Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
<_>,
при участии посредством видеоконференцсвязи представителей: Министерства здравоохранения Республики Бурятия <_>, ООО "Вариант" <_>,
рассмотрев обращение Министерства здравоохранения Республики Бурятия (далее - Заказчик, Минздрав РБ) (вх. N 6671 от 02.11.2022) о включении в реестр недобросовестных поставщиков ООО "Вариант" (далее - Поставщик) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта на поставку системы эндоскопической визуализации (код ОКПД 26.60.12.119-00000374), ИКЗ - 222032305651503260100102250012660244, и в результате осуществления проверки информации и документов на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность подрядчика в соответствии с части 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила),
у с т а н о в и л а:
Из представленных документов и пояснений Заказчика следует, что 08.04.2022 по результатам электронного аукциона (N извещения 0102200001622001197) между Заказчиком и ООО "Вариант" заключен муниципальный контракт N 0102200001622001197 на поставку системы эндоскопической визуализации (далее - Контракт). Цена контракта - 8 270 249,46 руб. По условиям Контракта ООО "Вариант" обязуется поставить товар в течение 120 дней со дня заключения контракта, т.е. не позднее 08.08.2022. Товар поставлен с нарушением вышеуказанных сроков - 15.09.2022. Общий срок просрочки товара на дату расторжения по контракту составил 68 дней. Заказчиком проведена претензионная работа.
22.09.2022 при первичной приемке оборудования ООО "Вариант" подписан акт приема-передачи, акт ввода в эксплуатацию, которые были направлены Заказчику для проверки и подписания. При проведении проверки документов на приемку оборудования Заказчиком выявлены несоответствия условиям Контракта. В связи с чем 14.10.2022 проведена выездная проверка по месту поставки Оборудования в составе внештатных специалистов, по результатам которой 14.10.2022 составлен и подписан акт о несоответствии поставленного оборудования условиям Контракта. 17.10.2022 Поставщик сформировал документы о приемке в ЕИС.
В связи с ненадлежащим исполнением принятых обязательств по Контракту 19.10.2022 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Учитывая изложенное, Заказчик просит внести ООО "Вариант" в реестр недобросовестных поставщиков.
ООО "Вариант" в своих пояснениях и документах выражает несогласие с вышеуказанной позицией, ссылаясь на неоднократное направление в адрес Заказчика писем, содержащих указание на обстоятельства, препятствующие исполнению контракта (N 24/08-01 от 04.08.2022, N 09/09-02 от 09.09.2022).
Также 24.10.2022 Поставщиком в адрес Заказчика направлено письмо о несогласии относительно выявленных недостоверных характеристик медицинского оборудования. В рамках письма Поставщик просил указать дату демонстрации должностным лицам характеристик, по которым комиссией выявлены недочеты, а также отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с устранением нарушений условий Контракта, приложив официальное письмо завода изготовителя ЗАО "Аксиома-Сервис", которое подтверждает факт соответствия оборудования техническому заданию контракта. Кроме того, 31.10.2022 Поставщик направил в адрес Заказчика предложение о замене монитора на товар с улучшенными характеристиками. Вышеуказанные письма Заказчиком проигнорированы.
Как указывает ООО "Вариант", Заказчик при размещении Решения не указал какое-либо основание отказа кроме документарной приемки от 14.10.2022. При этом, от Заказчика получен Акт приема-передачи оборудования и Акт ввода в эксплуатацию без каких-либо замечаний и мотивированного отказа от подписания Акта приема-передачи оборудования и/или Акта комиссии Заказчика о проведенной экспертизе поставленного оборудования. Заседание комиссии Заказчика проведено без представителя Поставщика (уведомление о проведении комиссии Поставщик получил за 1 день до ее проведения). По мнению ООО "Вариант", указанное обстоятельство фактически исключило возможность приезда представителя Поставщика для дачи пояснений Заказчику.
Таким образом, Заказчик провел оценку поставленного товара исходя только из документарной проверки без учета требований контракта о проведении экспертизы и представленных Поставщиком пояснений.
Учитывая вышеизложенное, ООО "Вариант" просит не включать сведения об обществе в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, пришла к следующим выводам.
В силу части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе установлено, что в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с пунктом 12.3 Контракта контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с п. 1.1, 1.2 Контракта Поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, осуществить Поставку Системы эндоскопической визуализации (код ОКПД - 26.60.12.119-00000374 ) (далее - Оборудование) в соответствии со Спецификацией (приложение N 1 к Контракту) и надлежащим образом оказать услуги по доставке, разгрузке, сборке, установке, монтажу, вводу в эксплуатацию Оборудования, обучению правилам эксплуатации и инструктажу специалистов Заказчика, эксплуатирующих Оборудование и специалистов Заказчика, осуществляющих техническое обслуживание Оборудования, правилам эксплуатации и технического обслуживания Оборудования в соответствии с требованиями технической и (или) эксплуатационной документации производителя (изготовителя) Оборудования (далее - Услуги), а Заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, принять и оплатить поставленное Оборудование и надлежащим образом оказанные Услуги.
Номенклатура Оборудования и его количество определяются Спецификацией (приложение N 1 к Контракту), технические показатели - Техническими требованиями (приложение N 2 к Контракту).
Согласно пункту 5.1 Контракта поставка Оборудования осуществляется Поставщиком в Место доставки в соответствии с Отгрузочной разнарядкой (Планом распределения) (приложение N 3 к Контракту) на условиях, предусмотренных пунктом 1.3 Контракта, в течение 120 дней с даты заключения Контракта.
В связи с нарушением сроков поставки Заказчиком направлены претензионные письма N 10-01.39-И5694/22 от 26.08.2022, N 10-01.39-И6103/22 от 14.09.2022, N 10-01.39-И7286/22 от 31.10.2022.
Оборудование поставлено 15.09.2022, что подтверждается счет-фактурой от 26.08.2022 N 202 и пояснениями сторон.
22.09.2022 сторонами подписан акт приема-передачи, акт ввода в эксплуатацию.
14.10.2022 Заказчиком проведена проверка, по результатам которой подписан акт о несоответствии поставленного оборудования условиям Контракта.
18.10.2022 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно сведениям Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта сформировано в ЕИС 19.10.2022.
Решение вступило в силу 31.10.2022.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение поставщика (исполнителя, подрядчика), выразившееся в намеренном неисполнении заключенного контракта.
В соответствии с правовой позицией, выраженной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П и от 21 ноября 2002 года N 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Для целей исключения возможности необоснованного ограничения прав лица на дальнейшее участие в закупках, административным органом наряду с фактом неисполнения контракта, должно быть установлено, что участник закупки не исполнил заключенный контракт немотивированно, без наличия к тому веских и объективных оснований, не позволяющих выполнить условия этого контракта; антимонопольному органу следует установить факт недобросовестности и вины участника закупки.
Ни Закон о контрактной системе, ни Правила ведения реестра не содержат безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Комиссия Бурятское УФАС России, изучив представленные документы сторон, пришла к выводу, что в действиях ООО "Вариант" отсутствует недобросовестное поведение, выраженное в умышленном неисполнении условий заключенного контракта. Данное обстоятельство подтверждается пояснениями общества, а также копиями представленных документов.
В соответствии с частью 3 статьи 94 Закона о контрактной системе для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно части 7 статьи 94 Закона о контрактной системе приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа. В случае привлечения заказчиком для проведения указанной экспертизы экспертов, экспертных организаций при принятии решения о приемке или об отказе в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги заказчик, приемочная комиссия должны учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения.
Согласно Акту приема-передачи, подписанному сторонами, поставлено Оборудование согласно Спецификации (Приложение N1 к Контракту), проведена проверка номенклатуры поставленного Оборудования на соответствие Спецификации (Приложение N1 к Контракту) и Техническим требованиям (Приложение N2 к Контракту), проверка наличия необходимых документов на Оборудование, регистрационных удостоверений, документа, подтверждающего соответствие, проверка комплектности и целостности поставленного Оборудования.
Поставленное Оборудование введено в эксплуатацию, о чем свидетельствует подписанный сторонами акт ввода в эксплуатацию.
При проведении проверки о соответствии/несоответствии поставленного оборудования условиям Контракта представители общества отсутствовали. Акт проверки не направлен Поставщику, не представлен в антимонопольный орган.
Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта обосновано несоответствием поставленного Оборудования Техническим требованиям, выявленным в результате проверки.
В свою очередь ООО "Вариант" представлено письмо производителя Оборудования о соответствии поставляемого товара Техническим требованиям.
Антимонопольный орган при осуществлении проверки информации и документов, представленных заказчиком, не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
В рассматриваемом случае ООО "Вариант" предприняты меры и совершены действия, направленные на исполнение заключенного контракта.
Принимая во внимание вышеуказанное, исходя из имеющихся на дату рассмотрения дела сведений, фактов и доказательств, Комиссия Бурятского УФАС России считает, что в рассмотренном случае включение сведений ООО "Вариант" в реестр недобросовестных поставщиков не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, поскольку не усматривается намерение в неисполнении заключенного контракта.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 5 части 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и подпунктом "в" пункта 15 Правил, Комиссия Бурятского УФАС России,
р е ш и л а:
1. Сведения об ООО "Вариант" (ИНН <_>, КПП <_>, адрес: <_>) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии:
члены Комиссии: |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 10 ноября 2022 г. N 003/06/104-859/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.11.2022