Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
- Логошин А.В. - председатель Комиссии, ио руководителя управления;
- Сисева Н.И. - член Комиссии, заместитель начальника отдела;
- Яковлева Е.Л. - член Комиссии, государственный инспектор,
в присутствии представителей:
заказчика - государственного учреждения - Воронежское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации Кудрявцевой Е.Н. (доверенность от 01.08.2022 года),
заявителя филиала "Воронежский" АО "Московское ПрОП" Купцовой Ю.С. (доверенность от 02.11.2022 N 13)
рассмотрев жалобу филиала "Воронежский" АО "Московское ПрОП" на действия заказчика - государственного учреждения - Воронежское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации при проведении электронного аукциона: Выполнение работ по обеспечению в 2023 году детей - инвалидов, инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезно-ортопедическими изделиями (тутора на нижние конечности) (извещение N 0231100000222000167),
у с т а н о в и л а:
в Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (Воронежское УФАС России) поступила жалоба филиала "Воронежский" АО "Московское ПрОП" (далее - заявитель) на действия заказчика - государственного учреждения - Воронежское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации (далее - заказчик) при проведении электронного аукциона: Выполнение работ по обеспечению в 2023 году детей - инвалидов, инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезно-ортопедическими изделиями (тутора на нижние конечности) (извещение N 0231100000222000167) (далее - аукцион).
По мнению заявителя нарушены его права и законные интересы действиями заказчика, выразившимися в неустановлении в извещении о проведении аукциона ограничений, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Представитель заказчика считает доводы, изложенные в жалобе необоснованными, действия заказчика соответствующими законодательству о закупках.
При рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 09.11.2022 года.
Изучив материалы дела, а также принимая во внимание результаты внеплановой проверки, руководствуясь ч.3 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), Комиссия Воронежского УФАС России установила следующее.
25.10.2022 года в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1165543.47 руб. Торги проводятся на электронной торговой площадке - РТС-тендер.
В соответствии с Описанием объекта закупки (Приложение N1 к извещению о проведении аукциона) предмет контракта: "Выполнение работ по обеспечению в 2023 году детей - инвалидов, инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезно-ортопедическими изделиями (тутора на нижние конечности)":
1. (8-09-49) Тутор на голеностопный сустав
2. (8-09-50) Тутор косметический на голень
3. (8-09-51) Тутор на коленный сустав
4. (8-09-52) Тутор на тазобедренный сустав
5. (8-09-54) Тутор на всю ногу.
Код позициий - 32.50.22.124.
Условия выполнения работ:
- выполнение работ по обеспечению инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов (получателей) должно осуществляться при наличии направления, выданного заказчиком;
- при необходимости прием заказа на изготовление протезно - ортопедического изделия, примерка и доставка готового изделия должно осуществляться с выездом представителей исполнителя по месту жительства получателя за счет исполнителя;
Требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам выполнения работ по изготовлению: выполнение работ по обеспечению туторами (ортезами) должно быть направлено на обеспечение механической фиксации, разгрузки, компенсации функций, поврежденных или реконструированных суставов и других функций опорно-двигательного аппарата.
Выполняемые работы должно включать комплекс медицинских, технических и социальных мероприятий, проводимых с Получателями, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата вследствие заболеваний травматологического, ортопедического, неврологического и иного характера, а также обеспечивать лечение, восстановление и компенсацию утраченных функций организма и неустранимых анатомических дефектов и деформаций.
Туторы должны отвечать требованиям следующих стандартов:
- ГОСТ Р 52878-2021 Туторы на верхние и нижние конечности. Технические требования и методы испытаний;
- ГОСТ Р 51632-2021 Технические средства реабилитации людей с ограничениями жизнедеятельности. Общие технические требования и методы испытаний;
- ГОСТ Р ИСО 22523-2007 Протезы конечностей и ортезы наружные. Требования и методы испытаний.
Работы по обеспечению получателей туторами считаются эффективно исполненными, если у получателя полностью или частично восстановлена опорная, двигательная или иные функции организма, созданы условия для предупреждения развития деформации и благоприятного течения болезни. Туторы должны плотно охватывать конечность или ее сегменты, не вызывая болевых ощущений, не оказывая давления на костные выступы и не нарушая кровообращения конечности. Должны допускать свободное надевание на пораженную конечность. Изготовление должно быть по слепку или индивидуальное моделирование по телу пациента, в соответствии с медицинскими показаниями. Назначение - специальное.
Согласно протоколу подачи ценовых предложений от 02.11.2022 NЦПА1ценовые предложения поступили от четырех участников аукциона.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 07.11.2022 NИЭА1 победителем аукциона признан участник аукциона с идентификационным номером заявки - 112898883.
В силу ч. 3 ст. 14 Закона N 44-ФЗ в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами,и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 14 Закона N 44-ФЗ Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 указанной статьи.
Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства РФ N 617) утвержден прилагаемый к Постановлению Правительства РФ N 617 перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень).
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ N 617 установлено, что для целей осуществления закупок отдельных видов промышленных товаров, включенных в перечень, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза) (далее - заявки), при условии, что на участие в закупке подано не менее 2 заявок, удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрена документация о закупке), которые одновременно: а) содержат предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза; б) не содержат предложений о поставке одного и того же вида промышленного товара одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении заявок.
В силу п. 4 Постановления Правительства РФ N 617 ограничения, установленные постановлением распространяются на товары, включенные в перечень, в том числе поставляемые заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг.
На основании п. 7 Постановления Правительства РФ N 617 для целей реализации настоящего постановления подтверждением страны происхождения отдельных видов промышленных товаров является одно из следующих условий:
а) указание номеров реестровых записей из реестра промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации (далее - реестр российской промышленной продукции), а также информации о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий) (далее - совокупное количество баллов);
б) указание номеров реестровых записей из евразийского реестра промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, порядок формирования и ведения которого устанавливается правом Евразийского экономического союза (далее - евразийский реестр промышленных товаров), а также информации о совокупном количестве баллов за выполнение на территории государств - членов Евразийского экономического союза технологических операций (условий), если это предусмотрено решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. N 105 "Об утверждении Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов);
в) наличие сертификата о происхождении отдельного вида промышленного товара, выдаваемого уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами (далее - сертификат СТ-1), в случае отсутствия сведений о таком товаре в реестре российской промышленной продукции и евразийском реестре промышленных товаров.
Товар, являющийся предметом контракта, включен в перечень (код в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) - 32.50.22.124).
На основании пункта 15 ч.1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Комиссия Воронежского УФАС России установила, что извещение об осуществлении аукциона не содержит информации об ограничениях, установленных постановлением Правительства РФ N 617.
На рассмотрении жалобы представитель заказчика пояснил, что при проведении аукциона постановление Правительства РФ N 617 не подлежит применению по следующим основаниям. Согласно пункту 4 постановления ограничения, установленные данным постановлением, распространяются на товары, включенные в перечень, в том числе поставляемые заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. Однако согласно извещению о проведении аукциона и проекту контракта предметом закупки является не тутор как готовое изделие, а работы по изготовлению тутора для индивидуального получателя, в соответствии с произведенными обмерами. Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" заключение Минпромторга России для целей включения товара в реестр российской промышленной продукции, сертификат СТ-1 могут быть выданы на товар серийного производства. Товар, произведенный по индивидуальному заказу таковым не является, таким образом, в отношении такого товара не может существовать реестровой записи в реестре российской промышленной продукции и сертификата СТ-1.
Комиссия Воронежского УФАС России пришла к выводу о несостоятельности доводов заказчика по следующим основаниям.
Приказом Минпромторга России от 29.05.2020 N 1755 утвержден Порядок формирования и ведения реестра российской промышленной продукции, включая порядок предоставления выписки из него и ее форму.
В соответствии с пунктами 1,3 Порядка формирования и ведения реестра российской промышленной продукции, включая порядок предоставления выписки из него и ее форму ( Приложение N 3 к приказу Минпромторга России от 29.05.2020 N 1755) ведение реестра осуществляется Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России) в электронном виде путем формирования, изменения и (или) исключения реестровых записей с использованием государственной информационной системы промышленности. Основанием для внесения в реестр информации о российской промышленной продукции является наличие заключения Минпромторга России о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выдаваемого в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации".
В соответствии с п. 1(2) постановления Правительства РФ N 719 подтверждением соответствия товаров (продукции) требованиям, предусмотренным приложением к постановлению, является акт экспертизы, выдаваемый Торгово-промышленной палатой Российской Федерации (ТПП РФ) в порядке, определенном ею по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
Приказом ТПП РФ от 30.05.2018 N 52 утверждено Положение о порядке выдачи документов для целей подтверждения производства промышленной продукции на территории Российской Федерации (далее - Положение).
Разделом 10 Приказа ТПП РФ от 30.05.2018 N 52 установлен Порядок оформления акта экспертизы, в соответствии с которым, в числе прочего, дается подробное описание производственных мощностей, приводятся данные о персонале, перечень оборудования и технологических операций, используемых при изготовлении промышленной продукции, а также информация, подтверждающая достаточность переработки промышленной продукции в зависимости от предъявляемых к ней требований; дается описание материалов (сырья) и комплектующих. На основании рассмотренного комплекта документов, представленных заявителем, дается подробное обоснование, что такие требования применительно к заявленной промышленной продукции выполняются.
Получение результата работ по производству товара, как и непосредственное производство товара, достигается путём выполнения технологических процессов с использованием оборудования, материалов и комплектующих.
Заключения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2015 N 719 выдаются Минпромторгом России в случае соответствия требованиям к промышленной продукции, предъявляемым в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории Российской Федерации, а также при соблюдении правил выдачи заключения. При условии, если получение результата работ по производству товара, или непосредственное производство товара достигается путём выполнения идентичных технологических процессов, с использованием идентичного оборудования, при применении в производстве идентичных материалов и комплектующих, продукция признается произведенной на территории Российской Федерации, вне зависимости от объема произведенной партии.
Производитель такой продукции признается отечественным, а выданное заключение Минпромторга России распространяется как на продукцию, изготавливаемую серийным способом, так и на такую же продукцию, изготавливаемую этим же производителем по индивидуальным заказам потребителей.
Информация об этой продукции будет содержаться в реестре промышленной продукции, произведенной на территории РФ.
Указанная позиция подтверждается письмом Минпромторга России от 04.07.2022 года N 63987/12.
Комиссией Воронежского УФАС России также принято во внимание следующее.
Согласно пункту 4 постановления Правительства РФ N 617 ограничения, установленные данным постановлением, распространяются на товары, включенные в перечень, в том числе поставляемые заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг.
В соответствии с извещением о проведении аукциона туторы должны отвечать требованиям стандартов, в том числе: ГОСТ Р 52878-2021 Туторы на верхние и нижние конечности. Технические требования и методы испытаний.
В пункте 3.1 ГОСТ Р 52878-2021 определено, что тутор: техническое средство реабилитации, в котором отсутствуют шарнирные соединения, состоящее из гильзы со смягчающим слоем или без него, элементов крепления, косметических элементов и которое предназначено для жесткой или жестко-упругой фиксации сустава(ов) или сегмента конечности и их частичной разгрузки в приданном положении коррекции.
В указанном ГОСТе приводятся понятия разновидностей туторов:
3.2. тутор индивидуального изготовления: Тутор, изготовленный по индивидуальным параметрам конечности человека,
3.3. тутор максимальной готовности: Тутор, изготовленный по установленным типоразмерам и выдаваемый на подбор.
Таким образом, тутор может являться как изделием серийного производства, так и изготовленным по индивидуальному заказу.
Из изложенного следует, что ограничения, установленные постановлением Правительства РФ N 617, распространяются на включенный в перечень товар - тутор (код - 32.50.22.124), изготовленный как серийным способом, так и по индивидуальным параметрам конечности человека.
Таким образом, в действиях заказчика содержится нарушение пункта 15 ч.1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ, выразившееся в неустановлении в извещении о проведении аукциона ограничений, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 617.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 105, ч.8 ст. 106 Закона N 44-ФЗ, Комиссия Воронежского УФАС России,
р е ш и л а :
1. Признать жалобу филиала "Воронежский" АО "Московское ПрОП" на действия заказчика - государственного учреждения - Воронежское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации при проведении электронного аукциона: Выполнение работ по обеспечению в 2023 году детей - инвалидов, инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезно-ортопедическими изделиями (тутора на нижние конечности) извещение 0231100000222000167) обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика - государственного учреждения - Воронежское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации нарушение пункта 15 ч.1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ, выразившееся в неустановлении в извещении о проведении аукциона ограничений, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 617.
3. Выдать заказчику - государственному учреждению Воронежское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации предписание об устранении выявленного нарушения.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Резолютивная часть объявлена: 09.11.2022 года.
Решение изготовлено в полном объеме: 14.11.2022 года.
Председатель Комиссии А.В. Логошин
Члены Комиссии Н.И. Сисева
Е.Л. Яковлева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 9 ноября 2022 г. N 036/06/49-1245/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.11.2022