правил установлено, что по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства о контрактной системе.
Инспекция Брянского УФАС России всесторонне и полно исследовав все обстоятельства дела при рассмотрении вопроса о включении сведений в отношении ООО "Медтехсервис" в реестр недобросовестных поставщиков, пришла к выводу о недоказанности заказчиком ГКУ "УКС по Брянской области" в рамках заключенного государственного контракта N 0127200000222001484_275474 от 26.04.2021 г. на поставку медицинской кислородной станции для объекта "Лечебный корпус городской больницы N4 по ул. Бежицкой в Советском районе г. Брянска" недобросовестного поведения поставщика ООО "Медтехсервис".
Данный вывод подтверждается следующим:
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Разделом 12 государственного контракта предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В рассматриваемом случае основанием для одностороннего отказа от исполнения контракта послужило не устранение поставщиком несоответствий оборудования, указанных в мотивированных отказах заказчика от приемки товара.
Согласно п. 5.1 государственного контракта поставка Оборудования осуществляется Поставщиком в Место доставки на условиях, предусмотренных пунктом 1.3 Контракта, в срок не более 70 дней с даты заключения контракта. Поставщик за 5 дней до осуществления поставки Оборудования направляет в адрес Государственного заказчика уведомление о времени доставки Оборудования в Место доставки.
То есть, поставка товара по контракту должна быть осуществлена поставщиком до 05.07.2022.
Документов, подтверждающих дату поставки товара, на обозрение Инспекции Брянского УФАС России не представлено, ввиду их отсутствия.
Однако, согласно письменных и устных пояснений поставщика в рамках рассмотрения обращения, 09.06.2022 поставщиком осуществлена поставка оборудования в место доставки, предусмотренное контрактом.
Представитель заказчика, в рамках рассмотрения обращения, подтвердил дату поставки товара поставщиком - 09.06.2022.
Таким образом, поставщиком осуществлена поставка товара в рамках установленного в контракте срока.
Однако, установлено, что товар по рассматриваемому государственному контракту заказчиком не принят в связи с замечаниями технического характера, а именно при приеме товара комиссией заказчика выявлено несоответствие составных элементов поставленного оборудования требованиям технического задания к контракту, а также в связи с замечаниями к сопроводительной документации на оборудование.
Так, 07.07.2022 (исх. N 1846) заказчиком направлено письмо в адрес поставщика посредством ЕИС с замечаниями технического характера (по несоответствию составных элементов поставленного оборудования - требованиям ТЗ к контракту) и документального - об отсутствии документации на оборудование в полном объеме, с приложением Актов обследования с перечнем выявленных замечаний.
Согласно Акта обследования медицинских кислородных станций от 28.06.2022 года, по результатам проверки комиссией заказчика было установлено:
- потребляемая мощность одной из компрессорных станций составляет 25 кВт вместо заявленных 15 кВт;
- объем ресиверов одной из компрессорных станций составляет 500 литров (2 шт) вместо заявленных 900 литров (1 шт.);
- давление сжатого воздуха одной из компрессорных станций составляет 16 бар вместо заявленных 11 бар.
Согласно Акта проверки медицинских кислородных станций от 28.06.2022 года, по результатам проверки комиссией заказчика было установлено отсутствие паспортов и инструкции по эксплуатации на русском языке для компрессоров, для испарителей, для ресиверов, для контролера кислородной станции, для электрообогревателя, отсутствуют сертификаты для ресиверов, испарителей, компрессоров и кислородных станций на соответствие требованиям технического регламента таможенного союза.
Кроме того, установлено, что заказчиком в адрес поставщика было направлено 4 (четыре) мотивированных отказа от приемки товара (от 11.08.2022 г., от 30.08.2022 г., от 1609.2022 г., от 05.10.2022 г.).
В вышеуказанных мотивированных отказах заказчика от приемки товара заказчиком выявлены несоответствия товара в части расхождения технических характеристик по мощности, производительности, не соответствие поставленного оборудования условиям государственного контракта, а также выявлено отсутствие документации на поставленное оборудование в полном объеме.
Вместе с тем, Инспекцией Брянского УФАС России установлено, что на каждый мотивированный отказ заказчика от приемки оборудования по контракту, от поставщика в адрес заказчика поступали письма- возражения с подробным объяснением по каждому из пунктов замечаний с приложением недостающих документов, а также с уведомлением о том, что поставленное оборудование в полной мере отвечает требованиям технических характеристик, а в части отдельных составляющих оборудования являются улучшенными.
Таким образом, Инспекцией Брянского УФАС России установлено наличие между сторонами спора относительно соответствия/несоответствия поставленного оборудования условиям государственного контракта.
Так, в частности, Инспекцией Брянского УФАС России установлено:
Требования ТЗ, размещенного заказчиком в составе извещения об осуществлении закупки |
Предложение поставщика ООО "Медтехсервис, указанное в заявке на участие в электронном аукционе |
Характеристики товара, указанные в документации на оборудование (руководства по эксплуатации, паспорта и др.) |
Обоснования несоответствий характеристик, отраженные в письмах-возражениях поставщика ООО "Медтехсервис" |
2.4. Потребляемая мощность компрессорной станции, кВт, не более 15(1х15) |
15(1х15) |
30 |
В руководстве указана максимальная мощность, вместе с тем, потребляемая мощность станции 15, но может быть увеличена до 30 в случае увеличения объемов производимого кислорода вследствие расширения коечного фонда |
3.2.Производительность (при концентрации кислорода 95%), не менее 9 м3/час |
9 м3/час |
7 м3/час |
Производительность зависит от производительности входящего в комплект поставки компрессора. В паспорте приведены значения производительности генератора при стандартной компоновке. В состав поставки генератора кислородного входит компрессор увеличенной мощности MVB 16 SK 25 |
3.3Производительность (при концентрации кислорода 93%), не менее 9,9 м3/час |
9,9 м3/час |
9 м3/час |
Производительность зависит от производительности входящего в комплект поставки компрессора. В паспорте приведены значения производительности генератора при стандартной компоновке. В состав поставки генератора кислородного входит компрессор увеличенной мощности MVB 16 SK 25 |
В рамках рассмотрения обращения представители поставщика заявили о том, что значения характеристик товара, указанные в документации на оборудование (руководства по эксплуатации, паспорта и др.), приведены при стандартной компоновке оборудования, вместе с тем, в составе оборудования, поставленного по контракту, входят комплектующие, в том числе увеличенной мощности, большинство технических и функциональных характеристик поставленного оборудования являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в техническом задании к контракту. Таким образом, согласно письменных и устных пояснений представителей ООО "Медтехсервис", поставщиком поставлено оборудование в полной мере отвечающее требованиям условий государственного контракта, замечания заказчика к поставленному оборудованию являются необоснованными.
На основании изложенного, установлено наличие между сторонами спора относительно соответствия/несоответствия поставленного оборудования требованиям технического задания и государственного контракта.
Вместе с тем, Инспекция Брянского УФАС России отмечает, что проверка соответствия поставленного оборудования требованиям технического задания требует специальных познаний.
Установлено, что независимая экспертиза товара на соответствие требованиям условий контракта, сторонами не проводилась.
Более того, Инспекцией Брянского УФАС России установлено, что при обосновании цены контракта заказчиком получены коммерческие предложения от поставщиков ООО "ВестМедГрупп" и ООО "Медстройсервис" на оборудование, в полной мере соответствующее наименованию и техническим характеристикам товара, предложенного к поставке победителем закупки ООО "Медтехсервис" на этапе подачи заявок на участие в электронном аукционе.
Таким образом, ввиду наличия между сторонами спора относительно соответствия/несоответствия поставленного оборудования требованиям технического задания и государственного контракта отсутствия, а также бесспорного подтверждения соответствия или несоответствия поставленного оборудования условиям государственного контракта, Инспекция Брянского УФАС России не может прийти к однозначному выводу о соответствии/несоответствии поставленного оборудования условиям государственного контракта.
Кроме того, Инспекцией Брянского УФАС России установлено наличие между сторонами спора относительно комплектации сопроводительной документации на оборудование (инструкций по эксплуатации оборудования, регистрационных удостоверений, паспортов, сертификатов и т.д.).
Так, заказчиком неоднократно указывалось поставщику на отсутствие полного комплекта сопроводительной документации на оборудование (инструкций по эксплуатации оборудования, регистрационных удостоверений, паспортов, сертификатов и т.д.), что нашло отражение в мотивированных отказах заказчика от приемки оборудования.
Так, в частности, заказчиком, в том числе, в Мотивированных отказах заказчика от приемки оборудования N 1, N 2 установлено отсутствие паспортов и инструкций по эксплуатации на испарители.
Однако, по мнению поставщика ООО "Медтехсервис" (письмо исх. N 315 от 02.09.2022), испарители не входят в состав поставляемого оборудования, поставляемые в составе оборудования адсорбционные осушители являются принадлежностью (составным элементом системы) поставляемых генераторов кислорода. Декларацию соответствия ТР ТС 032/2013 на генератор кислородный, а также компрессорную станцию, принадлежностями которых являются указанные адсорбционные осушители представлены в адрес заказчика.
При обозрении Инспекцией Брянского УФАС России технического задания, являющего приложением к извещению об осуществлении закупки, установлено отсутствие требований к "Испарителям".
Кроме того, установлено, что п. 5.3 государственного контракта не содержит требований о предоставлении поставщиком при поставке товара паспортов и инструкций по эксплуатации на испарители.
Вместе с тем, указанный пункт контракта содержит подпункты, в соответствии с которыми на поставщика возложена обязанность по предоставлению при поставке товара, в том числе, технической и (или) эксплуатационной документации производителя (изготовителя) Оборудования на русском языке, а также копии документа, подтверждающего соответствие Оборудования, выданного уполномоченными органами (организациями).
Таким образом, ввиду отсутствия информации о полном комплекте технической и эксплуатационной документации производителя (изготовителя) на поставленное оборудование, Инспекция Брянского УФАС России не может прийти к однозначному выводу о соответствии/несоответствии и достаточности/недостаточности, представленной поставщиком в адрес заказчика сопроводительной документации к оборудованию.
Инспекция Брянского УФАС России отмечает, что возникшие и не решенные в ходе исполнения контракта разногласия сторон не свидетельствуют о недобросовестном поведении поставщика, направленном на намеренный срыв исполнения контракта.
Кроме того, оценивая переписку сторон, письма-возражения поставщика на указанные заказчиком несоответствия оборудования, а также факт поставки оборудования в срок, установленный контрактом, Брянское УФАС России полагает, что эти действия, свидетельствуют о намерении общества исполнить обязательства по контракту.
Инспекция Брянского УФАС России отмечает, что в данном случае в качестве добросовестного поведения общества следует рассматривать поставку оборудования в срок, предусмотренный контрактом, конструктивное взаимодействие с заказчиком, ведение переписки с заказчиком, относительно соответствия поставленного оборудования, а также полноты предоставленной сопроводительной документации к оборудованию, просьбы поставщика о проведении независимой экспертизы поставленного оборудования, в целях подтверждения соответствия поставленного ООО "Медтехсервис" оборудования в рамках исполнения контракта требованиям ТЗ к контракту, а также государственным стандартам РФ, в том числе, с гарантией оплаты поставщиком расходов на проведение указанной экспертизы (письмо исх. от 07.10.2022).
Согласно пункту 2 статьи 104 Закона в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
При этом, учитывая то обстоятельство, что реестр недобросовестных поставщиков является мерой публично-правового характера, антимонопольный орган в каждом конкретном случае обязан выяснить причины неисполнения контракта и оценить действия хозяйствующего субъекта в процессе его исполнения, что и было сделано Управлением в настоящем случае.
Антимонопольный орган, являясь уполномоченным органом, который, не разрешая по существу гражданско-правовой спор между сторонами, решает вопрос о целесообразности такого ограничения прав конкретного лица, как включение сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта само по себе ни к чему не обязывает антимонопольный орган, в исключительной компетенции которого находится оценка всех фактических обстоятельств дела и всех элементов поведения участника закупки в ходе исполнения контракта, вопреки утверждению Заявителя об обратном.
При этом необходимо также отметить, что оценка всех фактических обстоятельств дела и поведенческих аспектов сторон в ходе исполнения Контракта отнесена именно к компетенции антимонопольного органа и является его исключительной дискрецией.
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. По общему правилу части 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Согласно подпункту "а" пункта 13 Правил ведения реестра орган контроля не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил) орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона, при этом:
- заказчик, участник закупки или поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе участвовать в заседании комиссии (инспекции) органа контроля;
- заказчик вправе представлять на заседание комиссии (инспекции) информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта);
- участник закупки или поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе представлять на заседание комиссии (инспекции) информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие отсутствие фактов его недобросовестности при заключении контракта или при исполнении контракта.
Подпунктом "б" пункта 13 Правил ведения реестра установлено, что по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, орган контроля принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Пунктом 15 Правил ведения реестра установлено, что Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Таким образом, по смыслу вышеуказанного положения, в реестр недобросовестных поставщиков включаются только проверенные сведения, а необходимым условием подобного включения является наличие в представленных Заказчиком материалах фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя).
Следовательно, размещение информации об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется лишь в случае, если Комиссия в результате проведенной проверки установит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника закупки уклониться от исполнения контракта, либо направленности его действий на несоблюдение условий контракта.
Исходя из положений статьи 104 Закона реестр недобросовестных поставщиков, с одной стороны, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа (часть 2 статьи 104 Закона).
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое нарушение контракта поставщиком, которое не только повлекло односторонний отказ заказчика от исполнения контракта, но и которое предполагает недобросовестное поведение такого поставщика, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона, в том числе, приведших к невозможности исполнения контракта и нарушающих права заказчика относительно его условий.
Таким образом, для включения в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган обязан достоверно установить не только факт нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракта, но и оценить доказательства его недобросовестного поведения, определить вину нарушителя, характер его действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения этого лица в реестр недобросовестных поставщиков.
По общему правилу, при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении Закона.
Вывод Инспекции Брянского УФАС России в этой части основан на правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П, о том, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
При этом "автоматическое" включение лица, нарушившего условия контракта, в реестр недобросовестных поставщиков без указания причины его отнесения к таковым, без учета степени его вины ограничивает право на осуществление коммерческой деятельности по поставке продукции для государственных и муниципальных нужд, негативно сказывается на деловой репутации и снижает в целом конкурентоспособность на рынке.
При этом ни Закон о контрактной системе, ни Правила ведения реестра не содержат безусловной обязанности уполномоченного на то органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике (исполнителе, подрядчике) в реестр недобросовестных поставщиков без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Следовательно, при рассмотрении вопроса о включении или не включении информации в отношении соответствующего лица в реестр недобросовестных поставщиков, недопустимо ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
В связи с этим, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое неисполнение лицом условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных, а в ряде случаев неосторожных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона.
В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в определениях от 17.09.2012 N ВАС-11617/12 и от 12.07.2013 N ВАС-8371/13, включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение участника размещения заказа, выражающееся в намеренном и умышленном нарушении положений Закона.
Таким образом, совокупность документов и сведений, представленных в материалы дела сторонами по контракту, не позволяют Инспекции Брянского УФАС России сделать однозначный вывод о том, что действия ООО "Медтехсервис" были направлены исключительно на уклонение общества от выполнения условий заключенного контракта или на несоблюдение его условий,
Кроме того, Инспекция Брянского УФАС России приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае, в действиях поставщика отсутствуют признаки виновного поведения в виде бездействия, связанного с игнорированием взятых на себя обязательств по контракту.
Необходимо отметить, что бесспорных доказательств, подтверждающих обратное, заказчиком в материалы рассматриваемого дела не представлено.
По основаниям, изложенным выше, Комиссия не может прийти к однозначному выводу о наличии достаточных оснований включения информации о поставщике ООО "Медтехсервис" в реестр недобросовестных поставщиков.
Инспекция Брянского УФАС России также отмечает, что возникшие в ходе исполнения контракта разногласия сторон не свидетельствуют о недобросовестном поведении поставщика, направленном на намеренный срыв исполнения Контракта.
Более того, наличие вышеописанных разногласий свидетельствует о наличии гражданско-правового спора у сторон контракта, возникшего при его исполнении.
Учитывая изложенное, у Инспекции Брянского УФАС России отсутствуют правовые основания для включения сведений в отношении ООО "Медтехсервис" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, Постановлением N 1078, Инспекция Брянского УФАС России,
Решила:
Сведения в отношении ООО "Медтехсервис" (ИНН "__.", юридический адрес: "___.." в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Заместитель руководителя инспекции "__."
Члены инспекции "_.."
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 27 октября 2022 г. N РНП-32-722
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.10.2022