Комиссия Красноярского УФАС России рассмотрению обращения о включении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков в составе: Председатель комиссии - заместитель руководителя управления М.А. Дударева, члены Комиссии - ведущий специалист-эксперт Е.В. Котова, специалист-эксперт Е.О. Хорышев (далее - Комиссия), рассмотрев обращение Муниципального казенного учреждения "Управление автомобильных дорог города Норильска" (далее - Заказчик) о внесении сведений об Обществе с ограниченной ответственностью "Специализированная строительная компания "Сибмостремонт" (ИНН - 2463031994) (далее - Общество) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с уклонением Общества от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона "Выполнение комплекса работ по реконструкции объекта "Автомобильная дорога город Норильск - город Талнах" (реконструкция моста через р. Наледная на км 2-969)", извещение N 0319300010122000687 (далее - Электронный аукцион), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение Заказчика о внесении сведений об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков (далее - РНП) в связи с уклонением от заключения контракта по результатам определения поставщика путем проведения Электронного аукциона.
С целью проведения проверки факта уклонения Общества от заключения контракта на основании Постановления Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1078) в адрес Заказчика и Общества были направлены уведомления, в которых содержалось требование представить необходимую информацию для рассмотрения обращения по существу.
Кроме того, указанное уведомление в силу требований Постановления
Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 было размещено в ЕИС. Таким образом, лица, привлеченные к рассмотрению вышеуказанного обращения, считаются надлежащим образом уведомленными о его рассмотрении и о проведении внеплановой проверки.
На основании вышеизложенных обстоятельств Комиссией Красноярского УФАС России 11.11.2022 в 10 часов 30 минут по адресу: г. Красноярск, пр. Мира, 81д, каб. 20, было рассмотрено по существу обращение Заказчика и представленные им документы в присутствии представителя Общества, надлежащим образом подтвердившего свои полномочия. Заказчик заявил ходатайство о рассмотрении обращения по существу в его отсутствие, на включении сведений об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков не настаивал.
Из обращения, направленного Заказчиком следовало, что по результатам подведения итогов Электронного аукциона в качестве победителя было определено Общество. В установленное время Общество не разместило документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта. В связи с чем, 03.11.2022 Общество было признано уклонившемся от заключения контракта.
Комиссия по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках, рассмотрев обращение, установила следующее.
На официальном сайте zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении Электронного аукциона.
Комиссия отмечает, что Общество добровольно принимало участие в Электронном аукционе, выразило согласие на осуществление работ, предусмотренных извещением. Таким образом, соизмерив свои возможности с потребностями Заказчика, Общество, подав заявку на участие в закупки, в полном объеме осознавало, в каком именно объеме и на каких именно условиях будет необходимо осуществить выполнение работ, являющихся предметом контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, с иным участником закупки (далее в указанной статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с Законом о контрактной системе, обязаны подписать контракт в порядке, установленном статьей 51 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе:
1) заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе.
Не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе (за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 Закона о контрактной системе, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с Законом о контрактной системе законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 Закона о контрактной системе.
В силу части 4 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения участником закупки, с которым заключается контракт, информации и документов в соответствии с частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, заказчик осуществляет одно из следующих действий:
1) размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт (за исключением случаев, установленных Законом о контрактной системе, и не ранее срока, предусмотренного частью 1 статьи 51 Закона о контрактной системе) в случае, если участник закупки, с которым заключается контракт, разместил информацию и документы в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе. Если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с Законом о контрактной системе определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта, действия, предусмотренные указанным пунктом, осуществляются заказчиком при условии поступления на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежных средств в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт;
2) формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта с учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе;
3) формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта без учета либо с частичным учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе. При таком размещении заказчик также формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) информацию о причинах отказа учесть полностью или частично информацию, содержащуюся в протоколе разногласий. При этом информация, предусмотренная подпунктом "б" пункта 2 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, подлежит обязательному учету.
В части 5 статьи 51 Закона о контрактной системе установлено, что не позднее одного рабочего дня, следующего за датой размещения заказчиком информации и документов в соответствии с пунктом 2 или 3 части 4 статьи 51 Закона о контрактной системе, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе. Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем осуществления таких действий участником закупки, размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт (за исключением случаев, установленных Законом о контрактной системе, и не ранее срока, предусмотренного частью 1 статьи 51 Закона о контрактной системе). Контракт считается заключенным в день размещения контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 Закона о контрактной системе, такой подписанный контракт не размещается на официальном сайте.
Согласно части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе выполнены требования пункта 3 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе) и частью 5 статьи 51 Закона о контрактной системе:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 статьи 51 Закона о контрактной системе:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 Закона о контрактной системе, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.
Проведя анализ документов, предоставленных на рассмотрение обращения, размещенной в ЕИС информации, Комиссия России установила следующее.
После признания Общества победителем Электронного аукциона Общество направило заявки в адрес банковских организаций для получения независимой гарантии по вышеуказанному Электронному аукциону. Вместе с тем, заявка N 964898 от 13.10.2022 была отклонена ПАО "Совкомбанк", заявка N 235355 от 13.10.2022 была отклонена ПАО "Промсвязьбанк", заявка N 066883-ЭБГ6/22 от 13.10.2022 была отклонена АО "Газпромбанк", заявка N 697734 от 13.10.2022 была отклонена ПАО АКБ "Металлинвестбанк", заявка N 41669 от 13.10.2022 была отклонена АО "КИВИ Банк", заявка N 224025/22 от 13.10.2022 была отклонена ПАО "Зенит БАНК", заявка 781792 была отклонена ООО "Феникс", заявка N 236646 от 18.10.2022, направленная через ООО "Тендерлэнд Финанс", была отклонена ПАО "Совкомбанк".
В связи с отклонением вышеуказанных заявок, Общество направило заявку в АО КБ "Русский народный банк". АО КБ "Русский народный банк" были составлены индивидуальные условия договора о предоставлении гарантии, согласно которым Обществу надлежало перечислить обеспечительный платеж в размере 18 129 131 руб. 10 коп. в адрес АО КБ "Русский народный банк" для получения независимой гарантии, а также оплатить комиссию за предоставление независимой гарантии в размере 4 586 670 руб. 15 коп.
С целью получения дополнительных денежный средств для оплаты комиссии за предоставление независимой гарантии Общество 19.10.2022 заключило договор займа на сумму 3 021 521 руб. 84 коп.
С целью покрытия суммы обеспечительного платежа Общество направило в адрес АО КБ "Русский народный банк" список автотранспортных средств, находящихся в собственности Общества, с целью передачи автотранспортных средств в залог. Однако суммарной стоимости автотранспортных средств было недостаточно для полного покрытия суммы обеспечительного платежа, в связи с чем Общество не получило банковскую гарантию, ввиду того, что в установленный срок вышеуказанную сумму перечислить в адрес АО КБ "Русский народный банк" не представилось возможным.
Таким образом, к моменту проведения заседания Комиссия не располагала бесспорными доказательствами, свидетельствующими об умышленном и намеренном уклонении Общества от заключения контракта по результатам Электронного аукциона.
Согласно пункту 14 Постановлению Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N1078) орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, выявлено хотя бы одно из следующих обстоятельств:
а) заказчиком нарушены установленные законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требования:
к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт;
к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Законом о контрактной системе уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта;
в) участником закупки не выполнены требования, предусмотренные Законом о контрактной системе для заключения контракта, вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится невыполнение требований, предусмотренных Законом о контрактной системе для заключения контракта, по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
При этом включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой специальную меру ответственности, установленную в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств, о чем указано, в том числе в Определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.09.2012 NВАС-11617/12 и от 12.07.2013 NВАС-8371/13.
Кроме того Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и при рассмотрении обращений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, учитывая, что последствия по применению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь более негативный экономический характер, чем наложение штрафа (судебные акты по делам NN ВАС-11617/12, А21-4381/2012, А70-11549/2015, А73-2000/2018).
При этом любые неустранимые сомнения в виновности лица должны толковаться в пользу такого лица.
Учитывая обстоятельство того, что основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение от заключения контракта, которое предполагает недобросовестное поведение лица, в результате изучения совокупности сведений, содержащихся в материалах проверки, проводимой Комиссией по факту уклонения от заключения контракта по итогам определения поставщика путем проведения Электронного аукциона, Комиссия пришла к выводу об отсутствии достаточных оснований считать Общество умышленно уклонившимся от заключения контракта.
На основании изложенного, руководствуясь Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях) приняла решение отказать Заказчику во включении информации об Обществе с ограниченной ответственностью "Специализированная строительная компания "Сибмостремонт" (ИНН - 2463031994) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев с момента его принятия.
Председатель Комиссии |
М.А. Дударева |
|
|
Члены Комиссии |
Е.В. Котова |
|
Е.О. Хорышев |
Исп. Хорышев Егор Олегович
тел.(391) 211-01-44,вн. 024-107
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 11 ноября 2022 г. N 024/10/104-2990/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.11.2022