Резолютивная часть решения оглашена 07 ноября 2022 года
В полном объеме решение изготовлено 10 ноября 2022 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Черенковой Е.Б.
Фадеевой Н.В. |
-
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
рассмотрев обращение ФКУЗ МСЧ-74 ФСИН России о включении индивидуального предпринимателя Тиминдяровой Наталье Борисовне (далее - ИП Тиминдярова Н.Б., Исполнитель) в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона на поставку перчаток медицинских (извещение N 0369100044422000034) (далее -аукцион, закупка), в присутствии (посредством видеоконференцсвязи):
- представителей ФКУЗ МСЧ-74 ФСИН России (далее - Учреждение, Заказчик): Полетаева Д.В., действующего на основании доверенности N 76/33/5-876 от 16.03.2021; Ступацкой А.Р., действующей на основании 76/33/5-2166 от 21.06.2022;
- в отсутствие представителя ИП Тиминдяровой Н.Б, уведомленной о времени и месте заседания Комиссии, в том числе, посредством направления телеграммы, заявлений, ходатайств не представлено,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с частью 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступило обращение заказчика о включении ИП Тиминдяровой Н.Б. в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона на поставку перчаток медицинских (извещение N 0369100044422000034) (далее - аукцион, закупка).
Согласно материалам дела заказчиком объявлен аукцион путем размещения в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru 30.05.2022 извещения о закупке.
Начальная (максимальная) цена контракта - 985 908,00 рублей.
Согласно представленным документам 23.06.2022 заказчик и индивидуальный предприниматель заключили контракт N 03691000444220000340001 на поставку перчаток медицинских по цене 331 638,74 рублей.
Как следует из обращения заказчика, обязательства по контракту ИП Тиминдяровой Н.Б. не исполнены. В связи с чем 07.10.2022 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Сведения о включении общества в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) направлены заказчиком в антимонопольный орган 31.10.2022.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения заказчика, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, пришла к следующим выводам.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Частью 8 статьи 95 закона о контрактной системе предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Как следует из части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе, информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
При этом в силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с пунктами 10.7 и 10.8 контракта N 03691000444220000340001 расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством. Стороны вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств в порядке и сроки, определенные Законом о контрактной системе.
Таким образом, контрактом предусмотрена возможность заказчика расторгнуть контракт в одностороннем порядке в соответствии с положениями частей 8 и 9 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из совокупного толкования части 13 статьи 95, части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта, информация о котором размещается заказчиком в единой информационной системе в течение пяти рабочих дней с даты расторжения контракта.
Так, Заказчиком 07.10.2022 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, 07.10.2022 указанное решение размещено в ЕИС во вкладке "Решение об одностороннем отказе", согласно сведениям, размещенным в ЕИС, получено ИП Тиминдяровой Н.Б. 17.10.2022 10:56 (МСК).
С учетом положений частей 12.1 и 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, контракт расторгнут 27.10.2022.
При рассмотрении вопроса о включении общества в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольным органом установлено следующее.
Между заказчиком и ИП Тиминдяровой Н.Б. 23.06.2022 посредством электронного документооборота заключен контракт N N 03691000444220000340001 на поставку перчаток медицинских (реестровый номер в ЕИС N 1745304000422000034) (далее - контракт).
В силу пункта 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Исходя из абзаца второго пункта 2 статьи 450 ГК РФ следует, что существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Пунктом 1.1 контракта предусмотрено, что Исполнитель обязуется своевременно оказать на условиях Контракта услуги по уборке в соответствии с техническим заданием (далее - услуги), а Заказчик обязуется принять и оплатить их в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
На основании части 1 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исходя из абзаца второго пункта 2 статьи 450 ГК РФ следует, что существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с частью 2 статьи 523 ГК РФ нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
- поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
- неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Согласно пункту 1.3 контракта срок поставки товара: с момента заключения контракта по 30.11.2022 г. в соответствии с графиком поставки (Приложением N 5, являющимся неотъемлемой частью настоящего контракта).
В соответствии с пунктом 1.3 контракта поставка товара осуществляется с разгрузкой транспортного средства на склад Заказчика, расположенный по адресу: г. Челябинск, Свердловский тракт, д. 8-а, в течение 30 календарных дней с момента заключения контракта, по предварительной договоренности с заказчиком.
Из пояснений представителей заказчика и из содержания решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 07.10.2022 следует, что, в нарушение условий контракта обязательства по нему поставщиком в объеме, предусмотренном условиями контракта, не выполнены.
При рассмотрении доказательств, представленных сторонами, Комиссией установлено следующее.
Как следует из пояснений заказчика и ИП Тиминдяровой Н.Б., исполнитель осуществил поставку товара на общую сумму 172 308,74 рублей.
Поставленный товар принят без замечаний и оплачен Заказчиком, что подтверждается документами и сведениями, размещенными в ЕИС в разделе "Исполнение (расторжение) контракта", в том числе, актом экспертизы соблюдения условий контракта, проведенной Заказчиком 05.08.2022.
В связи с неисполнением поставщиком обязательств по контракту в оставшейся части Заказчиком адрес поставщика направлена претензия N 76/335-3369 от 23.09.2022 с требованием в срок до 03.10.2022 осуществить поставку товара в соответствии с условиями контракта на сумму 159 330 рублей.
Как следует из документов, представленных в материалы дела, а также пояснений Заказчика, претензия оставлена ИП Тиминдяровой Н.Б. без ответа, товар в оставшейся части Заказчику не поставлен, в связи с чем Заказчиком 07.10.2022 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссия Челябинского УФАС России, рассматривающая вопрос о внесении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта одностороннего отказа заказчика, не выявляя иные связанные с ним обстоятельства.
Необходимо отметить, что Комиссия антимонопольного органа не обладает полномочиями по разрешению гражданско-правовых разногласий и оценке обстоятельств, связанных с исполнением контракта, по следующим основаниям.
Согласно статье 118 Конституции Российской Федерации правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. По смыслу данной статьи во взаимосвязи со статьей 10 Конституции Российской Федерации, именно суду принадлежит исключительное полномочие принимать окончательные решения в споре о праве, что, в свою очередь, означает недопустимость подмены иными органами государственной власти компетенции суда посредством юрисдикционного акта административного органа.
Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения юридического лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, тем более что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) могут иметь серьезный экономический характер.
Для возникновения таких правовых последствий как признание заявителя недобросовестным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) антимонопольный орган не вправе ограничиваться формальным установлением факта несоблюдения положений законодательства, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Таким образом, для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в том числе в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения договора, помимо факта нарушения подрядчиком существенных условий договора о сроке выполнения работ (оказания услуг), необходимо установить направленность его воли и недобросовестный характер поведения.
При рассмотрении материалов дела Комиссией установлено, что индивидуальным предпринимателем представлены достаточные доказательства, объективно подтверждающие принятие исполнителем возможных мер и совершении конкретных действий с целью добросовестного исполнения обязательств по контракту.
Так, индивидуальным предпринимателем осуществлена поставка товара на сумму 172 308,74 рублей, что составляет 52 % цены контракта. Поставленный товар по количеству и качеству соответствует потребности Заказчика и условиям контракта, что подтверждается актом экспертизы от 05.08.2022 и не оспаривается Заказчиком.
Из указанного не следует намерений уклониться от исполнения контракта поставщиком, и у Комиссии Челябинского УФАС России отсутствуют достаточные основания для признания в действиях ИП Тиминдяровой Н.Б. недобросовестного поведения, что не позволяет включить сведения в отношении индивидуального предпринимателя в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь статьями 99 и 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные ФКУЗ МСЧ-74 ФСИН России о включении индивидуального предпринимателя Тиминдяровой Натальи Борисовны в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона на поставку перчаток медицинских (извещение N 0369100044422000034), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
В.А. Ливончик |
Члены Комиссии |
Е.Б. Черенкова |
|
Н.В. Фадеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 10 ноября 2022 г. N 074/06/104-3043/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.11.2022