Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя Крымского УФАС России А.П.Рудакова,
члены Комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.Д. Аблаева,
специалист-эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.В.Бачинская,
при участии представителей интересов:
- ГБУЗ РК "Евпаторийская городская больница" (далее - Заказчик) - Сабадыр Ю.Ю.(по доверенности),
- ООО "ЗВЕЗДОЧКА" (далее - Заявитель) - на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством видеоконференц-связи уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев посредством видеоконференц-связи жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении закупки "Техническое обслуживание и ремонт медицинского оборудования" (извещение N 0375200040222000492) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за N36262 (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, опубликовавшего извещение о Закупке с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика не согласилась с доводами Заявителя и сообщила, что при проведении Закупки Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
На основании пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Пунктом 8.4 Технического задание установлено требование о наличии у исполнителя штатных специалистов по информационным системам, сертификация по информационная безопасность. Для проведения работ по Приказу Минздравсоцразвития РФ от 14.10.2011 N 1175н по сопровождению программного обеспечения, обмену информацией на расстоянии, ее обработки и хранения, в том числе и интеллектуальных информационных системах, услугах и сервисах связи.
Комиссией установлено, что Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.10.2011 N 1175н утверждены межотраслевые типовые нормы времени на работы по сервисному обслуживанию оборудования телемеханики, сопровождению и доработке программного обеспечения, которые рекомендованы для расчета трудоемкости работ, стоимости затрат на виды работ и установления нормированных заданий. При этом в указанном приказе отсутствуют требования по сертификации сотрудников по информационной безопасности, установленные Техническим заданием. Действия Заказчика содержат нарушение пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе. Довод жалобы признается обоснованным.
Пунктом 8.7. Технического задания установлено требование об обладании участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности (лицензионное соглашение на право использования сервисного программного обеспечения).
Также согласно пункту 1.2 Приложения 1 Технического задания установлено:
"Описание работ:
Стандартные процедуры в соответствии с утвержденными Минздравом России и Минпромнауки России методическими рекомендациями "Техническое обслуживание медицинской техники", а также работы, специфические для данного изделия, установленные эксплуатационной документацией:
Перечень и объем работ строго в соответствии с эксплуатационным документом AXA4-050.831.02.04.02 "Инструкция по обслуживанию. Zee напольная система", TD00-000.860.01.05.02 "Информация по безопасности",
Соблюдение требований к качеству работ, квалификации персонала, наличию материалов, запчастей, оснастки, измерительной техники, проведению модификаций, удаленной on-line диагностике, допуску к работам на рентгеновской части, лицензионному программному обеспечению, включая сервисное строго в соответствии с эксплуатационным документом AXA4-000.890.01.01.02 "Стратегия сервиса. Axiom Artis Zee". Наличие лицензионного соглашения на использование сервисного ПО. Наличие сертификатов учебных курсов в соответствии с эксплуатационным документом AXA4-000.890.01.01.02 "Стратегия сервиса. Axiom Artis Zee".
Согласно пункту 8 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: в т.ч. обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма.
В соответствии с техническим заданием объектом закупки является техническое обслуживание и ремонт медицинского оборудования.
Приложением 1 Технического задания установлен список медицинского оборудования, передаваемого на техническое обслуживание/ремонт по отделениям и периодичность:
N п/п |
Наименование МИ |
Тип |
Наименование изготовителя |
Номер регистрац. удостоверения |
Страна происхождения |
Год выпуска |
Заводской N |
Место размещения |
К-во ТО в 2022 году |
Периодичность |
1 |
Система ангиографическая с принадлежностями |
Artis Zee Siemens |
Simens |
РЗН 2018\6970 от 08 октября 2019 года |
Германия |
2020 |
138460 |
г. Евпатория, пр-т Победы 22; |
1 |
4 квартал |
В соответствии с пп. 11 п. 6 раздела III Приказа Минздрава России от 19.01.2017 N 11н "Об утверждении требований к содержанию технической и эксплуатационной документации производителя (изготовителя) медицинского изделия", эксплуатационная документация производителя (изготовителя) на медицинское изделие, представляемая производителем (изготовителем) или уполномоченным представителем производителя (изготовителя), в составе регистрационного досье на медицинское изделие, должна содержать информацию для проверки правильности установки (монтажа) медицинского изделия и его готовности к безопасной работе эксплуатации, включая перечень предоставленных производителем (изготовителем) медицинского изделия сведений, ключей, паролей доступа, программ, необходимых для монтажа, наладки, эксплуатации и технического обслуживания медицинского изделия.
Таким образом, после приобретения оборудования правами на использование программного обеспечения обладает Заказчик, так как приобрел права на программные продукты и сервисные технологии вместе с оборудованием. Поскольку при исполнении контракта не приобретается права на результаты интеллектуальной деятельности, Исполнитель использует программное обеспечение, приобретенное Заказчиком, и оказывает услуги по обслуживанию оборудования, в связи с чем требование Заказчика излишне.
Действия Заказчика содержат нарушение пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, довод жалобы признается обоснованным.
Пунктом 1.2 Описания работ Приложения 1 установлено требование о наличии сертификатов учебных курсов в соответствии с эксплуатационным документом AXA4-000.890.01.01.02 "Стратегия сервиса. Axiom Artis Zee".
Согласно пояснениям Заказчика: "п.3 ст.38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ (редакция от 21.07.2014) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" придает технической и эксплуатационной документации производителя, в том числе документу AXA4-000.890.01.01.02 "Стратегия сервиса. Axiom Artis Zee" силу нормативной документации, обязательной к соблюдению. Обращение медицинских изделий в Российской Федерации, включая "монтаж, наладку, применение, эксплуатацию, в том числе техническое обслуживание, а также ремонт, утилизацию или уничтожение медицинского изделия" возможно только при строгом соблюдении технической и эксплуатационной документации производителя.
Формулировка, что технический персонал должен обладать сертификатами учебных курсов в соответствии с эксплуатационным документом AXA4-000.890.01.01.02 "Стратегия сервиса. Axiom Artis Zee" соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, и никоим образом не противоречит пункту 5.2. вышеобозначенного ГОСТ 57501-2017".
Согласно абзацу 4 пункта 5.5 ГОСТ Р 58451-2019 "Изделия медицинские. Обслуживание техническое. Основные положения", исполнитель работ по техническому обслуживанию (ТО) медицинских изделий (МИ) должен иметь специалистов, прошедших обучение по соответствующим видам МИ в организациях, имеющих право осуществлять образовательную деятельность (профессиональную переподготовку, повышение квалификации по ТО соответствующих видов МИ).
В соответствии с пунктом 5.2 ГОСТ Р 57501-2017 "Техническое обслуживание медицинских изделий. Требование для государственных закупок" Исполнитель должен иметь специалистов по всем видам МИ, указанным в перечне МИ, подлежащих ТО, Квалификация специалистов должна быть подтверждена соответствующими удостоверяющими документами.
В соответствии с п. 4.1.4. Методических рекомендаций "Техническое обслуживание медицинских изделий" специалисты по техническому обслуживанию медицинской техники должны пройти обучение на предприятиях-производителях соответствующих видов (наименований) медицинской техники или организациях и учреждениях, имеющих право осуществлять соответствующие виды образовательной деятельности (обучение, профессиональную подготовку, повышение квалификации по техническому обслуживанию соответствующих видов медицинской техники), с получением документа установленного образца.
Вышеуказанные Методические рекомендации, введены в действие с 01.01.2004 письмом Департамента государственного контроля лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники Минздрава РФ от 27.10.2003 N 293-22/233н предназначены для применения на территории РФ службами, осуществляющими техническое обслуживание медицинской техники: медицинскими учреждениями, эксплуатирующими медицинскую технику: органами, осуществляющими контроль и надзор за эксплуатацией медицинской техники.
Таким образом, установлена норма, предусматривающая возможность выбора организации, проводящей обучение: организации осуществляющей производство медицинской техники соответствующего вида (наименования) или организации, осуществляющей образовательную деятельность и предоставляющими выдачу документов установленного (государственного) образца.
Соответственно положения п. 4.1.4 Методических рекомендаций, предусматривающие возможность прохождения обучения на предприятиях-производителях соответствующих видов (наименований) медицинской техники, прямо предусматривают возможность равнозначного обучения у производителя любого из приборов, аппаратов и оборудования (вне зависимости от типа, марки, названия, модификации, места производства и производителя).
Таким образом, установленное Заказчиком требование о подтверждении обучения специалистов только на базе производителя, ограничивает количество участников закупки, имеющих документы, подтверждающие квалификацию сервисных инженеров установленного образца, выданные образовательной организацией.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.06.2013 N 469 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники", согласно которому:
"п. 5. Лицензионными требованиями при осуществлении деятельности по производству и техническому обслуживанию медицинской техники являются:
а) для соискателя лицензии:
- наличие у соискателя лицензии, имеющего намерение осуществлять деятельность по техническому обслуживанию медицинской техники:
- работников, заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры, осуществляющих техническое обслуживание медицинской техники, имеющих высшее или среднее профессиональное (техническое) образование, стаж работы по специальности не менее 3 лет и обладающих дополнительным профессиональным образованием (повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет);
б) для лицензиата:
- при осуществлении деятельности по техническому обслуживанию медицинской техники
- наличие у лицензиата, осуществляющего деятельность по техническому обслуживанию медицинской техники, работников, заключивших с ним трудовые договоры, осуществляющих техническое обслуживание медицинской техники, имеющих высшее или среднее профессиональное (техническое) образование, стаж работы по специальности не менее 3 лет и обладающих дополнительным профессиональным образованием (повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет)"
В жалобе Заявитель указывает, что в соответствии с указанным постановлением, необходимо наличие у соискателя лицензии и у лицензиата "дополнительного профессионального образования" без конкретизации где и у кого оно получено.
Комиссия, изучив материалы дела, приходит к выводу, что с учетом п. 4.1.4 Методических рекомендаций действия Заказчика в части установления требование о предоставлении исполнителем сертификатов, подтверждающих прохождение обучения специалистов от завода-производителя оборудования содержат нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь частью 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.П.Рудакова
Члены Комиссии: Т.Д. Аблаева
Т.В.Бачинская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 7 ноября 2022 г. N 082/06/106-1134/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.11.2022