Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_";
"_";
"_",
рассмотрев представленные Администрацией Тюкалинского муниципального района Омской области (далее - Администрация Тюкалинского МР, заказчик) сведения об обществе с ограниченной ответственностью "Научно - производственное объединение котельный завод "Арсенал" (далее - ООО "НПО КЗ "Арсенал", общество, поставщик) для включения в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения муниципального контракта N 2022/1 от 25.07.2022, заключенного по результатам осуществления закупки в форме электронного аукциона "Приобретение и установка котла мощностью 0,8 МВт на котельную, расположенную по адресу: Омская область, Тюкалинский район, с. Красноусово, ул. Ленина, д. 18" (извещение N 0152300008622000003) (далее соответственно - электронный аукцион, аукцион, контракт),
в присутствии представителей заказчика - "_" (доверенность N 13 от 08.11.2022), "_" (доверенность N 12 от 08.11.2022),
при участии посредством видео-конференц-связи представителя поставщика - "_" (доверенность от 28.10.2022)
УСТАНОВИЛА:
1. В соответствии с частями 2 и 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе) в Омское УФАС России были представлены (вх. N 10791/22 от 02.11.2022) обращение о включении информации о поставщике в Реестр и решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из представленных материалов и информации следует, что 01.07.2022 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком было размещено извещение о проведении электронного аукциона с начальной (максимальной) ценой контракта 532000 руб.
Протокол подачи ценовых предложений от 11.07.2022 свидетельствует о том, что ценовые предложения были поданы 2 участниками закупки, лучшее ценовое предложение 442010 руб. подано участником закупки с идентификационным номером заявки 112247455 (порядковый номер 1, присвоенный оператором).
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 12.07.2022 победителем электронного аукциона признан участник, заявка на участие в закупке которого соответствовала требованиям, установленным в извещении о проведении электронного аукциона, и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта наиболее низкую цену контракта (ООО "НПО КЗ "Арсенал").
Согласно информации, размещенной на официальном сайте в ЕИС, 25.07.2022 между заказчиком и обществом заключен контракт.
19.10.2022 Администрацией Тюкалинского МР принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с ненадлежащим исполнением поставщиком обязательств, заключающемся в нарушении срока поставки товара, несоответствии товара требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки (заключенном контракте) и несоответствии качества товара контракту.
Согласно данному решению:
"1. Поставщиком нарушен срок поставки котла. Согласно п. 3.1. контракта, срок поставки Товара в течение 30 (тридцати) календарных дней со дня, заключения Контракта, Фактически поставка котла осуществлена 29 августа 2022 г.
2. Поставленный котел не соответствует установленным извещением требованиям к поставленному товару, спецификации, техническому заданию, а именно:
2.1. Топка должна быть с чугунной колосниковой решеткой.
2.2. Подающий (выход) и обратный (вход) трубопроводы на котле должен быть слева в передней части котла.
2.3. Габаритные размеры должны быть: длина - 2500 мм, ширина - 1740 мм, высота - 2400 мм, масса котла - 3,2 т. Фактически: длина - 2140 мм, ширина - 1330 мм, высота - 2140 мм.
3. В процессе проводимых пробных топок, поставленный котёл дал течь. Данный факт говорит об отсутствии качества поставленного котла".
Информация о расторжении контракта размещена на официальном сайте ЕИС 02.11.2022 в разделе "Реестр контрактов".
2. В результате осуществления проверки одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, Комиссия считает, что сведения об обществе с ограниченной ответственностью "Научно - производственное объединение котельный завод "Арсенал" подлежат включению в Реестр, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из такого закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 такого закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать данному закону.
На основании пункта 8 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе информацию о сроке исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 42 указанной нормы извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено таким законом, должно содержать в виде электронного документа проект контракта.
На основании части 1 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с данным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.
В извещении о проведении электронного аукциона, сформированном программно-аппаратными средствами официального сайта ЕИС и размещенном на таком сайте, в графе "Срок исполнения контракта, срок исполнения и цена отдельных этапов исполнения контракта" было указано: "В течение 30 (тридцати) календарных дней со дня заключения Контракта".
Аналогичная информация о сроке поставки товара содержалась в пункте 3.1 заключенного сторонами контракта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Согласно пункту 1.1 предметом контракта являлось следующее: "Поставщик обязуется поставить и установить Заказчику котел мощностью 0,8 МВт на котельную, расположенную по адресу: Омская область, Тюкалинский район, с. Красноусово, ул. Ленина, д. 18 (далее - Товар), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом".
Пунктом 1.2 контракта также предусмотрено, что наименование, количество и иные характеристики поставляемого товара указаны в спецификации (приложение к контракту), являющейся неотъемлемой частью контракта.
В соответствии со спецификацией характеристиками поставляемого товара наряду с иными выступают габаритные размеры: длина - 2500 мм, ширина - 1740 мм, высота - 2400 мм, масса котла - 3,2 т.
Также в описании объекта закупки (Приложение N 1 к извещению о проведении электронного аукциона) были определены такие требования к конструкции котла, как:
- топка с чугунной колосниковой решеткой,
- подающий (выход) и обратный (вход) трубопроводы на котле расположить слева в передней части котла.
Кроме того, в пункте 4.1 контракта перечислены обязанности поставщика, непосредственно связанные с самой поставкой товара, в том числе:
- поставить товар в порядке, количестве, в срок и на условиях, предусмотренных контрактом и спецификацией (подпункт 4.1.1),
- обеспечить соответствие поставляемого товара требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям безопасности (санитарным нормам и правилам, государственным стандартам), сертификации, лицензирования, установленным законодательством Российской Федерации и контрактом (подпункт 4.1.2).
Раздел V контракта регламентирует качество товара, согласно которому:
- поставщик гарантирует, что поставляемый товар соответствует требованиям, установленным контрактом (пункт 5.1),
- поставщик отвечает за недостатки товара, если заказчик докажет, что недостатки товара возникли до его передачи Заказчику или по причинам, возникшим до этого момента (пункт 5.4),
- гарантийный срок, предоставляемый Поставщиком, составляет не менее 24 месяцев с даты подписания Заказчиком товарной накладной/акта приема-передачи/универсального передаточного акта и должен быть не менее гарантийного срока, установленного производителем (изготовителем) товара (пункт 5.5).
Статьей 309 ГК РФ регламентировано, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных таким Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статья 310 ГК РФ).
На основании пункта 2 статьи 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
В силу пункта 1 части 14 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 статьи 95 такого закона.
Согласно части 8 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Часть 9 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе устанавливает, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 11.2 контракта было предусмотрено условие о том, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном частями 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе.
Также подпункт 4.4.6 пункта 4.4 контракта определял право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
На основании пункта 2 статьи 475 ГК РФ в случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе по своему выбору:
отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы;
потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору.
Из пунктов 1 и 2 статьи 476 ГК РФ следует, что продавец отвечает за недостатки товара, если покупатель докажет, что недостатки товара возникли до его передачи покупателю или по причинам, возникшим до этого момента.
В отношении товара, на который продавцом предоставлена гарантия качества, продавец отвечает за недостатки товара, если не докажет, что недостатки товара возникли после его передачи покупателю вследствие нарушения покупателем правил пользования товаром или его хранения, либо действий третьих лиц, либо непреодолимой силы.
В силу пункта 1 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
Пункт 2 указанной статьи также устанавливает, что нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Порядок расторжения контракта при принятии заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта предусмотрен положениями части 12.1 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе.
В соответствии с указанной статьей в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 данной статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 такого закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 данной части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 такой части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссией установлено, что принятое Администрацией Тюкалинского МР решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 19.10.2022 в 14:09 (МСК) было сформировано с использованием официального сайта ЕИС, подписано усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещено в ЕИС.
Частью 13 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе регламентировано, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с требованием части 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 такой статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Датой поступления обществу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта и его надлежащим уведомлением на основании сведений вкладки "решение об одностороннем отказе" реестра контрактов (реестровый номер контракта 3553700583822000005) признается 19.10.2022 в 14:09 (МСК) в соответствии с часовой зоной, в которой расположен такой поставщик.
Таким образом, ООО "НПО КЗ "Арсенал" в период с 20.10.2022 по 31.10.2022 имело право устранить нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от его исполнения.
3. Постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Согласно пункту 3 раздела II Правил обращение о включении информации об участнике закупки в реестр направляется в срок, предусмотренный частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе.
В силу частей 2 и 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 такого закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 данного закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (часть 16 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе).
На основании подпункта "а" пункта 13 Правил не позднее 5 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении сведений об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения закона и обязан исследовать все обстоятельства дела, дав оценку обстоятельствам, свидетельствующим направленности действий поставщика (подрядчика, исполнителя) на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения. Включение сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр является исключительной мерой ответственности за недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 данных Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Омским УФАС России 03.11.2022 по адресу электронной почты ООО "НПО КЗ "Арсенал": npo_kzars@mail.ru, указанному в контракте, было направлено (исх. N ТШ/8740/22) уведомление с предложением о представлении в срок не позднее 07.11.2022 письменных пояснений на обращение заказчика о включении сведений в Реестр с приложением подтверждающих документов, данное письмо также содержало уведомление о рассмотрении 09.11.2022 в 10 час. 40 мин. настоящего обращения заказчика.
На указанный запрос Омского УФАС России были представлены (вх. NN 10979-ЭП/22, 11010-ЭП/22 от 09.11.2022) пояснения, в которых общество выражает несогласие принятому заказчиком решению об одностороннем отказе от исполнения контракта, считает свои действия при исполнении контракта надлежащими.
Представленные заказчиком сведения о взаимодействии с ООО "НПО КЗ "Арсенал" в рамках исполнения контракта, документальные доказательства существенных нарушений условий контракта, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, а также вся имеющаяся переписка между сторонами свидетельствуют о следующем:
ДАТА |
СОБЫТИЕ |
25.08.2022 |
Истек срок поставки товара, предусмотренный контрактом. |
29.08.2022 |
Дата фактической поставки товара. |
01.09.2022 |
Заказчиком в адрес поставщика было направлено (исх. N ИСХ-22/ТКЛ-1256) письмо о нарушении последним срока поставки товара и выявленном несоответствии такого товара требованиям описания объекта закупки и спецификации к заключенному контракту, а также требованиям качества. |
13.09.2022 |
Поставщиком с использованием официального сайта ЕИС был подписан и размещен документ о приемке (счет-фактура N 1 от 13.09.2022). |
19.09.2022 |
Заказчик сообщил (исх. N ИСХ-22/ТКЛ-1364) обществу о том, что приемку поставленного товара осуществить невозможно по причине его несоответствия спецификации, а также паспорту котла. Также заказчик обратился с просьбой предоставить актуальную техническую документацию на товар, информацию о его эксплуатационных характеристиках. |
20.09.2022 |
Заказчиком при рассмотрении направленного поставщиком документа о приемке отказано в приемке поставленного товара. |
10.10.2022 |
Поставщик сообщил (исх. N 872/22) о решении отправить монтажную группу для диагностики и запуска котла. |
17.10.2022 |
Заказчик направил (исх. N ИСХ-22/ТКЛ-1545) отказ от приемки и оплаты товара в связи с выявленными несоответствиями товара условиям контракта. |
03.10.2022, 14.10.2022 и 31.10.2022 |
Комиссией в составе представителей Администрации Тюкалинского муниципального района Омской области, КУ "Центр финансово-экономического, информационно-методического и хозяйственного обеспечения учреждений в сфере образования", главы Красноусовского сельского поселения Тюкалинского муниципального района Омской области, кочегара котельной и 14.10.2022 представителя поставщика были составлены акты визуального осмотра котла, поставленного обществом. В ходе осмотра было установлено несоответствие товара условиям контракта, в частности, обнаружена течь котла, выявленная также при его вскрытии представителем общества. |
21.10.2022 |
Поставщик уведомил (исх. N 697/22) заказчика о мерах, предпринятых для устранения выявленных недостатков, в том числе устранении течи котла. |
28.10.2022 |
Обществом направлены возражения на решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, в которых было указано на то, что габаритные размеры котла, на несоответствие которых ссылается заказчик, определены в спецификации к контракту с формулировкой "не более", в связи с чем поставщиком соблюдены установленные пределы норм. Кроме того, наличие у котла топки с охлаждаемой уголковой решеткой вместо чугунной колосниковой решетки улучшает качество поставленного товара. |
02.11.2022 |
Заказчик в ответ на возражения поставщика на решение об одностороннем отказе от исполнения контракта уведомил (исх. N ИСХ-22/ТКЛ-1640) о наличии оснований для принятия соответствующего решения. |
07.11.2022 |
Общество сообщило о наличии оснований полагать, что неоднократно выявляемая течь котла обусловлена несоблюдением со стороны заказчика условий, необходимых для запуска данного оборудования, содержащихся в инструкции по эксплуатации. |
Изложенное выше явно указывает на то, что товар, соответствующий требованиям контракта, в том числе требованиям качества обществом в адрес заказчика не был поставлен, соответственно обязательства по контракту (поставке товара надлежащего качества) ООО "НПО КЗ "Арсенал" на дату принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта фактически исполнены не были, Комиссия усматривает в действиях поставщика направленность на несоблюдение условий контракта (изначально поставка некачественного товара, неосуществление поставки товара надлежащего качества).
Комиссия с учетом сведений, представленных оператором электронной площадки ООО "РТС-тендер" (вх. N 10894-ЭП/22 от 08.11.2022) на запрос Омского УФАС России (исх. N ТШ/8740/22 от 03.11.2022), не может согласиться с утверждением поставщика о том, что габаритные размеры котла соответствуют условиям контракта, поскольку из его заявки однозначно следует согласие поставить товар с теми характеристиками, которые нашли отражение в спецификации, являющейся неотъемлемой частью заключенного между сторонами контракта. Указанное также относится и к требованиям, предъявляемым к конструкции котла.
Несостоятельным следует признать и довод поставщика о наличии у котла топки с охлаждаемой уголковой решеткой вместо чугунной колосниковой решетки как об улучшенной характеристике поставленного товара, поскольку такое право может быть реализовано поставщиком по смыслу части 7 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе только при условии согласования соответствующих изменений с заказчиком. Такое согласование с заказчиком осуществлено не было.
Более того, Комиссия не может согласиться с причиной неоднократно выявляемой течи котла, указанной ООО "НПО КЗ "Арсенал", ввиду отсутствия доказательств того, что данные недостатки товара возникли после его передачи заказчику вследствие несоблюдения им условий, выполнение которых обеспечивает запуск котла (учитывая, что по качеству товар фактически не принят заказчиком).
Общество также не воспользовалось своим правом на исправление нарушений, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта. Доказательства, которые подтверждают, что в установленный частью 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе 10-дневный срок нарушения условий контракта поставщиком устранены, представлены не были.
В частности, обществом не были предприняты какие-либо активные меры по устранению нарушений условий контракта, в частности, в письме от 21.10.2022 сообщено лишь о готовности осуществить поставку нового котла не взамен ранее поставленного товара ненадлежащего качества, а за отдельную плату.
Имеющиеся в деле документы и сведения указывают на то, что неисполнение обязательств обществом повлекло невозможность достижения результата, на который рассчитывала Администрация Тюкалинского МР при заключении контракта - товар надлежащего качества заказчику передан не был.
Комиссией также учтено то обстоятельство, что с помощью котла отапливаются такие социально значимые объекты, как образовательные учреждения, учреждения культуры и Администрация Красноусовского сельского поселения Тюкалинского муниципального района Омской области, что в данном случае требует от поставщика большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, отсутствие которых может привести к нарушению нормальной работы указанных объектов.
Таким образом, изложенные обстоятельства свидетельствуют о неисполнении поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, а равно о наличии у заказчика оснований для одностороннего отказа от исполнения контракта.
Согласно пункту 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
На основании пункта 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен.
Они характеризуются внезапностью (непредсказуемостью или неопределённостью во времени наступления) и неоднозначностью последствий, могут вызвать человеческие жертвы и нанести материальный ущерб.
Следует учесть, что в соответствии с пунктом 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.
Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
Доказательств наличия у общества каких-либо обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы и не позволивших ему исполнить надлежащим образом обязательства по контракту, в Омское УФАС России не представлено.
Комиссией также не выявлены обстоятельства, которые в соответствии с пунктом 15 Правил являются основанием для принятия решения об отказе во включении информации о поставщике в Реестр.
Действуя в рамках заключенного контракта, поставщик должен был осознавать то обстоятельство, что он вступил в правоотношения по расходованию публичных финансов, что требовало от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Комиссия считает, что при указанных обстоятельствах сведения об обществе с ограниченной ответственностью "НПО КЗ "Арсенал" подлежат включению в Реестр
На основании изложенного, руководствуясь, частью 7 статьи 104, пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Включить в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на два года сведения:
- об обществе с ограниченной ответственностью "Научно - производственное объединение котельный завод "Арсенал": 656067, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Попова, д. 206 Б, оф. 317, ИНН 2222875582, КПП 222201001,
- о генеральном директоре и единственном участнике общества с ограниченной ответственностью "Научно - производственное объединение котельный завод "Арсенал" (размер доли (в процентах) - 100 % "_", ИНН 222107112615.
2. Информация, необходимая при включении сведений о недобросовестном поставщике в Реестр:
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+ II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
31.10.2022 |
02.11.2022 |
02.11.2022 |
0 |
02.11.2022 |
10.11.2022 |
09.11.2022 |
0 |
14.11.2022 |
14.11.2022 |
0 |
0 |
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии: |
"_"
"_"
"_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 9 ноября 2022 г. N 055/10/104-878/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.11.2022