Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_";
"_";
"_",
рассмотрев представленные Администрацией Нововаршавского муниципального района Омской области (далее - заказчик) сведения об обществе с ограниченной ответственностью "Строй Подряд" (далее - ООО "Строй Подряд", общество, подрядчик) для включения в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения муниципального контракта N Ф.2022.11121 от 13.07.2022, заключенного по результатам осуществления закупки в форме электронного аукциона на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения Нововаршавского муниципального района Омской области (Реестровый номер 22.33.1076) (извещение N 0152200004722001031) (далее соответственно - электронный аукцион, аукцион, контракт), размещенной Главным управлением контрактной системы Омской области (далее - уполномоченный орган),
при участии посредством видео-конференц-связи представителей:
уполномоченного органа - "_" (доверенность N 143 от 07.02.2022),
заказчика - "_" (доверенность от 08.11.2022),
подрядчика - "_", директора общества, "_" (доверенность от 07.11.2022)
УСТАНОВИЛА:
1. В соответствии с частями 2 и 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе) в Омское УФАС России были представлены (вх. N 10792/22 от 02.11.2022) обращение о включении информации о подрядчике в Реестр и решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из представленных материалов и информации следует, что 15.06.2022 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным органом было размещено извещение о проведении электронного аукциона с начальной (максимальной) ценой контракта 4462389,60 руб.
20.06.2022 размещены разъяснения положений извещения об осуществлении закупки N РИ1.
Согласно протоколу подачи ценовых предложений от 23.06.2022 ценовые предложения были поданы 4 участниками закупки, лучшее ценовое предложение 3659159,40 руб. подано участником закупки с идентификационным номером заявки 52 (порядковый номер 1, присвоенный оператором).
Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 27.06.2022 свидетельствует о том, что заявка 1 участника закупки была отклонена. Победителем электронного аукциона признан участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствовала требованиям, установленным в извещении о проведении электронного аукциона, и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта наиболее низкую цену контракта (ООО "Строй Подряд").
Согласно информации, размещенной на официальном сайте в ЕИС, 13.07.2022 между заказчиком и обществом заключен контракт.
18.10.2022 Администрацией Нововаршавского муниципального района Омской области принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (распоряжение главы Нововаршавского муниципального района Омской области N 323-р от 18.10.2022) в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, заключающемся в невыполнении подрядчиком работ в полном объеме в установленные контрактом сроки.
В обращении заказчика датой расторжения контракта указано 31.10.2022, информация о расторжении контракта размещена на официальном сайте ЕИС 02.11.2022 в разделе "Реестр контрактов".
2. В результате осуществления проверки одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, Комиссия считает, что сведения об обществе с ограниченной ответственностью "Строй Подряд" подлежат включению в Реестр, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из такого закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 такого закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать данному закону.
На основании пункта 8 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе информацию о сроке исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 42 указанной нормы извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено таким законом, должно содержать в виде электронного документа проект контракта.
На основании части 1 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с данным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.
В извещении о проведении электронного аукциона, сформированном программно-аппаратными средствами официального сайта ЕИС и размещенном на таком сайте, в графе "Срок исполнения контракта, срок исполнения и цена отдельных этапов исполнения контракта" было указано: "Начало выполнения работ - дата заключения муниципального контракта, окончание работ - не позднее 30 сентября 2022 года. Работы выполняются в соответствии с Графиком выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N 2 к муниципальному контракту (документ "Проект контракта"))".
Аналогичная информация о сроке выполнения работ содержалась в пункте 1.4 заключенного сторонами контракта и в самом Графике выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N 2 к контракту).
В соответствии с пунктом 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
К отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные данным параграфом, применяются, если иное не установлено правилами такого Кодекса об этих видах договоров (пункт 2 статьи 702 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Согласно пункту 1 статьи 763 ГК РФ подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
Также пунктом 1 статьи 740 ГК РФ предусмотрено, что по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
Таким образом, условие о сроках выполнения работы является существенным для договора подряда, в том числе для договора строительного подряда.
На основании пункта 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Согласно пункту 1.1 предметом контракта выступало следующее: "Подрядчик обязуется по заданию Заказчика выполнить работы по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения Нововаршавского муниципального района Омской области в сроки, предусмотренные контрактом, с учетом Графика выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N 2 к настоящему контракту) (далее соответственно - объект, работы) и сдать их результат Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его в соответствии с настоящим контрактом".
Раздел 8 контракта регламентирует права и обязанности сторон, вытекающие из заключенного контракта.
Так, согласно подпункту 8.2.2 контракта заказчик обязан в течение 2 рабочих дней со дня заключения контракта передать подрядчику по акту приема-передачи объект.
Корреспондирующая данной обязанности заказчика обязанность подрядчика закреплена в подпункте 8.4.3 контракта.
Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных таким Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статья 310 ГК РФ).
На основании пункта 2 статьи 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
В силу пункта 1 части 14 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 статьи 95 такого закона.
Согласно части 8 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Частью 9 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 13.7 контракта было предусмотрено условие о том, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения в соответствии с гражданским законодательством.
Также в пункте 8.1 контракта определены права заказчика, связанные с принятием решения об одностороннем отказе от исполнения контракта:
- отказаться от исполнения контракта и потребовать возмещения убытков, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению контракта или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным (подпункт 8.1.6),
- принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств (подпункт 8.1.7).
Порядок расторжения контракта при принятии заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта предусмотрен положениями части 12.1 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе.
В соответствии с указанной статьей в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 данной статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 такого закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 данной части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 такой части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссией установлено, что принятое Администрацией Нововаршавского муниципального района Омской области решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 18.10.2022 в 11:48 (МСК) было сформировано с использованием официального сайта ЕИС, подписано усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещено в ЕИС.
Частью 13 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе регламентировано, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с требованием части 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 такой статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Датой поступления обществу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта и его надлежащим уведомлением на основании сведений вкладки "решение об одностороннем отказе" реестра контрактов (реестровый номер контракта 3552500372322000015) признается 18.10.2022 в 12:29 час. (МСК) в соответствии с часовой зоной, в которой расположен такой подрядчик.
Таким образом, ООО "Строй Подряд" в период с 19.10.2022 по 28.10.2022 имело право устранить нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от его исполнения.
3. Постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Согласно пункту 3 раздела II Правил обращение о включении информации об участнике закупки в реестр направляется в срок, предусмотренный частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе.
В силу частей 2 и 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 такого закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 данного закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (часть 16 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе).
На основании подпункта "а" пункта 13 Правил не позднее 5 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении сведений об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения закона и обязан исследовать все обстоятельства дела, дав оценку обстоятельствам, свидетельствующим направленности действий поставщика (подрядчика, исполнителя) на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения. Включение сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр является исключительной мерой ответственности за недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 данных Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Омским УФАС России 03.11.2022 по адресу электронной почты ООО "Строй Подряд": samvel.051@mail.ru, содержащемуся в сведениях об участнике при подаче заявки на участие в электронном аукционе, было направлено (исх. N ТШ/8739/22) уведомление с предложением о представлении в срок не позднее 08.11.2022 письменных пояснений на обращение заказчика о включении сведений в Реестр с приложением подтверждающих документов, данное письмо также содержало уведомление о рассмотрении 10.11.2022 в 11 час. 20 мин. настоящего обращения заказчика.
На указанный запрос Омского УФАС России были представлены (вх. N 10971-ЭП/22 от 09.11.2022) пояснения, в которых общество выражает несогласие принятому заказчиком решению об одностороннем отказе от исполнения контракта, считает, что невыполнение работ в предусмотренный контрактом срок обусловлено неправомерными действиями самого заказчика.
Представленные заказчиком сведения о взаимодействии с ООО "Строй Подряд" в рамках исполнения контракта, документальные доказательства существенных нарушений условий контракта, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, а также вся имеющаяся переписка между сторонами свидетельствуют о следующем:
ДАТА |
СОБЫТИЕ |
03.08.2022 |
Между сторонами на основании части 1.2 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заключено дополнительное соглашение N 1 об изменении цены контракта. |
24.10.2022 |
Общество обратилось (исх. N 26) к заказчику с просьбой отменить решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по причине устранения обстоятельств, послуживших основанием для его принятия. |
26.10.2022 |
Комиссией при участии представителей заказчика был составлен акт, которым подтверждено, что на дату составления данного акта обязательства по контракту подрядчиком не исполнены. |
27.10.2022 |
Заказчик в письме сообщил (исх. N 01-19/935) обществу о проведенной проверке, в ходе которой было установлено, что работы, предусмотренные контрактом, не выполнены. |
28.10.2022 |
Подрядчик уведомил заказчика (исх. N 27) о готовности исполнить обязательства по заключенному контракту, вместе с тем обращено внимание на запрет со стороны последнего производить работы по укладке асфальта, обосновывая это невозможностью выполнения данного вида работ в текущих погодных условиях, с чем общество не согласно. Кроме того, подрядчик просил пояснить причину отказа заказчика от исполнения контракта. |
Изложенное выше, по мнению Комиссии, указывает на то, что ООО "Строй Подряд" условия заключенного контракта надлежащим образом не исполнялись.
Так, согласно условиям контракта о сроке выполнения работ обязательства подрядчиком должны быть исполнены не позднее 30.09.2022. Вместе с тем работы не выполнены (нарушено существенное условие контракта - конечный срок выполнения работ), не переданы для приемки заказчику.
Вопреки указанию общества на отказ заказчика от приемки выполненных работ, Комиссией установлено, что на официальном сайте ЕИС сведения как о направленном со стороны ООО "Строй Подряд" документе о приемке, так и отказе заказчика от приемки таких работ не размещены.
Учитывая, что обязательства по контракту на дату принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта фактически исполнены не были, Комиссия усматривает в действиях общества направленность на несоблюдение условий контракта.
Представленные документы и сведения подтверждают факт того, что цель, для достижения которой заключался контракт, не достигнута, ввиду неисполнения подрядчиком принятых обязательств права заказчика нарушены.
Комиссия не может согласиться с утверждением общества о нарушении заказчиком порядка передачи объекта (подпункт 8.2.2 контракта) как на обстоятельство, препятствовавшее выполнению подрядчиком работ по контракту.
Данные выводы обусловлены тем, что указанной выше обязанности заказчика согласно условиям заключенного контракта корреспондирует соответствующая обязанность подрядчика - принять по акту приема-передачи объект (подпункт 8.4.3 контракта).
Вместе с тем из материалов дела следует, а также не было опровергнуто сторонами, что фактически к выполнению работ по ремонту автомобильных дорог общество приступило, каких-либо возражений в части соблюдения порядка передачи объекта в адрес заказчика не направляло, препятствия со стороны последнего к производству работ не чинились.
При рассмотрении настоящих сведений подрядчиком не представлены документы о принятии всех возможных, своевременных и достаточных мер к исполнению обязательств.
В частности, в направленном 28.10.2022 обществом в адрес заказчика письме сообщено о готовности выполнить работы по заключенному контракту, однако какие-либо активные действия совершены не были.
При этом Комиссией не могут быть приняты доводы ООО "Строй Подряд" о том, что заказчиком в указанный период был высказан запрет на производство работ по укладке асфальта по причине неблагоприятных погодных условий. По мнению подрядчика, такой запрет являлся необоснованным и неоснованным на приведенных в своих устных пояснениях ссылках на нормативно-технические документы, регулирующие температурный режим при устройстве асфальтобетонных покрытий ("СП 78.13330.2012. Свод правил. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85", утвержденный приказом Минрегиона России от 30.06.2012 N 272, "ГОСТ Р 58831-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Покрытия асфальтобетонные. Общие правила устройства при неблагоприятных погодных условиях", утвержденный и введенный в действие приказом Росстандарта от 17.03.2020 N 137-ст и ОДМ 218.3.102-2017 "Методические рекомендации по устройству асфальтобетонных покрытий при неблагоприятных погодных условиях"). Комиссия отмечает, что каких-либо документальных доказательств, свидетельствующих о том, что заказчиком чинились препятствия к выполнению работ, подрядчиком не представлено. Погодные условия на протяжении срока действия контракта и до момента вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта позволяли обществу выполнять подрядные работы.
Несостоятельным следует признать и довод общества о том, что только 03.08.2022 при заключении дополнительного соглашения N 1 был определен объем работ.
Изменение контракта на основании части 1.2 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе связано с изменением цены контракта не более чем на десять процентов пропорционально дополнительному объему работы. Основной же объем работы был определен заказчиком на этапе размещения извещения об осуществлении закупки, на выполнение которой подрядчик выразил согласие при подаче заявки для участия в данном электронном аукционе.
Более того, подписание дополнительного соглашения со стороны ООО "Строй Подряд" свидетельствует о его добровольной готовности исполнить обязательства по контракту с учетом включения в него новых видов работ при неизменном первоначальном сроке их выполнения.
В 10-дневный срок, установленный частью 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе, Общество не воспользовалось своим правом на исправление нарушений, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Доказательства, подтверждающие то, что нарушения условий контракта подрядчиком были устранены, подрядчиком не представлены.
Таким образом, изложенные обстоятельства свидетельствуют о неисполнении подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а равно о наличии у заказчика оснований для одностороннего отказа от исполнения контракта.
Согласно пункту 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
На основании пункта 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен.
Они характеризуются внезапностью (непредсказуемостью или неопределённостью во времени наступления) и неоднозначностью последствий, могут вызвать человеческие жертвы и нанести материальный ущерб.
Следует учесть, что в соответствии с пунктом 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.
Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
Доказательств наличия у общества каких-либо обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы и не позволивших ему исполнить надлежащим образом обязательства по контракту, в Омское УФАС России не представлено.
Комиссией также не выявлены обстоятельства, которые в соответствии с пунктом 15 Правил являются основанием для принятия решения об отказе во включении информации о подрядчике в Реестр.
Действуя в рамках заключенного контракта, подрядчик должен был осознавать то обстоятельство, что он вступил в правоотношения по расходованию публичных финансов, что требовало от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Комиссия считает, что при указанных обстоятельствах сведения об обществе с ограниченной ответственностью "Строй Подряд" подлежат включению в Реестр.
На основании изложенного, руководствуясь, частью 7 статьи 104, пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Включить в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на два года сведения:
- об обществе с ограниченной ответственностью "Строй Подряд": 644081, г. Омск, ул. Лукашевича, д. 12 А, кв. 8, ИНН 5507278531, КПП 550701001,
- о директоре и единственном участнике общества с ограниченной ответственностью "Строй Подряд" (размер доли (в процентах) - 100 % "_", ИНН 552809496575.
2. Информация, необходимая при включении сведений о недобросовестном подрядчике в Реестр:
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+ II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
31.10.2022 |
02.11.2022 |
02.11.2022 |
0 |
02.11.2022 |
10.11.2022 |
10.11.2022 |
0 |
15.11.2022 |
15.11.2022 |
0 |
0 |
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии: |
"_"
"_"
"_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 10 ноября 2022 г. N 055/10/104-879/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.11.2022