Резолютивная часть объявлена 10.11.2022 г. Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 15.11.2022
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председатель комиссии:
- Валиуллин Р.Р. - Заместитель руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Михайлова О.Н.- Старший специалист 1 разряда отдела Управления;
- Петухова Ю.А. - Эксперт отдела Управления,
от Заявителя - посредством видеоконференц-связи Малахов К.О. по доверенности Nб/н от 23.11.2021;
от Заказчика - посредством видеоконференц-связи Шилова Н.П. по доверенности Nб/н от 08.11.2022,
рассмотрев жалобу ООО ЧОО "Илир" (ИНН: 2461029990; ОГРН: 1152468050680) от 03.11.2022 N11380/22, на действия Заказчика - Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Сургутский многопрофильный центр для инвалидов", при проведении открытого конкурса в электронной форме, предметом которого является оказание услуг по охране объектов и территории (извещение N 0387200019222000224) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба ООО ЧОО "Илир" (ИНН: 2461029990; ОГРН: 1152468050680) от 03.11.2022 N11380/22, на действия Заказчика, при проведении открытого конкурса в электронной форме, предметом которого является оказание услуг по охране объектов и территории (извещение N 0387200019222000224).
В доводах жалобы Заявитель указал следующее:
1. Заказчиком в приложении N4 к Извещению установлены не предусмотренные действующим законодательством требования к детализирующим показателям оценки участника.
2. Заказчиком установлены требования о наличии у сотрудников охраны:
2.1. Заключения о прохождении медицинского осмотра по п. 25 приложения к приказу от 28.10.2021 N29-н Минздрава Российской Федерации, флюорографии-оригинала - действующего, прививочный сертификат с вакцинацией в соответствии с СанПиН 2.4.3259-15 и приказом от 21.03.2014 N125-н Минздрава Российской Федерации (по типам производственных помещений).
2.2. Справок об отсутствии судимости.
3. В части 5 описания объекта закупки Заказчиком установлено требование о том, что сотрудник охраны в числе прочего должен быть обеспечен за счет исполнителя детектором взрывчатых веществ.
В ходе рассмотрения доводов сторон, материалов дела, Комиссией Управления установлено следующее.
1. Относительно первого довода жалоба Комиссия Управления поясняет следующее.
Частями 8, 9 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено следующее:
8. Порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
9. Не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящей статьей критериев или их величин значимости, установленных частью 6 настоящей статьи и в соответствии с частью 8 настоящей статьи. В случае невыполнения заказчиком требования настоящей части определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть признано недействительным по иску участника или участников закупки.
Заказчиком в приложении N4 к Извещению о проведении конкурса установлено требование: общая цена исполненных участником закупки договоров, при этом цена каждого контракта должна составлять не менее 20% НМЦК.
В соответствии с положениями части 28 Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" установлено, что в случае применения показателя оценки "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта" применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.
Данный вывод Управления подтверждается судебной практикой: Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2022 N 09АП-66017/2022 по делу N А40-75962/2022.
В силу вышеизложенного, установление Заказчиком детализирующих показателей оценки заявок, не предусмотренных действующим законодательством является нарушением положений части 9 статьи 32 Закона о контрактной системе, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Относительно второго довода жалобы Комиссия Управления поясняет следующее.
2.1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Категория обслуживаемых Заказчиком граждан - пожилые граждане.
Учитывая характер и социальную значимость объекта в целом, и предмета закупки, учитывая достижение целей установленных законодательством РФ к таким объектам (Геронтологический центр - стационарное учреждение социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, признанных нуждающимися в социальном обслуживании с постоянным проживанием) Заказчик исходил из соответствующих требований Федеральных законов и приказов учреждения, а также Постановлений Губернатора.
Посты охраны находятся в холлах зданий, в которых проживают пожилые граждане и оказываются непосредственно услуги, что влечет непосредственный контакт с получателями социальных услуг работников охранной организации.
Учитывая категорию обслуживаемых учреждением граждан, деятельность учреждения осуществляется в соответствиями с требованиями Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 08.10.2021 N 8 "О проведении профилактических прививок против новой короновирусной инфекции отдельными категориями граждан".
Также статьей 19 Федерального закона N 68-ФЗ установлено, что граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правилаповедения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Кроме того, в соответствии с постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 02.03.2020 N 5 "О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)", от 30.03.2020 N 9 "О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019", от 22.05.2020 N 15 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)", от 16.10.2020 N 31 "О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-19 в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом" высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) необходимо обеспечить организацию и проведение мероприятий, направленных на предупреждение завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), а также обеспечить своевременное принятие противоэпидемических мер, направленных на стабилизацию обстановки, связанной с распространением случаев заболевания COVID-19.
Статьей 8 Закона от 19.11.2001 N 75-оз "О Губернаторе Ханты- Мансийского автономного округа - Югры" установлено, что Губернатор автономного округа в пределах полномочий на основе и во исполнение Конституции Российской Федерации, федерального законодательства, Устава (Основного закона) автономного округа и законов автономного округа издает постановления и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории автономного округа.
На основании вышеуказанных ФЗ и постановлений в учреждении создан приказ от 12.10.2021 года N 128/01-05, который запрещает нахождение на территории учреждения без прививок.
Пунктом 20 Приказа Минздрава России от 28.01.2021 N 29н "Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры" установлено, что периодические медицинские осмотры проходят работники:
- организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей;
- выполняющие работы, предусмотренные приложением к Порядку.
Соответственно, в виду того, что деятельность учреждения связана с проживанием и реабилитацией пожилых граждан, то организации выполняющие работы (оказывающие услуги) на объекте Заказчика обязаны соблюдать требования установленные Приказом Минздрава России от 28.01.2021 N 29н, основываясь на п. 12.2 по прохождению исследований флюорографии, а также прививок на основании п. 1.5 СП 2.4.3648-20 "Работники хозяйствующих субъектов должны соответствовать требованиям, касающимся прохождения ими предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров, профессиональной гигиенической подготовки и аттестации (при приеме на работу и далее с периодичностью не реже 1 раза в 2 года, работники комплекса помещений для приготовления и раздачи пищи - ежегодно) вакцинации и иметь личную медицинскую книжку с результатами медицинских обследований и лабораторных исследований, сведениями о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации с допуском к работе" и перечню, установленному приложениями к приказу от 6 декабря 2021 года N 1122н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок, календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям и порядка проведения профилактических прививок".
В силу вышеизложенного, довод Заявителя в данной части является необоснованным.
Относительно установления Заказчиком требования о наличии у сотрудников охраны прививочного сертификата с вакцинацией в соответствии с Приказом Минздрава России от 21.03.2014 N 125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям", Комиссия Управления поясняет следующее.
Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Приказ Минздрава России от 21.03.2014 N 125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям" утратил силу в связи с изданием Приказа Минздрава России от 06.12.2021 N 1122н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок, календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям и порядка проведения профилактических прививок".
Таким образом, Заказчиком нарушены положения части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2.2. В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Частные охранные организации и частные охранники в том числе осуществляют охранную деятельность в соответствии с Законом РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации".
В соответствии со статьей 11.1. Закона N 2487-1 Право на приобретение правового статуса частного охранника предоставляется гражданам, прошедшим профессиональное обучение для работы в качестве частного охранника и сдавшим квалификационный экзамен, и подтверждается удостоверением частного охранника.
Не вправе претендовать на приобретение правового статуса частного охранника лица:
- не являющиеся гражданами Российской Федерации;
- не достигшие восемнадцати лет;
- признанные решением суда недееспособными или ограниченно дееспособными;
- не представившие медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника;
- имеющие судимость за совершение умышленного преступления;
Данный перечень продолжается в статье 11.1. Закона N 2487-1.
Удостоверение частного охранника выдается сроком на пять лет. Срок действия удостоверения частного охранника может продлеваться в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Продление срока действия удостоверения частного охранника осуществляется только после прохождения профессионального обучения по программе повышения квалификации частных охранников в организациях, указанных в статье 15.2 настоящего Закона.
Получая статус частного охранника, гражданин предоставляет все справки в уполномоченный орган в сфере частной охранной деятельности. Законодательство не обязывает частного охранника иметь какие-либо справки при оказании охранных услуг.
Таким образом наличие статуса частного охранника подтверждает факт отсутствия судимости.
Кроме того, в соответствии с пунктом 10 Приказа МВД России от 27.09.2019 N 660 предоставление услуги по выдаче справок об отсутствии судимости осуществляется в течении 30 календарных дней, а также срок может быть продлен еще на 30 календарных дней.
В случае необходимости проверки соответствия охранника на отсутствие судимости, на момент исполнения обязательств по контракту, Заказчик вправе затребовать справку об отсутствии судимости, однако, срок предоставления такой справки должен быть не менее 60 календарных дней со дня, следующего за днем запроса такой справки у охранника.
Следовательно, довод заявителя является обоснованным, Заказчиком нарушены положения части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Относительно третьего довода жалобы Комиссия Управления поясняет следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 11 статьи 34 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить типовые условия контрактов, подлежащие применению заказчиками при осуществлении закупок.
Однако, в соответствии с пунктом 2.2.1 типового контракта, утвержденного Приказом Росгвардии от 01.06.2020 N 149 и подлежащего обязательному применению в соответствии с положениями части 11 статьи 34 Закона о контрактной системе, установлено что именно Заказчик обязан обеспечить Исполнителя информацией, помещениями и техническими средствами, необходимыми для выполнения обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, оборудовать рабочие места (посты) на объекте согласно Техническому заданию.
Положениями ГОСТ Р 52551-2016 "Системы охраны и безопасности. Термины и определения" установлено определение термина техническое средство охраны. Исходя из данного положения (п. 2.1.3.7) ТСО:
Конструктивно законченное устройство, выполняющее самостоятельные функции в составе системы, предназначенной для обеспечения охраны или безопасности объекта.
Детектор взрывчатых веществ является портативным средством визуального осмотра и не входит в состав системы охранной (охранно- пожарной) и тревожной сигнализации.
Заказчиком, согласно п.5 Описания объекта закупки определен перечень приспособлений, которыми обеспечивает сотрудников охраны Исполнитель. В остальной части, что касается технических средств охраны, систем контроля учета доступа на объект, постов и т.п., которые согласно проекту контракта обязан "оборудовать" Заказчик обеспечивает Заказчик.
В данном случае, при предъявлении требования по обеспечению сотрудников охраны детектором взрывчатых веществ, с целью обеспечения безопасности граждан и объектов Заказчика, нормы Закона о контрактной системе не нарушены.
Довод является необоснованным.
В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Комиссия Управления установила, что допущенные нарушения не повлияли на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в связи с чем решила обязательное для исполнения предписание не выдавать.
Жалоба ООО ЧОО "Илир" (ИНН: 2461029990; ОГРН: 1152468050680) от 03.11.2022 N11380/22 рассмотрена Комиссией Управления в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и Административного регламента ФАС России от 19 ноября 2014 N727/14 по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статей 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО ЧОО "Илир" (ИНН: 2461029990; ОГРН: 1152468050680) от 03.11.2022 N11380/22, на действия Заказчика - Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Сургутский многопрофильный центр для инвалидов", при проведении открытого конкурса в электронной форме, предметом которого является оказание услуг по охране объектов и территории (извещение N 0387200019222000224) частично обоснованной:
1.2. В установлении Заказчиком в приложении N4 к Извещению не предусмотренные действующим законодательством требования к детализирующим показателям оценки участника.
2.2. В части установления Заказчиком требования о наличии у сотрудников охраны прививочного сертификата с вакцинацией в соответствии с Приказом Минздрава России от 21.03.2014 N 125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям".
2.3. В части установления Заказчиком требования о наличии у сотрудников охраны справок об отсутствии судимости.
2. Признать в действиях Заказчика - Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Сургутский многопрофильный центр для инвалидов" нарушение положений части 9 статьи 32, части 3 статьи 7, части 3 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Обязательное для исполнения предписание не выдавать.
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе, к административной ответственности.
5. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Валиуллин Р.Р.
Члены Комиссии: Михайлова О.Н
Петухова Ю.А.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 15 ноября 2022 г. N 086/06/33-1588/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.11.2022