Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС)
с участием представителей:
Администрация Красногвардейского района Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган);
ИП Лисовский А.М. (далее - Заявитель);
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 27595-ЭП/22 от 26.10.2022) на действия Уполномоченного органа при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту помещений детской библиотеки N1 СПб ГБУК "ЦБС Красногвардейского района", расположенной по адресу: г. Санкт-Петербург, пр. Косыгина, д. 28, корп.1 (извещение N 0172200000722000270) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 05.10.2022 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200000722000270.
Начальная (максимальная) цена контракта - 8 654 183,09 рублей.
Согласно доводу жалобы, заказчик, уполномоченный орган неправомерно отклонил заявку заявителя на участие в конкурсе по причине несоответствия независимой гарантии требования законодательства.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона контрактной системы внеплановой проверки, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно Протокола рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в электронном конкурсе N0172200000722000270 от 25.10.2022 года вторая часть заявки Заявителя (идентификационный номер заявки 29486) признана не соответствующей требованиям законодательства по следующим основаниям:
"Отклонить заявку участника на основании п.7 ч.12 ст.48 Федерального закона N 44-ФЗ:
Несоответствие независимой гарантии требованиям, предусмотренным частями 2, 3 и 8.2 ст. 45 Закона о контрактной системе (п. 2 ч. 6 ст. 45 Закона о контрактной системе)
1) Пунктом 4 независимой гарантии предусмотрено, что "Требование в письменной форме на бумажном носителе должно быть подписано уполномоченным представителем Бенефициара, скреплено печатью бенефициара и представлено Гаранту по адресу: 115432, г. Москва, проспект Андропова, д. 18, корп. 1 (в случае если бенефициар направляет требование гаранту в письменной форме на бумажном носителе)".
Пунктом 7 независимой гарантии предусмотрено, что "В случае направления требования бенефициаром на бумажном носителе представляются оригиналы предусмотренных пунктом 6 настоящей независимой гарантии документов или их копии, заверенные руководителем Бенефициара или уполномоченным представителем Бенефициара, скреплены печатью Бенефициара".
В силу ч.1 ст. 376 Гражданского Кодекса Российской Федерации в случае отсутствия на приложенных документах печати Бенефициара банк отказывает в выплате за несоответствие условиям Гарантии.
Одновременно с этим в разделе Постановления N1005 "О независимых гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", непосредственно относящийся к содержанию условий независимой гарантии, не содержится каких-либо оговорок и положений о включении в текст гарантии требований об обязательном заверении приложенных документов печатью.
Вышеуказанным разделом Постановления N1005 урегулировано, что недопустимо установление требований о предоставлении заказчиком гаранту одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по независимой гарантии документов, невключенных в перечень документов, представляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по гарантии.
Кроме того, бенефициар одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по независимой гарантии (далее - требование по независимой гарантии), предоставленной в качестве обеспечения заявки, направляет гаранту документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего требование по независимой гарантии (доверенность) (в случае, если требование по независимой гарантии подписано лицом, не указанным в Едином государственном реестре юридических лиц в качестве лица, имеющего право без доверенности действовать от имени бенефициара).
Одновременно с этим в рамках дел NN А41-26981/2018, А54-3821/2017 Верховным судом Российской Федерации указано, что полномочия лица, подписывающего требование, в обязательном порядке прикладываются бенефициаром во исполнение п. 1 Перечня для недопущения спора о полномочиях.
В таком случае отсутствие печати на представленных к требованию документов не может служить основанием для отказа в выплате по Гарантии в силу абз. 3 п. 1 ст. 160 Гражданского Кодекса Российской Федерации. Согласно приведенной норме, скрепление печатью оригиналов документов является дополнительным требованием, которому должна соответствовать форма сделки и которое может быть предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Ч.6 ст.45 Закона о контрактной системе установлены основания для отказа в принятии независимой гарантии заказчиком, в том числе при несоответствии независимой гарантии условиям, указанным в ч.2 и ч.3 ст.45 Закона о контрактной системе, несоответствии независимой гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке.
2) Представленная участником закупки независимая гарантия не отвечает требованиям статьи 45 Закона N 44-ФЗ, абзацу первому Постановления Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 N 1005 "О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно абз. 1 Постановления Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005 "Независимая гарантия оформляется в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени гаранта, и должна быть составлена по утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. N 1005 "О независимых гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" типовой форме независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения заявки на участие в закупке товара, работы, услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд (в случае составления независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения заявки на участие в закупке), типовой форме независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения контракта (в случае составления независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения контракта, за исключением обеспечения предусмотренных Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" гарантийных обязательств), на условиях, определенных гражданским законодательством и статьей 45 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Представленная участником закупки независимая гарантия составлена не по типовой форме утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. N 1005".
Согласно ч.1 ст.45 Закона о контрактной системе Заказчики в качестве обеспечения заявок, исполнения контрактов, гарантийных обязательств принимают независимые гарантии, выданные банками, соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и включенными в перечень, предусмотренный ч.1.2 ст.45 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч.6 ст.45 Закона о контрактной системе основанием для отказа в принятии независимой гарантии заказчиком является:
1) отсутствие информации о независимой гарантии в предусмотренных ст.45 Закона о контрактной системе реестрах независимых гарантий;
2) несоответствие независимой гарантии условиям, указанным в частях 2 и 3 ст.45 Закона о контрактной системе;
3) несоответствие независимой гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки.
На заседании Комиссии Управления установлено, что Заявителем в качестве обеспечения заявки представлена независимая гарантия N 197340-22-EGB от "20" октября 2022 г, выданная ПАО "МТС-Банк" (далее - независимая гарантия).
Ч.2 ст. 45 Закона о контрактной системе установлен перечень информации, которая должна содержать независимая гарантия.
Комиссия Управления также отмечает, что разделом "Обеспечение заявки" извещения о проведении закупки установлены следующие требования:
"Порядок обеспечения заявки путем предоставления независимой гарантии, условия независимой гарантии установлены статьями 44, 45 Закона N 44-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 N 1005. Ч.2 ст.45 Закона о контрактной системе установлен перечень информации, которая должна содержать независимая гарантия".
Ч.2 ст.45 Закона о контрактной системе установлен перечень информации, которая должна содержать независимая гарантия.
Согласно ч.8.2 ст.45 Закона о контрактной системе дополнительные требования к независимой гарантии, используемой для целей Закона о контрактной системе, порядок ведения и размещения в единой информационной системе реестра независимых гарантий, порядок формирования и ведения закрытого реестра независимых гарантий, в том числе включения в него информации, порядок и сроки предоставления выписок из него, форма требования об осуществлении уплаты денежной суммы по независимой гарантии устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.376 Гражданского Кодекса Российской Федерации гарант отказывает бенефициару в удовлетворении его требования, если это требование или приложенные к нему документы не соответствуют условиям независимой гарантии либо представлены гаранту по окончании срока действия независимой гарантии. Гарант должен уведомить об этом бенефициара в срок, предусмотренный пунктом 2 статьи 375 Гражданского Кодекса Российской Федерации, указав причину отказа.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
1. Независимая гарантия, представленная Заявителем, содержит, в частности, следующие условия:
"П. 4. Требование в письменной форме на бумажном носителе должно быть подписано уполномоченным представителем Бенефициара, скреплено печатью бенефициара и представлено Гаранту по адресу: 115432, г. Москва, проспект Андропова, д. 18, корп. 1 (в случае если бенефициар направляет требование гаранту в письменной форме на бумажном носителе)".
П. 7. В случае направления требования бенефициаром на бумажном носителе представляются оригиналы предусмотренных пунктом 6 настоящей независимой гарантии документов или их копии, заверенные руководителем Бенефициара или уполномоченным представителем Бенефициара, скреплены печатью Бенефициара".
Согласно ч.1 ст.376 Гражданского Кодекса Российской Федерации гарант отказывает бенефициару в удовлетворении его требования, если это требование или приложенные к нему документы не соответствуют условиям независимой гарантии либо представлены гаранту по окончании срока действия независимой гарантии. Гарант должен уведомить об этом бенефициара в срок, предусмотренный пунктом 2 статьи 375 Гражданского Кодекса Российской Федерации, указав причину отказа.
Таким образом, в силу ч.1 ст. 376 Гражданского Кодекса Российской Федерации в случае отсутствия приложенных документах печати Бенефициара банк отказывает в выплате за несоответствие условиям Гарантии.
Одновременно с этим в разделе Постановления N1005 "Дополнительные требования к независимой гарантии, используемой для целей федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", непосредственно относящийся к содержанию условий независимой гарантии, не содержится каких-либо оговорок и положений о включении в текст независимой гарантии требований об обязательном заверении приложенных документов печатью.
Вышеуказанным разделом Постановления N1005 урегулировано, что недопустимо установление требований о предоставлении заказчиком гаранту одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по независимой гарантии документов, невключенных в перечень документов, представляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по независимой гарантии.
Вышеуказанное положение независимой гарантии свидетельствует о необходимости заверения печатью Бенефициара как копий приложенных к требованию документов, так и их оригиналов.
Одновременно с этим в рамках дел NN А41-26981/2018, А54-3821/2017 Верховным судом Российской Федерации указано, что полномочия лица, подписывающего требование, в обязательном порядке прикладываются бенефициаром во исполнение п. 1 Перечня для недопущения спора о полномочиях.
В таком случае отсутствие печати на представленных к требованию документов не может служить основанием для отказа в выплате по Гарантии в силу абз. 3 п. 1 ст. 160 Гражданского Кодекса Российской Федерации. Согласно приведенной норме, скрепление печатью оригиналов документов является дополнительным требованием, которому должна соответствовать форма сделки и которое может быть предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Кроме того, независимая гарантия является односторонней сделкой. В силу разъяснений п. 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2014 N 16 "О свободе договора и ее пределах" толкование условий независимых гарантий должно осуществляться в пользу бенефициара.
2. В соответствии с частью 8.2 статьи 45 Закона о контрактной системе установлены дополнительные требования к независимой гарантии, используемой для целей настоящего Федерального закона, порядок ведения и размещения в единой информационной системе реестра независимых гарантий, порядок формирования и ведения закрытого реестра независимых гарантий, в том числе включения в него информации, порядок и сроки предоставления выписок из него, типовая форма независимой гарантии, используемой для целей настоящего Федерального закона, форма требования об уплате денежной суммы по независимой гарантии устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Таким актом является Постановление Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005 "О независимых гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства N 1005).
Согласно абзацу первому Дополнительных требований к независимой гарантии, используемой для целей федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" "Независимая гарантия оформляется в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени гаранта, и должна быть составлена по утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. N 1005 "О независимых гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" типовой форме независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения заявки на участие в закупке товара, работы, услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд (в случае составления независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения заявки на участие в закупке), типовой форме независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения контракта (в случае составления независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения контракта, за исключением обеспечения предусмотренных Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" гарантийных обязательств), на условиях, определенных гражданским законодательством и статьей 45 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Таким образом, независимая гарантия должна быть составлена по утвержденной форме, которая обязательна для применения.
Проведя анализ представленной участником закупки независимой гарантии Комиссия УФАС установила, что в гарантии изменена нумерация пунктов, содержание формулировок независимой гарантии также изменено.
Так, п. 3 в утвержденной Постановлением Правительства РФ N1005 форме независимой гарантии изложен в следующей редакции:
"П 3. Бенефициар в случаях, предусмотренных пунктом 7 части 10 и частью 13 статьи 44 Федерального закона, вправе до окончания срока действия настоящей независимой гарантии предъявить в размере обеспечения заявки на участие в закупке, установленном в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), требование об уплате денежной суммы по независимой гарантии (далее - требование)".
В редакции независимой гарантии, представленной участником закупки, п. 3 изложен в следующей редакции:
"3. Бенефициар в случаях, предусмотренных пунктом 7 части 10 и частью 13 статьи 44 Федерального закона, вправе до окончания срока действия настоящей независимой гарантии предъявить на бумажном носителе или в форме электронного документа требование по настоящей независимой гарантии (далее - "Требование") в размере обеспечения заявки на участие в закупке, установленном в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), требование об уплате денежной суммы по независимой гарантии (далее - требование).
Требование по настоящей независимой гарантии должно быть представлено с приложение указанных в настоящей Гарантии документов, с указанием:
- обстоятельств, наступление которых влечет выплату по настоящей независимой гарантии;
- банковских реквизитов Бенефициара для перевода платежей по настоящей независимой гарантии".
Также утвержденная форма независимой гарантии не содержит положений о скреплении печатью бенефициара требования и доверенности.
На основании анализа текста представленной независимой гарантии Комиссия УФАС приходит к выводу, что независимая гарантия составлена не по типовой форме утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. N 1005.
В связи с вышеизложенным, Комиссия считает решение комиссии Заказчика об отклонении заявки Заявителя правомерным, принятым в соответствии с требованиями извещения о закупке и не противоречит нормам действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что решение комиссии Заказчика в части признания заявки Заявителя не соответствующей требованиям извещения по основаниям, указанным в протоколе рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в электронном конкурсе N0172200000722000270 от 25.10.2022 является правомерным и не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
При указанных обстоятельствах Комиссия УФАС не находит достаточных оснований для признания в указанных Заявителем действиях Заказчика нарушений Закона о контрактной системе.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу Индивидуального предпринимателя Лисовского Артема Михайловича необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 1 ноября 2022 г. N 44-3680/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.11.2022