На основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
Инспекция Саратовского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок (далее - Инспекция) в составе:
провела внеплановую проверку на предмет соблюдения Заказчиком ГКУ СО "Управление капитального строительства" законодательства Российской Федерации и иных нормативно правовых актов о контрактной системе в сфере закупок при проведении закупки у единственного поставщика по п. 11 ч.1 ст. 93 Закона о контрактной системе, реестровый номер контракта N 2645213198721000084 "Выполнение проектных работ с получением положительного заключения экспертизы по объекту: "Строительство поликлиники в микрорайоне "Звезда" в Кировском районе города Саратова".
Срок проведения проверки: с 10.11.2022 по 15.11.2022 включительно.
Цель проверки: соблюдения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок при проведении закупки.
2022-8182
Внеплановая проверка проведена по сведениям и материалам, размещенным на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, а также представленными АО "ПУИС "УС-3 ФСИН РОССИИ".
Рассмотрев имеющиеся материалы и сведения, Инспекция
УСТАНОВИЛА
08.11.2021 в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) размещена информация о заключении ГКУ СО "Управление капитального строительства" (далее- Заказчик) контракта от 08.11.2021 N 22/ПИР с единственным подрядчиком ФГУП "Управление строительства N 3 ФСИН России" (переименован АО "ПУИС "УС-3 ФСИН России") по п. 11 ч.1 ст. 93 Закона о контрактной системе, реестровый номер контракта 2645213198721000084 "Выполнение проектных работ с получением положительного заключения экспертизы по объекту: "Строительство поликлиники в микрорайоне "Звезда" в Кировском районе города Саратова" (далее - Контракт).
Цена Контракта составила 8 427 015,33 рублей.
Изучив имеющиеся сведения и документы, Инспекция провела внеплановую проверку и пришла к следующим выводам:
В силу ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с ч. 2 ст. 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами являются:
1) конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронныйконкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее закрытый электронный конкурс);
2) аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронныйаукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее закрытый электронный аукцион);
3) запрос котировок в электронной форме (далее - электронный запроскотировок).
Таким образом, закупка у единственного поставщика не относится к конкурентным способам закупки, следовательно, применение такого способа закупок должно осуществляться исключительно в случаях, установленных законом.
Частью 1 ст. 93 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень случаев осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе предусмотрена возможность проведения закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае, если производство товара, выполнение работы, оказание услуги осуществляются учреждением и (или) предприятием уголовноисполнительной системы, в том числе для нужд исключительно организаций, предприятий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Указанный перечень утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 N 1292 "Об утверждении перечня товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) учреждениями и предприятиями уголовно-исполнительной системы, закупка которых может осуществляться заказчиком у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)" (далееПостановление Правительства N1292).
Таким образом, положения п.11 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе и Постановления Правительства N 1292 должны толковаться в совокупности и взаимосвязи, а именно для заключения контракта необходимо соблюдение в совокупности нескольких требований, а именно:
- требование к субъектному составу - контракт заключается с учреждением,предприятием уголовно-исполнительной системы;
- требование к объектному составу - контракт заключается на поставку товаров(работ, услуг), включенных в Перечень;
- требование к порядку выполнения работ, которое подразумевает выполнениеработ (поставку товаров, оказание услуг) исключительно соответствующими учреждениями и предприятиями уголовно-исполнительной системы.
Кроме того, в письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 29.03.2017 N Д28и-1353 разъяснено, что осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании статьи 93 Закона о контрактной системе носит исключительный характер. Данная норма применяется в случаях отсутствия конкурентного рынка, невозможности либо нецелесообразности применения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) для удовлетворения нужд заказчика.
Правовая основа деятельности учреждений и предприятий уголовноисполнительной системы определена Законом РФ от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (далее- Закон N 5473-1).
Согласно ст. 5 Закона N 5473-1 в уголовно-исполнительную систему по решению Правительства Российской Федерации могут входить следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проектные, медицинские, образовательные и иные организации.
Согласно абз. 5 ст. 7 Закона N 5473-1 в интересах развития социальной сферы уголовно-исполнительной системы, а также привлечения осужденных к труду территориальные органы уголовно-исполнительной системы имеют право создавать предприятия любых организационно-правовых форм, участвовать в их создании и деятельности на правах учредителя, а также в управлении ими.
Из системного понимания указанных норм в их совокупности и системной взаимосвязи следует, что законодатель предусмотрел возможность осуществления закупки у исправительного учреждения и предприятия уголовно-исполнительной системы как у единственного поставщика с учетом выполнения учреждениями и предприятиями уголовно-исполнительной системы социально значимых государственных задач, с целью создания условий, обеспечивающих привлечение осужденных к труду. При этом законодатель предусмотрел право заказчика осуществить у единственного поставщика закупку товара, работ, услуги, произведенных и выполненных учреждением и предприятием уголовноисполнительной системы собственными силами.
В соответствии с письмом ФАС России от 14.11.2019 N ИА/100040/19 "По вопросу о заключении контракта с учреждением уголовно-исполнительной системы как с единственным поставщиком" ФАС России обращает внимание, что закупаемые на основании пункта 11 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе у учреждения или предприятия уголовно-исполнительной системы товары (работы, услуги), должны быть выполнены (оказаны) и произведены исключительно соответствующими учреждениями и предприятиями уголовно-исполнительной системы, а указанные обстоятельства должны подтверждаться документами, из которых следует, кто является производителем товара, например, сертификатами соответствия, декларациями о соответствии, документами, оформляемыми в соответствии с санитарными нормами и правилами и т.д.
Данная позиция основана в том числе на выводах, которые содержатся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.11.2011 N 8799/11 по делу N А66-7056/2010, а также в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.06.2015 N 307КГ15-1408 в тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.
Таким образом, заказчики могут заключить контракт без проведения конкурентных процедур на поставку товара, выполнение работы, оказание услуг в случае если производство товара, выполнение работы, оказание услуги осуществляются непосредственно учреждением и предприятием уголовноисполнительной системы в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, утвержденным Правительством Российской Федерации.
08.11.2021 ГКУ СО "Управление капитального строительства" заключило с единственным подрядчиком ФГУП "Управление строительства N 3 ФСИН России" (переименован АО "ПУИС "УС-3 ФСИН России") по п. 11 ч.1 ст. 93 Закона о контрактной системе Контракт на сумму 9 605 539,00 рублей.
Согласно п.1.1 Контракта Подрядчик по заданию Заказчика обязуется выполнить проектные работы с получением положительного заключения экспертизы по объекту: "Строительство поликлиники в микрорайоне "Звезда" в Кировском районе города Саратова".
Согласно размещенной в ЕИС информации о контракте в Раздел III "Объект закупки" установлен код 71.12.20.190 "Услуги по руководству строительными проектами прочие".
В перечень услуг, оказываемых учреждениями и (или) предприятиями уголовно-исполнительной системы, закупка которых может осуществляться заказчиком у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), утвержденному постановлением Правительства N1292 включены работы с кодом ОКПД2 71.12.20 "Услуги по руководству строительными проектами".
Согласно утвержденному Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст "Общероссийский классификатору продукции по видам экономической деятельности" код ОКПД2 71.12.20 "Услуги по руководству строительными проектами" включает:
- услуги, связанные с принятием по поручению клиента общейответственности за успешное выполнение строительного проекта, включая организацию финансирования и проектирования, подачу конкурсных заявок и выполнение управленческих и контрольных функций;
- услуги по руководству проектами, предоставляемые инженерами илиархитекторами
Эта группировка также включает:
- услуги по авторскому и техническому надзору при проведении работ посохранению и воссозданию объекта культурного наследия Эта группировка не включает:
- общие строительные работы, см. разделы 41, 42.
При этом оказываемые по Контракту услуги не подпадают под перечень работ по коду ОКПД2 71.12.20 "Услуги по руководству строительными проектами".
Оказываемые в рамках Контракта услуги относятся к коду ОКПД2 71.12.12.190 "Услуги по инженерно-техническому проектированию зданий прочие, не включенные в другие группировки".
При этом код ОКПД2 71.12.12.190 не включен в перечень услуг, оказываемых учреждениями и (или) предприятиями уголовно-исполнительной системы, утвержденный постановлением Правительства N1292.
Данный факт подтверждается размещенным в ЕИС извещением о проведении электронного аукциона N 0860500000221000046 "Выполнение проектноизыскательских работ с получением положительного заключения экспертизы по объекту: "Строительство поликлиники в микрорайоне "Звезда" в Кировском районе города Саратова" (далее- Извещение).
Согласно Извещению, Заказчиком применен код ОКПД2 71.12.12.190 "Услуги по инженерно-техническому проектированию зданий прочие, не включенные в другие группировки".
Код ОКПД2 71.12.12.190 "Услуги по инженерно-техническому проектированию зданий прочие, не включенные в другие группировки" не включен в перечень услуг, оказываемых учреждениями и (или) предприятиями уголовноисполнительной системы, утвержденный постановлением Правительства N1292.
Таким образом, фактически предусмотренные контрактом работы, относящиеся к коду ОКПД2 71.12.12.190 "Услуги по инженерно-техническому проектированию зданий прочие, не включенные в другие группировки" не подпадают под требования п.11 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе и Постановления Правительства N 1292.
Кроме того, в п. 4.1.1 Контракта установлено, что подрядчик обязан своевременно, в полном объеме и надлежащим образом, выполнить работы собственными силами и (или) соисполнителя.
Как указывалось, ранее согласно п. 11 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком случае, если производство товара, выполнение работы, оказание услуги осуществляются учреждением и предприятием уголовноисполнительной системы в соответствии с Перечнем товаров, работ, услуг, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Исходя из вышеизложенного, формулировка, содержащаяся в п. 4.1.1 Контракта, о возможности выполнить работы с привлечением соисполнителей противоречит нормам действующего законодательства, поскольку в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) поставка товара, выполнение работы, оказание услуги должно быть произведено самостоятельно силами учреждения (предприятия) уголовно-исполнительной системы.
Стоит отметить, что согласно ст. 103 УИК РФ осужденные к лишению свободы привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и (или) вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных.
Таким образом, предприятие уголовно-исполнительной системы не вправе самостоятельно использовать труд осужденных при осуществлении своей деятельности, поскольку лица, отбывающие наказание, могут привлекаться к труду только по решению территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний или руководителей исправительных учреждении при соблюдении требований уголовно-исполнительного законодательства в отношении режима конвоирования, безопасности и режимных требований к указанным лицам.
Кроме того, как следует из правовой позиции, изложенной в Определении Верховного Суда РФ от 16.07.2020 N 309-ЭС20-10184 по делу N А07-11342/2019, закупка в порядке, установленном пунктом 11 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе осуществляется в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд, средством оплаты по которым являются средства бюджета, и предусматривает определенные преференции для государственной системы исполнения наказаний в случаях (по перечню), когда ее хозяйственные структуры и подразделения выступают производителями товаров, подрядчиками выполнения работ, исполнителями оказания услуг, предполагая непосредственное выполнение контракта силами учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы.
Инспекцией установлено, что подрядчик АО "ПУИС "УС-3 ФСИН РОССИИ" расположен по адресу ул. Рихарда Зорге, д. 63, г. Уфа, а работы, предусмотренные Контрактом необходимо выполнить по месту: Саратовская область, г. Саратов, Кировский район, мкр. Звезда.
Согласно письменным пояснениям АО "ПУИС "УС-3 ФСИН РОССИИ" штатная численность обособленного подразделения в г. Саратов составляет 14 человек.
Таким образом, в силу режима содержания осужденных к лишению свободы, установленного действующим законодательством, АО "ПУИС "УС-3 ФСИН РОССИИ" находясь в г. Уфа и не имея рабочей силы, которая может свободно передвигаться по территории между разными субъектами Российской Федерации, АО "ПУИС "УС-3 ФСИН РОССИИ" не могло и не имело намерения лично выполнять работы на территории Саратовской области.
Данный факт подтверждается представленными АО "ПУИС "УС-3 ФСИН РОССИИ" сведениями, согласно которым во исполнение контракта АО "ПУИС "УС-3 ФСИН РОССИИ заключило договор на выполнение проектных работ от 24.11.2021 N 2037/6818 (2) с ГУПП Саратовгражданпроект Саратовской области на сумму 5 147 466,59 руб.
Кроме того, факт о том, что участник АО "ПУИС "УС-3 ФСИН РОССИИ" не планировало своими силами исполнять Контракт подтверждается размещенной
29.12.2021 в ЕИС информации о договоре от 24.11.2021 N
50326004106210001400000 "Проектные работы с получением положительного заключения экпертизы по объекту: "Строительство поликлиники в микрорайоне "Звезда" в Кировском районе города Саратова" плана закупки N 2200479151.
Таким образом, часть работ по контракту, заключенному на основании п. 11 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, АО "ПУИС "УС-3 ФСИН РОССИИ" самостоятельно не выполнялась.
При этом Заказчик на стадии заключения контракта должен осознавать тот факт, что АО "ПУИС "УС-3 ФСИН РОССИИ" в силу специфики своей деятельности не обладает возможностью осуществления лично всех работ, предусмотренных контрактом.
Кроме того, согласно ч. 1 ст. 101 Закона о контрактной системе заказчик обязан осуществлять контроль за исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, Заказчик обязан осуществлять контроль за исполнением контракта, при этом у подрядчика имеется корреспондирующая обязанность предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств.
Из указанных норм следует, что Заказчик не лишен возможности контролировать, в том числе соблюдение АО "ПУИС "УС-3 ФСИН РОССИИ" условия об осуществлении работ, предусмотренных Контрактом лично, так как указанное условие является основанием для заключения контракта по п.11 ч. 2 ст.93 Закона о контрактной системе.
Согласно ст.3 Закона о контрактной системе под закупкой товара, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд понимается совокупность действий, осуществляемых в установленном названным Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд.
К целям контрактной системы в силу статей 1, 6 и 8 Закона о контрактной системе отнесены повышение эффективности, результативность осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращение коррупции и других злоупотреблений, создание равных условий для участников.
В соответствии со ст. 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
В ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе содержится явно выраженный законодательный запрет: запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Стоит отметить, что 15.10.2021 Заказчик разместил извещение о поведении электронного аукциона N 0860500000221000046 "Выполнение проектных работ с получением положительного заключения экспертизы по объекту: "Строительство поликлиники в микрорайоне "Звезда" в Кировском районе города Саратова" с НМЦК 8427015,33 руб.
При этом 22.10.2021 Заказчик разместил Извещение об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 22.10.2021 NИО1 на основании ч.1 ст. 36 Закона о контрактной системе.
Таким образом, неправомерное заключение контрактов с единственным поставщиком приводит к необоснованному ограничению доступа иных хозяйствующих субъектов на соответствующий товарный рынок, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены хозяйствующие субъекты, желающие получить доступ к такому товарному рынку либо право ведения деятельности на нем.
Учитывая изложенное, Инспекция Саратовского УФАС России приходит к выводу о том, что у Заказчика отсутствовали правовые основания осуществления закупки у единственного подрядчика, что противоречит положениям п.11 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.
Данное обстоятельство содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок внеплановых проверок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно сведениям, размещенным в единой информационной системе исполнение контракта прекращено связи с расторжением контракта по соглашению сторон.
Таким образом, Инспекция не имеет правовых оснований для выдачи предписания об устранении нарушений действующего законодательства.
Учитывая вышеизложенное и на основании ч. 22 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Инспекция Саратовского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок,
Р Е Ш И Л А:
1.Признать в действиях Заказчика ГКУ СО "Управление капитального строительства" нарушение п.11 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении закупки у единственного поставщика по п. 11 ч.1 ст. 93 Закона о контрактной системе, реестровый номер контракта N 2645213198721000084 "Выполнение проектных работ с получением положительного заключения экспертизы по объекту: "Строительство поликлиники в микрорайоне "Звезда" в Кировском районе города Саратова".
2. Предписание об устранении допущенных нарушений не выдавать поскольку отсутствуют основания для его выдачи
3.Передать материалы внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу Саратовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
(подпись)
2022-8182
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 15 ноября 2022 г. N 064/06/93-979/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.11.2022