Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании статей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N1078) в составе:
председатель Комиссии: <_>. - заместитель руководителя управления;
члены Комиссии:
<_>. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок,
<_>. - специалист-эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден,
на заседании Комиссии в присутствии:
представителя ООО "К9" <_> (доверенность от 01.11.2022 б/н),
в отсутствие:
представителя Заказчика - БУЗ УР "ГБ N3 МЗ УР" (ходатайство о рассмотрении обращения Заказчика без участия представителя),
представителя уполномоченного учреждения - ГКУ УР "Региональный центр закупок УР" (далее - Уполномоченное учреждение), уведомленного надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела,
в результате рассмотрения обращения Заказчика о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении участника закупки - ООО "<_>" (ИНН 1840098723) в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона Nзз-39201-2022 "Услуги по проведению дератизации и дезинсекции" (номер извещения в ЕИС - 0813500000122014525, далее - Аукцион), в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
23.09.2022 Уполномоченное учреждение разместило в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) извещение о проведении аукциона на оказание услуг по проведению дератизации и дезинсекции.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 221 352,00 рублей.
03.10.2022 - дата окончания срока подачи заявок.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 04.10.2022 NИЭА1 поступило шесть заявок на участие в Аукционе, победителем по Аукциону признан ИП <_>.
Протоколом от 17.10.2022 NППУ20_1 ИП <_> признан уклонившимся от заключения контракта.
18.10.2022 Заказчиком был направлен проект контракта участнику закупки ООО "<_>" со вторым порядковым номером для подписания.
Протоколом от 26.10.2022 NППУ20_2 ООО "<_>" было признано уклонившимся от заключения контракта по причине не подписания Контракта в сроки, предусмотренные ст. 51 Закона о контрактной системе.
Рассмотрев обращение Заказчика и документы, предоставленные в материалы дела в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, осуществив в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
Согласно письменным и устным пояснениям представителя Общества, неподписание контракта связано с тем, что на основании заключенного договора на оказание услуг по сопровождению закупочной процедуры с организацией ООО "<_>", ООО "<_>" должно было уведомить о необходимости подписания контракта уполномоченное лицо ООО "<_>". Однако, в связи с тем, что специалист ООО "<_>" неверно указал почту ООО "<_>" при регистрации на электронной площадке, сообщения и уведомления о необходимости подписания контракта по данной закупке Обществу не приходили. В личный кабинет Единой информационной системы в сфере закупок представитель ООО "<_>" не заходил, информацию о процедуре заключения контракта не отслеживал.
В соответствии с п. 1 ч. 7 ст. 51 Закона о контрактной системе заказчик в порядке, установленном ст. 51 Закона о контрактной системе, заключает контракт с участником закупки, заявке которого в соответствии с Законом о контрактной системе присвоен следующий порядковый номер и который не отозвал такую заявку в соответствии с Законом о контрактной системе, в случае: если участник закупки в соответствии с ст. 51 Закона о контрактной системе признан уклонившимся от заключения контракта.
В связи с тем обстоятельством, что победитель данной закупки ИП <_>. по основаниям, указанным в Протоколе от 17.10.2022 NППУ20_1 признан уклонившимся от заключения контракта, Заказчик заключает контракт с участником закупки, заявке которого в соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присвоен второй порядковый номер - ООО "<_>".
Установлено, что 18.10.2022 заказчик направил на подписание проект контракта участнику со вторым порядковым номером (ООО "<_>") посредством функционала Единой информационной системы, а также через оператора электронной площадки.
Согласно ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 статьи 51 Закона проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе;
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе протокол разногласий;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 Закона.
В силу ч. 6 ст. 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 статьи 51 Закона, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 статьи 51 Закона, не выполнены требования пункта 3 части 3 статьи 51 Закона) и частью 5 статьи 51 Закона: такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.
Регламентированный срок для подписания контракта ООО "<_>" - 25.10.2022.
Установлено, что в регламентированный срок проект контракта не был подписан Обществом, обеспечение исполнения контракта не внесено, протокол разногласий не сформирован, что со стороны представителя ООО "<_>" не отрицается.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления закупки обязательств, одним из последствий которой является включение в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение), влекущее ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Постановлением N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Согласно подпункту "б" пункта 13 Правил по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" пункта 13, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
В рассматриваемом случае, Комиссией Удмуртского УФАС России, установлена совокупность обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестном поведении ООО "<_>", выразившемся в следующем.
В установленные сроки Общество не подписало проект контракта, обеспечение исполнения контракта не предоставило.
Поручение ООО "<_>" на участие и ведение закупок от имени ООО "<_>" не может служить основанием для освобождения от обязанностей соблюдения процедуры заключения контракта, подписания контракта ООО "<_>", поскольку будучи участником закупки, представитель Общества не мог не знать об участии своей организации в закупочной процедуре, следовательно должен был самостоятельно отслеживать этапы проведения данной закупки как добросовестный участник закупки. Каких либо препятствий для ООО "<_>" к получению информации относительно хода закупочной процедуры Комиссии не представлено.
Также необходимо отметить, что неверно указанная почта участника закупки - ООО "<_>" организацией ООО "<_>" по поручению Общества и на основании договора между ними, не может рассматриваться как уважительная причина для не заключения контракта. Поскольку, указание неверного адреса почты не освобождает участника закупки от обязанности на подписание контракта. Достоверность размещенной информации об Обществе полностью зависит от воли самого Общества, отсутствие контроля за достоверностью размещенной информации не может свидетельствовать о добросовестном поведении Общества, а наоборот говорит о его халатном отношении.
Кроме этого, Законом о контрактной системе не установлена обязанность оператора электронной площадки либо Единой информационной системы в сфере закупок направлять участникам закупок уведомление о необходимости подписания контракта по средствам электронной почты, либо других источников связи.
Таким образом, все необходимые действия для своевременного подписания контракта могли бы быть выполнены Обществом при должной осмотрительности и внимательности.
Кроме того, согласно письменным пояснениям представителя Заказчика, Обществом не было внесено обеспечение исполнения контракта, что не отрицается представителем Общества.
При рассмотрении вопроса о признании участника закупки недобросовестным поставщиком и подлежащим внесению в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиваться лишь формальным установлением факта нарушения таким участником норм Закона о контрактной системе, необходимо установить обстоятельства, свидетельствующие о недобросовестности участника закупки, его вины.
Принимая решение об участии в процедуре закупки для государственных и муниципальных нужд и подавая соответствующую заявку, участник конкурентной процедуры несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок, и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
На основании изложенного, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о недобросовестном поведении со стороны ООО "<_>", так как им не было предпринято мер, направленных на своевременное заключение контракта, в то время как при должной осмотрительности должно было совершить все действия, направленные на исполнение требований действующего законодательства.
Комиссия Удмуртского УФАС России, с учетом необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов, приходит к выводу о наличии достаточных оснований для включения сведений в отношении ООО "<_>" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078, Комиссия Удмуртского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1. Сведения в отношении ООО "<_>" (ИНН 1840098723, ОГРН: 1201800014866, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Молодежная, д.95, кв. 36, директор - Соколова Елена Васильевна) в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона Nзз-39201-2022 "Услуги по проведению дератизации и дезинсекции" (номер извещения в ЕИС - 0813500000122014525) включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "<_>" (ИНН 1840098723) в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения Заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы) |
||||||||
|
Регламентированная дата направления Заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления Заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
|
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения его в ЕИС |
Фактическая дата изготовления и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|
||
26.10.22 |
31.10.22 |
26.10.22 |
0 |
26.10.22 |
02.11.22 |
02.11.22 |
0 |
08.11.22 |
09.11.22 |
0 |
0 |
||
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии
|
___________ <_>
___________ <_>
___________ <_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 2 октября 2022 г. N 018/06/104-847/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.11.2022