Резолютивная часть оглашена
08.11.2022 г.о.Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Комиссия Самарского УФАС России) в составе:
рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" обращение ПАО "ОДК-Кузнецов" (далее - Заказчик) о включении сведений об ООО "ГАЛИКА-МЕТ" (далее - Общество, Поставщик) в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам электронного аукциона на поставку, монтаж, пуско-наладку и ввод в эксплуатацию комплекса технологического оборудования, а также инструктаж персонала работе на оборудовании по объекту "Строительство корпуса для опытно-экспериментального производства Публичного акционерного общества "Кузнецов", г. Самара" (ИКЗ 214631903337999785000100001152841825, извещение N 0742000000221000001, начальная (максимальная) цена контракта - 407 694 211,19 руб.) (далее - Закупка),
в присутствии представителей от Заказчика, ООО "ГАЛИКА-МЕТ" надлежаще извещено, представители к ВКС не подключились,
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступило обращение Заказчика о включении сведений об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков, из которого следует, что Подрядчик не исполнил обязательства, предусмотренные контрактом, в связи с чем Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлении сведений об Обществе в Самарское УФАС России для включения информации в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе.
Комиссия Самарского УФАС России, исследовав материалы, представленные для рассмотрения указанного обращения и проведя проверку, установила следующее.
03.03.2021 между Заказчиком и Обществом на основании Протокола рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 18.02.2021 N0742000000221000001-4 заключен Контракт по начальной (максимальной) цене контракта.
Во исполнение принятых на себя обязательств ПАО "ОДК-Кузнецов" перечислило на расчетный счет "ГАЛИКА-МЕТ" аванс по Контракту в общей сумме 81 538 842, 24 руб.
В соответствии с требованиями пункта 4.1 Контракта и со Спецификацией, являющейся неотъемлемой частью Контракта, срок поставки технологического оборудования - 01.04.2022.
В рамках исполнения Контракта, ООО "ГАЛИКА-МЕТ" предоставило обеспечение исполнения Контракта в виде банковской гарантии N 38/0000/0049/791Б от 01.03.2021 со сроком действия по 31 августа 2022 года включительно.
Письмом от 14.03.2022 исх. N 096 ООО "ГАЛИКА-МЕТ" направило в адрес ПАО "ОДК-Кузнецов" уведомление о наступлении форс-мажорных обстоятельств ввиду наложенных ограничений на экспорт оборудования на территорию Российской Федерации из стран Европейского Союза.
Согласно пункту 14.17. Контракта сторона, ссылающаяся на обстоятельства непреодолимой силы, обязана информировать в письменной форме другую Сторону о наступлении указанных обстоятельств не позднее 5 (пяти) рабочих дней после их наступления, с указанием обязательств по Контракту, выполнение которых невозможно или будет приостановлено и предоставлением документов, удостоверяющих наступление указанных обстоятельств, выданных соответствующим государственным органом.
Из пункта 14.18. Контракта следует, что сторона, нарушившая срок уведомления, лишается права ссылаться на обстоятельства непреодолимой силы как на основание освобождения от ответственности за нарушение срока исполнения обязательства. После письменного уведомления одной из Сторон о наступлении подобных обстоятельств Стороны принимают совместное решение о продолжении исполнения обязательств или расторжении Контракта.
Письмом от 28.03.2022 N 8343СИ ПАО "ОДК-Кузнецов" в адрес ООО "ГАЛИКА-МЕТ" направило ответ о непредставлении документов, удостоверяющих наступление указанных обстоятельств, выданных соответствующим государственным органом.
Однако, в нарушение пункта 14.17 Контракта указанный документ в адрес Заказчика представлен не был.
Письмом от 25.03.2022 N 106 ООО "ГАЛИКА-МЕТ" направило в адрес ПАО "ОДК-Кузнецов" запрос о продлении срока поставки оборудования по Контракту до 01.10.2022, а также подтверждение, что не позднее 1 (одного) месяца до истечения срока действия ранее выданной банковской гарантии ООО "ГАЛИКА-МЕТ" предоставит новое обеспечение исполнения Контракта.
Письмом от 29.07.2022 исх. N 21954 ПАО "ОДК-Кузнецов" направило в адрес ООО "ГАЛИКА-МЕТ" требование по возврату неосвоенного аванса на сумму 81 538 842,24 руб., а также рассчитанную сумму неустойки на сумму 14 187 638,73 руб. за нарушение срока поставки оборудования по контракту.
Письмом от 09.08.2022 N 23075 ПАО "ОДК-Кузнецов" в адрес ПАО "Сбербанк России" направило требование об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии N 38/0000/0049/791Б от 01.03.2021, ввиду неисполнения ООО "ГАЛИКА-МЕТ" обязательств по контракту в части поставки оборудования.
Платежным поручением от 23.08.2022 N 689837 в адрес ПАО "ОДК-Кузнецов" возвращен авансовый платеж.
По состоянию на 06.09.2022 оборудование Заказчику не поставлено, обязательства ООО "ГАЛИКА-МЕТ" по Контракту не исполнены.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В связи с изложенным, 17.10.2022 ПАО "ОДК-Кузнецов" было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе определено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контракта сформировано и подписано в ЕИС 17.10.2022, соответственно, вступило в силу 28.10.2022.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Из части 9 статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) исключается из указанного реестра по истечении двух лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков.
ООО "ГАЛИКА-МЕТ" пояснения относительно обстоятельств, послуживших основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, в антимонопольный орган не представило.
В рассматриваемом случае поставщиком не предприняты все возможные и зависящие меры для соблюдения норм и правил действующего законодательства, регулирующего порядок исполнения контракта, не проявлена необходимая внимательность и осмотрительность при осуществлении своей деятельности.
На дату рассмотрения обращения товар, являющийся предметом контракта, Обществом не поставлен.
Заказчик в результате действий (бездействий) ООО "ГАЛИКА-МЕТ" лишился того, на что рассчитывал при проведении Закупки, а именно поставку, монтаж, пуско-наладку и ввод в эксплуатацию комплекса технологического оборудования, а также инструктаж персонала работе на оборудовании по объекту "Строительство корпуса для опытно-экспериментального производства Публичного акционерного общества "Кузнецов". Заказчик, вплоть до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта надеялся на получение искомого результата, полагаясь на профессионализм Поставщика.
Согласно части 2 статьи 523 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях: поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе закупок, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям указанного закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта с ним как с лицом, признанным победителем аукциона. Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на социально-значимые цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Согласно статье 2 ГК РФ предпринимательская деятельность представляет собой самостоятельную осуществляемую на свой риск деятельность, цель которой - систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Включение информации, предусмотренной статьей 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу хозяйствующего субъекта, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и, в данном случае, не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности.
Указанный вывод подтверждается сформировавшейся судебной практикой по данному вопросу, в частности по делам ВАС-5621/12, А40-6623/2015, А60-32902/2014, А60-48430/2014, А19-17311/2014, А55-27488/2014.
Реестр недобросовестных поставщиков представляет собой меру ответственности за недобросовестное поведение в правоотношениях по осуществлению закупок.
В настоящем случае недобросовестность ООО "ГАЛИКА-МЕТ" выразилась в халатном, непредусмотрительном, ненадлежащем исполнении своих обязанностей, возникающих из положений Контракта.
В указанном случае Обществом не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью надлежащего исполнения контракта, в его поведении наличествуют признаки недобросовестности и включение поставщика в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой его ответственности, поскольку служит ограждением заказчиков от недобросовестных поставщиков, подрядчиков, исполнителей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Включить информацию об Обществе с ограниченной ответственностью "ГАЛИКА-МЕТ" (ИНН 7714247775, КПП 505301001, ОГРН 1027739562289, юридический адрес: 144011, Московская область, г.Электросталь, ул.Лесная, д.8А, эт.1, офис 110; сведения о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица: Айзенберг Юлия Борисовна (ИНН 772204886306), учредителе общества: Панков Александр Сергеевич (ИНН 504102388418) в реестр недобросовестных поставщиков (приложение)*.
2. Исключить информацию об ООО "ГАЛИКА-МЕТ", сведения о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица, учредителе общества из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет со дня включения в реестр.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
* Датой включения сведений в отношении участника закупки в Реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 11 ноября 2022 г. N РНП-63-411
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.11.2022