Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
рассмотрев обращение о согласовании возможности заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), направленное ФГБУ "Межвузовский студенческий городок в Санкт-Петербурге" (далее - Заказчик) в соответствии с правилами согласования контрольным органом в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - Правила), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2020 N 961,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с документами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
Наименование закупки |
выполнение работ по объекту: "Реконструкция объекта незавершенного строительства (ОНС) общежития для проживания студентов с пристройкой входной группы по адресу: Российская Федерация, Санкт-Петербург, муниципальное образование Новоизмайловское, Бассейная улица, дом 8, корпус 2, строение 1". |
||
Способ закупки |
открытый конкурс в электронной форме на проведение работ по строительству, реконструкции, кап. ремонту, сносу объекта кап. строительства в соответствии с ч. 1 п. 8 ст. 33 Закона N 44-ФЗ |
Идентификационный код закупки |
2217810203146781001001001100141204074 |
Дата размещения приглашения на сайте оператора электронной площадки РТС-тендер |
22.09.2022 |
Начальная (максимальная) цена контракта |
654 083 632,00 руб. |
Дата окончания срока подачи заявок |
11.10.2022 |
Количество заявок, поданных на участие в конкурсе |
2 |
Наименование единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) |
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ ЮНИТ" ИНН: 7841441380 |
Количество заявок, соответствующих требованиям извещения |
1 |
Цена контракта, предложенная единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (рублей) |
653 982 632,00 руб. |
Заказчик обратился за согласованием заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Согласно пункту 11 Правил контрольный орган в сфере закупок не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, рассматривает обращение и проводит внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 4 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе. Проведение такой внеплановой проверки осуществляется в порядке, установленном в соответствии с частью 2 статьи 99 Закона о контрактной системе, и с учетом Правил.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее:
1. В соответствии с ч. 6 ст. 93 Закона о контрактной системе при необходимости согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с контрольным органом в сфере закупок в соответствии с п. 4 ч. 5 ст. 93 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со ст. 26 Закона о контрактной системе, направляет в контрольный орган в сфере закупок обращение о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) не позднее чем через пять рабочих дней с даты:
1) размещения в единой информационной системе протокола, содержащего информацию о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся (в случае, если такой протокол подлежит размещению в единой информационной системе в соответствии с настоящим Федеральным законом);
2) подписания протокола, содержащего информацию о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся (в случае, если такой протокол не подлежит размещению в единой информационной системе в соответствии с настоящим Федеральным законом).
Анализ извещения об осуществлении закупки показал, что протокол предусмотренный п. 1 ч. 6 ст. 93 Закона о контрактной системе размещен в единой информационной системе 14.10.2022 в 14:34.
Вместе с тем, обращение о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком направлено Заказчиком в контрольный орган в сфере закупок 27.10.2022, то есть с нарушением срока, регламентированного ч. 6 ст. 93 Закона о контрактной системе.
Следовательно, в действиях Заказчика усматривается нарушение ч. 6 ст. 93 Закона о контрактной системе.
2. В силу п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с ч. 1 ст. 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с ч.ч. 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных п.п. 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 ч. 1 ст. 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе (ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе).
Согласно ч. 1 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Таким образом, действующим законодательством установлено императивное требование о необходимости наличия лицензии (свидетельства, разрешения) непосредственно у участника закупки.
Указанное требование вызвано необходимостью оказания услуг в рамках правоспособности хозяйствующего субъекта, обусловленной наличием лицензии (свидетельства) на осуществление деятельности, относящейся к предмету закупки.
Учитывая изложенное, при подтверждении соответствия требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, участник закупки представляет указанные в извещении о закупке документы и сведения самого участника закупки, а не иных юридических лиц, с которыми участник закупки осуществляет совместную деятельность.
Аналогичная позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации N 271-ПЭК18 от 12 ноября 2018 г. в котором указано, что последующее возможное привлечение соисполнителей оказываемых услуг не подтверждает соответствие заявки участника требованиям извещения и возможность его участия в закупке, поскольку ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе установлены требования к участникам закупки, а не к соисполнителям.
Согласно ч. 1 ст. 55.8 Закона о контрактной системе индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Статьей 55.3 ГрК РФ определены следующие виды саморегулируемых организаций:
1) саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания;
2) саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации;
3) саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство.
Извещение о проведении закупки содержит следующие требования:
"Соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, которые являются объектом закупки - Участник должен являться членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации, в том числе Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ), к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. Требование установлено в соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Не требуется членство в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства: - в соответствии с ч. 2.1 ст. 52 ГрК РФ участникам закупки, которые предложат цену контракта 10 млн руб. и менее; - в случаях, предусмотренных ч. 2.2 ст. 52 ГрК РФ; Уровень ответственности по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств участника закупки на дату заключения контракта должен быть не ниже его ценового предложения (ч. 13 ст. 55.16 ГрК РФ)".
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно пп. "н" п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным п. 1 ч. 1 ст. 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с ч.ч. 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных ч.ч. 1 и 2 настоящей статьи, не допускается (ч. 3 ст. 43 Закона о контрактной системе).
Извещением о проведении закупки установлены следующие требования:
"Участник должен являться членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации, в том числе Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ), к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. Требование установлено в соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Не требуется членство в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства: - в соответствии с ч. 2.1 ст. 52 ГрК РФ участникам закупки, которые предложат цену контракта 10 млн руб. и менее; - в случаях, предусмотренных ч. 2.2 ст. 52 ГрК РФ; Уровень ответственности по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств участника закупки на дату заключения контракта должен быть не ниже его ценового предложения (ч. 13 ст. 55.16 ГрК РФ). Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи. Требование установлено ч. 4 ст. 55.17 ГрК РФ".
Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи
Информация об участнике закупки должна содержаться в Едином реестре сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах".
Следует отметить, что документы, подтверждающие соответствие участников закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, могут быть таким законодательством не предусмотрены, в связи с чем подтверждающие документы устанавливаются в извещении об осуществлении закупки и, соответственно, представляются в заявке на участие в закупке, если такие документы предусмотрены законодательством Российской Федерации.
Федеральным законом от 30 декабря 2021 г. N 447-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в ст. 55.17 Градостроительного кодекса Российской Федерации внесены изменения, вступившие в силу с 1 сентября 2022 г. и предусматривающие:
- исключение предоставления саморегулируемой организацией выписки из реестра членов саморегулируемой организации в качестве документа, подтверждающего членство в такой организации;
- ведение единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах. Сведения, содержащиеся в таком едином реестре, подлежат размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и должны быть доступны для ознакомления без взимания платы.
С учетом положений ч. 2 ст. 7.1 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" наличие сведений в едином реестре сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах в настоящее время является подтверждением членства в соответствующей саморегулируемой организации.
Учитывая изложенное, при осуществлении закупки, в извещении об осуществлении которой установлено требование к участникам закупки о членстве в соответствующей саморегулируемой организации:
- требование к подтверждающему документу в извещении об осуществлении закупки не устанавливается, подтверждающий документ в заявке на участие в закупке не представляется;
- в случае отсутствия сведений об участнике закупки в вышеуказанном едином реестре, заявка такого участника закупки отклоняется в соответствии с пп. "а" п. 1 ч. 11 ст. 48, пп. "а" п. 1 ч. 5 ст. 49, пп. "а" п. 1 ч. 3 ста. 50 Закона о контрактной системе на основании п. 3 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе в связи с несоответствием участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
При установленных обстоятельствах, в действиях Заказчика усматривается нарушение ч. 3 ст. 43 Закона о контрактной системе.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 13 Правил контрольный орган в сфере закупок принимает решение об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случае установления требований к участникам закупки с нарушением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного, руководствуясь п. 25 ч. 1 ст. 93,п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе, пунктом 13 Правил, Комиссия УФАС
РЕШИЛА:
1. Отказать ФГБУ "Межвузовский студенческий городок в Санкт-Петербурге" в согласовании заключения государственного контракта по итогам проведения конкурса 0372100005522000006 с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) - ООО "СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ ЮНИТ".
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 3 ст. 43, ч. 6 ст. 96 Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы от 08.11.2022 по делу N 93-125/22 соответствующему должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России отдела контроля федеральной контрактной системы для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 8 ноября 2022 г. N 93-125/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.11.2022