Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_";
"_";
"_",
рассмотрев представленные бюджетным учреждением здравоохранения Омской области "Клинический онкологический диспансер" (далее - БУЗОО "КОД", учреждение, заказчик) сведения об обществе с ограниченной ответственностью "ФАРМСКЛАД N1" (далее - ООО "ФАРМСКЛАД N1", общество, поставщик) для включения в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта N 22001792 от 26.08.2022 (далее - контракт), заключенного по результатам осуществления закупки в форме электронного аукциона на поставку лекарственного препарата для медицинского применения с МНН Паклитаксел (Реестровый номер 222010) (извещение N 0852500000122001792) (далее соответственно - электронный аукцион, контракт), размещенной казенным учреждением Омской области "Центр по осуществлению закупок товаров, работ, услуг в сфере здравоохранения" (далее - уполномоченное учреждение),
при участии посредством видео-конференц-связи представителей:
уполномоченного учреждения - "_" (доверенность N 24 от 29.12.2021),
заказчика - "_" (доверенность N 7 от 04.04.2022),
поставщика - "_" (доверенность N 13/1 от 01.09.2022)
УСТАНОВИЛА:
1. В соответствии с частями 2 и 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе) в Омское УФАС России были представлены (вх. N 10957/22 от 08.11.2022) обращение о включении информации о поставщике в Реестр и решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из представленных материалов и информации следует, что 04.08.2022 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным учреждением было размещено извещение о проведении электронного аукциона с максимальным значением цены контракта 14895253 руб., начальные цены единиц товара составляли 392,46 руб. и 595,78 руб.
Протокол подачи ценовых предложений от 12.08.2022 свидетельствует о том, что ценовые предложения были поданы 6 участниками закупки, лучшее ценовое предложение 330,97 руб. подано участником закупки с идентификационным номером заявки 1 (порядковый номер 1, присвоенный оператором).
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 15.08.2022 заявка одного участника была отклонена, победителем электронного аукциона признан участник, заявка на участие в закупке которого соответствовала требованиям, установленным в извещении о проведении электронного аукциона, и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта наиболее низкую цену контракта (ООО "ФАРМСКЛАД N 1").
При этом обществом была предложена сумма цен единиц товара, которая на 61,5% ниже начальной суммы цен указанных единиц.
Согласно информации, размещенной на официальном сайте в ЕИС, 26.08.2022 между учреждением и обществом заключен контракт.
20.10.2022 БУЗОО "КОД" принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неоднократным нарушением поставщиком срока поставки товара. В данном решении заказчика указано, что по состоянию на 20.10.2022 обязательства по поставке товара обществом не исполнены, пени не оплачены.
В обращении заказчика датой расторжения контракта указано 01.11.2022, информация о расторжении контракта размещена на официальном сайте ЕИС 03.11.2022 в разделе "Реестр контрактов".
2. В результате осуществления проверки одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, Комиссия считает, что сведения об обществе с ограниченной ответственностью "ФАРМСКЛАД N 1" не подлежат включению в Реестр, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из такого закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 такого закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать данному закону.
На основании пункта 8 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе информацию о сроке исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 42 указанной нормы извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено таким законом, должно содержать в виде электронного документа проект контракта.
На основании части 1 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с данным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.
В соответствии с пунктом 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Согласно пункту 1.1 предметом контракта являлось следующее: "В соответствии с Контрактом Поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, осуществить поставку лекарственного препарата для медицинского применения с МНН Паклитаксел (код ОКПД2 - 21.20.10.211) (далее - Товар) в соответствии со Спецификацией (приложение N 1 к Контракту), а Заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, принять и оплатить поставленный Товар".
Пунктом 1.2 контракта также предусмотрено, что номенклатура товара и его количество определяются Спецификацией (приложение N 1 к контракту), технические показатели - Техническими характеристиками (приложение N 2 к контракту).
Из Спецификации и Технических характеристик следует, что поставке подлежал лекарственный препарат "Паклитаксел" в следующих лекарственной форме и дозировке:
- концентрат для приготовления раствора для инфузий, 6 мг/мл, 16.7 мл N1,
- концентрат для приготовления раствора для инфузий, 6 мг/мл, 5 мл N1.
Наименование производителя лекарственного препарата: РУП БЕЛМЕДПРЕПАРАТЫ.
Страна происхождения товара: Республика Беларусь.
В соответствии с пунктом 12 Технических характеристик остаточный срок годности товара на момент поставки должен составлять не менее 12 месяцев от срока годности установленного производителем (изготовителем).
Согласно пункту 1.3 контракта поставка товара осуществляется с разгрузкой транспортного средства в сроки, определенные Календарным планом (приложение N 3 к контракту).
В свою очередь, Календарный план устанавливает следующий срок поставки товара: с момента заключения контракта по 23 декабря 2022 года, поставка товара осуществляется по письменным заявкам заказчика в течение 7 (семи) рабочих дней с момента получения заявки поставщиком. Количество товара определяется в соответствии с заявкой заказчика.
Кроме того, в пункте 3.1 контракта перечислены обязанности поставщика, непосредственно связанные с самой поставкой товара, в том числе:
- обеспечить прием заявок заказчика на поставку товара. В течение 1 рабочего дня с момента поступления заявки направить заказчику подтверждение получения заявки в письменной форме, телефонограммой, посредством факсимильной связи или по электронной почте (подпункт 3.1.1),
- поставить товар, соответствующий требованиям законодательства Российской Федерации, в соответствии с условиями контракта, в полном объеме, надлежащего качества и в установленные сроки (подпункт 3.1.2).
Относительно остаточного срока годности товара в пункте 8.2 контракта определено, что он на дату поставки заказчику должен соответствовать значению, указанному в Технических характеристиках. Срок годности товара подтверждается инструкцией по медицинскому применению товара на русском языке, а также информацией, указанной на русском языке на первичной упаковке товара (за исключением первичной упаковки лекарственных растительных препаратов) и на вторичной (потребительской) упаковке.
Также в соответствии с пунктом 12 Технических характеристик остаточный срок годности товара на момент поставки должен составлять не менее 12 месяцев от срока годности, установленного производителем (изготовителем).
Статьей 309 ГК РФ регламентировано, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных таким Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статья 310 ГК РФ).
На основании пункта 2 статьи 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
В силу пункта 1 части 14 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 статьи 95 такого закона.
Согласно части 8 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Частью 9 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 12.3 контракта было предусмотрено условие о том, что контракт может быть расторгнут по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Также подпункт 3.4.9 пункта 3.4 контракта определял право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
Пункт 2 указанной статьи также устанавливает, что нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Порядок расторжения контракта при принятии заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта предусмотрен положениями части 12.1 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе.
В соответствии с указанной статьей в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 данной статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 такого закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 данной части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 такой части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссией установлено, что принятое учреждением решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 21.10.2022 в 06:23 (МСК) было сформировано с использованием официального сайта ЕИС, подписано усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещено в ЕИС.
Частью 13 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе регламентировано, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с требованием части 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 такой статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Датой поступления обществу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта и его надлежащим уведомлением на основании сведений вкладки "решение об одностороннем отказе" реестра контрактов (реестровый номер контракта 2550302559322000656) признается 21.10.2022 в 06:23 (МСК) в соответствии с часовой зоной, в которой расположен такой поставщик.
Таким образом, ООО "ФАРМСКЛАД N 1" в период с 22.10.2022 по 31.10.2022 имело право устранить нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от его исполнения.
3. Постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Согласно пункту 3 раздела II Правил обращение о включении информации об участнике закупки в реестр направляется в срок, предусмотренный частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе.
В силу частей 2 и 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 такого закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 данного закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (часть 16 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе).
На основании подпункта "а" пункта 13 Правил не позднее 5 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении сведений об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения закона и обязан исследовать все обстоятельства дела, дав оценку обстоятельствам, свидетельствующим направленности действий поставщика (подрядчика, исполнителя) на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения. Включение сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр является исключительной мерой ответственности за недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 данных Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Омским УФАС России 09.11.2022 по адресу электронной почты ООО "ФАРМСКЛАД N 1": tender@farmsk.ru, указанному в контракте, было направлено (исх. N ТШ/8809/22) уведомление с предложением о представлении в срок не позднее 11.11.2022 письменных пояснений на обращение заказчика о включении сведений в Реестр с приложением подтверждающих документов, данное письмо также содержало уведомление о рассмотрении 15.11.2022 в 10 час. 40 мин. настоящего обращения заказчика.
На указанный запрос Омского УФАС России были представлены (вх. N 11159-ЭП/22 от 14.11.2022) пояснения, в которых общество в качестве причины неполной поставки товара по контракту ссылалось на отсутствие необходимого лекарственного препарата в гражданском обороте на территории Российской Федерации в связи с его дефектурой, которую поставщик объективно не мог предвидеть.
Представленные заказчиком сведения о взаимодействии с ООО "ФАРМСКЛАД N 1" в рамках исполнения контракта, документальные доказательства ненадлежащего исполнения контракта, послужившего основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, а также вся имеющаяся переписка между сторонами свидетельствуют о следующем.
Производителем товара, предложенного обществом к поставке, было сообщено 13.07.2022 (исх. N 22-10/321) и 28.09.2022 (исх. N 22-10/415) о временной приостановке выпуска лекарственного средства в лекарственной форме и дозировке, необходимой заказчику, по причине отсутствия одного из вспомогательных веществ, входящих в состав препарата. Возобновление производства согласно письмам РУП БЕЛМЕДПРЕПАРАТЫ возможно не ранее ноября-декабря 2022 года.
09.09.2022 заказчиком в адрес поставщика посредством электронной почты была направлена (исх. N 3982 от 08.09.2022) заявка на поставку товара в количестве 3000 упаковок (лекарственные препараты Паклитаксел концентрат для приготовления раствора для инфузий, 6 мг/мл, 16.7 мл N 1 в количестве 1800 упаковок и Паклитаксел концентрат для приготовления раствора для инфузий, 6 мг/мл, 5 мл N 1 в количестве 1200 упаковок) на сумму 6051038,40 руб. со сроком поставки не позднее 20.09.2022, однако товар поставлен не был.
Аналогичная первой заявка с просьбой о поставке лекарственных препаратов была направлена 30.09.2022 (исх. N 4356).
15.09.2022 и 19.09.2022 поставщик, уведомляя заказчика о дефектуре товара, предложил заменить часть лекарственных препаратов, подлежащих поставке, на лекарственный препарат Паклитаксел-Келун-Казфарм, концентрат для р-ра д/инф. 60 мг/10 мл N 1 со страной производства Республика Казахстан, которые, по мнению общества, являются эквивалентными.
Учреждением был выражен однозначный отказ от поставки предлагаемого препарата. Следует также учитывать, что доказательства эквивалентности рассматриваемых лекарственных препаратов поставщиком подтверждены не были.
Изложенное выше явно указывает на то, что обществом были неоднократно нарушены сроки поставки товара, соответственно, обязательства по контракту (поставке товара, отвечающего требованиям контракта) ООО "ФАРМСКЛАД N 1" на дату принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта надлежащим образом исполнены не были, в связи с чем Комиссия усматривает в действиях поставщика направленность на несоблюдение условий контракта.
О ненадлежащем исполнении обязательств также свидетельствуют неоднократно направленные в адрес общества со стороны БУЗОО "КОД" претензии с требованием о поставке товара и оплате пени от 26.09.2022, 03.10.2022 и 10.10.2022 (исх. NN 4281, 4409 и 4602, соответственно), которые оставлены поставщиком без удовлетворения.
Вместе с тем Комиссия считает необходимым отметить следующее.
При осуществлении гражданских прав добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются (пункт 5 статьи 10 ГК РФ).
При применении гражданского законодательства в гражданских правоотношениях (пункт 2 статьи 6 ГК РФ), в том числе при осуществлении закупок и исполнении договоров изначально презюмируются принципы добросовестности, разумности и справедливости, основные начала гражданского законодательства, провозглашенные статьей 1 ГК РФ, также предусматривают, что при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно (пункт 3 статьи 1 ГК РФ); никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ).
Комиссия при оценке действий сторон (заказчика и поставщика), связанных с осуществлением данной закупки (пункт 3 части 1 статьи 3 Федерального закона о контрактной системе) и направленных на обеспечение государственных нужд, отмечает, что в данных правоотношениях сторон принципы добросовестности, разумности и справедливости соблюдены не в полной мере.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, исследовав комплекс совершенных заказчиком и обществом действий в рамках заключения и исполнения контракта, Комиссия установила также и их несоответствие требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Согласно пункту 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
На основании пункта 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Комиссия отмечает, что общество, принимая участие в закупке и выражая согласие на поставку товара (в августе 2022 года) на условиях, предусмотренных извещением о проведении электронного аукциона, а в дальнейшем заключая контракт, не вправе ссылаться на обстоятельства отсутствия необходимого лекарственного препарата в гражданском обороте.
Невозможность приобретения товара у сторонней организации для целей исполнения заключенного с заказчиком контракта относится к рискам его предпринимательской деятельности и не является обстоятельством непреодолимой силы.
ООО "ФАРМСКЛАД N 1", руководствуясь требованиями заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей по контракту, должно было осознавать возможные риски, связанные с дефектурой лекарственного препарата, о которой ему было достоверно известно еще 13.07.2022 (то есть до принятия решения об участии в спорной закупке) на основании официального письма производителя лекарственного препарата для медицинского применения с МНН Паклитаксел РУП БЕЛМЕДПРЕПАРАТЫ.
Более того, выступая в качестве профессионального участника гражданского оборота, осуществляющего деятельность в сфере государственных закупок, общество должно было знать о недопустимости замены при заключении и исполнении контракта, предметом которого является поставка лекарственного препарата с соблюдением ограничений, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 N 1289, лекарственного препарата конкретного производителя или страны его происхождения, указанных в заявке (окончательном предложении), содержащей предложение о поставке лекарственного препарата, на другой лекарственный препарат (пункт 3 данного Постановления).
В письменных пояснениях поставщика также указано на то, что им 12.10.2022 в целях поставки требуемых заказчику лекарственных препаратов были направлены запросы о предоставлении информации об их наличии у таких поставщиков, как ООО "Орбис Фарм", ООО "Фарминвестгрупп" и ООО "Галафарм".
В ответ на направленные запросы 17.10.2022 (исх. N 230), 20.10.2022 (исх. N б/н) и 24.10.2022 (исх. N 78) от ООО "Орбис Фарм", ООО "Фарминвестгрупп" и ООО "Галафарм" было сообщено об отсутствии запрошенных лекарственных препаратов.
Однако такие действия общества нельзя признать достаточными и направленными на своевременное исполнение обязательств по заключенному контракту, поскольку согласно первой заявке заказчика поставка товара должна была быть осуществлена не позднее 20.09.2022.
Несмотря на приведенные ООО "ФАРМСКЛАД N 1" обстоятельства невозможности приобретения товара, 05.10.2022 в адрес заказчика были доставлены 205 упаковок лекарственного препарата, удовлетворяющего требованиям контракта, на сумму 536257,45 руб. (транспортная накладная N 41472 от 28.09.2022, счет-фактура N УА-1865 от 28.09.2022).
Указанное также подтверждается информацией официального сайта ЕИС, согласно которой подписанный и размещенный обществом 28.09.2022 документ о приемке со стороны заказчика был подписан 28.10.2022 (с учетом времени для уточнения данных изначально направленного документа).
По мнению Комиссии, социальная значимость осуществляемой заказчиком деятельности требует от поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по контрактам большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, в частности при поставке товаров (лекарственных препаратов), отсутствие которых может привести к нарушению нормальной работы учреждения здравоохранения, в том числе онкологического профиля. Более того, лекарственный препарат "Паклитаксел" согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 N 2406-включен в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения.
Несмотря на подтвержденный представленными в материалы дела документами и сведениями факт неоднократного нарушения обществом срока поставки товара, действия заказчика при заключении контракта с потенциальным поставщиком также не могут быть признаны надлежащими.
В соответствии с частью 9 статьи 37 Федерального закона о контрактной системе если конкурс или аукцион проводится для заключения контракта на поставку товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан, участник закупки, предложивший цену контракта, сумму цен единиц товара на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, наряду с требованиями, предусмотренными данной статьей, обязан представить заказчику обоснование предлагаемых цены контракта, суммы цен единиц товара, которое может включать в себя гарантийное письмо от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара (за исключением случая, если количество поставляемых товаров невозможно определить), документы, подтверждающие наличие товара у участника закупки, иные документы и расчеты, подтверждающие возможность участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемым цене, сумме цен единиц товара.
По смыслу подпункта "а" пункта 1 части 3 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе участник закупки при заключении контракта в случаях, предусмотренных статьей 37 данного закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей.
Также из пункта 1 части 6 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе следует, что в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 данной статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 данной статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 данной статьи) и частью 5 данной статьи, такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.
Установлено, что цена единицы товара, предложенная обществом в рамках подачи ценовых предложений, по отношению к максимальному значению цены контракта была снижена более чем на 25 %, в связи с чем при заключении контракта ему надлежало исполнить требования, предъявляемые частью 9 статьи 37 Федерального закона о контрактной системе.
Вместе с тем при подписании проекта контракта участником закупки было представлено гарантийное письмо ООО "МЕДИНГОФ" от 25.08.2022, в котором последний гарантирует ООО "ФАРМСКЛАД N 1" поставку лекарственных препаратов по аукциону согласно заявленным ценам.
Однако из заявки поставщика и Технических характеристик (приложение N 2 к контракту) однозначно следует, что производителем лекарственного препарата является иное лицо - РУП БЕЛМЕДПРЕПАРАТЫ, только последний мог гарантировать цену и количество поставляемого товара.
Победителем закупки не были представлены документы, подтверждающие наличие у него самого такого товара, а также иные документы и расчеты, подтверждающие возможность участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемой сумме цен единиц товара (само по себе гарантийное письмо ООО "МЕДИНГОФ", т.е. одного из нескольких лиц в "цепочке" перепродавцов, без подтвержденных расчетов не являлось надлежащим доказательством исполнения требований части 9 статьи 37 Федерального закона о контрактной системе).
Таким образом, действия заказчика при заключении контракта с обществом являлись неправомерными.
При указанных обстоятельствах сведения об обществе с ограниченной ответственностью "ФАРМСКЛАД N 1" не подлежат включению в Реестр.
Кроме того, Комиссией в действиях БУЗОО "КОД" было выявлено нарушение установленного законодательством о контрактной системе в сфере закупок требования к сроку направления заказчиком в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информации, подлежащей включению в Реестр.
В силу положений части 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе такая информация подлежала направлению в срок не позднее 03.11.2022, в то время как обращение БУЗОО "КОД" фактически поступило в адрес Омского УФАС России только 08.11.2022. Доказательств невозможности направления заказчиком указанной информации в регламентированный законом срок представлено не было.
На основании изложенного, руководствуясь, частью 7 статьи 104, пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Не включать в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведения:
- об обществе с ограниченной ответственностью "ФАРМСКЛАД N 1": 141044, Московская область, г. Мытищи, д. Грибки, д. 19А, лит. 1Б, эт. 2, ИНН 5029251207, КПП 502901001,
- о генеральном директоре и единственном участнике общества с ограниченной ответственностью "ФАРМСКЛАД N 1" (размер доли (в процентах) - 100 % "_", ИНН 505014986788.
2. Признать в действиях бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Клинический онкологический диспансер" нарушение части 9 статьи 37, части 6 статьи 51, части 16 статьи 95 и части 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе.
3. По фактам выявленных нарушений законодательства в сфере закупок передать материалы электронного аукциона должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии: |
"_"
"_"
"_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 15 ноября 2022 г. N 055/10/104-889/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.11.2022