На основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
Инспекция Саратовского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок (далее - Инспекция) в составе:
провела внеплановую проверку на предмет соблюдения Заказчиком МБУК МО г. Калининск "Кинотеатр победа" законодательства Российской Федерации и иных нормативно правовых актов о контрактной системе в сфере закупок при проведении закупки у единственного поставщика по п. 11 ч.1 ст. 93 Закона о контрактной системе, реестровый номер контракта N 3641500624021000003 на выполнение работ
2022-8187
"Благоустройство территории центрального парка г. Калининска Калининского муниципального района Саратовской области (Работы строительные по строительству объектов для отдыха, таких как площадок для игры в гольф, пляжных сооружений, горных убежищ, парковых территорий и парковых сооружений для отдыха) в рамках создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях - победителем Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды".
Срок проведения проверки: с 10.11.2022 по 15.11.2022 включительно.
Цель проверки: соблюдения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок при проведении закупки.
Внеплановая проверка проведена по сведениям и материалам, размещенным на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, а также представленными МБУК МО г.
Калининск "Кинотеатр победа", АО "ПУИС "УС-3 ФСИН РОССИИ".
Рассмотрев имеющиеся материалы и сведения, Инспекция
УСТАНОВИЛА:
18.11.2021 в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) размещена информация о заключении МБУК МО г. Калининск "Кинотеатр победа" (далее- Заказчик) контракта от 18.11.2022 N 1 с единственным подрядчиком АО "ПУИС "УС-3 ФСИН РОССИИ" по п. 11 ч.1 ст. 93 Закона о контрактной системе, реестровый номер контракта 3641500624021000003 на выполнение работ "Благоустройство территории центрального парка г. Калининска Калининского муниципального района Саратовской области (Работы строительные по строительству объектов для отдыха, таких как площадок для игры в гольф, пляжных сооружений, горных убежищ, парковых территорий и парковых сооружений для отдыха) в рамках создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях - победителем Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды" (далее - Контракт).
Цена Контракта составила 29 677 101,25 руб.
Изучив имеющиеся сведения и документы, Инспекция провела внеплановую проверку и пришла к следующим выводам:
В силу ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с ч. 2 ст. 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами являются:
1) конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронныйконкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее закрытый электронный конкурс);
2) аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронныйаукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее закрытый электронный аукцион);
3) запрос котировок в электронной форме (далее - электронный запроскотировок).
Таким образом, закупка у единственного поставщика не относится к конкурентным способам закупки, следовательно, применение такого способа закупок должно осуществляться исключительно в случаях, установленных законом.
Частью 1 ст. 93 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень случаев осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Пунктом 11 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе предусмотрена возможность проведения закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае, если производство товара, выполнение работы, оказание услуги осуществляются учреждением и (или) предприятием уголовноисполнительной системы, в том числе для нужд исключительно организаций, предприятий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Указанный перечень утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 N 1292 "Об утверждении перечня товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) учреждениями и предприятиями уголовно-исполнительной системы, закупка которых может осуществляться заказчиком у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)" (далееПостановление Правительства N1292).
Таким образом, положения п. 11 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе и Постановления Правительства N 1292 должны толковаться в совокупности и взаимосвязи, а именно для заключения контракта необходимо соблюдение в совокупности нескольких требований:
- требование к субъектному составу - контракт заключается с учреждением,предприятием уголовно-исполнительной системы;
- требование к объектному составу - контракт заключается на поставку товаров(работ, услуг), включенных в Перечень;
- требование к порядку выполнения работ, которое подразумевает выполнениеработ (поставку товаров, оказание услуг) исключительно соответствующими учреждениями и предприятиями уголовно-исполнительной системы.
Кроме того, в письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 29.03.2017 N Д28и-1353 разъяснено, что осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании статьи 93 Закона о контрактной системе носит исключительный характер. Данная норма применяется в случаях отсутствия конкурентного рынка.
Правовая основа деятельности учреждениями и предприятиями уголовноисполнительной системы определена Законом РФ от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (далее- Закон N 5473-1).
Согласно ст. 5 Закона N 5473-1 в уголовно-исполнительную систему по решению Правительства Российской Федерации могут входить следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проектные, медицинские, образовательные и иные организации.
Согласно абз. 5 ст. 7 Закона N 5473-1 в интересах развития социальной сферы уголовно-исполнительной системы, а также привлечения осужденных к труду территориальные органы уголовно-исполнительной системы имеют право создавать предприятия любых организационно-правовых форм, участвовать в их создании и деятельности на правах учредителя, а также в управлении ими.
Из системного понимания указанных норм в их совокупности и системной взаимосвязи следует, что законодатель предусмотрел возможность осуществления закупки у исправительного учреждения и предприятия уголовно-исполнительной системы как у единственного поставщика с учетом выполнения учреждениями и предприятиями уголовно-исполнительной системы социально значимых государственных задач, с целью создания условий, обеспечивающих привлечение осужденных к труду. При этом законодатель предусмотрел право заказчика осуществить у единственного поставщика закупку товара, работ, услуги, произведенных и выполненных учреждением и предприятием уголовноисполнительной системы собственными силами.
В соответствии с письмом ФАС России от 14.11.2019 N ИА/100040/19 "По вопросу о заключении контракта с учреждением уголовно-исполнительной системы как с единственным поставщиком" ФАС России обращает внимание, что закупаемые на основании пункта 11 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе у учреждения или предприятия уголовно-исполнительной системы товары (работы, услуги), должны быть выполнены (оказаны) и произведены исключительно соответствующими учреждениями и предприятиями уголовно-исполнительной системы, а указанные обстоятельства должны подтверждаться документами, из которых следует, кто является производителем товара, например, сертификатами соответствия, декларациями о соответствии, документами, оформляемыми в соответствии с санитарными нормами и правилами и т.д.
Данная позиция основана в том числе на выводах, которые содержатся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.11.2011 N 8799/11 по делу N А66-7056/2010, а также в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.06.2015 N 307КГ15-1408 в тех случаях когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.
Таким образом, заказчики могут заключить контракт без проведения конкурентных процедур на поставку товара, выполнение работы, оказание услуг в случае если производство товара, выполнение работы, оказание услуги осуществляются непосредственно учреждением и предприятием уголовноисполнительной системы в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, утвержденным Правительством Российской Федерации.
18.11.2021 МБУК МО г. Калининск "Кинотеатр победа" заключило с единственным подрядчиком АО "ПУИС "УС-3 ФСИН России" по п. 11 ч.1 ст. 93 Закона о контрактной системе Контракт на сумму 29 677 101,25 рублей.
Согласно п.1.1 Контракта Подрядчик обязан по заданию Заказчика выполнить работы по благоустройству территории центрального парка г. Калининска Калининского муниципального района Саратовской области и иные предусмотренные Контрактом мероприятия, определенные проектной документацией.
Пунктом 1.3 Контракта установлено, что место нахождения объекта: Саратовская область, Калининский район, г. Калининск, ул. Коллективная, участок 66/1.
В п. 4.3.17 Контракта предусмотрено, что на момент подписания контракта Подрядчик обязан определить и представить Заказчику виды и объемы работ, предусмотренные Контрактом, которые он обязан выполнить самостоятельно, без привлечения других лиц с учетом требований, установленных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 N570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом".
Пунктом 4.3.19 Контракта установлено, что Подрядчик обязан выполнить не менее 25% от цены Контракта работ самостоятельно без привлечения других лиц, за исключением дочерних обществ такого подрядчика
Пунктом 6.1 Контракта установлено, что Подрядчик вправе без предварительного согласования с Заказчикам привлекать третьих лиц к выполнению предусмотренных Контрактом работ.
Как указывалось ранее, согласно п. 11 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае, если производство товара, выполнение работы, оказание услуги осуществляются учреждением и предприятием уголовноисполнительной системы в соответствии с Перечнем товаров, работ, услуг, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Довод Заказчика о том, что ч. 2 ст. 110.2 Закона о контрактной системе и постановление Правительства N 570, предоставляют право заказчикам привлекать для исполнения контракта субподрядчиков, несостоятельна, поскольку данная норма закона и указанное постановление регулируют конкурентные процедуры и не подлежат применению к закупке у единственного поставщика, в том числе на основании п. 11 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.
Данные вывод подтверждается Решением Верховного Суда РФ от 19.10.2021 N АКПИ21-699.
Исходя из вышеизложенного, формулировка, содержащаяся в п. 6.1 Контракта, о привлечении третьих лиц (субподрядчиков), а, следовательно, и положения п. 4.3.19, 4.3.17 Контракта (включающие перечень возможных видов и объемов работ по строительству объекта, который генеральный подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения друг лиц) противоречат нормам действующего законодательства, поскольку, как указано выше, в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) поставка товара, выполнение работы, оказание услуги должно быть произведено самостоятельно силами учреждения (предприятия) уголовно-исполнительной системы.
Стоит отметить, что согласно ст. 103 УИК РФ осужденные к лишению свободы привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и (или) вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных.
Частью второй статьи 10 Закона N 5473-1 регламентировано, что для создания условий, обеспечивающих привлечение осужденных к труду, Правительство Российской Федерации обязано размещать заказы на определенные виды продукции, работ и услуг для удовлетворения государственных потребностей на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и собственном производстве учреждений, исполняющих наказания.
Между тем, для соблюдения требования Закона о контрактной системе при закупке у единственного поставщика условия контракта должны предусматривать исполнение контракта непосредственно учреждением (предприятием) уголовноисполнительной системы.
Таким образом, предприятие уголовно-исполнительной системы не вправе самостоятельно использовать труд осужденных при осуществлении своей деятельности, поскольку лица, отбывающие наказание, могут привлекаться к труду только по решению территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний или руководителей исправительных учреждении при соблюдении требований уголовно-исполнительного законодательства в отношении режима конвоирования, безопасности и режимных требований к указанным лицам.
Кроме того, как следует из правовой позиции, изложенной в Определении Верховного Суда РФ от 16.07.2020 N 309-ЭС20-10184 по делу N А07-11342/2019, закупка в порядке, установленном пунктом 11 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, осуществляется в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд, средством оплаты по которым являются средства бюджета, и предусматривает определенные преференции для государственной системы исполнения наказаний в случаях (по перечню), когда ее хозяйственные структуры и подразделения выступают производителями товаров, подрядчиками выполнения работ, исполнителями оказания услуг, предполагая непосредственное выполнение контракта силами учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы.
Инспекцией установлено, что подрядчик АО "ПУИС "УС-3 ФСИН РОССИИ" расположен по адресу ул. Рихарда Зорге, д. 63, г. Уфа, а работы, предусмотренные Контрактом необходимо выполнить: г. Калининск, ул. Коллективная, участок 66/1.
Согласно письменным пояснениям АО "ПУИС "УС-3 ФСИН РОССИИ" штатная численность обособленного подразделения в г. Саратов составляет 14 человек.
Таким образом, в силу режима содержания осужденных к лишению свободы, установленного действующим законодательством, АО "ПУИС "УС-3 ФСИН РОССИИ" находясь в г. Уфа и не имея рабочей силы, которая может свободно передвигаться по территории между разными субъектами Российской Федерации, АО "ПУИС "УС-3 ФСИН РОССИИ" не могло и не имело намерения лично выполнять работы на территории Саратовской области.
Данный факт также подтверждается представленными АО "ПУИС "УС-3 ФСИН РОССИИ" сведениями, согласно которым во исполнение АО "ПУИС "УС-3 ФСИН РОССИИ заключило договор субподряда от 24.11.2021 N МК1-1 с ООО "СЗ СК Система" на сумму 9 137 959,46 руб.
Факт того, что участник АО "ПУИС "УС-3 ФСИН РОССИИ" не планировало своими силами исполнять Контракт подтверждается размещенной 19.01.2022 в ЕИС информации о договоре от 24.11.2021 N 50326004106210001340000 "Поставка строительных материалов на объект: "Благоустройство территории центрального парка г. Калининска Калининского муниципального района Саратовской области" плана закупки N 2200479151.
Таким образом, часть работ по контракту, заключенному на основании п. 11 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, АО "ПУИС "УС-3 ФСИН РОССИИ" самостоятельно не выполнялась.
При этом Заказчик на стадии заключения контракта должен осознавать тот факт, что АО "ПУИС "УС-3 ФСИН РОССИИ" в силу специфики своей деятельности не обладает возможностью осуществления лично всех работ, предусмотренных контрактом.
Довод Заказчика о том, что он не обладает информацией о фактических субъектах, исполняющих контракт, не могут быть приняты во внимание.
Согласно ч. 1 ст. 101 Закона о контрактной системе заказчик обязан осуществлять контроль за исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, Заказчик обязан осуществлять контроль за исполнением контракта, при этом у подрядчика имеется корреспондирующая обязанность предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств.
Из указанных норм следует, что Заказчик не лишен возможности контролировать, в том числе соблюдение АО "ПУИС "УС-3 ФСИН РОССИИ" условия об осуществлении работ, предусмотренных Контрактом лично, так как указанное условие является основанием для заключения контракта по п.11 ч. 1 ст.93 Закона о контрактной системе.
Инспекция критически относится к доводу представителей заказчика относительно отсутствия возможности провести конкурентную закупку.
Согласно информации, размещенной в ЕИС, работы выполнены на сумму 13 621 987,79 рублей, что составляет 46 % от цены Контракта.
30.12.2021 Контракт расторгнут по соглашению сторон.
При этом 04.04.2022 Заказчик разместил электронный аукцион 0160300001722000020 "Благоустройство территории центрального парка г. Калининска Калининского муниципального района Саратовской области (Работы строительные по строительству объектов для отдыха, таких как площадок для игры в гольф, пляжных сооружений, горных убежищ, парковых территорий и парковых сооружений для отдыха) в рамках создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях-победителям Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды" с НМЦК 15 599 078,40.
Согласно ст.3 Закона о контрактной системе под закупкой товара, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд понимается совокупность действий, осуществляемых в установленном названным Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд.
К целям контрактной системы в силу статей 1, 6 и 8 Закона о контрактной системе отнесены повышение эффективности, результативность осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращение коррупции и других злоупотреблений, создание равных условий для участников.
В соответствии со ст. 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
В ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе содержится явно выраженный законодательный запрет: запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Таким образом, неправомерное заключение контракта с единственным поставщиком приводит к необоснованному ограничению доступа иных хозяйствующих субъектов на соответствующий товарный рынок, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены хозяйствующие субъекты, желающие получить доступ к такому товарному рынку либо право ведения деятельности на нем.
Учитывая изложенное, Инспекция Саратовского УФАС России приходит к выводу о том, что у Заказчика отсутствовали правовые основания осуществления закупки у единственного подрядчика, что противоречит положениям п.11 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.
Данное обстоятельство содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).
В соответствии с п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок внеплановых проверок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно сведениям, размещенным в ЕИС, исполнение контракта прекращено связи с расторжением контракта по соглашению сторон.
Таким образом, Инспекция не имеет правовых оснований для выдачи предписания об устранении нарушений действующего законодательства.
Учитывая вышеизложенное и на основании ч. 22 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Инспекция Саратовского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок,
Р Е Ш И Л А:
1.Признать в действиях Заказчика Администрации Петровского муниципального района Саратовской области нарушение п. 11 ч.1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении закупки у единственного поставщика реестровый номер контракта N 3641500624021000003 на выполнение работ "Благоустройство территории центрального парка г. Калининска Калининского муниципального района Саратовской области (Работы строительные по строительству объектов для отдыха, таких как площадок для игры в гольф, пляжных сооружений, горных убежищ, парковых территорий и парковых сооружений для отдыха) в рамках создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях - победителем Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды".
2. Предписание об устранении допущенных нарушений не выдавать в связи с отсутствием оснований для его выдачи.
3.Передать материалы внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу Саратовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 15 ноября 2022 г. N 064/06/93-969/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.11.2022