Резолютивная часть решения оглашена 27 октября 2022 года
В полном объеме решение изготовлено 01 ноября 2022 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
|
заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Кокшаровой И.О. |
|
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Фадеевой Н.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев обращение ФКУ ИК - 5 ГУФСИН России о включении Общества с ограниченной ответственностью "АВАНГАРД", его участниках, членах коллегиального органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа (далее - ООО "АВАНГАРД", Общество) в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона на поставку бумаги для офисной техники белая (извещение N 0369100024422000069) (далее - аукцион, закупка), в присутствии посредством видеоконференцсвязи:
- представителя ФКУ ИК - 5 ГУФСИН России (далее - Заказчик): Шульгиной И.В., действующей на основании доверенности б/н от 25.10.2022;
- представителя ООО "АВАНГАРД": Нугуманова Р.Х., действующего на основании доверенности N 4 от 27.10.2022,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с частью 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России, Антимонопольный орган) поступило обращение заказчика о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ООО "АВАНГАРД" в связи с уклонением от заключения контракта по результатам электронного аукциона поставку бумаги для офисной техники белая (извещение N 0369100024422000069).
Согласно представленным документам извещение о проведении аукциона опубликовано заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) www.zakupki.gov.ru 28.09.2022.
Начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) - 190 950,00 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов N 0369100024422000069 от 07.10.2022 победителем признано Общество, предложение о цене контракта которого составляет 132 710,25 рублей.
Контракт направлен на подпись победителю - ООО "АВАНГАРД" 10.10.2022.
Протокол разногласий размещен участником 17.10.2022.
Заказчиком доработанный после протокола разногласий проект контракта размещен 19.10.2022.
Победитель электронного аукциона 20.10.2022 в срок, установленный Законом о контрактной системе, не подписал, с помощью электронной цифровой подписи, проект контракта, не представил обеспечение исполнения контракта, или документы и сведения, предусмотренные части 8.1. статьи 96 Закона о контрактной системе, в связи с чем признан уклонившимся от заключения контракта протоколом от 21.10.2022.
Протокол о признании уклонившимся от заключения контракта размещен в единой информационной системе 21.10.2022.
Представитель Общества пояснил, что победитель аукциона не имел намерений и умысла уклоняться от заключения контракта.
Проект контракта, размещенный для подписания победителем, составлен Заказчиком без учета положений заявки на участие в аукционе, что не соответствует пункту 1 части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе.
В этой связи, Общество считает невозможным заключение контракта на условиях, не соответствующих его заявке на участие в аукционе которая признана Заказчиком соответствующей извещению о проведении закупки.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения заказчика, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
Согласно подпункту "д" пункту 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи, заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона, который должен содержать, в том числе, информацию, предусмотренную подпунктами "а", "б", "г", "е" и "п" пункта 1, подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе. При этом информация, предусмотренная подпунктами "а", "б", "г" и "е" пункта 1 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, указывается с использованием единой информационной системы по состоянию на дату и время формирования проекта контракта.
Пунктом "а" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать, в том числе, с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
Частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе предусмотрено, что не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Согласно части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 настоящей части протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.
Уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания контракта.
Основанием для включения сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом как с признанным победителем аукциона, и, как следствие, нарушающих, права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.
Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения юридического лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок, и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, тем более что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) могут иметь серьезный экономический характер.
При рассмотрении настоящего дела антимонопольным органом проведена внеплановая проверка проведения закупки и установлено следующее.
В описании объекта закупки заказчиком размещена потребность в товаре со следующими характеристиками:
"Объект закупки и его характеристики:
N п/п |
Наименование товара (работа, услуги) |
ОКПД 2, КТРУ |
Характеристики |
Ед. изм |
Кол-во |
||
Показатель |
Максимальные и (или) минимальные показатели объекта закупки |
Показатели, которые не могут изменяться |
|||||
1
|
Бумага для офисной техники белая |
ОКПД 2: 17.12.14.110 КТРУ: 17.12.14.129-00000025 |
Количество в пачке |
|
500 |
пач. |
500 |
Масса бумаги площадью 1м2 |
|
|
|||||
Формат |
|
А4 |
Товар должен соответствовать ГОСТ Р 57641-2017
Требования к качеству товара: поставляемый товар должен быть новым, у которого не были восстановлены потребительские свойства, укомплектован в соответствии с техническими паспортами, технической документацией (при их наличии).
По своим качественным характеристикам товар должен отвечать требованиям Федерального закона от 30.03.1999 N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и соответствовать техническим условиям завода-изготовителя и показателям действующих технических условий. Качество поставляемого товара должно подтверждается сертификатами соответствия, декларациями о соответствии, удостоверениями качества и безопасности и/или иными документами, подтверждающими качество товара или их надлежащим образом заверенными копиями.
Тара, упаковка, требования к маркировке: товар должен быть упакован в потребительскую и транспортную тару, изготовленную из материала, разрешенного к применению в соответствии с требованиями ТР ТС 005/2011 "О безопасности упаковки". Упаковка (тара) должна обеспечивать сохранность товара при его транспортировке и хранении.
Товар транспортируют транспортом всех видов в соответствии с Правилами перевозки грузов, действующими на данном виде транспорта, и требованиями документации по погрузке и креплению грузов, утвержденными в установленном порядке.
Гарантийный срок на товар составляет не менее 12 месяцев с даты приемки товара, но не менее гарантийного срока, установленного изготовителем.
Риск случайной гибели, повреждения, а также хищения имущества Государственного заказчика в период поставки товара лежит на Поставщике до момента подписания Сторонами Акта приемки товара".
Описание товара, предлагаемого Обществом в заявке, содержало следующие характеристики:
"Характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки, товарный знак (при наличии у товара товарного знака): описание объекта закупок: бумага для офисной техники; количество листов в пачке - 500 штук, толщина - 100мкм, формат - А4, плотность бумаги - 80 г/кв.м, непрозрачность - 90%, белизна CIE - 60 %, страна производитель - Россия, 500 пачка".
Как следует из материалов дела, проект контракта, направленный участнику для подписания Заказчиком, содержал следующие характеристики поставляемого товара:
N п/п |
Наименование товара |
Характеристики товара |
Ед. изм. |
Кол-во |
Цена за ед., в руб. |
Стоимость, в руб. |
1. |
Бумага для офисной техники белая |
Количество листов в пачке - 500 Масса бумаги площадью 1м2 -80 г/кв.м Формат - А4 ГОСТ Р 57641-2017 |
пач. |
500 |
265,42 |
132710,00 |
Итог |
132710,00 |
Антимонопольный орган отмечает, что в заявке участником не выражено согласие на наличие характеристик, указанных в Описании закупки под табличной его частью, в том числе соответствии товаров ГОСТ Р 57641-2017.
Вместе с тем, предложение участника закупки признано Заказчиком соответствующими извещению о проведении закупки и потребности Заказчика в совокупности характеристик, указанных участником в заявке.
В этой связи, победителем закупки в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе в связи с наличием разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи, с указанием информации, не соответствующей положениям заявки такого участника закупки, размещен протокол разногласий, содержащий характеристики в соответствии с заявкой на участие в аукционе.
Заказчиком проект доработанный проект контракта размещен без учета протокола разногласий в части указания характеристик, соответствующих положениям заявки победителя.
С учетом изложенного, неподписание победителем закупки проекта контракта, не соответствующего подпункту "д" пункту 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, не является однозначным доказательством недобросовестного поведения победителя закупки при заключении контракта.
Рассмотрев все обстоятельства дела в совокупности и взаимосвязи, Комиссия Челябинского УФАС России не находит достаточных оснований для включения ООО "АВАНГАРД" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В связи с допущенными нарушениями в действиях должностных лиц усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного главой 7 КоАП РФ.
С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь статьями 99 и 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные ФКУ ИК - 5 ГУФСИН России о включении Общества с ограниченной ответственностью "АВАНГАРД", его участниках, членах коллегиального органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона на поставку бумаги для офисной техники белая (извещение N 0369100024422000069), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
В.А. Ливончик |
Члены Комиссии |
И.О. Кокшарова |
|
Н.В. Фадеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 1 ноября 2022 г. N 074/06/104-2979/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.11.2022